Обновление системы дошкольного образования ставит перед современными педагогами задачу воспитания у дошкольников предпосылок «нового человека», конкурентоспособной личности, успешно реализующей себя в профессиональной среде, обладающей чертами: исследователей, изобретателей, предпринимателей, новаторов.
Концепция Десятилетия детства, разработанная в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 29 мая 2017 года № 240 «Об объявлении в Российской Федерации Десятилетия детства» определяет ключевые направления развития системы образования, в том числе его дошкольного уровня. Главным вектором развития образования в Десятилетие детства является детство сбережение, в основу которого положена идея признания самоценности детства. Сегодня результатом дошкольного образования должны стать, в первую очередь, социализация детей, индивидуальный для каждого ребенка уровень развития любознательности, самостоятельности, познавательной инициативы, готовности к преодолению ошибок и неудач.
В федеральном государственном образовательном стандарте представлены целевые ориентиры, в соответствии с которыми на этапе завершения дошкольного образования:
– ребёнок проявляет любознательность, задаёт вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями; склонен наблюдать, экспериментировать;
– обладает элементарными представлениями из области живой природы, естествознания и т. п.; способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности.
В «Стратегии развития воспитания в РФ на период до 2025 года» (распоряжение Правительства РФ от 29.05. 2015 г. № 996-р) в качестве приоритетного выделено такое направление развития воспитания как «обновление воспитательного процесса с учетом современных достижений науки на основе отечественных традиций, популяризация научных знаний среди детей». Это предполагает, прежде всего, создание условий для познавательного развития и «получения детьми достоверной информации о передовых достижениях и открытиях мировой и отечественной науки, повышения заинтересованности подрастающего поколения в научных познаниях об устройстве мира и общества».
Познавательная активность — активность, возникающая по поводу познания и в его процессе и выражающаяся в заинтересованном принятии информации, желании углубить, уточнить свои знания, в самостоятельном поиске ответов на интересующие вопросы; проявлении творчества, в умении усваивать способ познания и применять его на другом материале.
Конструирование в детском саду было всегда, но если раньше приоритеты ставились на конструктивное мышление и развитие мелкой моторики, то теперь в соответствии с новыми стандартами необходим новый подход. Совершенствование образовательного процесса ДОУ направлено главным образом на развитие психических и личностных качеств ребёнка, таких, как любознательность, целеустремленность, самостоятельность, ответственность, креативность, обеспечивающих социальную успешность и способствующих формированию интеллектуальной творческой личности. Сегодняшним дошкольникам приходится знакомиться с новыми профессиями, о которых не знали их родители. Поэтому в настоящее время в ДОУ активно внедряется технология LEGO-конструирования и робототехники.
От простых кубиков ребенок постепенно переходит на конструкторы, состоящие из простых геометрических фигур, затем появляются первые механизмы и программируемые конструкторы. Программирование происходит не только благодаря компьютеру, но и созданным специальным программам.
Благодаря разработкам компаний-производителей образовательных конструкторов сегодня появилась возможность уже в дошкольном возрасте знакомить детей с основами строения технических объектов. Работая с конструктором LEGO, дети могут экспериментировать, обсуждать идеи, воплощать их в постройке, усовершенствовать и т. д. Это повышает самооценку ребенка, а умение действовать самостоятельно, формирует чувство уверенности в своих силах. Поэтому конструктивная созидательная деятельность является идеальной формой работы, которая позволяет педагогу сочетать образование, воспитание и развитие детей в режиме игры. В связи с этим считаю актуальным использование LEGO-технологий в развитии познавательной активности дошкольников.
ЛЕГО к онструкторы — это игрушки, которые направлены на формирование знаний и умений, как успешно и эффективно действовать в социуме, на развитие способности освоить культурное богатство окружающего мира. Оно объединяет элементы игры с экспериментированием, а, следовательно, активизирует мыслительно-речевую деятельность дошкольников. В старшем дошкольном возрасте окружающий мир предметов вызывает любопытство, живой интерес, желание войти в этот мир, преобразовать его, усовершенствовать. Использование LEGO-конструкторов позволяет детям удовлетворить свое любопытство и свои интересы в познавательной активности, формирует у детей целостное представление о мире техники, устройстве конструкций, механизмов, машин, различных построек, а также развивает технические и интеллектуальные способности детей.
Занятия по ЛЕГО-конструированию помогают дошкольникам войти в мир социального взаимодействия представлений о предметном и социальном мире.
Дети с удовольствием рассказывают о своих постройках, в сюжетно-ролевых играх они отражают реальность окружающего мира, проговаривают последовательность своих действий, оценивают ту или иную конструктивную ситуацию. Они выполняют задания, требующие активизации мыслительной деятельности, например, достроить постройку по заданному признаку или условиям. Речевые ситуации, возникающие в процессе создания построек и игр с ними, способствуют развитию речи детей, которая служит одним из важнейших средств активной деятельности человека, а для будущего школьника является залогом успешного обучения в школе. Решаются многие задачи обучения: расширяется словарный запас, развиваются коммуникативные навыки, совершенствуется умение обобщать и делать выводы.
Конструирование открывает перед детьми широкие возможности для активной деятельности. Дети уже достаточно хорошо могут строить на базе демонстрации методов крепления, а также основываясь на самостоятельном анализе готовых построек. Особое внимание уделяется развитию творческой фантазии детей: дети конструируют по воображению, по предложенной теме и условиям. Таким образом, постройки становятся более разнообразными и динамичными. В старшем возрасте проявляется интерес к графическим моделям, а в дальнейшем дети самостоятельно создают графические модели. У детей дошкольного возраста отлично развивается логическое мышление и независимость при решении созидательных задач. Занятия становятся достаточно сложными, они включают элементы экспериментирования, дошкольникам создают условия свободного выбора стратегии их деятельности, проверяются пути решения поставленной творческой задачи, которые они сами выбрали.
Необходимо формировать умение создавать собственные конструктивные замыслы в представлении. Конструирование по модели, разработанное А. Н. Миреновой и использованное в исследовании А. Р. Лурия, заключается в следующем. Детям в качестве образца предъявляют модель, в которой очертание отдельных составляющих ее элементов скрыто от ребенка (в качестве модели может выступать конструкция, обклеенная плотной белой бумагой). Эту модель дети должны воспроизвести из имеющегося у них строительного материала. Таким образом, в данном случае ребенку предлагают определенную задачу, но не дают способа ее решения.
Тематические наборы «LEGO DUPLO», LEGO DACTA, ресурсный набор кирпичиков, набор из серии LEGO education «Простые механизмы», «Строительные машины». Конструкторы для инженерного творчества «FISCHERTECHNIK», «ТИКО» позволяют вовлечь детей в образовательный процесс, в котором участники воссоздают ситуации быта, семейные отношения, примеряют на себя роли разных членов семьи, демонстрируют, как познают мир, понимают смысл запретов и нормативных требований. Конструкторы LEGO Education («Животные зоопарка», «Жители города») позволяют детям знакомиться с животными зоопарка, с городом, правилами поведения. «LEGO» конструкторы, конструкторы для инженерного творчества «FISCHERTECHNIK», «ТИКО» используются не только в самостоятельной деятельности детей, но и в образовательной деятельности. Так, на занятиях познавательного характера по формированию элементарных математических представлений конструктор используется с целью развития и закрепления навыков прямого и обратного счета, сравнения чисел, знания состава числа, геометрических фигур, умения ориентироваться на плоскости и др.
На занятиях познавательно-исследовательской деятельностью, дети определяют из какого материала сделан предмет, проверяют его на прочность, выдвигают гипотезу (из пластмассы построить тележку или из железа, какая из них будет прочнее).
Для формирования представления о предмете на основе восприятия образца детской постройки ребёнку необходимо обследовать свойства предмета, его формы, пропорции, установление пространственного расположения элементов предмета и подчинение его определённой логике.
В результате аналитико-синтетического восприятия образца у ребёнка формируется замысел. В конструировании «по условию» ребёнок создаёт предмет в соответствии с требованиями, которым должна отвечать постройка. Конструирование в данном случае выражается через условие и носит проблемный характер, поскольку способов решения не дается. В процессе такого конструирования у детей формируется умение анализировать условия и на основе этого анализа строить свою практическую деятельность достаточно сложной структуры, в результате они усваивают общую зависимость структуры конструкции от ее практического назначения и в дальнейшем, как показывает практика, дети сами на основе установления такой зависимости определяют конкретные условия, которым будет соответствовать их постройка, создавать интересные замыслы и воплощать их, т. е. ставить перед собой задачу.
Дети с большим интересом активизируются в деятельность по созданию макетов из Лего (живая природа, парк, горы, скверы).
Предлагается детям создание макета живой природы, например, макет леса или парка.
Задается вопрос детям: можно ли построить дерево из Лего? Мы строим высокие деревья, низкие деревья. Если деревьев много, на что это похоже? Ответ: на лес.
Кто в лесу живет? Далее строим животных.
Что еще есть в лесу?
Ответ: ручей, полянки, трава, кусты, животные.
Более взрослые дети могут самостоятельно создавать макеты живой природы.
Социальный мир, в котором ребенок живет и развивается, наполнен содержанием, к познанию которого дети дошкольного возраста проявляют интерес, и, которое они вполне могут усвоить и понять.
Дети активно участвуют в коллективных играх, в которых их практическая трудовая деятельность выдвигается нередко на первостепенное место. Так, для организации некоторых сюжетно-ролевых игр дети охотно строят из конструктора «заводы», «фабрики», «мастерские», в которых они распределяют между собой роли «директоров», «главных инженеров», «начальников цехов», и «рабочих».
Также дети интересуются не только тем, как устроены и работают различные станки, машины, приборы и аппараты. Дети стремятся узнать и о том, как организован труд на наших предприятиях, как работают и добиваются производственных успехов новаторы, изобретатели в промышленности и сельском хозяйстве, на строительстве и на транспорте. Создаем условия в которых дети проявляют познавательную активность. Это могут быть письма с заводов, что-то построить, проблемная ситуация, разрешают которую дети). Дети заинтересованы в создании машин. Например, миксер для мамы. Подставка для телефона. Ознакомление с трудом взрослых — важный элемент программы дошкольного образования.
Созданные LEGO-постройки дети используют в сюжетно-ролевых играх, в играх-театрализациях, используют LEGO-элементы в дидактических играх и упражнениях, при подготовке к обучению грамоте, ознакомлении с окружающим миром.
Так, последовательно, шаг за шагом, дети овладевают конструктивными навыками (умение пользоваться схемами, техническими картами, чертежами), повышают интерес к предметам и явлениям окружающей жизни.
Наборы конструкторов, игрушки к ним, пособия, предлагаемые детям, должны отражать уровень современного мира, нести информацию и стимулировать поиск. Вместе с тем традиционные материалы, показавшие свою развивающую ценность, не должны полностью вытесняться в угоду «новому», как ценному самому по себе.
В ходе образовательной деятельности дети становятся строителями, архитекторами и творцами, играя, они придумывают и воплощают в жизнь свои идеи. Начиная с простых фигур, ребёнок продвигается всё дальше и дальше, видя свои успехи, он становится более уверенным в себе и переходит к следующему, более сложному этапу обучения.
Таким образом, традиционные средства конструирования при тщательно продуманной организации технико-конструктивной творчества с разными конструкторами дают возможность развивать познавательную активность.
Литература:
- Парамонова Л. А. Теория и методика творческого конструирования в детском саду. [Текст]/ Парамонова Л. А. — М.: Академия, 2012.-97 с.
- Урунтаева Г. А. Дошкольная психология: Учеб.пособие для студ.сред.пед.учеб.заведений.-3-е изд., стереотип. [Текст]/ Урунтаева Г. А. — М.: Издательский центр «Академия», 2008.-167с.
- Куцакова Л. В. Конструирование и ручной труд в детском саду. [Текст]/ Куцакова Л. В. — М.: Эксмо, 2011. — 114 с.
- Лиштван З. В. Конструирование. [Текст] / Лиштван З. В. — М.: Владос, 2011. — 217 с.
- Лурия А. Р. Развитие конструктивной деятельности дошкольника. [Текст] / Лурия А. Р. — Вопросы психологии, 2015. — 32 с.