В статье рассмотрены особенности правового регулирования труда медицинских работников. Дана характеристика нормативно-правовых актов, регулирующих трудовые отношения медицинских работников.
Ключевые слова: медицинский работник, Трудовой кодекс Российской Федерации, оплата труда, дополнительный отпуск.
Здоровое трудоспособное население является основой любого государства, так как именно оно представляет собой залог прогрессивного развития общества, а также успешного экономического роста страны. Важную роль в сохранении и поддержания здоровья населения принадлежит медицинским работникам. Именно поэтому государство закрепляет и регулирует труд медицинских работников путём принятия различных нормативно-правовых актов.
Говоря о правовом регулировании труда медицинских работников, необходимо отметить, что его основу помимо непосредственно государственного законодательства составляют также общепризнанные принципы и нормы международного права. На сегодняшний день Российская Федерация состоит в таких международных организациях как Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ), Всемирная медицинская ассоциация (ВМА) и др. Данные организации являются независимыми и в своей политике придерживаются нейтралитета. Их цели и задачи носят исключительно гуманитарный характер и заключаются в предоставлении международных рекомендаций в области здравоохранения, в создании и распространении соответствующих технологий и стандартов здравоохранения.
Акты, исходящие от этих организаций, носят рекомендательный характер, утверждают общие принципы регулирования отношений в сфере здравоохранения, провозглашают различные стандарты и правила всеобщего характера. Так, например, Всемирной организацией здравоохранения (ВОЗ) были изданы следующие рекомендации: «Аналитическая записка ВОЗ: эпиднадзор за COVID-19» от 11 апреля 2023 г. [1], рекомендации касательно физической активности от 5 октября 2022 г. [2], рекомендации о здоровом питании от 31 августа 2018 г. [3] и иные.
На государственном уровне регулирование отношений, возникающих в сфере медицины, осуществляется в первую очередь Конституцией Российской Федерации. Основной закон Российской Федерации в части 1 статьи 41 провозглашает, что каждый человек имеет право на охрану здоровья, а также право на получение медицинской помощи [4]. Претворяя это положение в жизнь, государство стремится обеспечить население страны возможностью получить бесплатную медицинскую помощь, выделяет денежные средства на строительство и улучшение медицинских учреждений, оснащение медицинских учреждений необходимыми аппаратами и технологиями, и конечно же заботится о привлечении человеческих ресурсов — медицинских работников, путем установления для них различных гарантий, улучшения условий труда и т. п.
Положения конституционных норм находят своё развитие в Трудовом кодексе Российской Федерации (далее — ТК РФ) [5], который является основным нормативно-правовым актом, регулирующим отношения в любой трудовой деятельности. В ТК РФ имеется несколько статей (например, ст. ст. 92, 142, 350), в которых так или иначе затрагивается положение медицинских работников, но ни в одной из них не закреплено определение понятия «медицинский работник». Данное определение можно обнаружить в Федеральном законе от 21.11.2011 г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», который, помимо вышеназванных нормативно-правовых актов, также распространяет своё действие на медицинских работников и на их трудовые функции. Так, под медицинским работником понимается «физическое лицо, которое имеет медицинское или иное образование, работает в медицинской организации и в трудовые (должностные) обязанности которого входит осуществление медицинской деятельности, либо физическое лицо, которое является индивидуальным предпринимателем, непосредственно осуществляющим медицинскую деятельность» [6]. Некоторые сомнения вызывает словосочетание «иное образование», которое подразумевает, что медицинский работник не обязательно должен иметь медицинское образование. То есть имеется вероятность, что не каждый медицинский работник может знать, какие действия он должен предпринять, чтобы оказать медицинскую помощь человеку, и вследствие этого он может усугубить ситуацию, нанеся вред здоровью человека. Также данное выражение в некотором роде свидетельствует о снижении уровня требований к профессии врача, что не является целесообразным.
Говоря о некоторых особенностях правового регулирования труда медицинских работников в первую очередь необходимо сказать о рабочем времени. Согласно статье 350 ТК РФ для медицинских работников устанавливается сокращенная продолжительность рабочего времени не более 39 часов в неделю. Также в указанной статье закреплено, что в зависимости от должности и (или) специальности продолжительность рабочего времени медицинских работников определяется Правительством Российской Федерации [5]. Так, например, для медицинских работников, непосредственно осуществляющих гамма-терапию и экспериментальное гамма-облучение гамма-препаратами в радиоманипуляционных кабинетах и лабораториях рабочее время составляет 24 часа в неделю [7].
Сокращённая продолжительность рабочего времени для медицинских работников установлена по весьма понятным причинам: медицинские работники сталкиваются с опасными и вредными условиями в процессе выполнения своих трудовых функций; подвергаются излучению от различных аппаратов (например, рентгеновское излучение); их нервная система находится в постоянном напряжении в связи с тем, что они чувствуют ответственность за жизнь и здоровье пациента; слишком большой объём работы может привести как к физическому, так и к эмоциональному перенапряжению.
Важное место в правовом регулировании трудовой деятельности медицинских работников занимает вопрос оплаты труда. Согласно статье 120 ТК РФ заработная плата (оплата труда работника) представляет собой вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты и стимулирующие выплаты.
Анализируя положения статьи 120 ТК РФ можно прийти к выводу, что заработную плату медицинского работника составляют три элемента:
1) оклад (должностной оклад) — фиксированный размер оплаты труда работника за исполнение трудовых (должностных) обязанностей определенной сложности за календарный месяц без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат;
2) компенсационные выплаты — доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера;
3) стимулирующие выплаты — доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты [5].
Федеральные органы государственной власти конкретизируют и дополняют нормы ТК РФ относительно оплаты труда медицинских работников путем принятия различных правовых актов (например, Приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 29 декабря 2007 г. N 822 «Об утверждении Перечня видов выплат компенсационного характера в федеральных бюджетных, автономных, казенных учреждениях и разъяснения о порядке установления выплат компенсационного характера в этих учреждениях»). Также государство может принимать правовые акты, в которых устанавливает меры дополнительной социальной поддержки медицинским работникам (например, Постановление Правительства РФ от 31 декабря 2022 г. № 2568 «О дополнительной государственной социальной поддержке медицинских работников медицинских организаций, входящих в государственную и муниципальную системы здравоохранения и участвующих в базовой программе обязательного медицинского страхования либо территориальных программах обязательного медицинского страхования»).
В рамках рассматриваемой темы необходимо также сказать, что согласно законодательству отдельным категориям медицинских работников может быть предоставлен ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск. Например, медицинские работники, осуществляющие диагностику и лечение ВИЧ-инфицированных, а также лица, работа которых связана с материалами, содержащими вирус иммунодефицита человека могут рассчитывать на 14 календарных дней дополнительного отпуска [8].
Помимо надбавок к зарплате, дополнительных выплат и отпуска законодателем предоставляется множество других гарантий медицинским работникам, а именно: профессиональная переподготовка и повышение квалификации за счёт средств работодателя; прохождение аттестации для получения квалификационной категории; поощрение труда в соответствии с уровнем сложности работы и другие [6].
Таким образом, исходя из всего вышесказанного, можно заключить, что в России труд медицинских работников закрепляется и регулируется широким перечнем различных нормативно-правовых актов, которые обязательны для исполнения как на территории страны в целом, так и на территориях её субъектов. Некоторые нормативно-правовые акты имеют пробелы, что может негативно сказаться на качестве предоставляемых услуг медицинского характера. Однако, несмотря на это, труд медицинских работников уважается и высоко ценится, и государство предпринимает необходимые меры для улучшения трудовых отношений в области здравоохранения.
Литература:
- Аналитическая записка ВОЗ: эпиднадзор за COVID-19 [Электронный ресурс] // URL: https://apps.who.int/iris/bitstream/handle/10665/366741/WHO-2019-nCoV-Policy-Brief-Surveillance-2023.1-rus.pdf
2. Физическая активность [Электронный ресурс] // URL: https://www.who.int/ru/news-room/fact-sheets/detail/physical-activity
3. Здоровое питание [Электронный ресурс] // URL: https://www.who.int/ru/news-room/fact-sheets/detail/healthy-diet
- Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) // СПС «КонсультантПлюс» [Электронный ресурс] (дата обращения: 31.05.2023).
- Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 № 197-ФЗ (ред. от 19.12.2022, с изм. и доп. от 11.04.2023) // СПС «КонсультантПлюс» [Электронный ресурс] (дата обращения: 31.05.2023).
- Федеральный закон от 21.11.2011 N 323-ФЗ (ред. от 28.04.2023) «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» // СПС «КонсультантПлюс» [Электронный ресурс] (дата обращения: 31.05.2023).
- Постановление Правительства РФ от 14.02.2003 № 101 (ред. от 24.12.2014) «О продолжительности рабочего времени медицинских работников в зависимости от занимаемой ими должности и (или) специальности»// СПС «КонсультантПлюс» [Электронный ресурс] (дата обращения: 31.05.2023).
- Постановление Правительства РФ от 06.06.2013 № 482 (ред. от 23.06.2014) «О продолжительности ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска за работу с вредными и (или) опасными условиями труда, предоставляемого отдельным категориям работников» // СПС «КонсультантПлюс» [Электронный ресурс] (дата обращения: 31.05.2023).