Развитие эмоционального интеллекта у детей дошкольного возраста как педагогическая проблема | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №22 (469) июнь 2023 г.

Дата публикации: 01.06.2023

Статья просмотрена: 444 раза

Библиографическое описание:

Мачко, К. В. Развитие эмоционального интеллекта у детей дошкольного возраста как педагогическая проблема / К. В. Мачко. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 22 (469). — С. 415-418. — URL: https://moluch.ru/archive/469/103519/ (дата обращения: 16.11.2024).



В статье автор рассматривает основные теоретические аспекты развития эмоционального интеллекта у детей старшего дошкольного возраста. Дается определение понятия «эмоциональный интеллект» в трудах зарубежных и отечественных ученых. Отмечается важность развития эмоционального интеллекта в дошкольном возрасте. Автор также анализирует современные реалии организации условий работы по развитию эмоционального интеллекта в дошкольной образовательной организации (далее — ДОО).

Ключевые слова: эмоциональный интеллект, дошкольный возраст, дети дошкольного возраста, социальная сфера, умственный интеллект, развитие эмоционального интеллекта.

Актуальность развития эмоционального интеллекта у детей в ДОО не может быть недооценена, так как это является основой для успешного социального и эмоционального развития, что имеет важное значение для их будущей жизни.

«Эмоциональный интеллект — сумма навыков и способностей человека распознавать эмоции, понимать намерения, мотивацию и желания других людей и свои собственные, а также способность управлять своими эмоциями и эмоциями других людей в целях решения практических задач» [8].

«Идея эмоционального интеллекта в том виде, в котором этот термин существует, возникла из концепции социального интеллекта, которая была разработана такими авторами, как Эдуард Торндайк, Джой Гилфорд, Ганс Айзенк. С развитием когнитивной науки в определенный период времени слишком большое внимание было уделено информационным, «компьютерным» моделям интеллекта, и аффективный компонент мышления, по крайней мере в западной психологии, отошел на второй план» [1].

«Концепция социального интеллекта была именно той связью, которая связывает воедино аффективные и когнитивные аспекты познавательного процесса. В области социального интеллекта был разработан подход, который понимал человеческое познание не как «компьютер», а как когнитивно-эмоциональный процесс» [8].

Еще одной предпосылкой особого внимания к эмоциональному интеллекту была гуманистическая психология. «После того, как Авраам Маслоу представил концепцию самореализации в 1950-х годах, в западной психологии произошел «гуманистический бум», который вызвал серьезные интегральные исследования личности, сочетающие когнитивные и аффективные стороны человеческой природы» [4].

«Питер Салоуэй, один из исследователей гуманистической волны, опубликовал в 1990 году статью под названием «Эмоциональный интеллект», которая, как признается большинством в профессиональном сообществе, была первой публикацией на эту тему. Питер Салоуэ писал, что за последние несколько десятилетий представления об интеллекте и эмоциях радикально изменились. Разум перестал восприниматься как некая идеальная субстанция, эмоции — как главный враг интеллекта, и оба явления приобрели реальное значение в повседневной жизни человека» [6].

«Развитие моделей эмоционального интеллекта можно рассматривать как континуум между аффектом и интеллектом. Исторически первой была работа Салоу и Майера, и она включала только познавательные способности, связанные с обработкой информации об эмоциях. Затем в интерпретации был выявлен сдвиг в сторону усиления роли личностных характеристик» [6].

«Если «эмоциональный интеллект» интерпретируется как исключительно личностная характеристика, то само использование термина «интеллект» становится необоснованным» [3].

Развитие эмоционального интеллекта начинается еще в период дошкольного детства. Эмоциональный интеллект включает в себя умение чувствовать, понимать и управлять своими эмоциями и эмоциями других людей.

Хорошо развитый эмоциональный интеллект у детей дает возможность управлять стрессом, эффективно решать конфликтные ситуации и лучше взаимодействовать со сверстниками и взрослыми.

Родители и воспитатели могут способствовать развитию эмоционального интеллекта у детей, предоставляя им безопасную и поддерживающую среду, в которой они могут выражать свои эмоции и изучать их. Родители и педагоги могут также научить детей называть свои эмоции и учить их понимать эмоции других людей. Игры и различные активности, такие как сценарии и импровизация, могут помочь детям в изучении эмоциональных навыков. Дошкольные образовательные учреждения должны внедрять образовательно-воспитательные программы, которые способствуют развитию эмоционального интеллекта. Они могут включать в себя обучение управлению эмоциями, коммуникации и улучшению социальных навыков.

«По мнению В. Е. Лёвкина, основными составляющими эмоционального интеллекта являются:

1) способность осознавать у себя и других наличие определённых эмоций и чувств;

2) умение понимать причины появления определённых эмоций и чувств у себя и у других людей;

3) навыки управления эмоциональными состояниями (включая их выражение и использование).

В. Е. Лёвкин считает, что управлять эмоциональными состояниями и понимать чувства других людей крайне важно, как в личной жизни, так и в эмоциональной. Так же по мнению В. Е. Левкина, уровень эмоционального интеллекта отражает уровень психической зрелости человека. Эмоциональный интеллект низкого уровня характерен для детей, а также для не повзрослевших, инфантильных и эгоистичных взрослых, т. е. взрослых лишь биологически. Напротив, эмоциональный интеллект высокого уровня характерен для психически зрелых людей, обладающих активной жизненной позицией» [2].

Говоря в целом, развитие эмоционального интеллекта в дошкольном возрасте имеет важное значение для здорового развития детей и их будущего успеха.

В исследовании Филипповой О. Г., Терещенко М. Н., Батеновой Ю. В., Прохоровой А. А. 2021 года отмечено, что с помощью программы «Азбука эмоций», направленной на использование совместной деятельности детей и взрослых, разнообразие материалами развивающей предметно-пространственной среды, создающими положительное эмоциональное состояние ребенка, привлечение семьи к взаимодействию с ДОО по развитию эмоционального интеллекта, можно эффективно развить у дошкольников эмоциональный интеллект, что позволит быть успешным в социальной сфере.

«На контрольном этапе они выявили повышение уровня развития эмоционального интеллекта детей, позволив отметить позитивные изменения. Так, на констатирующем этапе исследования расхождение между контрольной и экспериментальной группами было незначительное: высокий уровень на 0 %, средний уровень на 4,2 %, низкий уровень на 4,2 %; на контрольном этапе опытно-экспериментальной работы расхождение в результатах увеличилось: высокий — на 8,3 %, средний — на 21 %, низкий — на 29,3 %, что является статистически значимым (Тэмп=45, при р <0,01)» [7].

«М. Н. Мартыненко разработала специализированный курс занятий, предназначенных для развития эмоционального интеллекта у детей дошкольного возраста. Она выдвинула гипотезу о том, что при проведении психолого-педагогических занятий, направленных на развитие таких компонентов эмоционального интеллекта как восприятие, анализ и оперирование эмоциональной информацией, у детей повышаются показатели уровня развития эмоционального интеллекта. Ею был использован экспериментально-генетический метод, который позволил активно воздействовать на участников исследования с целью развития у них определенных знаний, навыков или умений. Исходя из полученных автором результатов, можно сделать вывод, что дети, прошедшие диагностические процедуры, показали улучшение в выполнении задач, связанных с восприятием, анализом и обработкой информации эмоциональных состояний. Эти процессы считаются важными компонентами эмоционального интеллекта, согласно многим современным психологическим теориям. Их осуществление в сознании необходимо для эффективного решения когнитивно-эмоциональных задач. В результате проведенного курса обучения была подтверждена гипотеза исследования. В процессе эмпирического исследования также обнаружилась побочная переменная, сдерживающая эффективность проведения данного курса. Ей является низкая произвольность, как свойство психики воспитанников. Возможно, в случае низкого показателя произвольности у ребенка, нужно производить ряд мероприятий, направленных прежде всего на развитие у него способности к саморегуляции, поскольку это является первостепенной задачей. А затем включать детей в процесс группового обучения» [5].

На практике дошкольных учреждений воспитатели часто сталкиваются с проблемой, как развивать эмоциональный интеллект у ребенка. Для этого требуется дополнительная работа с педагогами, по повышению квалификации в вопросах, развития эмоционального интеллекта. Из опыта работы некоторых ДОО мы выявили, что организация условий для развития эмоционального интеллекта у дошкольников может представлять сложности. Перечислим наиболее распространенные проблемы в современных реалиях детских образовательных учреждений:

  1. Неэффективные методы обучения: Некоторые методы обучения, используемые для развития эмоционального интеллекта, могут быть неэффективными или неприемлемыми для некоторых детей.
  2. Отсутствие поддержки со стороны родителей: Родители могут не понимать важности развития эмоционального интеллекта у детей и не поддерживать их участие в таких занятиях.

Для решения данных проблем необходимо приложить большие усилия к образованию и повышению квалификации педагогов, а также выбору эффективных методов обучения и повышению осведомленности в вопросе развития эмоционального интеллекта у детей дошкольного возраста.

Таким образом, развитие эмоционального интеллекта у дошкольников на сегодняшний день является достаточно актуальной педагогической проблемой, так как оно необходимо для успешной социализации детей в обществе:

Во-первых, эмоциональный интеллект помогает детям понимать свои эмоции и реагировать на них правильно. Ребенок, который может управлять своими эмоциями, лучше умеет общаться со сверстниками и взрослыми, что помогает ему легче адаптироваться к различным социальным ситуациям. Кроме того, развитие эмоционального интеллекта у детей дошкольного возраста может помочь им справляться со стрессом и негативными эмоциями, которые могут возникать в их жизни.

Во-вторых, развитие эмоционального интеллекта у детей дошкольного возраста может помочь им развивать свои когнитивные навыки. Недавние исследования показали, что дети с высоким уровнем эмоционального интеллекта имеют более развитые когнитивные способности, такие как лучшее понимание причинно-следственных связей, более точное рассуждение и более продвинутое решение проблем.

В целом, развитие эмоционального интеллекта у детей дошкольного возраста имеет множество преимуществ, которые оказывают положительное влияние на их социальное и эмоциональное благополучие. Родители, педагоги и воспитатели могут помочь детям развивать свой эмоциональный интеллект путем создания подходящей среды, где дети могут свободно выражать свои эмоции, а также путем обучения социальным навыкам и эмоциональному регулированию. Такие усилия могут иметь долгосрочные выгоды и помочь детям стать более успешными и уверенными в себе в будущем.

Литература:

  1. Гиниятуллина Э. Д. Развитие эмоционального интеллекта дошкольника // Universum: психология и образование. 2019. № 2 (56). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/razvitie-emotsionalnogo-intellekta-doshkolnika
  2. Левкин В. Е. Тренинг эффективного общения. — М.: Берлин: Директ-Медиа, 2016.
  3. Люсин Д. В. Социальный интеллект. Теория, измерение, исследования. — М., 2004.
  4. Маслоу А. Самоактуализация // Психология личности. — М.: Изд-во МГУ, 1982. С. 71–72
  5. Мартыненко М. Н. Развитие эмоционального интеллекта у детей среднего дошкольного возраста // Сборник материалов Ежегодной международной научно-практической конференции «Воспитание и обучение детей младшего возраста». 2016. № 5. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/razvitie-emotsionalnogo-intellekta-u-detey-srednego-doshkolnogo-vozrasta
  6. Салоуэй П. Эмоциональный интеллект. — СПб.: Речь, 1990.
  7. Филиппова О. Г., Терещенко М. Н., Батенова Ю. В., Прохорова А. А. Развитие эмоционального интеллекта у детей дошкольного возраста // АНИ: педагогика и психология. 2021. № 4 (37). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/razvitie-emotsionalnogo-intellekta-u-detey-doshkolnogo-vozrasta
  8. Шабанов, С. Алешина А. Эмоциональный интеллект. Российская практика. М.: Манн, Иванов и Фербер, 2014.
Основные термины (генерируются автоматически): эмоциональный интеллект, дошкольный возраст, ребенок, развитие, эмоция, высокий уровень, социальный интеллект, западная психология, контрольный этап, социальная сфера.


Похожие статьи

Социальный интеллект дошкольников как психологический феномен

В статье использованы методы теоретического анализа социального интеллекта как психологического феномена. Рассмотрена специфика концептуальных подходов к проблеме развития социального интеллекта у дошкольников. Установлено, что социальный интеллект р...

Детско-родительские отношения как фактор влияния на развитие социального интеллекта ребёнка

В данной статье раскрывается феномен «социальный интеллект». Рассмотрены основные точки зрения отечественных авторов по данной проблеме. Охарактеризованы особенности детско-родительских отношений в семьях, воспитывающих детей подросткового возраста. ...

Возможности развития эмоциональной компетентности у творчески одаренных подростков

В данной статье рассмотрены различные подходы к определению и изучению эмоционального интеллекта, указана взаимосвязь эмоциональной компетентности и эффективности деятельности. Особый акцент сделан на развитие эмоционального интеллекта у творчески од...

Развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста: проблемы и пути решения

В статье авторы рассматривают проблему развития познавательной активности, исследовательского поведения детей дошкольного возраста; проанализированы результаты диагностики уровня познавательной активности детей старшего дошкольного возраста, представ...

Развитие начал социальной активности у детей дошкольного возраста

Статья посвящена анализу педагогических основ развития начал социальной активности у детей дошкольного возраста. Социальная активность рассматривается автором как сквозной целевой ориентир государственной социальной политики России. Делается вывод о ...

Художественно-эстетическое воспитание детей младшего школьного возраста в условиях дополнительного образования

Автором статьи актуализируется вопрос о необходимости формирования художественно-эстетического вкуса в младшем школьном возрасте посредством изобразительного искусства в условиях дополнительного образования. Именно эта возрастная категория является н...

Экспериментальное исследование эстетического воспитания детей старшего дошкольного возраста с нарушением интеллекта средствами изобразительного искусства

В статье рассматриваются особенности эстетического воспитания детей старшего дошкольного возраста с нарушением интеллекта. Отмечено важное значение эстетического воспитания в развитии личности ребенка с нарушением интеллекта, его социализации и интег...

Формирование основ экологической культуры у детей дошкольного возраста

Проблемой исследования является раскрытие основ формирования экологической культуры у детей дошкольного возраста. Предполагается, что формирование основ экологической культуры у дошкольников можно осуществлять в рамках реализации всех образовательных...

Арт-терапия как средство коррекции нарушений коммуникативного взаимодействия детей старшего дошкольного возраста

Статья посвящена анализу трудностей коммуникативного взаимодействия детей старшего дошкольного возраста. Изучены проблемные аспекты коммуникации в рассматриваемом возрасте. Дано определение и рассмотрена значимость арт-терапии. Определены концептуаль...

К проблеме дезадаптации детей младшего дошкольного возраста при поступлении в дошкольную образовательную организацию

В статье описаны сложности адаптационного процесса, возникающие у детей младшего дошкольного возраста при поступлении в ДОО (дошкольную образовательную организацию). Представлен диагностический комплекс, позволяющий провести исследование адаптации, а...

Похожие статьи

Социальный интеллект дошкольников как психологический феномен

В статье использованы методы теоретического анализа социального интеллекта как психологического феномена. Рассмотрена специфика концептуальных подходов к проблеме развития социального интеллекта у дошкольников. Установлено, что социальный интеллект р...

Детско-родительские отношения как фактор влияния на развитие социального интеллекта ребёнка

В данной статье раскрывается феномен «социальный интеллект». Рассмотрены основные точки зрения отечественных авторов по данной проблеме. Охарактеризованы особенности детско-родительских отношений в семьях, воспитывающих детей подросткового возраста. ...

Возможности развития эмоциональной компетентности у творчески одаренных подростков

В данной статье рассмотрены различные подходы к определению и изучению эмоционального интеллекта, указана взаимосвязь эмоциональной компетентности и эффективности деятельности. Особый акцент сделан на развитие эмоционального интеллекта у творчески од...

Развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста: проблемы и пути решения

В статье авторы рассматривают проблему развития познавательной активности, исследовательского поведения детей дошкольного возраста; проанализированы результаты диагностики уровня познавательной активности детей старшего дошкольного возраста, представ...

Развитие начал социальной активности у детей дошкольного возраста

Статья посвящена анализу педагогических основ развития начал социальной активности у детей дошкольного возраста. Социальная активность рассматривается автором как сквозной целевой ориентир государственной социальной политики России. Делается вывод о ...

Художественно-эстетическое воспитание детей младшего школьного возраста в условиях дополнительного образования

Автором статьи актуализируется вопрос о необходимости формирования художественно-эстетического вкуса в младшем школьном возрасте посредством изобразительного искусства в условиях дополнительного образования. Именно эта возрастная категория является н...

Экспериментальное исследование эстетического воспитания детей старшего дошкольного возраста с нарушением интеллекта средствами изобразительного искусства

В статье рассматриваются особенности эстетического воспитания детей старшего дошкольного возраста с нарушением интеллекта. Отмечено важное значение эстетического воспитания в развитии личности ребенка с нарушением интеллекта, его социализации и интег...

Формирование основ экологической культуры у детей дошкольного возраста

Проблемой исследования является раскрытие основ формирования экологической культуры у детей дошкольного возраста. Предполагается, что формирование основ экологической культуры у дошкольников можно осуществлять в рамках реализации всех образовательных...

Арт-терапия как средство коррекции нарушений коммуникативного взаимодействия детей старшего дошкольного возраста

Статья посвящена анализу трудностей коммуникативного взаимодействия детей старшего дошкольного возраста. Изучены проблемные аспекты коммуникации в рассматриваемом возрасте. Дано определение и рассмотрена значимость арт-терапии. Определены концептуаль...

К проблеме дезадаптации детей младшего дошкольного возраста при поступлении в дошкольную образовательную организацию

В статье описаны сложности адаптационного процесса, возникающие у детей младшего дошкольного возраста при поступлении в ДОО (дошкольную образовательную организацию). Представлен диагностический комплекс, позволяющий провести исследование адаптации, а...

Задать вопрос