Особенности развития познавательного интереса в младшем школьном возрасте | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №22 (469) июнь 2023 г.

Дата публикации: 02.06.2023

Статья просмотрена: 1206 раз

Библиографическое описание:

Петрова, Д. В. Особенности развития познавательного интереса в младшем школьном возрасте / Д. В. Петрова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 22 (469). — С. 431-433. — URL: https://moluch.ru/archive/469/103516/ (дата обращения: 16.11.2024).



В статье рассмотрены теоретические аспекты изучения познавательного интереса в младшем школьном возрасте, обозначены подходы к его определению и особенности развития. Определено, что познавательный интерес имеет значимую роль в развитии учебной мотивации обучающегося, а также влияет на уровень его учебной успешности и овладением программного содержания по конкретным учебных дисциплинам.

Ключевые слова: младший школьный возраст, познавательный интерес, развитие, учебная деятельность.

Проблема развития познавательного интереса является давней и актуальной проблемой педагогики и психологии. Познавательный интерес является естественным образованием, которое присуще человеку, однако, несмотря на это, познавательный интерес не является врожденным, и его необходимо целенаправленно развивать.

Проблема развития познавательного интереса, его сущность и структура рассмотрены в работах Ю. К. Бабанский, O. K. Дусавицкий, Б. Г. Друзь, Г. Л. Щукина. Психологические аспекты обучения младших школьников, их возрастные возможности и особенности познавательной деятельности освещены в трудах Б. Г. Ананьева, Л. С. Выготского, Н. С. Добрынина, Д. Б. Эльконина, В. В. Крутецкого, А. Н. Леонтьева, С. Л. Рубинштейна и др.

Младший школьный возраст является началом школьного обучения, в этом период начинает закладываться фундамент знаний во многих областях и учебных предметах, активно развиваются все познавательные процессы. Высокий уровень познавательного интереса младшего школьника является одним из важных факторов развития познавательной активности, учебной мотивации, а, значит, и важным фактором успешности школьного обучения младшего школьника, его академической успеваемости и дальнейшего перехода к среднему звену.

Рассмотрим сначала понятие собственно интереса. В педагогическом словаре дается следующее определение: интерес представляет собой действительную причину поступков людей, стремление к изучению объектов или их явлений, а также к пониманию тех или иных видов деятельности. Его содержимое соотносят и с характерными особенностями социальных групп различной общности (общественные интересы), и с характерными особенностями личности (личностные интересы). В переводе с латинского слово «интерес» (interesse, от лат.) означает «иметь важное значение» [2].

Характеризуя понятие интереса, ученый Г. И. Щукина отмечает, что «в этом сложном отношении человека к предметному миру в органическом единстве взаимодействуют интеллектуальные, эмоциональные и волевые процессы» [11].

Сущность интереса раскрывает ученый Н. Г. Морозова. Она выделяет в его характеристике три обязательных момента:

1) положительные эмоции по отношению к деятельности;

2) наличие познавательной свойства этой эмоции;

3) наличие непосредственного мотива, идущего от самой деятельности, т. е. деятельность сама по себе привлекает и побуждает ею заниматься [7].

В основе любого вида человеческой деятельности лежит познавательное начало, творческий поиск, которые должны способствовать изменению окружающего мира. И. А. Зимняя по этому поводу предполагает, что «любую деятельность человек, одухотворённый познавательным интересом, совершает с большим пристрастием, более эффективно» [5].

Другой исследователь, М. А. Пастушкова считает, что «интерес связан с особым избирательным отношением человека к окружающему миру» [8].

По мнению Л. С. Выготского интересы являются основой для гармоничного развития личности ребенка в любом возрасте и вне зависимости от его личностных особенностей и социальной среды, так как «интересы имеют глобальное значение в жизни каждого ребенка. За то что бы помочь ребенку углубиться в саму суть его деятельности, несет ответственность интерес, который в свою очередь формирует его взгляды по отношению к этой действительности и также на общественные взгляды.

Таким образом, изучив некоторые определения и тезисы исследователей, мы можем сделать вывод о том, что значимым компонентом познавательного процесса является интерес, так как он является первоосновой развития способности индивида к восприятию, обработке, запоминанию, поиску и анализу информации.

Таким образом, можно отметить первую особенность развития познавательного интереса — он не является врожденным, однако, определяет и присутствует в практически всех видах человеческой деятельности.

Следующая значимая особенность познавательного интереса — он является сразу и средством, и целью обучения. Дидактическим средством познавательный интерес является потому, что без его достаточного уровня невозможна познавательная деятельность в принципе, если учащемуся не интересен учебный материал, деятельность на уроке, то отсутствует мотивация овладения знаниями, умениями, навыками, содержание учебной программы остается неусвоенным. У учеников с низким уровнем познавательного интереса, как правило, низкий уровень учебной мотивации, низкая учебная успеваемость, и они находятся в зоне риска по школьному неблагополучию.

С точки зрения целевого компонента обучения, высокий уровень познавательного интереса является обязательной частью познавательной компетентности, что особо важно в свете требований ФГОС НОО, благодаря сформированному познавательному интересу учащийся способен учиться не только в школе, но и на последующих ступенях образования, а также это обеспечивает склонность к самообразованию на протяжении всей последующей жизни [9].

В современной педагогике существует достаточно исследований, которые указывают на значимость познавательного интереса как составляющей части образовательной, воспитательной, развивающей функций обучения. Познавательный интерес может быть не только средством объективных факторов интенсификации обучения, но и выступать основным мотивом учебной деятельности школьников.

Исследования Н. М. Бибик, Н. Г. Морозовой, П. И. Розмыслова, Г. И. Щукиной и других авторов показали, что познавательные интересы у школьников возникают и закрепляются в зависимости от нескольких условий. В частности:

  1. Правильное соотношение нового и уже известного является существенным условием возникновения познавательного интереса у детей. Это означает, что школьники должны иметь какие-то знания о явлениях природы, что повлечет за собой более глубокий интерес к предмету. Учитель должен уметь в старом, известном показать новое содержание: признаки, свойства, отношения с другими объектами.
  2. Возможность использовать свою инициативу, активность для творческого преобразования предмета, что повышает интерес ученика к работе.
  3. Интерес возникает и поддерживается достигнутым успехом в деятельности.
  4. Огромное значение для повышения интереса имеет открытие для детей практического использования изученного материала, его применения в жизни.

Таким образом, анализ литературы показал, что познавательный интерес — это:

– важное формирование личности, складывающееся в процессе жизнедеятельности человека и создающееся в социальных условиях его существования, никаким образом не являющееся присущим человеку от рождения;

– сложное личностное образование, представляющее собой многообразие процессов мотивационной сферы.

Познавательный интерес является избирательным, так как познавательные возможности человека (например, объем внимания, памяти и т. д.) ограничены, поэтому индивид обращает внимание в первую очередь на то, что ему нужно и необходимо в данный момент, имеет какой-то смысл.

Литература:

  1. Актуальные вопросы формирования интереса в обучении / Под ред. Г. И. Щукиной. — М.: Просвещение, 2003.
  2. Башарин, В. Ф. Место и роль интереса в познавательной деятельности учащихся / В. Ф. Башарин. — М.: Просвещение, 1991.
  3. Выготский, Л. С. Психология развития человека / Л. С. Выготский. — М.: Изд-во Смысл; Изд-во Эксмо, 2005. — 1136 с.
  4. Дейкина А. Ю. Познавательный интерес: сущность и проблемы изучения / А. Ю. Дейкина. — М.: Просвещение, 2010. — С. 345.
  5. Морозова, Н. Г. Учителю о познавательном интересе / Н. Г. Морозова. — М.: Просвещение, 1979.
  6. Петрова Д. В. Особенности развития познавательного интереса в младшем школьном возрасте. / Петрова Д. В. // NovaInfo.Ru: (Электронный журнал) — 2023. № 138
Основные термины (генерируются автоматически): познавательный интерес, интерес, младший школьный возраст, высокий уровень, младший школьник, познавательная деятельность, учебная мотивация, человеческая деятельность, школьное обучение, Щукино.


Похожие статьи

Психолого-педагогические характеристики младшего школьного возраста в художественно-творческой деятельности

В данной статье составлена характеристика младшего школьника в контексте художественно-творческой деятельности. Для того, чтобы составить психолого-педагогическую характеристику младших школьников, следует обратить внимание на основные факторы: лично...

Специфика контроля сформированности коммуникативной компетенции как основа системы оценки достижения планируемых результатов при решении учебно-познавательных задач на уроках иностранного языка

Данная статья рассматривает требования к результатам освоения образовательной программы на основе метапредметных действий. Так как впервые в истории российского образования разработана система оценки достижения планируемых результатов, то более подро...

Социально-педагогическая работа по формированию ценностных ориентаций у младших подростков

В статье раскрыта актуальность проблемы формирования ценностных ориентаций у младших подростков, дано определение ценностных ориентаций, описаны особенности младшего подросткового возраста. В работе рассматриваются основные факторы, влияющие на стано...

Возможности развития эмоциональной компетентности у творчески одаренных подростков

В данной статье рассмотрены различные подходы к определению и изучению эмоционального интеллекта, указана взаимосвязь эмоциональной компетентности и эффективности деятельности. Особый акцент сделан на развитие эмоционального интеллекта у творчески од...

Педагогические условия патриотического воспитания младшего школьника

В данной статье рассматривается проблема патриотического воспитания младших школьников, анализируются теоретические основы данного процесса и проводится опытно-экспериментальная работа по его реализации. Исследование включает в себя первичную диагнос...

Организация преемственности подготовки дошкольников к восприятию универсальных учебных действий, осваиваемых в начальной школе

Статья посвящена преемственной связи детский сад — начальная школа. Под универсальными учебными действиями подразумевается совокупность способов действий, обусловленных осознанным отношением к совершаемой образовательной деятельности. Доказано, что п...

Ранняя профессионализация младших школьников как педагогическая проблема

В статье раскрывается актуальная педагогическая проблема ранней профессионализации младших школьников. Процесс ориентации детей на выбор профессии еще на ранних этапах образования имеет важное значение для их будущей карьеры. Особое внимание в статье...

Методологическая основа процесса эмоционально-эстетического развития младших школьников

Статья посвящена изучению методологической основы процесса эмоционально-эстетического развития младших школьников и основана на анализе психологических, педагогических и культурных аспектов, которые влияют на этот процесс. В работе рассматриваются сп...

Формирование социальной компетентности младших школьников

Статья раскрывает возможности формирования социальной компетентности младших школьников. Раскрывается и характеризуется понятие «социальная компетентность», его компонентный и уровневый состав. Представлены способы формирования социальной компетентно...

Развитие начал социальной активности у детей дошкольного возраста

Статья посвящена анализу педагогических основ развития начал социальной активности у детей дошкольного возраста. Социальная активность рассматривается автором как сквозной целевой ориентир государственной социальной политики России. Делается вывод о ...

Похожие статьи

Психолого-педагогические характеристики младшего школьного возраста в художественно-творческой деятельности

В данной статье составлена характеристика младшего школьника в контексте художественно-творческой деятельности. Для того, чтобы составить психолого-педагогическую характеристику младших школьников, следует обратить внимание на основные факторы: лично...

Специфика контроля сформированности коммуникативной компетенции как основа системы оценки достижения планируемых результатов при решении учебно-познавательных задач на уроках иностранного языка

Данная статья рассматривает требования к результатам освоения образовательной программы на основе метапредметных действий. Так как впервые в истории российского образования разработана система оценки достижения планируемых результатов, то более подро...

Социально-педагогическая работа по формированию ценностных ориентаций у младших подростков

В статье раскрыта актуальность проблемы формирования ценностных ориентаций у младших подростков, дано определение ценностных ориентаций, описаны особенности младшего подросткового возраста. В работе рассматриваются основные факторы, влияющие на стано...

Возможности развития эмоциональной компетентности у творчески одаренных подростков

В данной статье рассмотрены различные подходы к определению и изучению эмоционального интеллекта, указана взаимосвязь эмоциональной компетентности и эффективности деятельности. Особый акцент сделан на развитие эмоционального интеллекта у творчески од...

Педагогические условия патриотического воспитания младшего школьника

В данной статье рассматривается проблема патриотического воспитания младших школьников, анализируются теоретические основы данного процесса и проводится опытно-экспериментальная работа по его реализации. Исследование включает в себя первичную диагнос...

Организация преемственности подготовки дошкольников к восприятию универсальных учебных действий, осваиваемых в начальной школе

Статья посвящена преемственной связи детский сад — начальная школа. Под универсальными учебными действиями подразумевается совокупность способов действий, обусловленных осознанным отношением к совершаемой образовательной деятельности. Доказано, что п...

Ранняя профессионализация младших школьников как педагогическая проблема

В статье раскрывается актуальная педагогическая проблема ранней профессионализации младших школьников. Процесс ориентации детей на выбор профессии еще на ранних этапах образования имеет важное значение для их будущей карьеры. Особое внимание в статье...

Методологическая основа процесса эмоционально-эстетического развития младших школьников

Статья посвящена изучению методологической основы процесса эмоционально-эстетического развития младших школьников и основана на анализе психологических, педагогических и культурных аспектов, которые влияют на этот процесс. В работе рассматриваются сп...

Формирование социальной компетентности младших школьников

Статья раскрывает возможности формирования социальной компетентности младших школьников. Раскрывается и характеризуется понятие «социальная компетентность», его компонентный и уровневый состав. Представлены способы формирования социальной компетентно...

Развитие начал социальной активности у детей дошкольного возраста

Статья посвящена анализу педагогических основ развития начал социальной активности у детей дошкольного возраста. Социальная активность рассматривается автором как сквозной целевой ориентир государственной социальной политики России. Делается вывод о ...

Задать вопрос