Предприниматели, создатели новых фирм приносят пользу экономике несколькими способами: благодаря инновационной деятельности, созданию новых рабочих мест, повышению производительности и конкуренции или потому, что они ускоряют структурные изменения. Без новых предпринимателей и бизнеса, который они создают, экономика может застопориться. Поэтому создание предпринимателями нового бизнеса рассматривается как один из источников инноваций и экономического роста.
Ключевые слова: предпринимательство, экономическое развитие, предприниматели, государственная политика, конкуренция, бизнес.
Деятельность предпринимателей считается одним из важных факторов экономической динамики. Предприниматели создают возможности трудоустройства не только для себя, но и для других. Помимо создания рабочих мест, предпринимательская деятельность может влиять на общие экономические показатели страны несколькими способами (рис. 1):
Рис. 1. Способы предпринимательства, влияющие на экономику
За последние два десятилетия экономики многих развитых стран мира стали более предприимчивыми. Этому переходу способствуют несколько факторов. На затраты и выгоды, связанные с тем, чтобы стать предпринимателем, влияют, среди прочего, (1) сдвиг спроса от стандартизированного массового производства к более индивидуальным продуктам; (2) возрастающее значение знаний как фактора производства; (3) новые разработки в области информационных и коммуникационных технологий, которые облегчают координацию различных подразделений труда, что позволяет создавать более гибкие небольшие производственные подразделения.; и, наконец (4) усиление глобализации и открытие новых рынков с новыми инвестиционными возможностями для более продуктивного разделения инновационного труда. Эти факторы привели к сокращению минимального эффективного размера производства, снижению барьеров для входа и появлению новых предпринимательских возможностей.
С какими последствиями может столкнуться экономика, когда предприниматели действительно выходят на рынки?
Прежде всего, предприниматели-новаторы могут создавать продуктовые или технологические инновации и открывать новые рынки. Есть много примеров радикальных инноваций, внедренных предпринимателями, основавшими такие фирмы, как eBay, Google, Amazon, Oracle, SAP, Microsoft, Apple и Skype. Компании, появляющиеся в результате этих инноваций, часто влияли на экономический рост. Таким образом, предприниматели-новаторы вносят ключевой ценностный вклад в экономический прогресс. Их ярко выраженная роль в новых фирмах может быть обусловлена тем фактом, что по сравнению с действующими поставщиками новые фирмы могут больше инвестировать в поиск новых возможностей. Действующие поставщики делают это с большей неохотой либо из-за своей неспособности реагировать на изменения в окружающей среде из-за организационной инерции, либо потому, что эти недавно изобретенные товары конкурируют с их устоявшимся ассортиментом. Поэтому устоявшиеся фирмы часто упускают возможность внедрить новые идеи, и создание собственного бизнеса представляется изобретателям единственным способом коммерциализации своих знаний.
Создание рабочих мест предпринимателями — еще один важный вопрос. Предприниматели и их новые фирмы могут стимулировать рост занятости, создавая новые рабочие места. Такие данные имеются для стран ОЭСР. Однако, анализируя влияние новых фирм на занятость с течением времени, интересно отметить, что эффект для экономики не всегда должен быть положительным. Существует S-образный эффект, при котором предпринимательство положительно на этапе запуска и в долгосрочной перспективе, в то время как в среднесрочной перспективе может произойти снижение занятости, когда новые предприятия не выдерживают конкуренции или вытесняют действующие фирмы.
Предприниматели, выходящие на рынок со своими новыми фирмами, оказывают несколько дополнительных воздействий на экономику. Новые фирмы увеличивают конкуренцию на рынке за счет своего чистого числа и, таким образом, снижают рыночную власть действующих компаний. Они также могут усилить конкуренцию между ними и существующими предприятиями. Поскольку это может подтолкнуть устоявшиеся фирмы к улучшению своей деятельности, такого рода усиление конкуренции особенно полезно для потребителей, которые осознают более низкие цены и больший ассортимент продукции.
Конкуренция между предпринимателями и действующими фирмами в идеале ведет к «выживанию наиболее приспособленных». Соответственно, новые фирмы также должны способствовать повышению производительности труда. Этот повышающий производительность эффект создания нового бизнеса должен стать очевидным вскоре после выхода на рынок, потому что на рынок выйдут только предприниматели, которые видят пробел на рынке или являются более эффективными, чем существующие участники рынка. Выход на рынок и вытекающий из этого процесс отбора приводят к перемещению производственных границ, при этом менее эффективные фирмы (как начинающие, так и действующие) выбывают. Эмпирические исследования показывают, что существует положительная взаимосвязь между уровнем предпринимательской активности на ранних стадиях и производительностью труда. Эта взаимосвязь особенно сильна для предпринимателей с высокими темпами роста и инновационными амбициями, в то время как предприниматели с низкими темпами роста оказывают более слабое, но все же положительное влияние на производительность. Эта закономерность указывает на то, что предприниматели, как правило, увеличивают продуктивное использование ограниченных ресурсов в экономике, причем наибольшее влияние оказывают предприниматели-новаторы.
Предприниматели также могут способствовать структурным изменениям: действующие фирмы часто с трудом приспосабливаются к новым рыночным условиям и постоянным изменениям. Таким образом, они не в состоянии произвести необходимые внутренние изменения, потому что им не хватает способности к «созидательному разрушению». Появление новых предприятий, сопровождающееся уходом некоторых сотрудников, может помочь освободить фирмы от этой ситуации «замкнутости». Более того, они могут «инициировать появление новых рынков и отраслей, которые могут стать движущими силами процессов роста».
Предпринимательский крах и закрытие. Врожденная проблема предпринимательства заключается в том, что в течение первых 5 лет после открытия своего бизнеса предприниматели сталкиваются со значительным риском банкротства или закрытия своих новых фирм. Существует несколько причин отказа и закрытия. Во-первых, не каждый человек способен стать успешным предпринимателем и, возможно, не знал об этом до начала своего бизнеса. Другие причины неудачи включают (рис. 2):
Рис. 2. Причины провала предпринимательства
Это бремя может, например, проявляться в виде длительных процедур регистрации и сложных правил получения разрешений или лицензий. Типичный уровень отказов составляет около 40–50 % в течение первых 5 лет существования фирмы, причем самый высокий уровень отказов приходится на первый год.
Заключение. Предприниматели, хотя и редко встречаются в странах с высокоразвитой экономикой, выполняют несколько важнейших функций в экономике. Они создают возможности трудоустройства для себя и других. Предпринимательская деятельность может дополнительно влиять на общие экономические показатели в стране, поскольку предприниматели не только внедряют инновации, но и влияют на производительность, конкуренцию и структурные изменения. Таким образом, создание предпринимателями нового бизнеса рассматривается как важнейший источник экономического роста и занятости.
Литература:
- Вальер, Д., Петерсон, Р. Предпринимательство и экономический рост: данные из развивающихся и развитых стран, 2009;
- Шейн, С. Почему поощрение большего числа людей становиться предпринимателями — плохая государственная политика, 2009;
- Левеск, М., Миннити, М. Влияние старения на предпринимательское поведение, 2006.