В статье автор пытается определить особенности судебного порядка защиты нарушенных прав перевозчика.
Ключевые слова: автомобильный транспорт, составление акта, перевозка грузов, исковое заявление, акт, перевозчик.
Автомобильный транспорт является самым распространенным и востребованным способом перевозки грузов. Он активно используется во всем мире. В России автомобильный транспорт стабильно удерживает позиции основного перевозчика, беря на себя по тоннажу около 70 процентов внутреннего груза по данным Федеральной службы государственной статистики. Это, в первую очередь, связано с огромной площадью нашей страны. Автомобильный транспорт обладает множеством преимуществ, выгодно отличающих его и от железнодорожного, и от морского, и от авиационного.
При таком большом объеме перевозок логичен рост количества судебных разбирательств по транспортным договорам. Так, согласно сводным статистическим сведениям о деятельности федеральных арбитражных судов за 2021 год в первую инстанцию поступило 26 768 дел по договорам перевозки грузов автомобильным транспортом, а в 2022 году 31 152 дел соответственно [1]. Таким образом, за год количество поступивших в суд дел по договорам перевозки груза автомобильным транспортом выросло на 16 %.
При всём этом бОльший экономический ущерб несут перевозчики, многие из которых субъекты малого бизнеса или индивидуальные предприниматели. Для них судебные тяжбы наиболее затратны.
В данной статье будут выделены особенности судебного порядка защиты нарушенных прав перевозчика, нюансы составления актов, предъявления претензий и исков.
Для начала необходимо определить обстоятельства, являющиеся основанием для возникновения ответственности перевозчиков, грузоотправителей, грузополучателей при перевозках грузов или предоставлении транспортных средств для перевозок грузов. Данные обстоятельства удостоверяются актами или отметками в транспортных накладных, путевых листах, сопроводительных ведомостях, предусмотренных п.1 ст. 38 Федерального законом «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта» (далее — Устав) [2, ст. 38]. Порядок составления актов и проставления отметок в документах, устанавливается правилами перевозок грузов автомобильным транспортом (п. 2 ст. 38 Устава) [2, ст. 38].
Порядок составления актов регламентируется положением № 7 Постановления Правительства РФ «Об утверждении Правил перевозок грузов автомобильным транспортом и о внесении изменений в пункт 2.1.1 Правил дорожного движения Российской Федерации» (далее — ППГАТ) [3, п. 7].
Акт составляется в следующих случаях:
1) невывоз по вине перевозчика груза, предусмотренного договором перевозки груза;
2) непредоставление транспортного средства и контейнера под погрузку;
3) утрата или недостача груза, повреждения (порчи) груза;
4) непредъявление для перевозки груза, предусмотренного договором перевозки груза;
5) отказ от пользования транспортным средством, предоставляемым на основании договора фрахтования;
6) просрочка доставки груза;
7) задержка (простой) транспортных средств, предоставленных под погрузку и выгрузку;
8) задержка (простой) контейнеров, принадлежащих перевозчику и предоставленных под погрузку.
Акт составляется заинтересованной стороной в день обнаружения обстоятельств, подлежащих оформлению актом. При невозможности составить акт в указанный срок он составляется в течение следующих суток. В случае уклонения перевозчиков, грузоотправителей, грузополучателей от составления акта соответствующая сторона вправе составить акт без участия уклоняющейся стороны, предварительно уведомив ее в письменной форме о составлении акта, если иная форма уведомления не предусмотрена договором перевозки груза.
Отметки в транспортной накладной и заказе-наряде о составлении акта осуществляют должностные лица, уполномоченные на составление актов.
Акт содержит:
1) дату и место составления акта;
2) фамилии, имена, отчества и должности лиц, участвующих в составлении акта;
3) краткое описание обстоятельств, послуживших основанием для составления акта;
4) в случае утраты или недостачи груза, повреждения (порчи) груза — их описание и фактический размер;
5) подписи участвующих в составлении акта сторон.
В случае, утраты или недостачи груза, повреждения (порчи) груза, к акту прилагаются результаты проведения экспертизы для определения размера фактических недостачи и повреждения (порчи) груза, при этом указанный акт должен быть составлен в присутствии водителя.
В случае отказа от подписи лица, участвующего в составлении акта, в акте указывается причина отказа.
Акт составляется в количестве экземпляров, соответствующем числу участвующих в его составлении лиц, но не менее чем в 2 экземплярах. Исправления в составленном акте не допускаются.
В транспортной накладной, заказе-наряде, путевом листе и сопроводительной ведомости должна быть сделана отметка о составлении акта, содержащая краткое описание обстоятельств, послуживших основанием для ее проставления, и размер штрафа.
В случае несоблюдения какого-либо положения при составлении акта в большинстве последующих случаях возможно признание его недействительным. Так, арбитражный суд Республики Татарстан вынес решение от 8 августа 2017 г. по делу № А65–5767/2017 [5], в котором перевозчик «Техно Транс» (истец) взыскал задолженность за перевозки грузов по договору ПГАТ с грузоотправителя «ТЛК «Магистраль» (ответчик). В свою очередь, ответчик подал встречный иск о взыскании стоимости поврежденного груза, который не был удовлетворен. В процессе перевозки из-за разрыва тента произошло намокание части груза, в результате чего груз пришел в негодность. Изучив все материалы по делу, суд решил требования истца по взысканию задолженности с ответчика за перевозки грузов удовлетворить и отказать ответчику по встречному иску о взыскании суммы ущерба, так как акт о повреждении груза, представленный ответчиком, не содержал сведений о наименовании и количестве поврежденного товара, что противоречит ст. 82 правил перевозок грузов автомобильным транспортом [3, ст. 82], и не была проведена экспертиза. Кроме того акт об установленном расхождении не содержит сведений о накладной, по которой происходила приемка товара, а также не содержит подписи водителя. Согласно ст. 82 ППГАТ [3, ст. 82], в случае уклонения перевозчиков от составления акта соответствующая сторона вправе составить акт без участия уклоняющейся стороны, предварительно уведомив ее в письменной форме о составлении акта [3, ст. 82]. В адрес ООО «Техно Транс» не поступало уведомлений от ООО «ТЛК «Магистраль» о каких-либо обстоятельствах, подлежащих оформлению актом. Также данный акт был составлен через 6 дней, что является нарушением статьи 80 ППГАТ, согласно которой акт составляется заинтересованной стороной в день обнаружения обстоятельств, подлежащих оформлению актом [3, ст. 80]. При невозможности составить акт в указанный срок он составляется в течение следующих суток. Получается, что акт вообще составлялся в отсутствие водителя, что влечет его недействительность и недопустимость как доказательства факта причинения ущерба. Таким образом, в данном деле грузоотправителем были нарушены ряд положений о составлении актов при повреждении груза, что привело к их последующей недействительности и проигрышу в суде.
Порядок предъявления претензий перевозчикам регламентируется положением № 7 ППГАТ.
Претензии предъявляются перевозчикам по месту их нахождения в письменной форме в течение срока исковой давности, установленного статьей 42 Устава [2, ст. 42].
Право на предъявление к перевозчикам претензий в досудебном порядке имеют лица, заключившие договоры перевозки, грузополучатели, а также страховщики, выплатившие страховое возмещение в связи с ненадлежащим исполнением перевозчиками своих обязательств по перевозкам грузов, предоставлению транспортных средств для перевозок грузов.
Порядок оформления претензий устанавливается ППГАТ [3]. Претензия содержит:
1) дату и место составления;
2) полное наименование (фамилия, имя и отчество), адрес места нахождения (места жительства) лица, подавшего претензию;
3) полное наименование (фамилия, имя и отчество), адрес места нахождения (места жительства) лица, к которому предъявляется претензия;
4) краткое описание обстоятельств, послуживших основанием для подачи претензии;
5) обоснование, расчет и сумма претензии по каждому требованию;
6) перечень прилагаемых документов, подтверждающих обстоятельства, изложенные в претензии (акт и транспортная накладная, заказ-наряд с отметками и др.);
7) фамилию, имя и отчество, должность лица, подписавшего претензию, его подпись.
Претензия составляется в 2 экземплярах, один из которых отправляется перевозчику, а другой — остается у лица, подавшего претензию.
В соответствии со ст. 41 Устава [2, ст. 41] при предъявлении претензий в порядке, установленном ст. 39 Устава [2, ст. 39], иски к перевозчикам, возникшие в связи с осуществлением перевозок грузов или предоставлением транспортных средств для перевозок грузов, могут быть предъявлены в случаях полного или частичного отказа перевозчиков удовлетворить претензии либо в случаях неполучения от перевозчиков ответов на претензии в течение тридцати дней со дня получения ими соответствующих претензий.
Перевозчики, в свою очередь, составляют акты, претензии, предъявляют их своему контрагенту по договору перевозки грузов автомобильным транспортом по тем же положениям установленным гл. 7 Устава [2, гл. 7].
Перевозчики предъявляют претензии на основании нарушения заказчиком своих обязательств перед перевозчиком, вытекающих из положений ст. 307, 309, 314, 395, 785 Гражданского кодекса РФ (далее — ГК РФ) [4], ст. 35 Устава [2, ст. 35] и так далее по другим обязательствам и соглашениям установленным между сторонами договора перевозки грузов автомобильным транспортом.
Согласно ст. 42 Устава [2, ст. 42] срок исковой давности по требованиям, вытекающим из договоров перевозок составляет один год. Указанный срок исчисляется со дня наступления события, послужившего основанием для предъявления претензии или иска, в том числе в отношении:
1) возмещения ущерба, причиненного недостачей, повреждением (порчей) багажа, груза, со дня выдачи багажа, груза;
2) возмещения ущерба, причиненного утратой багажа, со дня признания багажа утраченным;
3) возмещения ущерба, причиненного утратой груза, со дня признания груза утраченным;
4) просрочки доставки багажа, груза со дня выдачи багажа, груза.
Таким образом, обстоятельства, которые являются основаниями для возникновения ответственности субъектов договора перевозки грузов автомобильным транспортом должны удостоверяться актами и отметками в транспортных документах. Несоблюдения порядка составления какого-либо акта может привести к последующей невозможности отстоять свои законные права и интересы в суде. При невозможности достижения сторонами по договору перевозки груза автомобильным транспортом консенсуса в разногласиях — спор передается для дальнейшего его разрешения в суд, но только после соблюдения претензионного досудебного порядка урегулирования спора, иначе суд оставит исковое заявление без рассмотрения, как в деле № А56–1135/2020 [6] по иску ООО «Фабрика мебели Таралина» к ООО «ПИТЕР-ТЭК». Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области вынес определение об оставлении искового заявления без рассмотрения, так как истцом не был соблюден претензионный порядок урегулирования спора с ответчиком. Согласно ст. 4 Арбитражного процессуального кодекса РФ (далее — АПК РФ) [7, ст. 4] стороны по договору перевозки грузов автомобильным транспортом могут подать исковое заявление в суд по истечению тридцати календарных дней со дня направления претензии, если иной срок не установлен законом или договором. В данном деле истец направил претензию за 30 дней по электронной почте на служебную почту ответчика, ввиду отсутствия возможности направления письма почтой, и через 30 дней подал исковое заявление в суд. В своем отзыве на исковое заявления ответчик указывает о несоблюдением истцом досудебного порядка урегулирования спора, так как оригинал претензии был отправлен почтой России уже позже вместе с исковым заявлением. В возражении истца на отзыв ответчика доводы о соблюдении досудебного порядка урегулирования спора путем получения ответчиком претензии на электронную почту были оставлены судом без внимания.
Таким образом, на основании вышеизложенной информации и примеров из реальных дел делаем вывод, что судебная защита перевозчиком своих прав имеет ряд особенностей. Это выражено не только в сроке исковой давности, но и в специфике оформления и предъявления актов, претензий, транспортных документов.
Литература:
- Официальная статистика. Транспорт. — Текст: электронный // Федеральная служба государственной статистики: [сайт]. — URL: https://rosstat.gov.ru/statistics/transport (дата обращения: 31.05.2023).
- Федеральный закон от 08.11.2007 N 259-ФЗ (ред. от 18.03.2020) «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта» // Собрание законодательства РФ. — 2007. — № 46. — Ст. 5555.
- Постановление Правительства РФ от 21.12.2020 N 2200 «Об утверждении Правил перевозок грузов автомобильным транспортом и о внесении изменений в пункт 2.1.1 Правил дорожного движения Россиской Федерации» // Собрание законодательства РФ. — 2020. — № 52 (Часть II). — Ст. 8877.
- Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть первая от 30.11.1994 № 51-ФЗ (ред. от 14.04.2023, с изм. от 16.05.2023) (с изм. и доп., вступ. в силу с 28.04.2023) // Собрание законодательства РФ. — 1994. — № 32. — Ст. 3301.
- Решение арбитражного суда Республики Татарстан от 08.08.2017 г. по делу № А65–5767/2017. — Текст: электронный // Арбитражные суды: [сайт]. — URL: https://sudact.ru/arbitral/doc/wF0Rb9dRv76T/ (дата обращения: 31.05.2023).
- Определение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 11.02.2020 г. по делу № А56–11315/2020 г. — Текст: электронный // Арбитражные суды: [сайт]. — URL: https://kad.arbitr.ru/Card/a0034bcc-7dc6–4b07–865e-9c1c81b5cc9d (дата обращения: 31.05.2023).
- Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации от 24.07.2002 N 95-ФЗ (ред. от 18.03.2023) // Собрание законодательства РФ. — 2002. — № 30. — Ст. 3012.