Генезис идеи формирования правовой ответственности в отечественной педагогике | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №22 (469) июнь 2023 г.

Дата публикации: 06.06.2023

Статья просмотрена: 51 раз

Библиографическое описание:

Стенюшкина, С. Р. Генезис идеи формирования правовой ответственности в отечественной педагогике / С. Р. Стенюшкина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 22 (469). — С. 446-449. — URL: https://moluch.ru/archive/469/103588/ (дата обращения: 16.11.2024).



Правовое воспитание подрастающего поколения имеет давнюю историю. Гражданское воспитание неоднократно рассматривалось как в трудах зарубежных и отечественных исследователей, так и в работах российских педагогов-практиков. Как и на Западе, для России главным было не гражданство, а национальная идея. В статье рассматриваются особенности формирования гражданско-патриотического воспитания в различных временных периодах на основе исследований Н. И. Новиковым, К. Д. Ушинским и другими известными учеными. Основная часть статьи посвящена анализу взглядов на гражданское воспитание с XII века и до наших дней. В статье рассматриваются основные идеи гражданского воспитания и их особенности во всех временных периодах, дана критика некоторых из них. В заключение авторами делается вывод о постоянном развитии и актуальности понятия гражданское воспитание, а также о наполняемости его содержанием в настоящий мом ент.

Ключевые слова: правовая ответственность, гражданственность, гражданин, воспитание, обучение, подростки.

Проблема правового воспитания молодого поколения имеет глубокие корни в истории. Воспитание преданных, порядочных, честных граждан, всегда было главной идеологией Российского государства. Нелегкий путь был пройден в формировании системы правового воспитания старших школьников, которая постоянно совершенствуется и учитывает особенности развития общества. В работах ученых из зарубежных стран и отечественной педагогической науке уже не раз обсуждались проблемы, связанные с правовым воспитанием.

Первый этап формирования системы правового воспитания граждан России связан с реформами, которые происходили в стране. В это время возникли социальные и научно-педагогические условия, которые послужили основой для создания теоретических и практических основ правового воспитания россиян. Первоначально, феномен правового воспитания выступал как относительно самостоятельное направление нормативной деятельности при Петре I. Его реформы способствовали развитию культуры законности государства за счет укрепления значения закона в общества [8, c. 408–500]. К тому же переход образовательного процесса на светский уровень также указывает на то, что проблемам правопорядка было уделено большее значение со стороны государства.

В работах Самуэля Пуфендорфа «Об обязательствах человека и гражданина» появилась концепция естественного права как всеобщей социальной этики; его нормы должны контролировать поведение людей безответственностью имущественного положения и политических убеждений. Таким образом, было выражено убеждение в равноправии всех жителей перед правом не зависимо от социального положения. В эпоху управления Екатерины II обучение превращается в инструмент создания «идеального жителя». В период эпоха просвещения монархия открыла свежую главу в истории правового воспитания. По указанию Екатерины II в 1783 году была издана книга Иоганна Игнаца Фельбигера «О должностях человека и гражданина», приуроченная к обучающим целям, включающая четыре раздела о психологических качествах личности, медицине, правового воспитания и домоводстве [9, с. 267–301].

До начала девятнадцатого века данная работа имела важное значение в образовательных учреждениях Российской империи. В первых десятилетиях XIX века, большее внимание учебных учреждений было уделено изучению дисциплины «Юридическая наука», которую изучали через стандартное чтение законов и прохождение экзаменов. Этот процесс не способствовал распространению изучения правовых наук. Великие перевороты в области обучения правовых науки произошли в последней четверти девятнадцатого века, когда управление Российским государством перешло к Александру II. Во время его правления происходят прогрессивные изменения в Российской империи.

Нововведение оказали положительное воздействие на развитие правовых наук в государстве, изучение правовой сферы стало более тонким и многоуровневым. В соответствии с уставом университета 1863 года, для улучшения уровня обучения и формирования характера студентов, предусматривалось наличие отделений, занимающихся правовыми науками более углубленно [1, с. 47].

В теоретическом плане прогрессирование темы правового воспитания жителей Российской империи гарантировалось появлением научных и методических исследований. В девятнадцатом веке заботились о том, чтобы сформировать законопослушных граждан через изучение педагогико-правовых работ таких деятелей как: Н. И. Пирогов, Н. А. Добролюбов.

Они вывели свою педагогическую методику, в основе которой лежала любовь к семье и старшим, а значит, относится с уважения и ко всему тому, с чем соприкасаешься. Личности педагога в своих работах они отводили особую роль, в воспитании подрастающего поколения. Учитель, по мнению Н. А. Добролюбова, должен быть моральным идеалом, ответственно подходить к выполнению своих социально-правовых обязанностей. Именно такой педагог вполне сможет воспитать истинного гражданина с достоинством и твердой беспристрастной волей [5, с. 217–220]. Николай Иванович Пирогов видел свою задачу в том, чтобы развивать гражданские и патриотические чувства у подрастающего поколения. Он считает, что для того, чтобы сделать людей полезными обществу, нужно сначала научить их быть людьми.

Нельзя не согласиться с высказываниями авторов и не отметить актуальность проблемы, заключающейся в личном примере. Она является главным показателем образца поведения для младшего поколения. Что впоследствии поможет ребенку состояться как личности, уважающему свои обязанности [9, c. 59–64].

Одним из ярких представителем отечественной педагогике является Константин Дмитриевич Ушинский. В его трудах особое место занимает проблема гражданско-правового воспитания в подрастающем поколении. Он подчеркивал, что нравственной основой человека является ответственность и чувство единства с Отечеством и любовь к своей стране.

В своих работах «Опыт педагогической антропологии», «Русская школа» «Письма о воспитании наследника русского престола», которые были посвященных воспитанию наследников российского общества. Константин Дмитриевич Ушинский акцентирует внимание на том, что важно воспитывать в детях национальное самосознание и принятие легитимности закона с самого раннего детства. По мнению выдающегося педагога Владимира Яковлевича Стоюнина, его система воспитания основана на гуманистическом подходе и любви к ребенку. Это можно увидеть в его труде «По поводу преобразований реальных училищ и другое». По мнению В. Я. Стоюнина, образовательная система должна быть перестроена в соответствии с настоящем законом, но одновременно давать свободу мысли молодому поколению и права на их высказывание. По мнению русского педагога Петра Федоровича Каптерева, «нравственность формируется в семье». Начальные знания о нормах морального правомерного поведения ребенок получает в семье [2, с. 292–300].

В Советском Союзе главными задачами были воспитание патриотизма и гражданской ответственности у детей. Анатолий Луначарский, подчеркивая важность общественной направленности в воспитании личности, писал: «Наша задача состоит в том, чтобы воспитывать граждан нового общества и государства». Н. К. Крупская была убеждена в том, что гражданственность формируется на основе научных знаний [6, с. 267–301].

По мнению Антона Семеновича Макаренко, целью воспитания является воспитание «добропорядочного гражданина». Антон Семенович считал, что важнейшими качествами политически ответственного человека являются принципиальность и ответственность. А. С. Макаренко считает, что задача учебного заведения состоит в том, чтобы научить людей оценивать свои действия и поступки с точки зрения общества. По его мнению, правовая ответственность формируется на основе нравственных качеств личности: честности, трудолюбия, бережного отношения к природе и т. д. Все сказанное является катализаторами правильного воспитания. Гражданская ответственность, по его мнению — это высшая ступень духовного развития человека. Он приходит к выводу о том, что нравственные качества являются основополагающими в формировании правовой ответственности [7, с. 406–416].

Советский деятель Павел Николаевич Блонский, также заботился о правовом воспитании учеников. Он был выдающимся педагогом и методистом, автором множества работ по теории и практике образования. В своих трудах он акцентировал внимание на необходимости формирования у школьников правильных нравственных принципов и ценностей.

П. Н. Блонский разработал концепцию «правозащитного обучения», которая заключается в том, что школьники должны быть осведомлены о своих правах и обязанностях как граждан России. Они должны знать законы страны и уметь защищать свои интересы при необходимости.

П. Н. Блонский также подчеркивал значимость социальной ответственности каждого человека перед государством. Он считал, что только через формирование этических принципов можно создать благоприятную атмосферу для жизни всех людей.

Такие мысли Павла Николаевича Блонского стали основой для создания новых программ по правам ребёнка и правовому воспитанию, которые были внедрены в советскую школьную систему [3, c. 119–130].

В 1970-х годах государство начинает активно внедрять правовое воспитание в образовательный процесс. Постановления ЦК КПСС о правовом воспитании трудящихся были приняты в 1970 году. В 1976 году был введен специальный курс, посвященный основам советского законодательства и права. Курс направлен на то, чтобы более серьезно углубить знания учащихся о становлении и развитии советского законодательства.

Учащимся, предлагалось пройти курс, чтобы поступить в юридический, законодательно-правовой институты. В 1980-е годы в учебных заведениях, где обучаются правоведы, учащиеся изучают международные правовые документы. Преподавателям была предоставлена возможность изучать правовые системы разных стран, в том числе и юриспруденции. К сожалению, с распадом Советского Союза идеологическая и правовая окраска практически исчезла. Но оставил неизгладимый след в сознание молодых людей. Что дало четкое понимание правовой картины мира и помогло с легкостью интегрироваться в нее. Позже, обучающимся была предоставлена возможность ознакомиться с основными правовыми нормами, которые применяются в гражданском праве [6, c. 59–78].

Положительные изменения в правовой системе России продолжаются и сегодня. В первую очередь, это касается правового воспитания. В 1990-е годы был введен новый курс, в основу которого были положены различные общественные науки. В последствии курс стал называться «Общественное мнение» и преподаваться в 6 классе. Школьники начали изучать правовые вопросы в начальной школе. В школьную программу был внесен новый предмет — «Права человека». В старшей школе его изучают в старших классах.

Президент Российской Федерации Владимир Владимирович Путин подписал Федеральный закон «Об основах государственной политики в сфере правового просвещения». В рамках реализации государственной программы «Об образовании в Российской Федерации» реализуется образовательная программа, направленная на формирование у детей и подростков осознанного отношения к праву [4, с. 223–229].

В настоящее время в России активно развивается гражданское общество, что требует совместных усилий государства и общества. В 2014 году была принята Стратегия развития образования в России до 2026 года. Стратегия направлена на воспитание и социализацию не только детей, но и подрастающего поколения. В документе акцент делается на духовно-нравственных ценностях, которые сложились в процессе культурно-исторического развития России.

В результате этих нововведений увеличилось количество учебных курсов, направленных на базовую и углубленную проработку норм российского законодательства. Правительство Российской Федерации приняло еще одно постановление, в соответствии с которым молодежная политика должна быть направлена на повышение качества жизни молодежи. В документе, в частности, говорится о том, что воспитание патриотической молодежи должно быть основано на знании своих конституционных прав и обязанностей [3, с. 140–143].

Сегодня проблемой правового воспитания в России занимаются профессиональные специалисты в области права и педагогике такие как: О. В. Адаева, К. Г. Борискина, О. В. Богданова, и другие. Изучая их работы, можно увидеть тонкую нить частичного возвращения к истокам, но не потерю идеологической составляющей, а ее динамичное развитие. Это говорит о том, что молодое поколение постоянно совершенствует свое правовое воспитание и стремясь к дальнейшему демократическому развитию страны.

Литература:

  1. Воробьев, Н. Е. Гражданское воспитание в поликультурном обществе / Н. Е. Воробьев, И. С. Бессарабова. — Текст: непосредственный // Известия ВГПУ. Педагогические науки. — 2015. — № 3 (98). — С. 46–48.
  2. Вырщиков, А. Н. Настольная книга по патриотическому воспитанию / А. Н. Вырщиков. — Москва: Глобус, 2007. — 330 c. — Текст: непосредственный.
  3. Гауч, О. Н. Направления реализации патриотического воспитания подростков в системе школьного образования. Внедрение результатов инновационных разработок: проблемы и перспективы / О. Н. Гауч. — Текст: непосредственный //. — 2017. — С. 139–144.
  4. Горбова, М. А. Патриотическое воспитание средствами краеведения. / М. А. Горбова. — Москва: Глобус, 2007. — 223 c. — Текст: непосредственный.
  5. Добролюбов, Н. А. Собрание сочинений в трех томах. Том первый Статьи, рецензии и заметки (1853–1858) Составление и вступительная статья Ю. Г. Буртина / Н. А. Добролюбов. — Москва: Глобус, 1986. — 223 c. — Текст: непосредственный.
  6. Крупская, Н. К. Дети — наше будущее / Н. К. Крупская. — Москва: Просвещение, 1985. — 302 c. — Текст: непосредственный.
  7. Макаренко, А. С. Доклад в педагогическом училище / А. С. Макаренко. — Москва: АПН РСФСР, 1951. — 407–419 c. — Текст: непосредственный.
  8. Новиков, Н. И. Избранное / Н. И. Новиков. — Москва: Правда, 1997. — 511 c. — Текст: непосредственный.
  9. Пирогов Избранные педагогические сочинения / Пирогов, И. Н. — Москва: Правда, 1985. — 408 c. — Текст: непосредственный.
Основные термины (генерируются автоматически): правовое воспитание, подрастающее поколение, гражданское воспитание, том, девятнадцатый век, молодое поколение, правовая ответственность, Российская империя, Российская Федерация, Россия.


Похожие статьи

Проявления маргинального отношения к праву

В статье рассмотрена специфика маргинального проявления к праву, на основе исследования особенностей этого в современном обществе. В процессе анализа специфики маргинального проявления к праву автором сформулированы основные проблемы, выделены основн...

Взгляды К. Д. Ушинского на проблему женского образования

В статье говорится о становлении женщины как равноправного члена общества. Деятельность К. Д. Ушинского тесно связана с данной проблематикой, он рассматривает новые принципы работы в сфере женского образования, которые бы несли в себе психолого- педа...

Психологическая теория происхождения государства

С незапамятных времен человечество стало задумываться над вопросами о причинах возникновения государства. В результате чего различными мыслителями во все времена и в разных государствах было создано множество теорий, которые по-разному отвечают на во...

История развития уголовного законодательства об ответственности несовершеннолетних

В статье рассматриваются этапы развития уголовного законодательства об ответственности несовершеннолетних со времен Древней Руси до настоящего времени. Автором проанализированы условия принятия некоторых нормативно-правовых актов, регулировавших данн...

Генезис конституционно-правового статуса несовершеннолетних в России

В данной научной статье авторами рассматривается специфика конституционно-правового статуса несовершеннолетних в России через призму его исторического развития и эволюционирования. Отмечаются особенности правового статуса несовершеннолетних на опреде...

Проявления правовой культуры у молодежи Мурманской области

В статье раскрыто понятие правовой культуры с точки зрения социологии, рассматриваются характерные черты правовой культуры личности, представлены результаты исследования.

Историко-педагогический анализ проблемы воспитания патриотизма у детей дошкольного возраста

В статье рассматривается проблема патриотического воспитания детей дошкольного возраста, ее актуальность на современном этапе развития общества. Анализируется смысловая структура понятия «патриотизм». Охарактеризованы существенные критерии и показате...

Проблемы современного гражданского права

В данной статье проанализированы проблемы современного гражданского права, значение и роль гражданского общества в правовой системе Российской Федерации. Рассмотрены исторические примеры, которые характеризуют необходимость наличия гражданского общес...

Историческое исследование возникновения института судебного следствия, сравнительный анализ его становления

В статье автором проводится анализ этапов становления институтов судебного следствия в России, на основе исторических нормативных актов основных этапов развития судебной системы обобщены основные признаки и особенности развития судебного следствия. И...

Роль социально-педагогической составляющей в процессе патриотического воспитания старшеклассников

В статье изложены основные проблемы патриотического воспитания старшеклассников, а также отражены роль и задачи социального педагога в данном процессе. Статья раскрывает содержание таких понятий как «воспитание», «патриотическое воспитание», «социаль...

Похожие статьи

Проявления маргинального отношения к праву

В статье рассмотрена специфика маргинального проявления к праву, на основе исследования особенностей этого в современном обществе. В процессе анализа специфики маргинального проявления к праву автором сформулированы основные проблемы, выделены основн...

Взгляды К. Д. Ушинского на проблему женского образования

В статье говорится о становлении женщины как равноправного члена общества. Деятельность К. Д. Ушинского тесно связана с данной проблематикой, он рассматривает новые принципы работы в сфере женского образования, которые бы несли в себе психолого- педа...

Психологическая теория происхождения государства

С незапамятных времен человечество стало задумываться над вопросами о причинах возникновения государства. В результате чего различными мыслителями во все времена и в разных государствах было создано множество теорий, которые по-разному отвечают на во...

История развития уголовного законодательства об ответственности несовершеннолетних

В статье рассматриваются этапы развития уголовного законодательства об ответственности несовершеннолетних со времен Древней Руси до настоящего времени. Автором проанализированы условия принятия некоторых нормативно-правовых актов, регулировавших данн...

Генезис конституционно-правового статуса несовершеннолетних в России

В данной научной статье авторами рассматривается специфика конституционно-правового статуса несовершеннолетних в России через призму его исторического развития и эволюционирования. Отмечаются особенности правового статуса несовершеннолетних на опреде...

Проявления правовой культуры у молодежи Мурманской области

В статье раскрыто понятие правовой культуры с точки зрения социологии, рассматриваются характерные черты правовой культуры личности, представлены результаты исследования.

Историко-педагогический анализ проблемы воспитания патриотизма у детей дошкольного возраста

В статье рассматривается проблема патриотического воспитания детей дошкольного возраста, ее актуальность на современном этапе развития общества. Анализируется смысловая структура понятия «патриотизм». Охарактеризованы существенные критерии и показате...

Проблемы современного гражданского права

В данной статье проанализированы проблемы современного гражданского права, значение и роль гражданского общества в правовой системе Российской Федерации. Рассмотрены исторические примеры, которые характеризуют необходимость наличия гражданского общес...

Историческое исследование возникновения института судебного следствия, сравнительный анализ его становления

В статье автором проводится анализ этапов становления институтов судебного следствия в России, на основе исторических нормативных актов основных этапов развития судебной системы обобщены основные признаки и особенности развития судебного следствия. И...

Роль социально-педагогической составляющей в процессе патриотического воспитания старшеклассников

В статье изложены основные проблемы патриотического воспитания старшеклассников, а также отражены роль и задачи социального педагога в данном процессе. Статья раскрывает содержание таких понятий как «воспитание», «патриотическое воспитание», «социаль...

Задать вопрос