Международно-правовые основы регулирования экономического сотрудничества Республики Узбекистан и КНР | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №22 (469) июнь 2023 г.

Дата публикации: 05.06.2023

Статья просмотрена: 51 раз

Библиографическое описание:

Сайфуллаева, В. Н. Международно-правовые основы регулирования экономического сотрудничества Республики Узбекистан и КНР / В. Н. Сайфуллаева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 22 (469). — С. 311-314. — URL: https://moluch.ru/archive/469/103610/ (дата обращения: 18.12.2024).



В данной статье рассматривается регулирование экономического сотрудничества через современные международные отношения. Исследуются вопросы основы, сущности и механизмы экономического сотрудничества.

Ключевые слова: экономическое сотрудничество, международное отношение, международное соглашение, правовая основа, правовое регулирование, правовая норма, международный договор, внешнеполитическая связь.

Узбекистан становится необходимой страной в международном экономическом ландшафте. 2023 год имеет значительную степень влияния на экономическое сотрудничество Узбекистана и КНР. Несмотря на нестабильные ситуации в мире, Узбекистан и КНР имеют большие возможности в финансовой, торгово-экономической, инвестиционной и других сферах. Узбекистан стремительно входит на новую уровень с перспективными предложениями, учитывая свои национальные интересы в экономическом секторе. Последние тридцать лет, Узбекистан и КНР осуществляют надежные шаги по дальнейшему укреплению эконмического сотрудничества и организуют международный пакет проектов на международной арене.

В 2022 году китайские инвестиции превысили до 10 миллиардов долларов, и двусторонняя торговля между Узбекистаном и КНР достигла рекордного объёма. В 2022 году сентябре в рамках Самаркандского саммита Шанхайской организации сотрудничества (ШОС) было намечено развитие ключевых направлений узбекско-китайского полномасштабного экономического сотрудничества, в том числе, зеленная энергетика, электронная коммерция, автомобилестроения, облачные вычисления, цифровые финансовые услуги, инфраструктура и др.

В соответствии с договором «О дружбе и сотрудничестве» между Республикой Узбекистан и Китайской Народной Республикой в 8 статье установлено «необходимые меры по расширению торгово-экономического, финансового и инвестиционного сотрудничества на взаимовыгодной основе, особенно в несырьевом и технологическом секторах, в научно-технической, энергетической, транспортной областях, в сферах информационных технологий, сельского хозяйства, гуманитарной и других сферах, представляющих взаимный интерес, и в соответствии с национальным законодательством каждой из Договаривающихся Сторон создают для этого благоприятные условия» [1]. Узбекистан, расширяя свое экономическое сотрудничество с КНР укрепляет целевые взаимодействия в различных областях и продолжает поставки природного газа, различные виды металлов, хлопкового волокна и другие виды продукции в экономику КНР.

Многовековая дружба и доверительное экономическое сотрудничество ориентируют обе страны в стремлении реализовывать амбициозные задачи и представляют возможность для улучшения инвестиционного климата между Узбекистаном и КНР.

В это время невозможно было учитывать последствия пандемии в Узбекистане и поддержку Китая во время эпидемиологического кризиса. Китай проявил дружественную поддержку и мобилизовал все медицинские ресурсы и эффективные препараты для лечения здоровья наших граждан против коронавируса (COVID-19). Не смотря на тяжелые моменты, Узбекистан активизировал совместную работу с КНР по предотвращению негативных последствий COVID-19 и достиг новых возможностей для взаимовыгодного экономического сотрудничества. В 2021 году в августе было подписано соглашение о сотрудничестве в области производства рекомбинантной вакцины против COVID-19 между биофармацевтической компанией Anhui Zhifei Longcom Biopharmaceutical Co., Ltd и узбекской компанией Jurabek Laboratories JV LLC [2].

Несмотря на последствия пандемии в экономике Узбекистана, с 2021 года для повышения благосостояния населения были проведены масштабные экономические реформы и расширился доступ к международному экономическому сотрудничеству. В 2022 году для углубления экономических реформ в стране была разработана Стратегия Нового Узбекистана и были отмечены экономические цели Узбекистана с КНР.

В соответствии этой стратегии УП РУЗ «О стратегии нового Узбекистана на 2022 -2026 годы», установлено расширение сотрудничества с традиционно-стратегическим партнером Китаем, осуществляется активная и плодотворная работа в экономическом сотрудничестве и реализуются крупные инфраструктурные проекты по продвижению строительства железной дороги «Китай-Кыргызстан-Узбекистан». Узбекистан совместно с Китаем осуществляет ряд программ в разных направлениях, таких как образования, здравоохранения, туризм и др. [3].

В целях укрепления экономической стабильности и экспортного потенциала, Узбекистан стремится расширять экономическое сотрудничество с КНР, также регулярно планируются встречи глав двух государств. Эти диалоги также характеризуют наши прочные партнёрские связи и доверительные отношения. Мы можем высоко оценивать визита президента Узбекистана, Шавката Мирзиёева в 2022 году в Китай. Визит нашего президента определил расширение китайско-узбекского дружественного и плодотворного сотрудничества в будущем. Цифры и факты поддерживают наши вышеуказанные мысли. В 2022 году:

– Товарооборот составил $3, 22 млрд и объем вырос на 45 %;

– В сфере логистики открылась специальная линия международной дорожной перевозки (МДП) «Циндао-Узбекистан-Ташкент»;

– Запушены железнодорожные грузовые перевозы из Цзянсу через Казахстан в Узбекистан и отправлены товары общей стоимостью $ 4,4 млн;

– Для экспорта товаров и подрядных проектов в городе Наваи был запушен специальный поезд из китайской провинции Шаньдун.

В рамках визита глав двух государств была подписана пятилетняя программа торгово-экономического и инвестиционного сотрудничества.

Для стабильного экономического сотрудничества необходимо определять правовые основы и их регулирования.

Правовые основы регулирования экономического сотрудничества Узбекистана и Китая определены международным правом и его источниками. Китай является одним из основателей ООН, соответственно, вносит свой ощутимый вклад в развитие международных отношений. Узбекистан стал членом ООН в 1992 году. После вступлении в ООН, Узбекистан подписал ряд международных договоров и соглашений со многими иностранными государствами.

Анализируя юридическую природу правовой основы экономического сотрудничества Республики Узбекистан, можно сказать, что общепризнанные принципы и нормы международного права, а также международные договоры и соглашения Республики Узбекистан, ратифицированы национальным законам нашей страны [4]. Согласно Конституции Республики Узбекистан, международные договоры являются составной частью правовой системы Республики Узбекистан и Узбекистан является полноправным субъектом в международных отношениях. Ее внешняя политика исходит из принципов суверенного равенства государств, неприменения силы или угрозы силой, нерушимости границ, мирного урегулирования споров, невмешательства во внутренние дела других государств и иных общепризнанных принципов и норм международного права [5].

Один из общепризнанных принципов международного права для эконмического сотрудничества является обязанность государств сотрудничать друг с другом в соответствии с Уставом ООН. Узбекистан и Китай осуществляют свои международные отношения в экономической сфере в соответствии с принципами суверенного равенства и невмешательства [6]. Учитывая принцип международного права Pacta sunt servanda, каждый договор, который регулирует экономическое сотрудничество обязателен для Узбекистана и Китая, и стороны выполняют добросовестно [7].

В деятельности ООН, большое место занимают экономические аспекты и ООН содействует в экономическом сотрудничестве государств. В соответствии с уставом ООН, в 54 статье «Совет Безопасности должен быть всегда полностью информирован о действиях, предпринятых или намечаемых в силу региональных соглашений или региональными органами, для поддержания международного мира и безопасности», когда Узбекистан и Китай подписывают международное соглашение они обязаны информировать Совет Безопасности ООН [8]. В статье 102, отражено «1) Всякий договор и всякое международное соглашение, заключенные любым Членом Организации после вступления в силу настоящего Устава, должны быть, при первой возможности, зарегистрированы в Секретариате и им опубликованы, 2) Ни одна из сторон в любом таком договоре или международном соглашении, не зарегистрированных в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, не может ссылаться на такой договор или соглашение ни в одном из органов Организации Объединенных Наций» и все соглашения заключённых между Узбекистана и КНР зарегистрируются в Секретариате [9].

Международные договоры вступают в силу для Республики Узбекистан после выражения согласия Республики Узбекистан на обязательность для ее международного договора. Вступившие в силу международные договоры Республики Узбекистан по представлению Министерства иностранных дел Республики Узбекистан публикуются в Национальной базе данных законодательства Республики Узбекистан и в других источниках, в том числе на официальных веб-сайтах соответствующих государственных органов [10].

Правовые основы экономического сотрудничества обеспечивают работу системы международных правовых актов и оказывают воздействие на экономические отношения, не имея юридических коллизий или противоречий. В наши дни в Узбекистане мы можем наблюдать, что государственные органы реализуют колоссальные работы в нормотворчестве и внедряют комплексные подходы социально-экономических отношений в правовой системе. Система регулирования экономического сотрудничества стабильно работает в нашей стране, и Узбекистан старается осуществить прагматичные и позитивные шаги для укрепления открытых, доверительных международных отношений с КНР. Примечательно, в 2022 году реализовалась новая концепция Узбекистана. Концепция определяет ключевые приоритеты, цели, основные направления, задачи и механизмы реализации государственной политики области экономики [11].

Для поддержания глобальной стабильности и процветания страны, Узбекистан подписал с КНР надежные соглашения как Соглашение между Правительством Республики Узбекистан и Правительством Китайской Народной Республики об упрощении визовых процедур для представителей деловых кругов, Соглашение о транзите сельскохозяйственной продукции из Узбекистана в КНР через пограничные посты «Иркештам», «Алашанькоу» и «Хоргос», Контракт между АК «Узбектелеком» и компанией «Нuawei Technologies Co. Ltd». на общую сумму 107,0 млн. долл. США, контракт между АК «Узбектелеком» и компанией «ZTE Corporation» на общую сумму 50,9 млн. долл. США, Соглашение о сотрудничестве по созданию особой экономической зоны на территории, прилегающей к г. Нурафшон с компанией «Tianjin Kaiteng», Соглашение о создании ряда производств на территории СЭЗ «Ангрен» с компанией Нebei Cape of Good Нope Logistic Development Corporation, Соглашение с компанией CНONGQING SUNFEEL INDUSTRIAL Group об организации кластера по производству, переработке и изготовлению конечной продукции из шелка, предусматривающий экспорт более 40 % продукции, Соглашение с компанией «Хуа Жен» об организации: комплекса по производству патентованных медицинских игл для шприцов нового поколения с экспортом более 50 % продукции, Соглашение с компанией Camel Group Corp. по созданию производства свинцово-кислородных аккумуляторов и переработки б/у аккумуляторов на территории СЭЗ «Ангрен», Соглашение об организации производства гофра картона с компанией Jinan Dusheng Нealth Technology Co., LTD, Соглашение об организации переработки хлопка волокна и производства пряжи с компанией Qindao Tianyi grop redfkag textile maxchinery Co. LTD, Соглашение об инвестиционном сотрудничестве по реализации проекта по производству строительных материалов в Ферганской области (стальных балок, декоративного гипсокартона, гипсовой штукатурки) с компанией Beijing New Building Materials Public Limited Company, Учредительный договор о создании совместного предприятия Fergana Stone Paper по организации производства каменной бумаги на территории г. Ферганы, Соглашение о создании агрокластера в Сырдарьинской области по выращиванию новых сортов бобовых культур с последующим экспортом (100 %) всей выращенной продукции, Инвестиционное соглашение с китайской компанией Anhui Conch Cement о строительстве завода по выпуску портландцемента мощностью 1,2 млн. тонн в Китабском районе Кашкадарьинской области, Соглашение об организации получения крахмала путем переработки кукурузы и производства фармацевтической продукции, Пакет контрактов на экспорт текстильной продукции и др. [12].

За последние годы Узбекистан сумел сделать колоссальный рывок на международном экономическом рынке, поддерживая все нормы и принципы международного права. Узбекистан со своими успехами вызывает государственные (макроэкономическое управление, налоги, инфраструктура) и муниципальные (транспорт) интересы в Средней Азии. Соответственно, остальные страны, которые находятся в Средней Азии, как Кыргызстан, Казахстан, Туркменистан, Афганистан и Таджикистан также являются заинтересованными развивать собственное экономическое сотрудничество с КНР. Согласно экспертным оценкам, последние годы на наших глазах радикально меняется международное право, и этот факт сигнализирует отсутствие гарантированного будущего, из-за чего мы неспособны избежать экономических санкций, кризисов. Это позволяет нам сделать вывод о том, что от международных юристов и дипломатов требуется не только тщательное изучение всех отраслей международного права, но и развивать свои аналитические способности, чтобы в кризисных ситуациях смогли представить свою профессиональную точку зрения.

Для стабильного формирования экономического сотрудничества и для достижения прогресса требуется проводить следующие мероприятие тренинги между китайскими партнерами, повышение квалификации специалистов, создание новой рабочей экспертной группы для рассмотрения подписания новых соглашений, реализация новых проектов и экономические форумы для сближения культурных экономических ценностей. Вышеуказанные процессы способствуют в достижение прогресса во внешнеэкономических связах.

12 апреля 2023 года президент провел встречу с министром иностранных дел КНР Цинь Ганом и выразили готовность к совместным усилиям для расширения сотрудничества в области экономики и торговли. От двух стран ожидают реальные положительные моменты и колоссальные успехи от сотрудничества. В том числе, имеет положительную динамику развития с КНР особенно в экономическом сотрудничестве требуется изучение сущности международного экономического права в рамках публичного права, создать новую правовую систему для установления новой экономической политики Узбекистана с КНР. Активизация торгово-экономического сотрудничества Узбекистана с КНР связана с изучением и созданием новой правой экономической стратегии Узбекистана — для повышения инвестиционной активности Китая в Узбекистан. Создание новой правовой экономической стратегии с КНР потребует тщательное изучение правовой основы регулирования экономического сотрудничества не только на уровне международного права, а также национального права.

Литература:

  1. Договор между Республикой Узбекистан и Китайской Народной Республикой «О дружбе и сотрудничестве». Ташкент. 9 сентября 2013 г.
  2. Соглашение между компанией Anhui Zhifei Longcom Biopharmaceutical Co., Ltd и узбекской компанией Jurabek Laboratories JV LLC «О закупках и поставках рекомбинантной вакцины против COVID-19».
  3. Указ Президента Республики Узбекистан «О стратегии нового Узбекистана на 2022 -2026 годы» Приложение № 4 к Указу Президента Республики Узбекистан от 28 января 2022 года № УП-60. (Национальная база данных законодательства, 10.02.2023 г., № 06/23/21/0085).
  4. Закон Республики Узбекистан «О международных договорах Республики Узбекистан». г. Ташкент, 6 февраля 2019 г., № ЗРУ-518. (Национальная база данных законодательства, 07.02.2019 г., № 03/19/518/2589).
  5. Конституция Республики Узбекистан. г. Ташкент, 8 декабря 1992 г. (Национальная база данных законодательства, 09.02.2021 г., № 03/21/671/0093).
  6. Декларация о принципах международного права, касающихся дружественных отношений и сотрудничества между государствами в соответствии с Уставом Организации Объединенных Наций. Принята резолюцией 2625 (XXV) Генеральной Ассамблеи ООН от 24 октября 1970 года .
  7. Постановления Олий Мажлиса Республики Узбекистан «О присоединения к Венской Конвенции о праве международных договоров». г. Ташкент, 24 февраля 1995 г., № 291. (Ведомости Олий Мажлиса Республики Узбекистан, 1995 г., № 4, ст. 36).
  8. https://www.un.org/ru/about-us/un-charter/chapter-8.
  9. https://www.un.org/ru/about-us/un-charter/chapter-16.
  10. Закон Республики Узбекистан «О международных договорах Республики Узбекистан». г. Ташкент, 6 февраля 2019 г., № ЗРУ-518. (Национальная база данных законодательства, 07.02.2019 г., № 03/19/518/2589).
  11. Закон Республики Узбекистан «О нормативно-правовых актах». (Национальная база данных законодательства, № 03/22/796/0966).
  12. Постановление Кабинета Министров Республики Узбекистан «О мерах по реализации договоренностей, достигнутых по итогам пятого заседания межправительственного комитета по сотрудничеству Республики Узбекистан с Китайской Народной Республикой». (Национальная база данных законодательства, № 09/20/411/1000).
Основные термины (генерируются автоматически): Узбекистан, КНР, экономическое сотрудничество, Китай, международное соглашение, договор, инвестиционное сотрудничество, отношение, Соглашение, создание новой.


Похожие статьи

Правовой механизм регулирования экономического сотрудничества Республики Узбекистан и Китайской Народной Республики в научно-техническом направлении

В данной статье рассматривается правовой механизм регулирования экономического сотрудничества в научно-техническом направлении. Исследуются вопросы основы, принципы правового механизма регулирования экономического сотрудничества в Узбекистане.

Правовое регулирование международных связей муниципальных образований

В статье исследуется современная правовая основа международной деятельности и внешнеэкономических связей муниципальных образований в Российской Федерации.

Таможенный контроль и его роль в углублении международного таможенного сотрудничества

В данной статье проанализированы роль и значение таможенного контроля в развитии и совершенствование международного сотрудничества в сфере таможенного дела.

Международные договоры как источник международного частного права: понятие, виды и роль в правовой системе

В статье рассматриваются международные договоры как источник международного частного права, подчеркивая их значимость для правовой системы. Основное внимание уделяется определению международного договора, его видам и роли в установлении правовых обяз...

Особенности международно-правового регулирования трансграничных отношений в сфере туристической деятельности

В статье рассматриваются особенности международно-правового регулирования трансграничных отношений в сфере туристической деятельности в рамках действующих международных нормативных актов.

Актуальные проблемы защиты интересов государства в международных экономических отношениях

В статье раскрыта взаимосвязь с некоторыми международными экономическими организациями, а также некоторые актуальные проблемы, затрагивающие Российскую Федерацию, как на уровне мировой экономики, так и во внутреннем экономическом пространстве.

Анализ взаимной торговли стран Евразийского экономического союза в условиях санкций

Целью статьи является анализ и всестороннее исследование проблем и перспектив развития внешнеэкономических отношений стран ЕАЭС в условиях существующего санкционного режима. Изучение было проведено по таким направлениям как: внешняя и взаимная торгов...

Международные отношения — зеркало мирового прогресса

В данной статье рассматривается сущность и понятие международных отношений. Раскрываются виды международных отношений и направления международной политики. Подчеркивается, что взаимовыгодное сотрудничество Республики Узбекистан с зарубежными странами...

Анализ принципа резидентства в Евразийском экономическом союзе применительно к валютному законодательству

В статье автор рассматривает проблемы унификации валютного законодательства в рамках развития Евразийского экономического союза, учитывая преимущества и недостатки наличия принципа резидентства.

Нормативно-правовая регламентация таможенно-тарифного регулирования в ЕАЭС и Исламской Республике Иран

В данной статье автор пытается проанализировать особенности таможенно-тарифного регулирования и порядок применения преференциального режима в Евразийском экономическом союзе и Исламской Республике Иран. Проведенное исследование показывает актуальност...

Похожие статьи

Правовой механизм регулирования экономического сотрудничества Республики Узбекистан и Китайской Народной Республики в научно-техническом направлении

В данной статье рассматривается правовой механизм регулирования экономического сотрудничества в научно-техническом направлении. Исследуются вопросы основы, принципы правового механизма регулирования экономического сотрудничества в Узбекистане.

Правовое регулирование международных связей муниципальных образований

В статье исследуется современная правовая основа международной деятельности и внешнеэкономических связей муниципальных образований в Российской Федерации.

Таможенный контроль и его роль в углублении международного таможенного сотрудничества

В данной статье проанализированы роль и значение таможенного контроля в развитии и совершенствование международного сотрудничества в сфере таможенного дела.

Международные договоры как источник международного частного права: понятие, виды и роль в правовой системе

В статье рассматриваются международные договоры как источник международного частного права, подчеркивая их значимость для правовой системы. Основное внимание уделяется определению международного договора, его видам и роли в установлении правовых обяз...

Особенности международно-правового регулирования трансграничных отношений в сфере туристической деятельности

В статье рассматриваются особенности международно-правового регулирования трансграничных отношений в сфере туристической деятельности в рамках действующих международных нормативных актов.

Актуальные проблемы защиты интересов государства в международных экономических отношениях

В статье раскрыта взаимосвязь с некоторыми международными экономическими организациями, а также некоторые актуальные проблемы, затрагивающие Российскую Федерацию, как на уровне мировой экономики, так и во внутреннем экономическом пространстве.

Анализ взаимной торговли стран Евразийского экономического союза в условиях санкций

Целью статьи является анализ и всестороннее исследование проблем и перспектив развития внешнеэкономических отношений стран ЕАЭС в условиях существующего санкционного режима. Изучение было проведено по таким направлениям как: внешняя и взаимная торгов...

Международные отношения — зеркало мирового прогресса

В данной статье рассматривается сущность и понятие международных отношений. Раскрываются виды международных отношений и направления международной политики. Подчеркивается, что взаимовыгодное сотрудничество Республики Узбекистан с зарубежными странами...

Анализ принципа резидентства в Евразийском экономическом союзе применительно к валютному законодательству

В статье автор рассматривает проблемы унификации валютного законодательства в рамках развития Евразийского экономического союза, учитывая преимущества и недостатки наличия принципа резидентства.

Нормативно-правовая регламентация таможенно-тарифного регулирования в ЕАЭС и Исламской Республике Иран

В данной статье автор пытается проанализировать особенности таможенно-тарифного регулирования и порядок применения преференциального режима в Евразийском экономическом союзе и Исламской Республике Иран. Проведенное исследование показывает актуальност...

Задать вопрос