Образ ребенка и тема смерти в детских рассказах Андрея Платонова | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 26 октября, печатный экземпляр отправим 30 октября.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Филология, лингвистика

Опубликовано в Молодой учёный №22 (469) июнь 2023 г.

Дата публикации: 03.06.2023

Статья просмотрена: 452 раза

Библиографическое описание:

Терехова, С. С. Образ ребенка и тема смерти в детских рассказах Андрея Платонова / С. С. Терехова, М. В. Горшкова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 22 (469). — С. 521-523. — URL: https://moluch.ru/archive/469/103617/ (дата обращения: 17.10.2024).



Суть данной статьи заключается в рассмотрении образа ребенка и темы смерти в детских рассказах Андрея Платонова. Авторами статьи были выбраны произведения писателя, в которых главными героями являются непосредственно дети. Материалы данного исследования могут быть полезны при проведении уроков, посвященных позднему творчеству А. П. Платонова.

Ключевые слова: Андрей Платонов, русская литература первой половины ХХ века, детские рассказы, Никита, Корова, Сухой хлеб, Цветок на земле, Июльская гроза, Железная старуха.

Чем же интересны детские рассказы А. П. Платонова? Основная их особенность заключается в том, что они могут заинтересовать и ребёнка, и взрослого, при этом каждый читатель в силу своего возраста откроет что-то важное для себя. Андрей Платонов создал уникальные произведения, в которых картина мира передаётся через восприятие ребёнка. Все взрослые когда-то были детьми, именно поэтому детские рассказы А. Платонова находят отклик в сердцах читателей. Мастерство А. Платонова позволяет читателям увидеть мир глазами ребенка и снова окунуться в далекое детство. Вьюгин В. Ю. отмечает, что «само назначение детских произведений должно исключить из них философичность и мудрствование. Этот жанр скорее располагает к морализаторству, объяснению того, что хорошо и что плохо» [1, с. 395].

Дети в рассказах А. П. Платонова живут в простых, небогатых семьях, зарабатывающих на жизнь своим трудом. Каждый ребенок старается в силу своих возможностей помогать взрослым: одни следят за домашним хозяйством, другие собирают лекарственные травы или рыхлят почву для получения хорошего урожая. Некоторые дети в рассказах А. П. Платонова кажутся нам не по годам взрослыми, например, Наташа из «Июльской грозы».

Ребенок в рассказах А. П. Платонова — исследователь, изучающий мир с интересом и нередко со страхом заглядывающий в потаенные уголки окружающей его местности. У детей хорошо развито воображение, они могут разговаривать с неживыми существами, видеть то, что скрыто от глаз взрослых людей. У Андрея Платонова нет злых, жестоких детей. Все они наделены разными характерами, но многих из них объединяет умение делать добро и приносить окружающим людям пользу.

Рассмотрим образ ребенка в детских рассказах А. П. Платонова, начнем с «Июльской грозы». В этом произведении два персонажа-ребенка: девятилетняя Наташа и ее четырехлетний брат Антошка. Возраст девочки дан в самом начале произведения, но по мере чтения мы понимаем, что мыслит она «по-взрослому». Наташа словно вторая мама для своего брата, она заботится о нем, периодически несет на руках, когда тот устает, укрывает от града своим телом. Эта девочка готова нести ответственность за другого человека, хоть сама ещё совсем ребёнок. Повзрослевший раньше времени ребенок — так можно описать маленькую, но такую стойкую и серьезную героиню рассказа «Июльская гроза». На протяжении всего рассказа чувствуется нежная забота сестры о брате, в первую очередь Наташа думает о нем, а потом уже о себе.

Антошка представляется нам обычным ребёнком, который устаёт от долгой дороги, скучает по маме и хочет скорее домой.

Антошке надоело сидеть у бабушки, он попросил сестру вернуться домой. Антошка, как и все маленькие дети, изучает мир, ему интересно, что происходит вокруг во время грозы, но его строгая сестра Наташа, велит ему спрятаться и быть в безопасности.

Итак, в рассказе «Июльская гроза» родные брат и сестра наделены абсолютно разными характерами. Наташа — серьезная, ответственная девочка, она словно вторая мама для своего брата, являющегося ее полной противоположностью. Антошка капризничает, скучает у бабушки, но при этом со всей любознательностью познает мир за пределами дома. Скорее всего, в рассказе не случайно описаны их бабушка и дедушка, они словно взрослая проекция этих детей. Наташа внешне становится все больше похожей на бабушку: «Ульяна Петровна заметила, что Наташа … все более походит на нее, когда бабушка была девушкой» [2, с. 23].

Рассказ «Никита» повествует о скучающем пятилетнем мальчике, представляющим, что все предметы вокруг живые. Отец называет Никиту «добрый Кит», сын «родился у него добрым и останется добрым на весь свой долгий век» [2, с. 133]. Этот ребенок наделен богатым воображением, именно поэтому он видит все вокруг иначе, чем взрослые. В силу своего возраста Никита еще не может выполнять тяжелую работу наравне со взрослыми, но мать с детства приучает своего ребенка к труду, поручает ему посильные задания по хозяйству. На наших глазах происходит очень важное событие из жизни ребенка — возвращение отца с войны. Жизнь Никиты можно условно разделить на два мира — реальный и воображаемый. Реальный мир наскучил главному герою, и его сознание помогает ему создать интересное пространство, полное новых живых существ. В его представлении бабушка живет на луне, а дедушка — на солнце. Отец Никиты толкует подобное поведение следующим образом: «Это ты хочешь сделать всех живыми, у тебя сердце доброе» [2, с. 133]. Вероятно, мальчику не хватает общения с другими детьми, поэтому он «оживляет» все вокруг.

Представление неодушевленных предметов живыми продолжается и в рассказе «Сухой хлеб». Главный герой — Митя Климов — думал, что бревна и камень «живые … только они спят» [2, с. 152]. «Сухой хлеб» — рассказ о семилетнем мальчике, который стремился делать что-то полезное, как настоящие взрослые. Митя Климов своими руками рыхлил землю возле колосьев для лучшего проникновения росы в почву. Поступок Мити вдохновил других добрых людей. Учительница Елена Петровна вместе со своими учениками пришла на поле помогать Мите спасать зерновые культуры от засухи. Митя, сам того не подозревая, на своем примере показал, как один даже такой маленький человек способен помочь семье, а объединение многих людей может способствовать развитию местности. Главный герой хоть еще мал, но уже способен трудиться на благо общества. Он хотел скорее вырасти, «стать большим и сильным, чтобы пахать землю вместо матери…» [2, с. 153].

Особый интерес к жизни и любознательность проявляет маленький герой рассказа «Цветок на земле» — Афоня. Он, как и Никита из рассказа «Сухой хлеб», скучает «жить на этом свете». Главный герой хочет узнать обо всем на свете и начинает расспрашивать своего деда. Дедушка Тит — мудрый старик, он показал внуку основы существования всего живого на Земле. Главная мысль этого произведения заключается в том, что из мертвого рождается живое подобно цветку, растущему из песка. Афоня все равно не получает у дедушки ответы на все свои вопросы, которых становится у него все больше. Так, Андрей Платонов тонко показывает читателям, что невозможно узнать все на свете. В этом же рассказе отражена проблема посильной помощи детей своей семье и обществу. Дедушка Тит рассказал Афоне о целебных свойствах цветка и предложил внуку отнести это растение в аптеку, чтобы там сделали лекарство для отца мальчика, если тот получит ранение на войне. В роли отца здесь представлен собирательный образ солдата, а в роли Афони — весь тыл, трудящийся на благо фронта.

Трогательный рассказ «Корова» повествует нам о мальчике, живущем недалеко от железнодорожных путей. Вася Рубцов готов прийти на помощь ближнему, он сразу начинает предпринимать необходимые меры, когда идущий мимо паровоз буксует на путях: «…ему было интересно работать, он чувствовал себя важнее паровоза, потому что сам паровоз шел за ним и лишь благодаря ему не буксовал и не останавливался» [2, с. 41]. При этом мальчик, совсем как взрослый, ругает машиниста за то, что у того нет в запасе песка.

У родителей Васи была корова, которая родила теленка-бычка. Когда глава семейства продает теленка на мясо, один только Вася понимает, что корова чувствует боль разлуки. Дети внимательнее, чем взрослые, относятся к окружающему их миру, они замечают то, что скрыто от глаз их родителей. Несмотря то что отец Васи получил деньги за продажу теленка, с моральной точки зрения это решение привело к тяжелым последствиям: гибели коровы. Вася, умеющий искренне сопереживать, видел мучения их кормилицы, но в силу своего возраста не мог ей ничем помочь. Читатель вместе с ребенком ощущает боль и страдания коровы, Андрей Платонов открывает взрослым читателям глаза на то, что и животные наделены чувствами.

Итак, нам осталось рассмотреть образ ребенка в «Железной старухе». Рассказ матери Егора о железной старухе очень похож на страшную сказку на ночь для детей, не желающих ложиться спать. Описание старухи из уст матери звучит следующим образом: «Она железная, ее не видно, она во тьме живет, она страхом пугает, и у людей сердце отымается…» [2, с. 99]. Вьюгин В. Ю. представляет ее «неким мифологическим персонажем», по его мнению, она «имеет непосредственное отношение к смерти, хотя и не является ею» [1, с. 398]. Железная старуха бессмертна, она желает пережить всех людей на свете, радуется гибели каждого человека. Вполне возможно, что прообразом железной старухи стала всем известная Баба Яга — проводник в мир мертвых. Главный герой — Егор — проявляет интерес к рассказу матери и отправляется на поиски старухи. Любопытство приводит мальчика в заросший овраг, где ребенок и собирается поджидать железную старуху. Егор со всей смелостью и стойкостью, какая может быть у ребенка, общается с железной старухой, пытается узнать, кто она такая: «– А ты кто, ты скажи, — узнавал Егор. — Ты не бойся меня, я тебя не боюсь» [2, с. 102]. До конца не ясно, действительно ли железная старуха пришла к Егору или это была игра его воображения.

Стоит упомянуть и о теме смерти в детских рассказах А. П. Платонова. Смерть является как бы невидимым персонажем, периодически посещающем мысли невинных детей. Например, Антошка из «Июльской грозы» боится, что они с сестрой не смогут добраться до дома, потому что их «гром убьет» [2, с. 27]. Мысли о смерти преследуют и его сестру Наташу: «… ей подумалось, что вдруг Антошка помрет, а она одна уцелеет, — и тогда Наташа закричала криком, как большая женщина, чтобы ее услышали и помогли; ей показалось, что хуже и грустнее всего было бы жить последней на свете» [2, с. 32]. Также она переживает, что их родители умерли во время грозы. Наташа решает умереть первой, чтобы не видеть смерти ее брата. К счастью, дети и их родители остались целы и невредимы, но смерть во время грозы полностью завладела сознанием детей.

Смерть упоминается в рассказе «Сухой хлеб», но главный герой — Митя Климов «смерти … не понимал, потому что он нигде не видел ее» [2, с. 152]. Все мертвые представлялись ему спящими. Он боялся, что его мама уморится и тоже уснет, как отец и дедушка.

Никита из одноименного рассказа представляет, что его бабушка «… не померла, она избушкой стала» [2, с. 129], а дедушка, в его представлении, стал солнцем.

В рассказе «Корова» на глазах читателя происходит гибель кормилицы семьи Рубцовых. Физическая смерть застала ее на железнодорожных путях, но морально корова умерла гораздо раньше. Ее жизнь после расставания с теленком была мучительным существованием, смерть избавила корову от душевной боли и тоски.

Дедушка Тит из рассказа «Цветок на земле» открывает внуку тайну создания мира — живое рождается из мертвого. Афоня подхватил эту идею и решил узнать у цветов, как они появляются из праха, и пришел к выводу, что его дедушка после смерти сможет жить снова. Здесь отражена тема не только смерти, но и бессмертия.

Темы смерти и бессмертия можно обнаружить и в рассказе «Железная старуха», персонаж, вынесенный в заглавие произведения, живет вечно и ждет, пока все люди на земле умрут. Железная старуха мечтает пережить всех, хочет заставить мальчика умереть, но тот не идет на ее уловки и остается жив.

Подводя итог, мы можем сказать, что дети в рассказах Андрея Платонова имеют между собой много общих черт: они все из небогатых семей, по мере своих возможностей помогают взрослым, некоторые дети наделены богатым воображением и некоторой долей любопытства, каждый ребенок так или иначе думает о смерти или напрямую сталкивается с ней. Главной особенностью ребенка, как видно из данных рассказов, является стремление исследовать мир, найти ответы на интересующие вопросы. Ребенок Андрея Платонова отличается приближенностью к жизни, писатель не идеализирует детей, а рисует их такими, такие они есть в реальности.

Литература:

  1. Вьюгин В. Ю. Андрей Платонов: поэтика загадки (Очерк становления и эволюции стиля). — СПб.: РХГИ, 2004. — 440 с.
  2. Платонов А. П. Сухой хлеб: Рассказы, сказки // Собрание сочинений в 8 т. — Т. 6. — М.: Время, 2012. — 416 с.
Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, железная старуха, рассказ, главный герой, смерть, взрослый, время грозы, дедушка, богатое воображение, образ ребенка.


Ключевые слова

корова, Андрей Платонов, русская литература первой половины ХХ века, детские рассказы, Никита, Сухой хлеб, Цветок на земле, Июльская гроза, Железная старуха

Похожие статьи

Мир детства и образ ребенка в ранних новеллах Р. Д. Брэдбери

В данной статье выявляются особенности изображения мира детства, представляющего одну из центральных тем в творчестве американского фантаста Р. Д. Брэдбери. Для анализа были выбраны ранние новеллы, которые входят в состав сборников «Темный карнавал»,...

Психолого-педагогические проблемы понимания художественной литературы детьми дошкольного возраста

В данной статье речь идет о проблемах понимания художественной литературы детьми дошкольного возраста. Основной акцент делается на непонимании современными детьми устаревших слов, используемых в произведениях детской художественной литературы. Привод...

Вечные темы в рассказе В. В. Набокова «Рождество»

В статье раскрыты основные темы рассказа В. В. Набокова «Рождество». Автор акцентирует внимание на таких вечных темах как взаимоотношения с Богом, противостояние жизни и смерти. Предметом анализа выступают взаимоотношения с Богом, противостояние жизн...

Особенности художественной типизации персонажей «времени смены эпох» в романе В. С. Маканина «Андеграунд, или Герой нашего времени»

В статье рассматриваются образы и типы героев «перестроечной» эпохи в романе современного отечественного писателя В. С. Маканина «Андеграунд, или Герой нашего времени». Данная тема рассмотрена в контексте современной отечественной литературы. Исследо...

Ключевые слова рассказа Н. Носова «Фантазеры»

В статье анализируются ключевые слова рассказа Н. Носова «Фантазеры» с точки зрения их значения и особенностей употребления в тексте. Рассматривается связь ключевых слов с темой и идеей рассказа, определяется воспитательный потенциал произведения. В ...

Художественное своеобразие произведений В. П. Крапивина о детях и для детей

В данной статье я предприняла попытку описать художественное своеобразие нескольких произведений В. П. Крапивина, выявить в них общие и отличительные черты, сделать вывод о том, какую литературную ценность его повести и рассказы представляют для подр...

Баба-яга — забытый герой русских сказок

Материалом статьи явилось содержание проектной работы, разработанной и представленной учащимся первого класса. Учитывая интерес младших школьников к такому виду современного искусства как фэнтези, нами был проведен анализ и обобщен материал на основе...

«Тот, кто всегда рядом» (образ ангела в русской литературе)

Данное исследование посвящено анализу образа ангела в русской литературе, выявлению важных нравственных уроков, полезных для развития духовности среди детей и подростков. Автор охватил широкий круг вопросов, проанализировав произведения русской литер...

Об одной детали в рассказе И. А. Бунина «В Париже»

Статья посвящена анализу одной детали (шинели) в рассказе И.А. Бунина «В Париже», входящем в цикл рассказов писателя «Темные аллеи». Особое значение в работе придается семантической наполненности анализируемой детали как способа дополнительного осмыс...

Образ Фауста в стихотворении «Два часа в резервуаре» И. А. Бродского

Данная статья посвящена анализу образа Фауста в стихотворении «Два часа в резервуаре» И. А. Бродского. Цель данной статьи — показать трансформацию образа в русском постмодернистском тексте и выявить различия в концепциях И. В. Гёте и И. А. Бродского....

Похожие статьи

Мир детства и образ ребенка в ранних новеллах Р. Д. Брэдбери

В данной статье выявляются особенности изображения мира детства, представляющего одну из центральных тем в творчестве американского фантаста Р. Д. Брэдбери. Для анализа были выбраны ранние новеллы, которые входят в состав сборников «Темный карнавал»,...

Психолого-педагогические проблемы понимания художественной литературы детьми дошкольного возраста

В данной статье речь идет о проблемах понимания художественной литературы детьми дошкольного возраста. Основной акцент делается на непонимании современными детьми устаревших слов, используемых в произведениях детской художественной литературы. Привод...

Вечные темы в рассказе В. В. Набокова «Рождество»

В статье раскрыты основные темы рассказа В. В. Набокова «Рождество». Автор акцентирует внимание на таких вечных темах как взаимоотношения с Богом, противостояние жизни и смерти. Предметом анализа выступают взаимоотношения с Богом, противостояние жизн...

Особенности художественной типизации персонажей «времени смены эпох» в романе В. С. Маканина «Андеграунд, или Герой нашего времени»

В статье рассматриваются образы и типы героев «перестроечной» эпохи в романе современного отечественного писателя В. С. Маканина «Андеграунд, или Герой нашего времени». Данная тема рассмотрена в контексте современной отечественной литературы. Исследо...

Ключевые слова рассказа Н. Носова «Фантазеры»

В статье анализируются ключевые слова рассказа Н. Носова «Фантазеры» с точки зрения их значения и особенностей употребления в тексте. Рассматривается связь ключевых слов с темой и идеей рассказа, определяется воспитательный потенциал произведения. В ...

Художественное своеобразие произведений В. П. Крапивина о детях и для детей

В данной статье я предприняла попытку описать художественное своеобразие нескольких произведений В. П. Крапивина, выявить в них общие и отличительные черты, сделать вывод о том, какую литературную ценность его повести и рассказы представляют для подр...

Баба-яга — забытый герой русских сказок

Материалом статьи явилось содержание проектной работы, разработанной и представленной учащимся первого класса. Учитывая интерес младших школьников к такому виду современного искусства как фэнтези, нами был проведен анализ и обобщен материал на основе...

«Тот, кто всегда рядом» (образ ангела в русской литературе)

Данное исследование посвящено анализу образа ангела в русской литературе, выявлению важных нравственных уроков, полезных для развития духовности среди детей и подростков. Автор охватил широкий круг вопросов, проанализировав произведения русской литер...

Об одной детали в рассказе И. А. Бунина «В Париже»

Статья посвящена анализу одной детали (шинели) в рассказе И.А. Бунина «В Париже», входящем в цикл рассказов писателя «Темные аллеи». Особое значение в работе придается семантической наполненности анализируемой детали как способа дополнительного осмыс...

Образ Фауста в стихотворении «Два часа в резервуаре» И. А. Бродского

Данная статья посвящена анализу образа Фауста в стихотворении «Два часа в резервуаре» И. А. Бродского. Цель данной статьи — показать трансформацию образа в русском постмодернистском тексте и выявить различия в концепциях И. В. Гёте и И. А. Бродского....

Задать вопрос