В данной статье рассматривается правовой механизм регулирования экономического сотрудничества в научно-техническом направлении. Исследуются вопросы основы, принципы правового механизма регулирования экономического сотрудничества в Узбекистане.
Ключевые слова: экономическое сотрудничество, международное научно-техническое сотрудничество, международное соглашение, правовое регулирование, правовой механизм.
18–19 мая в Сиане городе Китая проходил саммит в формате Китай+5 Казахстан, Кыргызстан, Туркменистан, Таджикистан, Узбекистан для планирования учреждения делового совета «Китай — Центральная Азия». По итогам встречи была подписана «Сианская декларация» , Китай и Узбекистан подписали «Совместную декларацию Китайской Народной Республики и Республики Узбекистан» и приняли «План развития новой эры всеобъемлющего стратегического партнерства между Китайской Народной Республикой и Республикой Узбекистан (2023–2027 гг.)» , также ряд документов о двустороннем сотрудничестве в таких областях, как приоритетные инвестиционные проекты, сокращение бедности, торговля сельскохозяйственной продукцией, инспекция и карантин, местное сотрудничество. Главы государств выразили готовность расширять экономическое, торговое и инвестиционное сотрудничество в области энергетики и здравоохранения. В саммите были достигнуты договоренности Китая и Узбекистана о реализации перспективных проектов общей стоимостью 25 миллиардов долларов. Туркменистан и Таджикистан подписали с Китаем ряд документов в области науки и техники.
Научно — техническое сотрудничество является одним из наиболее динамично развивающихся направлений международного экономического сотрудничества и в этой области Китай и Узбекистан обладают огромным потенциалам и обширными перспективами. 13 марта 1992 года было подписано между Правительством Республики Узбекистан и Правительством Китайской Народной Республики о научном-техническом сотрудничестве. Для укрепления сотрудничества в сфере научно-технических исследований, установление и расширение отношений между научными сообществами в обеих странах, содействие научно-техническому сотрудничеству в областях, представляющих взаимный интерес в 1 ноября 2019 год подписали соглашение «О сотрудничестве в области науки и техники».
В соответствии соглашения Стороны развивают и укрепляют сотрудничество в области науки и технологий в следующих формах: обмен исследователями и экспертами с целью изучения достижений в науке, технологии и производстве, распространение знаний и проведение лекций; стимулирование исследовательских институтов, высших учебных заведений и предприятий к налаживанию сотрудничества в области исследований, технологических инноваций и разработок продуктов в отношении проектов, представляющих взаимный интерес; совместное финансирование научно-технологических исследований, проектов в области разработок и инноваций, представляющих взаимный интерес, исходя из принципов взаимности, а также исходя из имеющихся ресурсов финансирования каждой из Сторон; организация и участие в академических конференциях, семинарах, симпозиумах, учебных курсах и выставках; обмен научно-технической информацией, идеями, литературой, публикациями, материалами и оборудованием; создание совместных научно-исследовательских и инновационных центров, лабораторий и технопарков в области развития и внедрения технологий по приоритетным направлениям двустороннего сотрудничества; реализация совместных проектов и продвижение новых и высоких технологий в научно-технической сфере в государствах. Споры и разногласия между странами разрешаться путем консультаций и переговоров и Стороны могут вноситься изменения или дополнения, которые оформляются отдельными протоколами [1].
В различных научных исследованиях понятие «правовой механизм» рассматривается как «механизм правового регулирования». Правовое регулирование — это «упорядочивание или налаживание» экономического сотрудничества, которое заключается в разработке законов. Международное экономическое сотрудничество оформляется международными договорами и международными соглашениями и включает в себя две большие категории: международное промышленное сотрудничество и международное научно — техническое сотрудничество. В данный момент в международных документах не содержится определение общего понятия «Научно — техническое сотрудничество» и дать такое определение в нормативных актах Республики Узбекистан весьма затруднительно из-за многообразия форм такого сотрудничества.
В Узбекистане Стратегическими целями системы народного образования являются: создание возможностей для получения качественных знаний в соответствии с передовым международным опытом и современными требованиями общества, инновационное развитие экономики в общеобразовательной системе и развитие человеческого капитала как основного фактора, определяющего уровень конкурентоспособности учащегося на рынке труда и страны в целом. Для получения качественных знаний необходимо стремительно расширять и укреплять научно-техническое сотрудничество на всех уровнях образования, также значительно активизировать двусторонние и многосторонние контакты [2]. Все научно-педагогические учреждения должны выполнять исследовательскую работу, необходимую для обеспечения функционирования и развития системы образования [3].
В стратегии Нового Узбекистана (ЦЕЛЬ 10) тоже указываются пункты о совершенствование системы повышения уровня профессиональной подготовки, материального и социального обеспечения государственных служащих и формирование Национального кадрового резерва в целях подготовки достойных кандидатов для руководящих должностей органов государственной власти на местах, министерств и ведомств [4].
Мировое технологическое развитие так сильно повлияло на образовательную систему Китая и в последние годы Китай совершает колоссальный рывок в науке и технике. В стране увеличиваются количество научных работников и растет зарплата для научных сотрудников. Для Узбекистана будет приоритетно развивать научно-техническое сотрудничества в сфере архитектуры, медицины, сельского хозяйства, информационной технологии и других важных областях в связи нехватки рабочих кадров в Узбекистане. Последние годы в Узбекистане цены на медикаменты увеличиваются так как Узбекистан развивающаяся страна и вынуждена закупать большую часть продукции у других стран. Для улучшения производства медикаментов в Узбекистане необходимо установить научно-технические связи в сфере медицине с КНР. Если в Узбекистане откроются научно-исследовательские центры совместно с КНР, эти шаги помогут в обмене опытом и способствуют технологическим прорывам. В 2004 году Узбекистан и Китай договорились об организации преподавания китайского языка для учащихся специализированных общеобразовательных школ и академических лицеев, удовлетворения потребностей в изучении китайского языка взрослого населения и оказания практической помощи в повышении квалификации и переподготовке преподавателей китайского языка (организация специальных краткосрочных курсов) для различных категорий педагогических кадров [5].
Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод, что одним из наиболее динамично развивающихся направлений узбекско-китайского сотрудничества является научно-техническое направления экономического сотрудничества. Узбекистан должен активизировать использование технологий из Китая для внедрения в отечественную промышленность в целях развития импортозамещающих производств и повышения конкурентоспособности узбекской экономики. Целесообразно создать школы, лицеи с углубленным изучением китайского языка именно где находятся промышленные производства и свободные экономические зоны такие как в городе Наваи, Бухаре, Ангрене и в Ургуте, также организовать бесплатные учебные стажировки для повышения квалификации и переподготовки специалистов из различных областей. Для взрослого населения создать смарт центры, которые обучают их по направлению программирования или промышленности. Имея такую возможность в Узбекистане появится больше квалифицированных кадров.
Литература:
- Соглашение между Правительством Республики Узбекистан и Правительством Китайской Народной Республики «О сотрудничестве в области науки и техники» г. Ташкент, 1 ноября 2019 г. (Вступило в силу для Республики Узбекистан 1 ноября 2019 года).
- Указ Президента Республики Узбекистан «Об утверждении концепции развития системы народного образования Республики Узбекистан до 2030 года» № УП-134. (Национальная база данных законодательства, 11.05.2022 г., № 06/22/134/0407).
- Закон Республики Узбекистан «Об образовании». г. Ташкент, 24 сентября 2020 г., № ЗРУ-637. (Национальная база данных законодательства, 24.09.2020 г., № 24/09/637/1313).
- Указ Президента Республики Узбекистан «О стратегии нового Узбекистана на 2022 -2026 годы» Приложение № 4 к Указу Президента Республики Узбекистан от 28 января 2022 года № УП-60. (Национальная база данных законодательства, 10.02.2023 г., № 06/23/21/0085).
- Соглашение между Министерством Высшего и среднего специального образования Республики Узбекистан и Министерством образования Китайской народной Республики «О сотрудничестве в создании института им. Конфуция в г. Ташкенте».