В статье представлен анализ содержания понятия «трудовые умения детей старшего дошкольного возраста». Актуальность заявленной темы подтверждается социальным заказом государства и общества в образовании, который заключается прежде всего в направленности на развитие социально активной и ответственной личности ребенка дошкольного возраста, Прописаны трудовые умения старших дошкольников через структуру трудовой деятельности: умение ставить цель, умение действовать под влиянием общественно значимых мотивов, умение планировать работу, умение достигать результата и оценивать его.
Ключевые слова: трудовые умения, трудовая деятельность, старшие дошкольники.
Актуальность изучения специфик трудовых умений дошкольников заключается в том, что формирование трудовых умений детей является важнейшим направлением социального развития детей дошкольного возраста. Согласно ФГОС ДО трудовое воспитание — одно из важнейших направлений в работе дошкольных учреждений, главной целью которого является формирование положительного отношения к труду.
Основная часть. Трудовое воспитание — это воспитание сознательного отношения и склонностей к труду, как основной жизненной потребности, через формирование привычки к труду путём включения личности в активную трудовую деятельность.
Для успешного решения задач трудового воспитания дошкольников, первостепенное значение имеет понимание специфики и содержания трудовых умений дошкольника старшего дошкольного возраста. Так как требования к сформированности трудовых умений дошкольников различаются в зависимости от возраста ребенка.
Под трудовыми умениями принято понимать способность человека применять имеющиеся знания в практической деятельности; совокупность трудовых действий, которые может сознательно произвести работающий, применяя наиболее целесообразные способы (навыки) его осуществления [1, с.22].
Трудовые навыки — способность человека выполнять безошибочно определенную работу с наименьшими затратами труда и времени, т. е. автоматизированное (без контроля сознания) выполнение трудовых операций [2, c. 5].
В. Г. Нечаева и Я. З. Неверович в своих исследованиях раскрыли становление компонентов трудовой деятельности в дошкольном возрасте. Трудовая деятельность детей состоит из четырех компонентов рис 1.
Отношение к цели проявляется в самостоятельности ее постановки (кто ее поставил взрослый или сам ребенок), наличие желания принять цель и действовать в соответствии с ней, положительное/отрицательное отношение к цели. У детей старшего дошкольного возраста возможность ставить цель успешно развивается в тех видах труда, где в итоге получается материальный результат (поделки, работа в цветнике, уборка, самообслуживание).
Оценка умения действовать под влиянием общественно значимых мотивов отражается в том, охотно ли ребенок принимает общественную цель труда, насколько целенаправленные его действия по реализации этой цели, стремится ли к достижению качественного общественно значимого результата.
Рис. 1. Компоненты трудовой деятельности дошкольников
Рассмотрим каждый компонент применительно к старшему дошкольному возрасту.
Планирование — это важный и трудный момент для детей. Предварительное планирование работы чаще всего осуществляется педагогом. Элементарное планирование могут выполнять и дети 5–7 лет [3, с. 35]. Об умении планировать трудовую деятельность свидетельствуют такие показатели: как ребенок подбирает материалы, оборудование, рационально ли размещает все на рабочем месте, продумывает ли способ выполнения (он должен соответствовать данному содержанию труда) и точно ли следует ему, достигает ли качественного результата работы, своевременно ли заканчивает работу.
Отношение к результату проявляется по следующим показателям: как ребенок оценивал результат (какие были комментарии); как вел себя в связи с качественным (некачественным) выполнением работы или ее невыполнением?
Используя эти показатели, можно в целом дать ответ об сформированности трудовых умений у старших дошкольников и его отношении ребенка к труду.
Заключение. Подводя итоги, можно сделать выводы, что трудовые умения являются важной составляющей в развитии личности ребенка, которая готовит его к началу школьной жизни и практическим занятиям в будущем. Работа над развитием этих навыков должна осуществляться с самого раннего возраста, и родители и педагоги должны создавать определенные условия для их развития у детей.
Литература:
- Малунова Г. С. Теоретические основы воспитания трудолюбия у детей дошкольного возраста: автореф. дис. … д-ра пед. наук / Г. С. Малунова. Улан-Удэ, 2011. 41 с.
- Нечаева В. Г. Воспитание дошкольников в труде: пособие для воспитателей детских садов. М.: Педагогика, 2011. 231 с.
- Маханева М. Д., Скворцова О. В. Учим детей трудиться: методическое пособие. М.: ТЦ Сфера. 2012. 64 с