Жизнь современного человека многообразна, сложна, а порой и вовсе непредсказуема. Изо дня в день мы сталкиваемся с новым, не совсем понятным, особенно в области финансов. Финансовые сервисы расширяются, а вместе с ними растут и финансовые риски. Особое внимание хотелось бы обратить на мошеннические действия.
В таких условиях без финансового образования просто не обойтись. Сегодня финансовая грамотность повсеместно признается необходимой для жизни компетенцией. Так в чем же заключается потенциал уроков истории и обществознания по формированию финансовой грамотности.
Чтобы разобраться с заявленной темой, давайте обратимся к определению финансовой грамотности. Финансовая грамотность — это совокупность знаний, навыков и установок в сфере финансового поведения человека, ведущих к улучшению благосостояния и повышению качества жизни.
Определение вполне прикладное. Оно даёт ориентир, ЧТО именно нужно формировать и развивать. Первое о чем должен задуматься учитель это есть ли в его предмете такие моменты, которые помогут учащимся сформировать знания, навыки и установки, необходимые для того, чтобы быть готовыми к финансовым вызовам, с которыми они столкнуться в жизни.
При изучении истории в школе мы, так или иначе, рассматриваем все этапы формирования финансовой сферы. Это история появления денег, история торговли и того, как складывались рыночные отношения. Причем, рассматриваем в перспективе — от зарождения до начала 21 века.
В конечном итоге всё это направлено на то, чтобы у ребёнка сложилось осознанное понимание:
— Я существую в реальности денежных отношений;
— Я понимаю, почему в современном мире экономическая составляющая жизни нашего государства так же важна, как, например, и духовная;
— Я не могу игнорировать эту финансовую реальность, потому что Я — часть этой экономической системы. И я не смогу прожить жизнь, никак не соприкасаясь с этой системой — значит, я должен быть готов к решению финансовых вопросов.
Чтобы для ребенка история не стала набором выученных дат и имен, необходимо сопоставлять эти знания и факты с современностью. Создавать ситуации, в которых учащиеся действуют от имени людей разных исторических эпох. Дать возможность попробовать применить те исторические знания, которые они получили.
И в этот момент перед учителем встает вопрос выбора тех приёмов и форм работы, с помощью которых он будет формировать финансовую грамотность на своих уроках и во внеурочной деятельности.
Следующая задача — найти соответствующий ресурс . На сегодняшний день для подготовки занятий по финансовой грамотности создан огромный ресурсный потенциал для учителей всех предметов и, в частности, для учителей истории и обществознания. Эти ресурсы разрабатывают и крупные финансовые организации, и банки, и высшая школа — в общем, все заинтересованные структуры.
У учителя есть возможность включать в занятия игры, в том числе онлайн, мультфильмы, фильмы, видеоролики, анимированные презентации, различные мобильные и ПК-приложения и тем самым делать свои занятия интересными для учащихся, разнообразными и эффективными. Такое множество вспомогательных образовательных ресурсов создает некоторую сложность для педагога в вопросе подбора конкретных ресурсов к конкретным занятиям по финансовой грамотности. Наиболее интересные, на мой взгляд, следующие:
Это УМК для 5–11 классов « Финансовая грамотность на уроках всеобщей истории и истории России », разработанное в рамках совместного проекта Министерства финансов России и Всемирного банка «Содействие повышению уровня финансовой грамотности населения и развитию финансового образования в Российской Федерации».
В состав УМК входит учебное пособие; методическое пособие; программный комплекс, включающий сайт, приложения для персональных компьютеров и мобильное приложение.
Разделы и параграфы данного учебного пособия структурированы в соответствии с федеральными учебными пособиями по истории, содержат материал практически для каждого урока. При этом материал вполне самодостаточный, для того чтобы использоваться при проведении других учебных мероприятий, в частности, для проведения игр, турниров и т. д.
« Финансовая грамотность в сказках. История монетки» — автор Елена Ульева. В этой книге в очень доступной и увлекательной форме показана история возникновения и развития денег. Книга содержит интересные игры и задания на закрепление материала. Формулировка заданий, например, такая: «Попробуй пожить, как древний человек», «Узнай, сколько стоит крестьянская изба на Руси».
Естественно, предпочтение отдается активным формам, в формате которых учащиеся получают или подтверждают знания через самостоятельную творческую деятельность.
Чаще всего на уроках дети делают проекты и рассматривают стартапы только в современных условиях, а ведь можно в форме внеурочной игры перенестись и в другие исторические реалии.
Стать человеком, живущим в другую эпоху в другой стране, например, в конце 19 века в Европе, когда начинается промышленный переворот. После того, как дети изучили, что из себя представляет промышленный переворот, кто такой предприниматель они могут примерить на себя роль того самого предпринимателя, составить свой бизнес-план в условиях конца 19 века.
В ходе игры они работают и с картами, и с историческими данными, и с законами того времени. В результате, защищают свои, пусть примерные, но бизнес-планы.
Игры, в ходе которых учащиеся закрепляют пройденный материал, оперируя знаниями, понятиями и применяя их в реальной деятельности очень эффективный прием работы. При этом у детей появляется интерес, азарт что-то узнать, вникнуть. А самое главное, у них есть успешный опыт решения финансовых вопросов, опыт самостоятельного прохождения определенного пути — в данном случае, пути от выбора «чем я буду заниматься» как человек конца 19 века до человека, который нашел выход и готов следовать плану.
Потенциал истории по формированию финансовой грамотности заключается в том, что она даёт ребёнку возможность вместе с человечеством пройти все стадии становления финансовой системы, увидеть начало и увидеть результат, научиться анализировать, делать выводы.
Потенциал ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ по формированию финансовой грамотности закреплен, в новых государственных стандартах ООО и СОО.
Существует множество ресурсов для подготовки занятий по финансовой грамотности. И эти ресурсы успешно можно использовать также и на уроках обществознания.
Например, материалы национальной программы «Дружи с финансами», электронного учебного пособия информационно-образовательной среды «Российская электронная школа».
Огромные возможности для обучения финансовой грамотности и для самостоятельных занятий предоставляют ПРОЕКТЫ Центрального Банка России. Проект «Онлайн-уроки финансовой грамотности», который позволяет ребятам не только узнать о финансах, но и «вживую» пообщаться с профессионалами финансового рынка.
Методические рекомендации для средней и старшей школы, которые можно использовать для разработки программ внеурочной деятельности ил для внедрения вопросов формирования финансовой грамотности в предметных областях. Там и перечень тем и планирование.
(https://fincult.info/teaching/uchebno-metodicheskiy-komplekc-vvedenie-v-finansovuyu-gramotnost-dlya-nachalnoy-shkoly/)
Проект Банка России — информационно-просветительский ресурс Финкульт.инфо. Здесь много интересной и полезной информации и для взрослых, и для детей, и для учителей, и для учащихся, и для предпринимателей. В том числе на этом ресурсе есть раздел «Преподавательская», в которой собран материал для различных целевых аудиторий учащихся. Это готовые презентации, видеоролики и аудиолекции. Есть 10-минутные ролики «Финансовые сказки», которые позиционируются для начальной школы, но могут использоваться и в средней.
(https://fincult.info/entertainment/ )
Еще на Финкульте есть раздел «Игровая», где учащимся предлагается спасти или преумножить сбережения, игры учат распознавать фальшивые деньги или мошенников и т. д.
(https://xn--80apaohbc3aw9e.xn--p1ai/project/finzozh-fest-2022-osen/)
У чащиеся ежегодно могут принимать участие в фестивале финансовой грамотности «ФинЗожФест» для школьников, где можно не только получить необходимые знания, но и проверить их.
(https://learningapps.org/9953500 )
Для тех, кто любит самостоятельно разрабатывать задания, есть сервис Ленинг.апс. Это своего рода конструктор для создания интерактивных учебных заданий по разным предметным дисциплинам для применения на уроках и во внеклассной работе. На сервисе есть и готовые разработки, можно что-то выбрать.
Помимо таких глобальных информационных проектов и банков заданий учитель может использовать простые, но очень действенные приёмы.
Например, в 7 классе во время прохождения темы «Экономика семьи» Можно предложить учащимся выполнить несложное задание — проставить примерные цены на товары первой необходимости. Это необходимо для того, чтобы спланировать свой бюджет.
Иногда такие простые задания заставляют серьезно задуматься о жизни и могут стать мотивацией для более осознанного изучения предмета. После этого задания учащиеся могут провести небольшое исследование — анкетирование, чтобы проверить, как обстоят дела у молодых людей в целом. Далее может следовать работа над проектом или творческим заданием — всё зависит от «погружения в тему».
Люди во все времена уделяли, уделяют, а по тому, как усиленно мы изучаем финансовую грамотность, в обозримом будущем еще будут уделять деньгам большое внимание.
Но при этом не стоит забывать и про очевидный парадокс денег: на одну и ту же «цифру на бумаге» можно приобрести и невидимую глазом вещь, и неподъёмно тяжёлую вещь, и жизненно необходимую, и совершенно бесполезную . Деньги сами по себе ничего не значат. Только то, что мы вкладываем в них, придает им смысл.
Поэтому следует помнить известную фразу английского философа и государственного деятеля Фрэнсиса Бэкона: «Деньги очень дурной господин, но весьма хороший слуга». Именно такое отношение к данной экономической категории нужно воспитывать у детей.
Литература:
- Брехова Ю., Алмосов А., Завьялов Д. Финансовая грамотность: материалы для учащихся. 10–11 классы общеобразоват. орг. — М.: ВАКО, 2018. — 344 с. — (Учимся разумному финансовому поведению).
- Липсиц И., Вигдорчик Е. Финансовая грамотность: материалы для учащихся. 5–7 классы общеобразоват. орг. — М.: ВАКО, 2018. — 280 с. — (Учимся разумному финансовому поведению).
- Сайт «Дружи с финансами» http://finance.instrao.ru/fin/
- Сайт национальной программы повышения финансовой грамотности населения «Ваши финансы» https://vashifinancy.ru/
- Сайт Федерального методического центра по финансовой грамотности https://fmc.hse.ru/https://dni-fg.ru/
- Сайт Министерства финансов РФ — www.minfin.ru
- Сайт Центрального банка Российской Федерации — https://cbr.ru/
- Финансовая грамотность: материалы для учащихся. 8–9 классы общеобразоват. орг. — М.: ВАКО, 2018. — 280 с. — (Учимся разумному финансовому поведению).
- Финансовая грамотность: Методические рекомендации для учителя. 8–9 классы общеобразоват. орг. / Корлюгова Ю. Н., Половникова А. В. — М.: ВАКО, 2018. — 240 с. — (Учимся разумному финансовому поведению).
- Финансовая грамотность на уроках всеобщей истории и истории России. Учебное пособие для 5–11 классов. / [Худокормов А. Г., Дроздов В. В., Калмычкова Е. Н. и др.]; под ред. Ю. Н. Калашнова при участии К. В. Лёвушкина. — М.: Из-во Юрия Калашнова, АйТи Агентство ОС3, 2018. — 672 с.: ил., карт. — ISBN 978–5–6040376–1–4 (эл.). — 6+ -- https://fingram-history.oc3.ru/download/uchebnoe_posobie.pdf?date=07.12.18
- Финансовая грамотность на уроках всеобщей истории и истории России. Методическое пособие / [Лёвушкин К. В., Любушкин Д. С.]. — М., 2018
- Финансовая грамотность. Отчет по результатам международного исследования PISA-2018 — М., 2020, 64 с.
- Финансовая культура https://fincult.info/