В данной статье рассматривается вербальная репрезентация концепции осознанности в медийном дискурсе, особое внимание уделяется журналам в российской и американской культурах. Концепт осознанности, уходящий корнями в буддийские традиции, привлек значительное внимание в современном обществе, а средства массовой информации играют решающую роль в формировании общественного восприятия и понимания этого концепта. Исследование проводит сравнительный анализ российских и американских журналов, направленный на выявление сходств и различий в понимании осознанности разными культурами. Анализ касается выбора лексики, связанной с концептом осознанности, используемой в статьях об осознанности. Исследуя вербальную репрезентацию осознанности в медийном дискурсе, исследование способствует более глубокому пониманию того, как культурные и социальные факторы влияют на интерпретацию и распространение концепта осознанности, проливая свет на взаимодействие между СМИ, культурой и продвижением практик осознанности.
Ключевые слова: осознанность, концепция осознанности, культурная адаптация, контент-анализ, концептуальный анализ.
Современное общество и его нормы в настоящее время развиваются невероятно быстро. Благодаря этому постоянно появляется множество свежих инновационных идей. Концепт осознанности в настоящее время набирает популярность. За последние десять лет по этому вопросу были проведены многочисленные исследования [Shonin, 2015; Levit, 2019; Kirmayer, 2015]. “Осознанность” исследуется во многих сферах жизни, включая бизнес, организационные науки, терапевтическую психологию и клиническую психологию [Ishikawa, 2018; Plana-Farran, 2022].
Согласно Сернетику (2018), осознанность уходит корнями не только в буддийскую традицию, но и в христианство. Она претерпела изменения и была включена в современную западную культуру, где в настоящее время получает все большее распространение. Однако концепция осознанности по-разному понимается на Востоке и Западе и, несомненно, должна по-разному отражаться в обществе. В то время как восточная философия основана на религии и делает сильный акцент на внутренней работе ума и тела, а также на сознании (внимании и осведомленности) [Kowitarttawatee, 2022], западная фокусируется на решении проблем, изобретательности, ориентации на цели и осведомленности о внешних событиях [Kowitarttawatee, 2022].
Кроме того, были проведены исследования в области психологии. Согласно Шонину (2015), осознанность — это универсальное явление. С помощью йоги и медитации осознанность рассматривается как концентрация на настоящем моменте [Dhawan, 2021]. Некоторые ученые считают, что осознанность больше связана со здоровьем планеты и мудрым отношением людей, чем с внутренним “я” [Logan, 2021]. Более того, осознание эгоизма — это еще один взгляд на концепцию осознанности в психологии [Levit, 2019].
С культурной точки зрения концепция осознанности рассматривается как способ избежать страданий [Kirmayer, 2015]. Тем не менее, это способствует сохранению неравной динамики культурной власти [Ishikawa, 2018].
Многие исследователи изучали идею осознанности, но подавляющее большинство обращалось только к западной культуре. Следовательно, практически не было проведено исследований, чтобы выяснить, как концепция осознанности воспринимается в российском обществе. Кроме того, было проведено не так много исследований в области медийного дискурса в частности и лингвистики в целом.
Целью настоящего исследования является анализ и сравнение вербальных стратегий, используемых для передачи концепта осознанности в российской и американской культурах в медийном дискурсе, основываясь на российском журнале “Veter” и американском журнале “Mindful”.
Подготовка и анализ материала осуществлялся в два этапа. Методом сплошной выборки анализируются 5 выпусков журнала “Mindful” и 5 выпусков журнала “Veter” за 2022 и 2023 год. Метод лингвистического концептуального анализа позволяет найти определения понятия в достоверных словарях, а также любых синонимов или слов, сходных по значению с ключевым словом, определяющим понятие, в различных тезаурусах. С помощью этого метода слова распределяются на 4 группы: ядро, ближайшая, дальняя и дальнейшая периферии. Далее проводится контент анализ, который помогает выявить слова и словосочетания, используемые для описания концепта осознанности. В процессе анализа статей из выпусков определения слов просматривается в словаре и, в соответствии с результатами, распределяются по тем же группам (ядро, ближайшая, дальняя и дальнейшая периферии).
Кроме того, в исследовании используется сравнительный анализ, поскольку исследование сосредоточено на российской и американской культурах и направлено на выявление сходств и различий в понимании концепции осознанности в средствах массовой информации.
Основываясь на результатах контент-анализа, было установлено, что определения осознанности, приведенные в толковых словарях, дают лишь ограниченное понимание этого понятия. Всестороннее изучение журнальных статей, однако, выявило важные характеристики осознанности, которые необходимо учитывать при изучении межкультурных различий. Сравнительный анализ концепции осознанности показал, что, несмотря на некоторые незначительные расхождения, сходства, связанные с концепцией, перевешивают различия между российской и американской культурами.
Полученные результаты указывают на то, что определения понятия “осознанность” и его синонимов в толковых словарях и тезаурусах не дают достаточного разъяснения этого понятия.
Результаты этого исследования дают ценную информацию о культурных аспектах концепции осознанности. Контент-анализ показывает, что существуют сходства и различия в том, как “осознанность” воспринимается и практикуется в американской и российской культурах, которые иллюстрируют, как культурные убеждения и ценности могут формировать наше понимание и применение этой концепции.
Сходства, выявленные в обеих культурах, свидетельствуют об общей оценке потенциальных преимуществ осознанности для психического здоровья и благополучия. В обеих культурах “осознанность” рассматривается как позитивное явление, которое подчеркивает присутствие, сознательность и значимость. Акцент на улучшении психического здоровья с помощью физических упражнений также является общей темой, подчеркивающей важность связи разума и тела в практиках осознанности.
Различия, наблюдаемые между двумя культурами, отражают их уникальные культурные ценности и традиции. Коллективистская природа русской культуры отражается в том, что во время практики осознанности особое внимание уделяется обращению за помощью к другим и нахождению в положении ребенка. Напротив, индивидуалистические ценности американской культуры подчеркивают уверенность в себе и необходимость контролировать свои мысли и эмоции при практике осознанности.
Исследование также подчеркивает необходимость дальнейших исследований для изучения концепции осознанности в других контекстах и культурах. Это обеспечит более полное понимание того, как “осознанность” воспринимается и практикуется во всем мире, и как ее можно адаптировать в соответствии с уникальными культурными ценностями и верованиями различных сообществ. Изучая сходства и различия в том, как практикуется “осознанность” в разных культурах, мы можем разработать более эффективные и учитывающие культурные особенности мероприятия, которые могут принести пользу отдельным людям и сообществам по всему миру.
Таким образом, исследование важно для понимания и сравнения концепта осознанности в двух разных культурах. Исследование требует дальнейшей работы по изучению концепта в различных культурах и других дискурсах.
Литература:
- Левит Л. З. Осознанность и самоосознанность: рациональное применение // Вестник Омского университета. Серия «Психология». 2019. № 1. С. 68–73.
- Cernetic, M Mindfulness in Christian spiritual practices and connections with psychotherapy // Faculty of psychotherapeutic science of Sigmund Freud University in Ljubljana and DOBA Faculty of Applied Business and social studies Maribor. 2018.
- Dhawan, A., Patil, V., Gupta, S., Chugh, G. Mindfulness and Mental Health. // Springer Nature Switzerland AG 2021S. Okpaku (ed.), Innovations in Global Mental Health.. 2021.
- Ishikawa, M. Mindfulness in Western context perpetuates oppressive pealities for minority cultures: the consequences of cultural appropriation. // Simon Fraser University Educational Review. 2018. № 1.
- Kirmayer, L. Mindfulness in cultural context. // EditorialTranscultural Psychiatry. 2015. № 52.
- Kowitarttawatee, P., & Limphaibool, W. Fostering and sustaining teacher resilience through integration of Eastern and western mindfulness. // Cogent Education. 2022.
- Logan, A., Berman, Scott, R., Berman, B., Prescott, S. Wise Ancestors, Good Ancestors: Why Mindfulness Matters in the Promotion of Planetary Health. // Challenges. 2021.
- Plana-Farran M., Blanch A., Sole S. The Role of Mindfulness in Business Administration // University Students’ Career Prospects and Concerns about the Future. 2022.
- Shonin, E., Gordon, W., Griffiths, M. Mindfulness in psychology: A breath of fresh air? // The Psychologist. 2015.