Статья посвящена анализу и обобщению рисков экономической безопасности для нефтяной промышленности России в условиях санкций. Сделаны выводы о ключевых рисках экономической безопасности для данной отрасли экономики. Определены направления снижения их негативного влияния.
Ключевые слова: нефтяная промышленность, экономическая безопасность, компания, Россия, риск, санкция.
Энергетическая система является важнейшим элементом эффективного функционирования экономики государства. Роль нефтяной промышленности как составляющей энергетической системы также не вызывает сомнений. Российская Федерация, несомненно, относится к блоку стран-лидеров по добыче и экспорту нефти. Исходя из высокой роли отечественной нефтяной промышленности для национальной экономики, необходимо уделять особое внимание вопросам экономической безопасности данной отрасли.
Экономическая безопасность российской нефтяной промышленности определяет состояние национальной безопасности страны. Данное понятие является многоаспектным, так как его можно рассмотреть с нескольких позиций: экономической безопасности на национальном (внутригосударственном) и мировом уровнях [5]. Резюмировав эти два подхода, справедливо утверждать, что под экономической безопасностью нефтяной промышленности можно понимать состояние ее защищенности от внутренних и внешних угроз, позволяющее обеспечить эффективное функционирование основных объектов и ресурсов рассматриваемой отрасли в соответствии с целями государственной политики в энергетической сфере, а также систему действенных мер, необходимых для поддержания ее жизнеспособности и развития и гарантирующих противодействие неблагоприятному влиянию на нее со стороны.
Определение тенденций развития нефтяной промышленности невозможно без обнаружения потенциальных рисков экономической безопасности для данной отрасли и их дальнейшего анализа. Прогнозирование подобных угроз является приоритетным направлением деятельности государственных органов и ученых ввиду особого положения продукции нефтяной промышленности в структуре экономики России.
Особенности функционирования нефтяного сектора экономики в современных реалиях невозможно не характеризовать без учета санкционного воздействия иностранных государств, которое, несомненно, влияет на экономическую безопасность как данной отрасли в частности, так и национальную экономическую систему в целом.
Таким образом, актуальность темы исследования связана с ролью нефтяной промышленности в экономике страны и степенью влияния рисков в условиях санкционного давления иностранных государств на данную отрасль экономики. Выяснение характера и степени влияния угроз для нефтяной промышленности станет условием разработки системы эффективного противодействия и защиты от них.
Еще с 2014 г. Россия находится под воздействием санкций, которые значительно затронули национальный нефтегазовый сектор. В 2022 году санкции были существенно ужесточены. Ограничения коснулись, в том числе долгосрочного финансирования нефтегазовых компаний России, получения иностранного оборудования и технологий, а также возможности сотрудничества российских компаний с зарубежными. Введенные санкции постоянно расширяются и ужесточаются, нет никакой определенности относительно сроков их действия. Они негативно сказываются на тех направлениях добычи, где зависимость от импортного оборудования и технологий является высокой.
За период 2022–2023 гг. иностранное санкционное давление на нефтяной сектор России выразилось в следующем:
1. Приостановлены поставки и инвестиции в топливно-энергетические компании России; установлен запрет на экспорт в Россию полупроводников, машин и транспортного оборудования [1];
2. Имеют значение ограничения, введенные в отношении некоторых топ-менеджеров крупных российских нефтяных компаний, связанные с их занесением в SDN-List [3];
3. С 5 декабря 2022 года странами ЕС, G7 и Австралией введены санкции на сырую нефть, экспортируемую из России: был установлен ценовой потолок $60 за баррель;
4. 5 февраля 2023 года был установлен ценовой потолок на российские нефтепродукты (для премиальных: нафта, дизель, бензин, керосин — на уровне $100, и на продукцию, которая продается с дисконтом, как мазут, — $45), а также вступило в силу европейское эмбарго на транспортировку нефти морским путем.
Рассмотрим совокупное влияние введенных санкций на экономическую безопасность нефтяного сектора России и выделим основные риски.
Итак, базовый негативный сценарий, основанный на вводимых ограничениях, заключается в сокращении физических поставок [2]. Заметны сейчас и ожидаемы в перспективе риски снижения объема экспорта нефти и нефтепродуктов. Так, 3 февраля 2023 года в интервью телеканала «РБК» в программе «Индекс недели» генеральный директор УК «Спутник — Управление Капиталом» Александр Лосев высказал свое мнение по поводу настоящей ситуации на нефтяном рынке: «От ограничения цен на нефть и следующего европейского эмбарго мы уже испытываем негативный эффект. На данный момент очевидна перспектива снижения базовой стоимости на нефть для конкурирования с ближневосточными ресурсами. Российский объем экспорта нефти и нефтепродуктов в Европу, и, следовательно, наши денежные поступления, конечно, еще сократятся». Такое положение дел, безусловно, влияет на сокращение доходных поступлений в российский бюджет. В результате этого возникают риски формирования бюджетного дефицита, негативно влияющего на всю национальную экономику.
Серьезный урон в начальный период после введения санкций нанес запрет на поставку оборудования и экспорт технологий в нефтегазовый сектор России [4]. В связи с этим возникает риск значительного сокращения возможностей компаний нефтяной отрасли страны на проведение разведочных работ и снижение числа разработок новых месторождений. Не забывая также о лимитации продажи российской нефти на мировой рынок в целом, вытекает также риск консерваций и расконсерваций нефтескважин. Так, недостаточность в нефтяном техническом обеспечении, а также невозможность неограниченного хранения запасов уже добытых ресурсов вызывает сокращение объемов добычи нефти. Генеральный директор ФБУ «Государственная комиссия по запасам полезных ископаемых» Шпуров Игорь Викторович подчеркивает: «Последствия этого — полное сокращение бурового и потеря половины ремонтного сервиса. Мы рискуем потерять свои компетенции в нефтегазовом сервисе, который в последние 10–15 лет начал успешно конкурировать в вопросах создания своих собственных новых технологий с ведущими мировыми нефтесервисными компаниями». Последнее обстоятельство снижает экономический потенциал страны, так как определяет возникновение иных, подчиненных, рисков экономической безопасности.
Среди иных негативных последствий, которые обусловлены санкциями в отношении нефтяной промышленности России, можно выделить рост издержек, а также снижение уровня конкурентоспособности нефтяных компаний страны. Это влечет снижение доступности инвестиционных ресурсов как следствие сокращения активности на рынке ценных бумаг, снижения стоимости таких компаний и их капитализации.
Стоимость акций нефтяных компаний значительно падает, возникают угрозы по отказу от обязательств по выплате дивидендов, что может повлечь спад интереса инвесторов по вложению в данную отрасль. Из-за ухудшения инвестиционного климата тормозится развитие нефтяной отрасли в целом, что негативно влияет на состояние ее экономической безопасности.
В этой ситуации крупным российским нефтяным игрокам приходится продавать свои активы за рубежом (т. е. уходить с рынка), освобождая место конкурентам. Так, ПАО НК «Лукойл» была вынуждена продать свой главный актив в Италии, а именно нефтеперерабатывающий завод ISAB S. r.L G. O. I. ENERGY в городе Приоло, как предполагается, намного ниже своей рыночной стоимости. Поэтому кроме краткосрочной потери доходов в ближайшем будущем наши нефтяные компании имеют угрозу потери крупных рынков сбыта, а такой возможный альтернативный вариант как перенаправление нефтяных потоков с большой долей вероятности вызовет увеличение логистических затрат. При любом из приведенных сценариев произойдет ухудшение экономической обстановки вокруг нефтяной отрасли.
В связи введенными санкциями и риском вторичных санкций для зарубежных предприятий, имеющих экономические связи с российскими компаниями, интенсивность такого взаимодействия будет существенно снижаться. В этой связи для избежания рисков вторичных санкций иностранные компании считают лучшим для себя выйти из бизнеса на территории России. Следствием этого является уход с российского рынка крупных иностранных нефтяных компаний, что обусловливает риск утраты зарубежных технологий в сфере геологоразведки, добычи, переработки, транспортировки и сбыта нефти и нефтепродуктов.
Так, уже финская компания Neste была вынуждена продать свои заправки российской Татнефти. Крупная британско-нидерландская компания Shell была вынуждена продать сеть своих заправок Лукойлу. На первый взгляд, уход конкурентов с рынка играет на руку России. Однако такие изменения в конкурентной ситуации на российском рынке опосредуют риск встречных действий, связанных с перераспределением активов в зарубежных странах. Так, завод, принадлежащий Роснефти в Германии, был «национализирован» в пользу Федерального сетевого агентства этого государства. Если такая тенденция будет продолжена, то многие отечественные нефтяные компании столкнутся с риском быть конфискованными в ряде зарубежных стран. Это может повлечь падение доходов нефтяной отрасли, ограничение доступа к инновационным технологиям, снижение конкурентоспособности российских нефтяных компаний на зарубежных рынках нефти и нефтепродуктов.
Евросоюз в ходе очередной волны экономических санкций против России внес в санкционный список 26 российских граждан, включая руководителей предприятий нефтяной промышленности. Ограничительные меры ЕС запрещают европейским компаниям и банкам любую экономическую активность с подсанкционным лицом, а также принадлежащими ему бизнесами, а часть из попавших под санкции являются бенефициарами российских нефтяных компаний. Санкции против этих лиц означают также невозможность проведения сделок и платежей через компании, в которых они выступают руководителями. Подобные санкции вынуждают руководителей предприятий нефтяной промышленности идти на личные риски: проводить переписи и продажу их капитала и пакетов акций на посредников, через которых будет возможно осуществлять сделки. Все это негативно влияет на операционную деятельность российских нефтяных компаний, и соответственно, ухудшает состояние экономической безопасности нефтяной отрасли.
Подводя итог, можно сделать вывод, что российскому нефтяному сектору следует продолжать адаптироваться к вынужденным условиям, а также менять особенности своего функционирования в соответствии с принятыми контрмерами (например, таким ответным действием является Указ Президента РФ от 27.12.2022 № 961 «О применении специальных экономических мер в топливно-энергетической сфере в связи с установлением некоторыми иностранными государствами предельной цены на российские нефть и нефтепродукты»). Ввиду существования очевидных рисков и угроз (например, сокращения добычи нефти в определенном объеме, утраты инновационных технологий в нефтяной индустрии), могу предположить, что в этой связи придет понимание необходимости внесения изменений в экономическую политику государства: таким изменением может стать создание продуктов с более высокой добавленной стоимостью именно на своей территории, а также активизация развития и строительства новых производственных объектов в нефтяной промышленности, в том числе нефтеперерабатывающих заводов. России также не стоит забывать о цели сохранения существующих и расширения новых рынков нефтяного сбыта. Произведение перенаправления потоков транспортировки нефти на восток (Южная Азия), возможно, также станет мерой, которая укрепит состояние сектора нефти и нефтепродуктов России.
Литература:
1. Джураев А. Д., Скляр В. Д., Янковский П. С. Экономические санкции 2022 года в отношении России: принятые решения, последствия и перспективы // Экономика и бизнес: теория и практика. 2022. № 6–1 (88), с. 133–136.
2. Митрахович С. П., Салихов М. Р., Юшков И. В. Факторы риска на мировом рынке энергоресурсов: санкции, геополитика и российский энергосектор. Актуальные интервью // Геоэкономика энергетики. 2022. № 1, с. 6–33.
3. Обзор ключевых ограничительных мер в отношении российских физических и юридических лиц в соответствии с санкционным законодательством иностранных государств // Nektorov, Saveliev & Partners.
4. Халов О., Юдин Д. А. Влияние санкций на развитие нефтегазового сектора Российской Федерации // Инновации и инвестиции. 2020. № 8, с. 80–83.
5. Шелухина Е. А., Румачик Н. А., Мезенцева Е. С. Сущностная характеристика и ключевые составляющие системы экономической безопасности государства // Журнал прикладных исследований. 2022. № 6, с. 801–810.