Армения — древнейшее государство, первым принявшее христианство. В этой статье автор рассматривает ландшафтно-иллюстрируемый процесс становления Армении христианским центром, и отражение этого в формировании территориально развитого ландшафтного музея-заповедника.
Выявлены две основные задачи для формирования парков-музеев и способы их реализации.
В статье показано, что архитектура и ландшафты Армении хранят долгую историю целой культуры, перехода Армении от язычества к христианству. Предлагается проект по созданию трехъядерного ландшафтного музея-заповедника из дисперсно-расположенных парков-музеев от музея-заповедника Гарни до монастырского комплекса Гегард, благоустраивая весь путь между историческими объектами и с новым парком-музеем, посвященным апостолу Фаддею и его деятельности в Армении. Два исторически значимых объекта Гарни и Гегард соединяются одним общим путем не только в транспортном ключе, но и библейские мотивы подкрепляют важность исследуемой территории.
Ключевые слова: Армения, христианство, ландшафтная архитектура, музей-заповедник.
Армения, расположенная в горном регионе Закавказья, считается одним из древнейших христианских государств в мире. Принятие христианства стало ключевым моментом в истории Армении и привело к ее трансформации в центр христианской веры.
Музей-заповедник Гарни является уникальным культурным объектом, расположенным на территории древнего города Гарни, который был построен в V веке до н. э. Он был объявлен как музей-заповедник только в 1943 году, но привлекает множество туристов и ученых со всего мира по сей день. Формирование развитого ландшафтно-архитектурного музея-заповедника обусловлено необходимостью увеличения интереса к историческим местам и повышения комфорта посещения для туристических потоков. В монументальной и ландшафтной формах планируется детальная экспозиция, показывающая, что христианство появилось в I веке н. э. Это было время, когда апостолы Иисуса Христа начали распространять новое учение о христианстве. Христианство пришло в регион через дорогу шелкового пути и соприкосновение армянской культуры с греческой и римской цивилизациями. [1]
Ранние христианские проповедники, такие как апостолы Фаддей и Варфоломей, сыграли важную роль в распространении христианства в Армении. Они проповедовали и основали первые христианские общины в регионе. Изучая древние рукописи, можно предположить, что пути апостола Фаддея лежали от Эдессы через Великую Армению (рис. 1), а именно через ущелье и крепость Гарни, которая была одним из ярких свидетельств многовековой культуры дохристианского периода Армении. С I века н. э. римский храм Гарни являлся языческим храмом, посвященный богу Мгеру. [2] На территории, созданной римлянами крепости, присутствовали множества скульптур, связанных с другими божествами, которые вследствие освобождения Гарни и перехода к христианскому вероисповеданию пришлось разрушить. Обращаясь к другим источникам, так же было исследовательски доказано, что путь Адамова семейства к Арменииявляется библейским путем изгнания Адама из райского сада в ландшафтной стране Эдем, ведущим к мегалитическому комплексу Караундж. (рис. 2) Именно в южной Армении предположительно возник первый пещерный город Энох, построенный Каином и его сыном[3] Этот факт, подчеркивает, что Армения было центром зарождения библейски описанной религии в ветхом завете.
Одним из ключевых моментов в истории Армении стало принятие христианства Авгарем V, но с этого только началось распространение христианства. Согласно легенде Авгарь был тяжело болен и обратился за помощью к Христу, признавая его Сыном Божиим. Царь предложил свою резиденцию для Слова божия, но все предложения были отклонены, так как Иисус считал, что его миссия связывает его с Иерусалимом. Христос обещает, что по воскресении Его он пошлет к царю своих учеников, который его исцелит. Далее по воскресению Фаддей был послан в Эдессу, чтобы совершить обещанное. После случившегося Авгарь V уверовал и активно начал распространять христианство на территории Великой Армении. [4] А как государственной религией оно стало только при армянском царе Трдате IV в 301 году. По преданию, Трдат был одержим демоном, но после того, как был исцелен апостолом Григорием Просветителем, он принял христианство и сделал его государственной религией Армении [5].
Рис. 1. Путь апостолов Фаддея и Варфоломея из Эдессы до Гарни, воссозданный при помощи карты-навигатора
Рис. 2. Путь изгнания Адама из Эдемского сада и путь Каина к комплексу Караундж [3]
Апостол Фаддей принёс с собой копьё, которым было совершено прободение тела Христова на кресте. Он донёс его до Гегарда, где был впоследствии создан и построен монастырь с соответствующим названием. Принятие христианства армянским царем имело огромное значение для Армении как государства и народа. После принятия христианства армянским царем Трдатом IV, в Армении была установлена Армянская апостольская церковь (далее ААЦ). Первым памятником армянской христианской культуры стал кафедральный собор Эчмиадзын, находящийся в столице Великой Армении. Так же, он стал первым национальным христианским церковным учреждением. [6]
В данный момент на территории исследуемых памятников культуры присутствует минимально развитая инфраструктура, в виде не соответствующих иллюстрируемой эпохе малых архитектурных форм, санитарных зон и необустроенных транспортных путей к самим объектам. Этого недостаточно для современного культурного и туристического центра и именно поэтому следует развить систему разрозненных историко-культурных заповедников в качестве ландшафтного территориально развитого музея-заповедника. В связи с тем, что увековечивается память о создании Трдатом первого в мире христианского государства, о пути апостола Фаддея, имевшего отношение к усилению значимости Убруса с Образом Спаса нерукотворного, принесенного в Эдессу Ананием царю Урарту Авгарю V, и увековечении самого апостола Фаддея, принёсшего через Гарни в Гегард реликвию-копье, которым пронзили сердце распятого Христа, в проектируемом музее-заповеднике представляется необходимым создать три парка-музея, один из которых будет создан вновь между Гарни и Гегардом. Этот новый парк-музей как ландшафтно-архитектурное произведение будет посвящён апостолу Фаддею и становлению Армении как первого в истории христианского государства.
Армянские монастыри, такие как Гегард, Хор-Вирап, Санаин, Татев и другие, имеют важное историческое значение и считаются центрами духовного и культурного наследия. Они представляют собой уникальные архитектурные ансамбли, содержащие церкви, капеллы, монастырские здания, манускриптные библиотеки и древние культовые объекты.
В нескольких километрах от музея-заповедника Гарни на северо-востоке расположен монастырь Гегард, который находится в «амфитеатре» из отвесных скал. Сам монастырь был основан в IV в. н. э. Первым Католикосом Армении Григорием Просветителем. Именно сюда апостол Фаддей принес копье, которым римский воин пронзил сердце Иисусу во время распятия. От чего и произошло название Гегардаванк, что и означает «Монастырь копья». В настоящее время копье находится в Эчмиадзыне.
Христианская архитектура и монастыри Армении являются выдающимся проявлением духовности и культуры страны. Армянская церковная архитектура отличается своим уникальным стилем и красотой. Церкви и монастыри строились как места поклонения, обучения и общения, а также как укрепления, защищающие христианскую веру в регионе. Уникальность ААЦ выражается не только в красоте ее храмов, но и в принципах проектирования. Строгие формы, подчеркивающие фактуру выточенныхтуфовых блоков, и тонкая резьба ручной работы армянских ремесленников признаны мировыми шедеврами.
Однако особыми шедеврами армянского камнерезного искусства по праву считаются не имеющие аналогов в мире хачкары — крест-камни. Они ведут свое начало с IV века. Несмотря на то, что они появились веками позже, на территории изучаемого участка сохранились резные плиты более ранних времен. Ранее хачкары устанавливались царями в знак завоевания территории, намного позже они стали частью ААЦ и имели уже более благородный и духовный смысл. [7]
Помимо архитектурных сооружений и зданий в истории Армении важную роль играет еще и ландшафт. Охраняемые территории исторически значимых мест достаточно обширны. Так как через эти участки земли были проложены пути апостолов и проповедников христианства, именно эти земли застали войны и видели апостолов при их жизни. Поэтому в ландшафтном предложении сохранение природных пейзажей и устройство зон и сооружений для их созерцания и поклонения им, как природным реликвиям, занимает особое место.
Ландшафт Армении богат своей историей и именно поэтому крупные участки земли остаются не тронутыми. Большая часть этих зон была выделена под раскопки артефактов, потерянных в ходе времени, нескончаемых войн, и сильных землетрясений. Вышеупомянутый храм Гарни сам не раз разрушался и только в 1966 году был восстановлен из найденных элементов, но некоторые обломки храма до сих пор утеряны в ущелье. (рис. 3) [8]
Рис. 3. Руины храма Гарни до реконструкции в 1966 году
Исследование показало повышение годовой температуры на 1°C и уменьшение количества осадков на 6 % за последние 80 лет, но это не является значительным показателем для Армении. На основании изученных документов [9] («Датировка национальных храмовых построек») можно установить, что храмовая архитектура в последнее десятилетие стала значительно уязвима и разрушаема. Это объясняется тем, что в качестве материалов для строительства храма использовался белый и красный туф местного производства, камень достаточно мягкий, поэтому данные об изменении климата важны. Отсюда можно сделать вывод — факторы климатического воздействия играют основополагающую роль в разрушении храмовой архитектуры. Но стоит отметить, что для ландшафтных работ в выбранной зоне существуют достаточно благоприятные условия для создания геопластически преобразованных и зеленых участков.
Армения богата растениями несмотря на то, что Гарни находится на холме, даже в данный момент он усыпан зеленью. Задачей автора является правильно структурировать озеленение Гарни и использовать в своей работе сохранившиеся виды растений, которые подвержены исчезновению. [10] Это сделает заповедник парком-заповедником.
«Территория Армении принадлежит зоне молодой альпийской складчатости, следствием чего являются продолжающиеся горообразовательные процессы — причина разрушительных землетрясений. Согласно исследованиям Армянской Ассоциации Сейсмологии и Физики Земли, 94 % всех катастроф на территории Армении были связаны с сильными землетрясениями. В частности, исторические столицы Армении были разрушены землетрясениями. По историческим данным, охватывающим период почти 2000 лет, максимальная сила землетрясения на территории Армении составила 10 баллов по 12-бальной шкале». [11]
В ландшафтном проектном предложении подробно не рассматриваются реставрируемые архитектурные памятники. Это выходит за рамки исследования. Основной упор сделан на ландшафтно-архитектурные аспекты формирования трех парков-музеев, как научных, художественных и туристических центров. Вновь создаваемые ландшафтно-архитектурные сооружения и комплексы решают две основные задачи: 1. Воссоздание ландшафтными средствами утраченной исторической архитектурной среды, что позволяет погрузиться в исторический контекст становления христианства в Армении; 2. Создание комфортных условий длительного пребывания различны контингентов туристов, ученых, студентов и художников в проектируемом музее-заповеднике.
Один из методов решения первой поставленной задачи является составление малых архитектурных форм, используя материалы, орнаменты и выдержанные в стилистике эпохи элементы архитектурного декора выбранной местности. (рис. 4) Такой вариант оформления ландшафтной территории полностью вписывается окружающий антураж территории и не спорит с архитектурой исторического объекта.
Рис. 4. Воссоздание римского декумануса на примере музея-заповедника Гарни (малые архитектурные формы, выполненные из элементов храма Гарни)
Следующая задача решается путем формирования ландшафтных и архитектурных объектов отвечающим потребностям находящегося в заповеднике человека. К таким потребностям относятся, как и физические нужды человека, так и профессиональные. Физические — это необходимость в проживании, в отдыхе, в формировании санитарных объектов и зоны питания. Для удовлетворения профессиональных потребностей посетителей стоит рассматривать их сферу деятельности. Для студентов и научных деятелей необходимы музейные зоны, зоны для проведения раскопок и исследований, что является естественным для таких исторических объектов как Гарни. Для художников важными аспектами комфортной работы являются зоны пленэра и видовые точки. Эти зоны необходимы для выполнения профессиональной деятельности посетителей.
Армения, как христианский центр, играла важную роль в сохранении и распространении христианства в регионе. Армянская церковь стала примером прочности и верности христианским убеждениям, несмотря на множество испытаний и преследований. Армения активно участвовала в миссионерской деятельности, отправляя священников и монахов в различные регионы для проповеди и укрепления веры. Благодаря этим усилиям, христианство распространилось в соседние страны, такие как Грузия, Иран и другие.
Христианские праздники и обряды имеют особое место в армянской культуре и способствуют укреплению национальной идентичности. Такие праздники, как Рождество, Крещение, Великий Пост, Пасха и другие, отмечаются в Армении с особым великолепием и торжественностью. Люди собираются в церквях, устраивают национальные праздничные мероприятия, исполняют народные песни и танцы, а также участвуют в религиозных обрядах, которые укоренены в вековой традиции. Церковь остается важным институтом, выполняющим религиозные и общественные функции, и имеет большое влияние на мировоззрение и ценности армянского народа. [8]
Таким образом, благодаря формированию развитого трехъядерного ландшафтного музея-заповедника и его парков-музеев в Армении сразу решаются несколько текущих проблем. Увеличивается поток туристов и интерес к объектам культуры; расширяется территория парков-музеев, создавая определенный сценарий посещения и передвижения по зонам; увеличивается функционал каждого парка-музея и освещаются новые не затронутые подробности дохристианской и христианской исторических эпох Армении, которые ранее не были затронуты так основательно. Сохраняются ценные ландшафты и пейзажи как ландшафтные памятники. В этом и состоит решаемая автором ландшафтно-архитектурная задача.
Литература:
- Саркисян Г. X., Акопян Т. X., Абрамян А. Г. История армянского народа: с древнейших времён до наших дней / Нерсисян М. Г. — Ер.: ЕГУ, 1980. — С. 340. — 460 с.
- История Древнего мира. Т. 2. Расцвет Древних обществ. — 2-е изд. — М.: 1983. — С. 399–414.
- М. Ю. Лимонад «Ландшафтная архитектура началась в раю», М.: ГУЗ- ШАССИ, 2019 г. — 70 стр. с илл.
- Легенда о царе Авгаре. Месяца августа в 16 день. Перенесение Нерукотворенного Образа Господа нашего Иисуса Христа в Царьград [Электронный ресурс] // Древнерусская литература. Антология. URL: http://drevne-rus-lit.niv.ru/drevne-rus-lit/text/legenda-o-care-avgare/legenda-o-care-avgare-original.htm
- М. Ю. Лимонад, С. О. Антонов, Д. Ю. Гусаров, Н. А. Трубицына, С. А. Трубицына, «Воссоздание Нерукотворенного образа. Историческая реконструкция» –М.: НПКФ «МаВР», 2016, — 60 с.: ил.
- «Армянская церковь: краткое введение» Крикора Балакяна
- «Армянское христианство сегодня: политика идентичности и популярная практика» М. Д. Финдикяна — Ереван, 2014
- «Армянская апостольская церковь» Бедроса Норехада
- Лулукян, Н. С. Сравнительно-типологический анализ армянской храмовой архитектуры (на материале объектов Нагорного Карабаха) / Н. С. Лулукян // Дизайн. Искусство. Промышленность. — 2017. — № 4. –С. 89–95.
- Казарян А. Ю. «Архитектура стран Закавказья VII в.: формирование и развитие традиции».
- Красная Книга Армении (Растения) / Под ред. К. Г. Таманян, Г. М. Файвуш, Ж. А. Варданян, Т. С. Даниелян. — Ереван, 2010. — 598 с
- Армянская Ассоциация Сейсмологии и Физики Земли. Спитакское землетрясение и проблемы сейсмической защиты Армении. URL: http://www.aaspe.am.