Статья представляет собой теоретический обзор современных форм и методов совместной работы дошкольной образовательной организации (ДОО) с семьей по формированию читательских интересов детей старшего дошкольного возраста. Описаны такие формы и методы как информационно-аналитические, познавательные, досуговые, наглядно-информационные.
Ключевые слова: читательский интерес, дошкольники, формы и методы совместной работы с семьей.
С внедрением телевидения, компьютерных технологий поток информации поступает с большой скоростью. Современный ребенок развивается в большом потоке информации, что влечет за собой информационные нагрузки, быстрое утомление, снижение творческой активности и отказ от чтения [1].
Ребенок дошкольного возраста быстрее овладевает навыками управления компьютером и телефоном, чем умением читать книги, быстрее учится ориентироваться в клавиатуре, чем в содержании книги, литературный опыт дошкольника становится крайне ограниченным. Не способствует процессу формирования читательского интереса низкая педагогическая грамотность родителей дошкольников, финансовые сложности в семьях, отсутствие должного внимания к процессу развития интереса ребенка к книгам со стороны родителей. В связи с этим у педагогов дошкольной образовательной организации возникают трудности в формировании у детей дошкольного возраста читательского интереса, интереса к чтению книге [2].
Изменить сложившуюся ситуацию поможет организация взаимодействия в этом направлении педагогов и родителей.
Целью теоретического обзора проблемы формирования читательского интереса дошкольника стало изучение современных форм и методов совместной работы педагогов ДОО с семьей по формированию читательских интересов детей старшего дошкольного возраста.
Основная часть. Анализ литературы и педагогического опыта педагогов позволил выявить такие формы и методы работы: информационно-аналитические, познавательные, досуговые, наглядно-информационные [3].
К информационно-аналитическим были отнесены:
– Проведение анкетирования, тестирования, опросов «О семейном чтении»; «Моя любимая книга», «Воспитание у ребенка интереса и любви к книге».
– Организация «Ящика вопросов». Цель: изучение педагогами состояние интереса родителей к теме чтения, приобщенность ребенка к книге в семье, установка контакта с её членами.
– Диагностика детей по определению уровня сформированности читательских интересов.
Познавательные формы и методы:
– индивидуальные и групповые консультации и беседы по темам: «как заинтересовать ребенка к слушанию книг», «книга и развитие интеллекта ребенка», «как ребенку полюбить чтение».
– Родительские собрания. Родителей знакомят с интересами детей в области чтения, выявленными в ходе наблюдения и бесед с детьми, с результатами диагностики, освящают имеющиеся проблемы, рассказывает о вредном воздействии на ребенка телевизора и телефона. Родителям рассказывают о необходимости совместного с ребенком просмотра детских фильмов, детских театральных постановок и их последующем обсуждении, о собственном примере чтения.
– Семинар-практикум. На семинаре родители получают новые знания и обучаются новым формам взаимодействия с детьми. Например, на семинаре — практикуме по теме «Учим стихи с детьми» родители получают информацию и практико-ориентированные рекомендации о том, как подобрать стихи в соответствии с возрастом детей, как легко учить стихи с детьми дома, как развивать интонацию и выразительность чтения.
– Круглый стол. Родители обсуждают интересующие их вопросы воспитания, обмениваются мнениями, например «Для чего современному ребенку читать?».
– Работа над проектом. Дети вместе с родителями работают над определенной темой, например, «Книги В. Сутеева». В процессе работы над проектом дети и родители узнают много нового о творчестве автора, его биографии, рисуют иллюстрации к его сказкам, изготовляют, макеты, декорации, мягкие игрушки, маски.
Наглядно-информационные формы и методы:
– подготовка информационных стендов, папок-передвижек, ежедневных информационных листков по теме.
– Формирование списков литературных произведений с указанием, что рекомендуется для домашнего чтения.
Досуговые формы и методы:
– организация читательского клуба. В ходе работы клуба могут проводиться консультации, открытые мероприятия с участием родителей, выставки детских работ, литературы, дети совместно с родителями представляют свой проект, рассказывают о том, что нового узнали, как выполняли творческую работу.
– Проведение вечеров-развлечений, например «Вечер К. И. Чуковского», «Вечер стихов о весне», инсценировки детских произведений.
– Организация детских конкурсов рисунков, поделок по теме прочитанных книг. При создании выставочных работ происходит объединение детей и родителей.
Заключение. Анализ литературы позволил определить, что существуют такие формы и методы совместной работы с родителями по развитию читательского интереса дошкольников: информационно-аналитические, познавательные, досуговые, наглядно-информационные. Однако, каждый ребенок уникален, поэтому родительский и педагогический подход должен быть индивидуальным, но совместным и понятным для ребенка. При помощи книг дети учатся интересно мыслить, развивают свою фантазию, обогащаются новыми знаниями и умениями и, конечно же, этот богатый опыт помогает им расти в эру знаний и технологического процветания.
Литература:
- Алексеевская А. Т. Формирование читательского интереса у дошкольников. М.: Академия, 2008. 18 с.
- Барташева Н. В. Воспитание будущего читателя //Дошкольное воспитание. 2004. № 8. С. 28–34.
- Кондратьева Н. В. Современные формы работы с родителями по приобщению дошкольников к художественной литературе // Молодой ученый. 2017. № 46 (180). С. 291–293.