Ключевые слова: цифровая платформа, цифровая экономика, государственное регулирование ЦП.
Цифровые платформы в настоящее время становятся все более популярными во многих сферах жизни, включая бизнес, образование и государственное управление. В России цифровые платформы получили широкое распространение, что обусловлено спросом со стороны бизнеса, общественности и государства, а также высоким уровнем проникновения сети Интернет.
Цифровые платформы предоставляют возможности расширения клиентской базы, увеличения прибыли и снижения издержек за счет использования высоких технологий, повышают эффективность государственных служб и качество предоставляемых услуг для населения [1, с. 24].
Эволюционный подход развития цифровых платформ выделяет пять видов цифровых платформ [3, с. 13]:
1) цифровые платформы, формирующие среду для разработки и реализации прикладных программно-аппаратных средств, такие как Android OS, IOS, Intel и т. д.;
2) цифровые платформы, на которых базируется коммуникационная инфраструктура и через которые осуществляется передача контента: почтовые сервисы (Mail.ru, Google, Yandex), мессенджеры (WhatsApp, Telegram, WeChat), навигационные системы (GPS, ГЛОНАСС) и т. д.;
3) цифровые платформы, поддерживающие инновационные бизнес-процессы на рынке: eBay, Alibaba, Amazon, TaoBao;
4) цифровые платформы, осуществляющие управление пользовательскими запросами на основе больших данных: Uber, Yandex.
5) монопольные цифровые платформы, т. е. цифровые экосистемы, которые распространяют свою монополию на всю цифровую инфраструктуру рынка: Сбер — СберМаркет, Delivery Club, Оkkо, СберЗвук, 2ГИС, такси «Ситимобил», СБЕР ЕАПТЕКА СберУниверситет и т. д [4].
Также цифровые платформы можно классифицировать по отраслям (сферам) применения: аналитика, корпоративные услуги, товары, здоровье, образование, логистика, финансовые услуги, коммунальные услуги, транспорт и так далее.
Цифровые платформы способствуют развитию торговли и повышению уровня жизни населения в связи с доступностью широкого спектра товаров и услуг. Благодаря возможности сравнивать цены и качество товаров и услуг от разных продавцов, потребители могут выбирать наилучший вариант для себя. В условиях, когда большое количество продавцов конкурируют между собой, на рынке устанавливается справедливая цена.
Для того, чтобы у населения был расширенный доступ к товарам и услугам нужна развитая информационная инфраструктура.
На уровне домохозяйств достаточно иметь персональный компьютер или смартфон, а также стабильное подключение к сети Интернет, для получения доступа к информации о товарах и услугах, предлагаемых различными цифровыми платформами.
По данным за 2022 год в России 98,8 % от общей численности населения используют смартфоны, а широкополосный доступ к сети Интернет имеют 85,5 % домохозяйств [6].
При этом интерес к цифровым платформам, являющимися онлайн-рынками, у населения страны неуклонно растет (рис. 1).
Рис. 1. Динамика популярности маркетплейсов в России [Источник: Росстат]
Рост доли населения, использующего сеть Интернет для заказа товаров и услуг, говорит о росте популярности и удобства онлайн-покупок. Это также указывает на изменения в поведении потребителей, которые всё больше предпочитают совершать покупки в интернете, а не в традиционных магазинах или офисах компаний.
Примечательно также то, что в 2022 году 86,6 % от общего числа населения, получивших государственные и муниципальные услуги, использовали сеть Интернет для доступа к государственной цифровой платформе «Госуслуги» [6].
Еще одним положительным эффектом использования цифровых платформ является доступность образования. Цифровые платформы позволяют получать образование из любой точки мира с помощью доступа к сети Интернет, предоставляя обучающимся интерактивные возможности, форумы для обсуждения и совместной работы, онлайн-вебинары и другие методы обучения, которые повышают вовлеченность и мотивацию студентов. По данным за 2021 год 82,2 % образовательных организаций в целях реализации образовательных программ высшего профессионального образования использовали дистанционные образовательные технологии [6].
Экономический эффект от использования цифровых платформ проявляется в сокращении издержек, оптимизации бизнес-процессов, увеличении клиентского потока и прибыли компаний.
В рамках научно-исследовательской работы «Исследование рынка цифровых экосистем и платформ» Институтом статистических исследований и экономики знаний НИУ ВШЭ было проведено обследование более 350 компаний, использующих цифровые платформы в своей деятельности [2, с. 1–2].
В результате данного обследования выяснилось, что в тройке главных преимуществ использования цифровых платформ российскими компаниями: оптимизация бизнес-процессов, в том числе процессов принятия управленческих решений; коммуникация с клиентами и поставщиками; снижение издержек.
Компании, участвующие в обследовании, в 80 % случаях использовали цифровые платформы для взаимодействия B2B, в 70 % случаях для взаимодействия с органами государственной власти B2G, в 47 % случаях для участия в госзакупках, в 43 % случаях для маркетингового продвижения товаров/услуг и для непосредственного оказания услуг организациям.
Частные (коммерческие) цифровые платформы имеют значительное влияние на удовлетворение потребностей населения страны и являются новой бизнес-моделью, обеспечивающей конкурентоспособность организаций. Однако, следует отметить, что существуют и некоторые недостатки использования цифровых платформ, такие как возможность монополизации рынка, несоблюдение прав потребителей и конфиденциальности данных.
В законодательстве России нет норм, определяющих сущность этого термина. Также не сформирован единый подход к регулированию деятельности цифровых платформ, как иностранных, так и отечественных [5, с. 162].
На данный момент регулирование осуществляется фрагментарно. Отдельными нормативно-правовыми актами регулируются вопросы, связанные с:
– защитой экономической конкуренции;
– порядком сбора, обработки, передачи и хранения персональных данных;
– защитой прав потребителей и т. д.
Например, Федеральный закон от 27 июля 2006 года № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» содержит нормы о государственном регулировании в сфере применения информационно-коммуникационных технологий. Данный Федеральный закон обязывает организаторов распространения информации в сети «Интернет» (социальные сети, мессенджеры, интернет-магазины с отзывами, форумы и электронные журналы с комментариями) хранить на территории России и предоставлять по требованию оперативно-разыскных органов информацию о фактах обмена электронными сообщениями между пользователями сети «Интернет», сам контент (текстовые, голосовые, аудио- и видеоматериалы), а также информацию о пользователях [7].
В Календарь рассмотрения вопросов Государственной Думой на 23.05.2023 г. включен законопроект № 160280–8 О внесении изменений в Федеральный закон «О защите конкуренции» [8]. Изменения будут направлены на запрет монополистических действий со стороны цифровых платформ, которые являются связующим звеном между продавцами и покупателями. Запрет на злоупотребление доминирующим положением на маркетплейсы и агрегаторы будет наложен в случае, если они оказывают «существенное влияние на смежные рынки» или получают годовую выручку свыше 2 млрд рублей [9]. В целом, законопроект направлен на совершенствование антимонопольного регулирования «цифровых» рынков.
В российской экономике наблюдается неуклонный рост популярности цифровых платформ. Выгоды от использования цифровых платформ получают представители бизнеса, само государство и каждый отдельно взятый гражданин.
В связи со значимостью и актуальностью цифровых платформ требуется на государственном уровне разработать единый подход к регулированию деятельности цифровых платформ, а также дать четкие определения всем участникам цифровой платформы, например: владелец; модератор; профессиональный пользователь (поставщик товаров, услуг, контента); не профессиональный пользователь (потребитель товаров, услуг, контента) и другие участники.
Кроме того, требуется обсуждение и принятие специальных норм регулирования, учитывающих специфику цифровых платформ, мониторинг деятельности крупных платформ, имеющих доминирующее положение на цифровом рынке, и контроль за соблюдением требований законодательства.
Литература:
- Гелисханов И. З., Юдина Т. Н., Бабкин А. В. Цифровые платформы в экономике: сущность, модели, тенденции развития // Научно-технические ведомости СПбГПУ. Экономические науки. Том 11, № 6, 2018 [Электронный ресурс] URL: https://economy.spbstu.ru/userfiles/files/articles/2018/6/02_Gelishanov-Yudina-Babkin.pdf
- Орлова В. А., Васильковский С. А. Развитие бизнеса на цифровых платформах//Цифровая экономика [Электронный ресурс] URL: https://issek.hse.ru/mirror/pubs/share/820948305.pdf
- Месропян В. Р. Цифровые платформы — новая рыночная власть [Электронный ресурс] // Проектный офис по реализации программы «Цифровая экономика Российской Федерации», Москва. 2018 URL: https://static.agriecomission.com/uploads/Месропян %20В.Р..pdf
- Экосистема Сбера. Текст: электронный // [веб-сайт] — 2022 — URL: https://spec.tass.ru/sber180/ekosistema-sbera
- Дмитриева Н. Е. Цифровая трансформация в государственном управлении [Электронный ресурс] // коллект. моногр. / Н. Е. Дмитриева, А. Г. Санина, Е. М. Стырин и др.; под ред. Е. М. Стырина, Н. Е. Дмитриевой; Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики». — Электрон. текст. дан. (2,3 Мб). — М.: Изд. дом Высшей школы экономики, 2023. — ISBN 978–5-7598–2831–0. — Режим доступа: https://www.hse.ru/mirror/pubs/share/828422767.pdf
- Мониторинг развития информационного общества в Российской Федерации // Федеральная служба государственной статистики. [Электронный ресурс]. URL: https://rosstat.gov.ru/statistics/infocommunity (дата обращения: 05.05.2023)
- Федеральный закон от 27.07.2006 N 149-ФЗ (ред. от 29.12.2022) «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» // Президент России [Электронный ресурс]. URL: http://www.kremlin.ru/acts/bank/24157 (дата обращения: 09.03.2023)
- Законопроект №160280-8 //Система обеспечения законодательной деятельности [Электронный ресурс]. URL: https://sozd.duma.gov.ru/bill/160280-8 (дата обращения: 05.05.2023)
- ФАС в СМИ: Госдума приняла в I чтении «Пятый антимонопольный пакет», регулирующий цифровые платформы // Федеральная антимонопольная служба [Электронный ресурс]. URL: https://fas.gov.ru/publications/23867 (дата обращения: 09.05.2023)