В статье рассмотрен опыт использования занимательного материала на уроках окружающего мира во 2 классе с целью повышения познавательного интереса.
Ключевые слова: познавательный интерес, занимательный материал, младшие школьники, окружающий мир.
Изучение путей повышения познавательного интереса является одной из актуальных проблем современной дидактики. Это обусловлено тем, что, во-первых, познавательный интерес является одним из значимых факторов учебной деятельности. Это связано с тем, что он является активатором остальных познавательных процессов.
Нами был апробирован опыт использования занимательного материала на уроках окружающего мира во 2 классе.
Были использованы такие материалы как электронные ресурсы, тренажеры и дидактические игры.
При выборе интерактивных ресурсов необходимо учитывать следующее: ресурс должен соответствовать индивидуальным и возрастным особенностям обучающихся, а также санитарно-гигиеническим навыкам, содержанию УМК, по которому обучается класс.
Начинать использовать интерактивные образовательные ресурсы необходимо постепенно, начиная вводить их на уроках. Если есть возможность, то можно использовать ресурсы для индивидуальной работы на уроке, но для этого у каждого обучающегося должен быть, как минимум, персональный планшет с доступом в глобальную сеть.
Наиболее доступный интерактивный образовательный ресурс для использования в начальной школе — это мультимедийная презентация. Презентации демонстрировались с помощью интерактивной доски. Мы использовали мультимедийные презентации к урокам русского языка и литературного чтения, последовательность слайдов соответствовала этапам урока, презентации содержали наглядный и демонстративный материал, опорные слова, тексты заданий, отрывки художественных текстов, аудио и видео фрагменты, а также анимацию. Это позволило сделать их красочными и привлекательными для обучающихся, повысить интерес к работе на уроке.
На уроке по теме урока «Отчего идёт дождь?», шаблон «фишбоуна» содержался в самой презентации, детям были предложены такие эмоции как радость, горе, страх, обида, злость, неуверенность, благодарность, детям было предложено распределить эти чувства на шаблоне, постаравшись ответить на вопросы «почему человек плачет» и «плакать вредно/полезно». Через этот прием достигалась большая степень интерактивности при работе с презентацией.
Второй тип ЭОР и ЦОР — это интерактивные тренажеры, которые представляют собой тесты и дидактические игры, также чаще всего оформленные в форме презентации, такие тренажеры использовались на уроках русского языка, математики, окружающего мира и во внеурочной деятельности, позволяя проводить контроль и проверку знаний в занимательной форме. Такие тренажеры использовались
Использование тренажеров на уроках позволило повысить интерес к урокам и учебную мотивацию, все тренажеры динамичные и красочные, обучающиеся выполняли такие задания с удовольствием.
В рамках данной работы рассмотрим возможности внедрения игровой деятельности на уроках по окружающему миру, в частности, внедрения дидактических игр. Цель дидактических игр — формирование у учащихся умения совмещать теоретические знания с практической деятельностью.
Для младших школьников целесообразно вводить дидактические игры: — с целью развития и корректировки познавательной активности (сравнение, восстановление и дополнение целого, извлечение лишнего, обобщение). — для развития речи; — для развития эмоционально-волевой сферы (игры-инсценировки, игры по элементами сюжета) [5].
Использование природного материала во время игр способствует развитию определенного анализатора (звук, вкус, осязание, запах), мышления и внимания (выделение существенных признаков, их сравнение и обобщение); умение описывать предметы и находить их по описанию; находить целое по части и часть по целому; группировать предметы по способу их применения; определять последовательность стадий развития растений и животных, объяснять их значение [3].
На формирующем этапе, проводились дидактические игры на уроках предмета «Окружающий мир».
Дидактические игры отбирались по следующим принципам:
– они не должны вызывать затруднений у младших школьников;
– содержание игры должно соответствовать программному содержанию;
– игра не должна требовать сложных материалов.
Игры проводились на разных этапах урока:
– на мотивационном этапе;
– на этапе формулировки темы и задач урока;
– на этапе повторения;
– на этапе закрепления новых знаний.
Для мотивационного этапа могут быть выбраны несложные игры, их содержание уже хорошо знакомо ученикам, их цель — создание интереса и ситуации успеха у детей. Эти же игры могут быть использованы на этапе повторения.
Рассмотрим для примера такие игры.
На уроке по теме «Земля и человечество» была использована дидактическая ролевая игра, в форме которой был построен весь урок. Дети разделены на четыре группы, группы сидят за разными столами. Каждая группа получает одну из табличек:
АСТРОНОМЫ ГЕОГРАФЫ
ИСТОРИКИ ЭКОЛОГИ
Далее всем 4-м группам предлагаются разные игры-задания.
1-я игра — «Разгадай кроссворд — найди ключевое слово». Каждая группа разгадывает свой кроссворд и находит ключевые слова.
Ключевое слово для астрономов — ВСЕЛЕННАЯ
Ключевое слово для географов– ПЛАНЕТА
Ключевое слово для историков — ПРОШЛОЕ
Ключевое слово для экологов — НАСТОЯЩЕЕ.
Далее проходит основная часть урока.
Обобщающий урок «Природные зоны России» был проведен в форме игры-путешествия. Класс делится на группы по пять человек следующим образом: пять открыток разрезают каждую на пять частей, каждый берет одну часть, а затем ученики собираются в группы, сложив рисунок-открытку. Выбирают капитанов. Капитаны команд выбирают карты (маршрутные листы) для своей группы. В игре пять станций: «Географическая», «Ботаническая», «Зоологическая», «Экологическая», «Игровая».
(Пять столов с названиями станций расположены в разных местах классной комнаты, за ними сидят пять ответственных (можно пригласить родителей или подготовить детей). На каждой станции каждый член группы получает карточку-задание и работает самостоятельно. Всем группам дается одинаковое время, по истечении которого карточки сдают, и группы переходят на следующую станцию. Ответственные проверяют сданные карточки и выставляют количество баллов (верных ответов) в листы контроля (Приложение).
Таким образом, было проведено 16 уроков окружающего мира с использованием такого занимательного материала, как интерактивные ресурсы и игровые упражнения, что позволило повысить уровень познавательной мотивации у младших школьников.
Литература:
- Активные и интерактивные образовательные технологии (формы проведения занятий) в высшей школе: учебное пособие / сост. Т. Г. Мухина. — Н. Новгород: ННГАСУ, 2013. — 165 с.
- Анохина, О. Е. Активизация познавательной деятельности при изучении нового материала на уроках окружающего мира / О. Е. Анохина // Начальная школа. — 2012. — No 12. — С. 53–55.
- Белоусова, Г. В. Использование активных методов обучения на уроке окружающего мира / Г. В. Белоусова // Начальная школа. — 2017. — No 7. — С. 39–43.
- Гайнуллова, Ф. С. Занимательный материал на уроках окружающего мира как средство формирования познавательного интереса младших школьников / Ф. С. Гайнуллова // «Ознакомление с окружающим миром в современном образовательном процессе»: материалы научно-практ. конф. / Департамент образования г. Москвы, Гос. автоном. образоват. учреждение высш. образования г. Москвы «Моск. гор. пед. ун-т», Ин-т педагогики и психологии образования, Каф. естественнонауч. дисциплин и методики их преподавания в нач. шк.; [ред.: Е. А. Алисов, Д. Ю. Добротин, Н. А. Рыжова (науч. ред.), М. С. Смирнова (сост., отв. ред.)]. — М., 2016. — С. 135–140.
- Леонтьев, В. Г. Формирование мотивации учебной деятельности учащихся / В. Г. Леонтьев. — Новосибирск: НГПИ, 1985. — 118 с.
- Петрова Д. В. Опыт использования занимательного материала на уроках окружающего мира для повышения познавательного интереса младших школьников. / Петрова Д. В. // NovaInfo.Ru: (Электронный журнал) — 2023. № 138