В статье рассмотрена блок-модульная технология возведения корпусов общежития в поселке Тикси Саха (Якутия), технология возведения зданий производственно-логистического комплекса «Архангельск», возведение несущих и ограждающих конструкций административно-бытового комплекса «Арктический трилистник». По критерию технологичности было проведено сравнение быстровозводимых зданий и предложены специальные решения по их совершенствованию в арктических условиях.
Ключевые слова: Арктика, специальные условия строительства, зона строительства, энергоэффективные здания, низкая температура, сильный ветер, суровый климат, короткий летний сезон.
В Арктике располагаются российские острова и архипелаги Шпицберген, Земля Франца-Иосифа, самый большой из архипелагов Русской Арктики — Новая Земля, Северная Земля, Новосибирские острова, остров Врангеля, Соловецкие острова, остров Вайгач и др.
На этих островах крайне тяжелые климатические условия для проживания людей, но несмотря на это многие страны видят свои интересы в Арктике.
Но несмотря на суровость климата, где зимой отрицательная температура держится около минус 40–42 градусов по Цельсию, а снежный покров сходит только с августа до середины сентября, построены по быстровозводимой технологии современные энергоэффективные здания самой северной и современной базы России, расположенной на архипелаге Земля Франца-Иосифа.
Все объекты построены из металла и легких ограждающих панелей стен и покрытия. Еще в 2000 году обращалось внимание на то, что заводы железобетонных конструкций не обеспечивают высокую эффективность капиталовложений в условиях Крайнего Севера и потому необходимо развивать технологии, снижающие массу зданий с использованием легких металлических конструкций и минераловатных плит, а также слоистых панелей типа «сэндвич» [1, 2], потому что легкие строительные конструкции обладают высокой транспортабельностью, транспортировка, например сэндвич-панелей эффективна в радиусе 2,5 тыс. км. [3].
Климатические условия Крайнего Севера (сильные ветры в сочетании с низкими температурами) предъявляют особые требования к проектированию и строительству жилищ в этом районе.
При исследовании принципов обустройства мест базирования одним из авторов еще в 2002 году обращалось внимание на целесообразность внедрения быстровозводимых конструкций при обустройстве приграничных военных городков, расположенных на значительном удалении от городов особенно в условиях Крайнего Севера [4].
Пространственная организация военного городка, как и крупного города традиционно зиждется на трех основных его функциях: работе, жилище и отдыхе [5]. Этот принцип успешно реализован при проектировании комплекса сблокированных зданий «Арктический Трилистник», построенного за три года (с 2014 по 2017 год) на острове Земля Александры в архипелаге Земля Франца-Иосифа, общая площадь комплекса 1400 м 2 (рис. 1).
Рис. 1. Административно-жилой комплекс «Арктический трилистник» на острове Александры Земля Франца-Иосифа
В составе комплекса построены здания котельной и электростанции (рис. 2).
Рис. 2. Здание котельной в Арктике
Кроме того, построены гаражи, склады, а также сооружения водоочистки, канализации и утилизации бытовых отходов. Между зданиями построены закрытые переходы, позволяющие не выходить в зимнее время на улицу.
Также на острове возведена насосная станция для приема с танкеров доставленного к острову топлива.
Возведение перечисленных выше зданий комплекса «Арктический Трилистник», можно рассматривать в качестве экспериментального строительства, которое является предметом настоящего исследования в части анализа примененных в суровых условиях Арктики технологий возведения зданий.
Целью исследования является уточнение рациональной области применения имеющихся технологий возведения каркасно-панельных и объемно-модульных зданий в условиях Арктики, а также поиск основных направлений совершенствования технологии возведения применяемых в Арктике быстровозводимых зданий.
Говоря о начале строительства зданий «Арктического Трилистника», отмечаем сезонность производства строительных работ. До начала строительства в теплое время года первая бригада строителей, проживающая в палатках, построила временные сборно-щитовые здания, предназначенные для приема основных бригад рабочих-строителей, прибывающих позже. Строительный городок площадью 800 кв. м. возведен за две недели. Материально-технические ресурсы (200 тонн стройматериалов и 24 единицы техники) доставлялись из Архангельска транспортными кораблями по Северному морскому пути в период навигации.
При строительстве зданий в Арктике использована сборная каркасно-панельная строительная система, состоящая из металлического несущего каркаса, собираемого из легких оцинкованных стальных профилей и панелей типа «сэндвич», применяемых для стен и покрытия (рис. 3).
Рис. 3. Монтаж каркаса здания из стальных оцинкованных профилей (работы ведет Спецстой России)
Каркасные здания из легких стальных конструкций с покрытием и стенами в виде сэндвич-панелей эффективны для строительства складских зданий производственно-логистических комплексов и пунктов морского базирования [6, 7].
Размеры секции типовой каркасно-панельной строительной системы здания складского назначения, возводимого из легких стальных конструкций и панелей типа «сэндвич» приводятся в табл. 1.
Таблица 1
Размеры секции каркасно-панельной строительной системы из легких стальных конструкций и панелей типа «сэндвич»
Наименование показателя |
Значение показателя |
Пролет между колоннами, м |
12, 15, 18,21,24 |
Шаг колонн, м |
6 |
Полезная высота помещения, м |
3;3,6; 4,2;4,8; 5,4;6; 6,6;7,2; 7,8; 8,4 |
Ширина и высота ворот, м |
3 3, 3,6 3,6; 4 |
Ширина и высота окон, м |
4,5 ; 6,0 |
Вид и уклон кровли |
Двускатная, уклон 25 % |
В целях организации централизованного и бесперебойного снабжения северных территорий в период северного завоза в том числе объектов базирования в Арктике строится производственно-логистический комплекс «Архангельск»,
Производственно-логистический комплекс «Архангельск» расположен в Маймаксанском округе города Архангельска в районе порта «Экономия»,
Возведение зданий производственно-логистического комплекса спроектировано из легких стальных конструкций и панелей стен и покрытия типа «сэндвич». В целом создание объекта включает следующие этапы:
— проектирование;
— инженерная подготовка строительной площадки;
— земляные работы и возведение монолитного фундамента;
— изготовления конструкций в заводских условиях;
— транспортировка комплекта на строительную площадку;
— подготовка конструкций к монтажу, включая укрупнительную сборку;
— монтаж колонн, связей, ферм и прогонов;
— монтаж панелей стен и покрытия;
— установка окон, дверей и ворот;
— выполнение внутренних общестроительных работ;
— прокладка внутренних инженерных сетей и установка приборов;
— монтаж и пусконаладка технологического оборудования.
В научных трудах Асаула А. Н., Казакова Ю. Н., Быкова В. Л., Князя И. П., Ерофеева П. Ю. [8,9,10] систематизированы строительные системы и технологии возведения мобильных и быстровозводимых зданий, которые вполне применимы не только для временного обустройства поселков строителей и нефтяников, но и для создания объектов базирования в Арктике, например строительная система «Модуль» (табл. 2).
Таблица 2
Основные технико-экономические показатели общежития К 120–11–03 на 120 человек для строительных организаций на основе сборно-разборной системы «Модуль»
№ п/п |
Технико-экономические показатели |
Единица измерения |
Значение |
1 |
Строительный объем |
м 3 |
2318 |
2 |
Площадь застройки |
м 2 |
472,9 |
3 |
Полезная площадь |
2 м |
706,6 |
4 |
Высота помещения |
м |
3 |
5 |
Трудоемкость монтажа |
чел.-дн |
200 |
8 |
Масса наземных конструкций |
т |
112 |
10 |
Срок службы |
лет |
20 |
11 |
Степень огнестойкости |
- |
IV |
12 |
Ширина секций, модуль по ширине |
м |
2,4 |
13 |
Пролет, модуль по длине |
м |
4,8 |
14 |
Наибольший вес монтируемого элемента |
кг |
500 |
17 |
Этаажность |
этаж |
1 или 2 |
В одной из публикаций Ю. Н. Казакова и соавторов [9] о строительной системе «Модуль» сказано: «Учитывая полученные результаты, еще 1981 году система «Модуль» была представлена на специализированной строительной выставке ВДНХ СССР, посвященной проблемам оперативного обустройства строительно-монтажных организаций, по итогам которой была удостоена диплома I степени, а коллективы разработчиков, включая ВИТУ, награждены медалями ВДНХ. Эти обстоятельства во многом предопределили то, что система была признана Госстроем СССР одной из лучших в стране и включена в государственный руководящий документ — «Перечень проектов инвентарных зданий, обязательных для заводского производства в 1981–1985 гг.».
На основании вышесказанного система «Модуль» принята авторами в качестве аналога при оценке современных быстровозводимых строительных систем. На рис. 4 показан монтаж строительной системы «Модуль» [10].
Рис. 4. Монтаж панелей перекрытия строительной системы «Модуль»
В современных условиях показала свою эффективность при возведении зданий медицинских центров каркасно-панельная строительная система с каркасом из легких стальных конструкций, стенами и покрытием из панелей типа «сэндвич». Предполагаемая капитальность таких зданий, по мнению авторов, выше 4-го класса, и срок эксплуатации ориентировочно составляет 60–70 лет [11,12].
Кроме каркасно-панельной технологии применяется для возведения жилых зданий блок-модульная технология возведения зданий.
На побережье бухты Тикси моря Лаптевых в республике Саха (Якутия) по блок-модульной технологии построены два здания общежития на 150 человек (рис. 5) на территории уже существующего гарнизона в поселке городского типа Тикси (рис. 6).
Рис. 5. Жилые корпуса общежития для военнослужащих из объемных блок-модулей в гарнизоне поселка Тикси Саха (Якутия)
Рис. 6. Поселок городского типа Тикси Саха (Якутия) на побережье одноименной бухты моря Лаптевых
Блок-модульные технологии особенно целесообразны при строительстве в суровом климате, когда за короткий летний сезон надо успеть доставить материалы, оборудование и построить достаточно крупный объект с инженерной инфраструктурой.
Блок-модульные здания представляют собой строительные системы, возводимые путем монтажа блок-модулей полной заводской готовности [13].
Обычно монтаж блок-модулей осуществляется «с колес» стреловым краном с использованием траверсы. Технологическая схема монтажа [14] автомобильным краном блок-контейнера (модуля) показана на рис. 7.
Рис. 7. Технологическая схема монтажа блок-контейнера «с колес».
Работы выполняют два звена:
Первое звено выполняет общестроительные работы нулевого и надземного цикла, а второе выполняет монтаж и подключение инженерных сетей, молниезащиту и заземление и т. п.
Перевозка блок-контейнеров осуществляется специализированной низкорамной платформой с оформлением разрешения на перевозку негабаритного груза. Стандартные размеры блок-контейнеров приводятся в табл.3.
Таблица 3
Стандартные размеры блок-контейнеров (модулей)
Ширина, мм |
Ширина, мм |
Высота, мм |
6 000 |
2 430 |
2 590 |
9 000 |
2 430 |
2 590 |
12 000 |
2 430 |
2 590 |
6 000 |
3 000 |
2 590 |
9 000 |
3 000 |
2 590 |
12 000 |
3 000 |
2 590 |
6 000 |
3 000 |
3 000 |
9 000 |
3 000 |
3 000 |
12 000 |
3 000 |
3 000 |
Блок-модули можно соединять между собой торцевой стороной, боковой стороной, ставить друг на друга до трех этажей. Приобретают все большую популярность сборно-разборные блок-модули (рис.10), доставляемые на строительную площадку в разобранном виде в специальном компактном пакете, что существенно снижает транспортные расходы по доставке с завода-изготовителя к месту строительства. На строительной площадке вначале выполняется сборка блок-модулей, а потом из них монтируется здание.
Затраты труда рабочих строителей и машинистов на нулевой цикл и монтаж быстровозводимых зданий различных строительных систем приводятся в табл.4
Таблица 4
Усредненная выработка — строительный объем возведенного здания на одного человека в день без учета нулевого цикла и отделки быстровозводимых зданий различных строительных систем
Наименование затрат |
Ед. измер |
Блок-модульная система из сборных контейнеров |
Система «Модуль» |
Каркасно-панельная система (стальной каркас и сэндвич-панели |
Выработка |
м3/чел.-дн |
22,73 |
11,59 |
17,48 |
При расчете показателя технологичности (Кт), представляющего собой отношение выработки при монтаже (t i ) каркасно-панельной или объемно-модульной строительной системы к выработке при монтаже строительной системы «Модуль», применяют формулу: 𝐾𝑇 = 𝑡𝑖 ⁄ 𝑡б.
Превышение или снижение коэффициента технологичности ∆К т каркасно-панельной или блок-модульной строительной системы по отношению к показателям системы «Модуль» определяют по формуле: ∆К т = К т — 1.
Аналогичный подход применяется и к другим показателям технологичности (табл. 5 и 6).
Таблица 5
Оценка коэффициента технологичности блок-модульной строительной системы в сравнении с системой «Модуль»
Показатель |
Блок-модульная система из сборных контейнеров |
Система «Модуль» |
Коэффициент технологичности, отношение гр. 2 к гр. 3 |
Отклонение показателя технологичности (показатель гр. 4 минус единица) |
Выработка, м3/чел.-дн |
22,73 |
11,59 |
1,96 |
0,96 |
Превышение технологичности строительной системы из блок-модулей по сравнению с системой «Модуль», % |
96 |
|||
Таблица 6
Оценка коэффициента технологичности каркасно-панельной строительной системы в сравнении с системой «Модуль»
Показатель |
Каркасно-панельная система (стальной каркас и сэндвич-панели |
Система «Модуль» |
Коэффициент технологичности, отношение гр. 2 к гр. 3 |
Отклонение показателя технологичности (показатель гр. 4 минус единица) |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
Выработка, м3/чел.-дн |
17,48 |
11,59 |
1,51 |
0,51 |
Превышение технологичности каркасно-панельной строительной системы по сравнению с системой «Модуль», % |
51 |
|||
Сравнив современные быстровозводимые строительные технологии с технологией строительной системы «Модуль», можно сделать вывод о превосходстве рассмотренных технологий по отношению к технологии строительной системы «Модуль».
В дальнейших исследованиях актуально рассмотреть переход от сборных модулей, доставляемых к месту строительства в разобранном виде, к трансформируемым модулям с гидравлическим приводом, применяемым в строительных машинах. В связи с чем интересны принципиальные идеи, требующие научно-экспериментального исследования, о создании складывающихся и раздвижных блок-модулей (рис. 8), предложенные в 2004 году в монографии Казакова Ю. Н. и соавторов [10].
Рис. 8. Схемы а) раздвижных блок-модулей и б) складывающихся и раскладывающихся блок-модулей на колесном ходу
Такие блок-модули представляют собой перевозимые прицепные мобильные малые здания на околесном ходу и применимы для пионерных бригад строителей в Арктике.
Опираясь на рассмотренный опыт и изложенные идеи, авторы пришли к выводу о том, что использование блок-модульной технологии ограничивается пока возведением зданий жилого и административного назначения, где не требуется больших пролетов. Складские здания для хранения имущества и техники следует возводить с пролетами 12–24 м по каркасно-панельной технологии. Для строительства комплексных зданий с зальным пространством и отдельными помещениями целесообразно совмещать металлический каркас, блок-модуль и сэндвич-панель.
Одиночные блок-модули эффективны для модульных газовых котельных, дизельных электростанций, водоочистных станций и других инженерных модулей. В связи с ограниченностью объема публикации нами не рассмотрены технологии создания тентовых и надувных быстровозводимых зданий.
Литература:
- Тилинин Ю. И., Бакарадзе Г. А., Тилинин В. Ю. Оценка эффективности технологии оперативного строительства // Сб. ст. по материалам межвузовской науч.-практ. конф. «Современные направления развития технологии, организации и экономики строительства». СПб.: Изд-во Политехнического университета, 2021. № S3 (15). С. 246–254.
- Быняева Н. А., Тилинин Ю. И., Фролов А. В. К вопросу повышения организационно-технического уровня экспедиционных жилищ // Градостроительные проблемы на современном этапе. Сборник докладов между народной научно-практической конференции 24–25 мая 2000. Санкт-Петербург. С. 179–180.
- Тилинин Ю. И. Необходимость развития производства легких конструкций для обустройства войск // Градостроительные проблемы на современном этапе. Сборник докладов между народной научно-практической конференции 24–25 мая 2000. Санкт-Петербург. С. 194–195.
- Тилинин Ю. И., Федоренко П. Г. Формирования планировки и застройки военных городков в Сибири и на Дальнем Востоке // Градостроительные проблемы на современном этапе. Сборник докладов между народной научно-практической конференции 24–25 мая 2000. Санкт-Петербург. С.178–179.
- Выбор технологии оперативного строительства объектов инфраструктуры с учетом долговечности зданий // Ю. И. Тилинин, Ч. О. Бахтинова, Е. В. Хорошенькая, В. Ю. Тилинин // Вестник гражданских инженеров. 2021 № 1 (84) — С. 95–96. СПб.: СПБГАСУ, 2021
- Тилинин Ю. И., Животов Д. A. Совершенствование рассредоточенного монолитного строительства на прибрежной территории // Строительные материалы. 2021. № 7 С.10–17 DOI: https://doi.org/10.31659/0585–430X-2021–793–7-10–17
- Тилинин Ю. И. Строительные системы и технологии возведения зданий и сооружения новороссийской морской базы. В сборнике: Актуальные проблемы естественных и технических наук. Сборник статей межвузовской научно-практической конференции. Санкт-Петербург, 2021. С. 226–232.
- Казаков Ю. Н. Высокоскоростное строительство зданий из легких сэндвич-панельных систем: моногр. / Ю. Н. Казаков, Е. В. Хорошенькая, Ф.-М. Адам. — СПб.: СПбГАСУ, 2018. — 176 с.
- Казаков Ю. Н., Гусева О. В. Способы возведения мобильных и трансформирующихся конструкций // Вестник гражданских инженеров. 2017. № 4 (63). С. 158–163.
- Асаул А. Н., Казаков Ю. Н., Быков В. Л., Князь И. П., Ерофеев П. Ю. Теория и практика использования быстровозводимых зданий в обычных условиях и чрезвычайных ситуациях в России и зарубежом / Под ред. д.т.н., проф. Ю. Н. Казакова — СПб.: «Гуманистика», 2004. -472 с
- Тилинин Ю. И. Выбор технологии оперативного строительства объектов инфраструктуры с учетом долговечности зданий // Ю. И. Тилинин, Ч. О. Бахтинова, Е. В. Хорошенькая, В. Ю. Тилинин // Вестник гражданских инженеров. 2021 № 1 (84) — С. 95–96. СПб.: СПБГАСУ, 2021
- Тилинин Ю. И., Животов Д. А., Тилинин В. Ю. Повышение технологичности монтажа каркасно-панельных быстровозводимых зданий // «Инженерно-строительный вестник Прикаспия» 2021 № 1 (35). С. 34–37. Астрахань.: АГАСУ, 2021
- Gaido A. N. Construction system for the erection of prefabricated buildings out of factory-made modules // Architecture and Engineering. — Vol. 2. — № 2. — 2020. — Р. 32–37. DOI: 10.23968/2500–0055 -2020–5-2 -32–37
- Проект организации работ, проект производства работ на обустройство мобильного служебно-бытового центра. Разработка и оформление. МДС 12–51.2009 М.: ЗАО «ЦНИИОМТП». 2009