Экспериментальное исследование влияния программы «Я личность» на формирование навыков преодоления барьеров межличностного общения подростков со сверстниками | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 26 октября, печатный экземпляр отправим 30 октября.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Психология

Опубликовано в Молодой учёный №22 (469) июнь 2023 г.

Дата публикации: 03.06.2023

Статья просмотрена: 25 раз

Библиографическое описание:

Епифанова, А. О. Экспериментальное исследование влияния программы «Я личность» на формирование навыков преодоления барьеров межличностного общения подростков со сверстниками / А. О. Епифанова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 22 (469). — С. 465-466. — URL: https://moluch.ru/archive/469/103640/ (дата обращения: 16.10.2024).



Психологические барьеры социального взаимодействия относятся к области исследований социальной психологии трудного общения. В сложных коммуникативных ситуациях партнеры по-разному воспринимают социальные потребности друг друга. Это влияет на достижение основной цели общения. В результате участники общения могут испытывать острые эмоциональные переживания, в том числе непонимание и психологическое напряжение.

Чтобы выделить вопрос исследования, его подразделяют на нарушения, трудности и психологические коммуникативные барьеры. Наличие психологических барьеров субъективно воспринимается как пассивное состояние (в виде нерешительности, беспокойства, застенчивости, страха и т. д.), не имеющее объективной причины. Психологические барьеры могут значительно затормозить межличностные пути, увеличить психологическую дистанцию между партнерами, снизить уровень взаимного доверия и исказить характер взаимодействий и отношений. В данном исследовании под психологическими барьерами мы понимаем психологические состояния, проявляющиеся в виде недостаточной пассивности, препятствующей выполнению определенных действий. Коммуникативные барьеры — это психологические явления, возникающие при взаимодействии между коммуникаторами при общении и препятствующие полноценному общению. Психологические барьеры могут возникнуть в любой момент и все зависит от личности коммуникатора. [5]

Психологические барьеры в общении включают в себя:

– оценку межличностных отношений;

– субъективное благополучие;

– диалогичность отношения.

Для преодоления психологических барьеров предусмотрен социально-психологический тренинг. Это один из методов активного обучения и психологического воздействия, осуществляемого в ходе интенсивного группового взаимодействия, направленного на совершенствование коммуникативных навыков.

Основными психологическими потребностями подростков являются стремление к общению со сверстниками, стремление к самостоятельности и самостоятельности, стремление к признанию окружающими своих прав. Чувство взросления — психологический симптом наступления полового созревания.

По определению Д. Б. Эльконина, «ощущение взрослости — это когда подростки сравнивают себя с другими (взрослыми и сверстниками), находят модели усвоения, строят отношения с другими людьми, вырабатывают собственные. Это новое формирование сознания для перестройки деятельности» [2]

Психосоциальный тренинг — одна из техник активного обучения и психологического воздействия, осуществляемая в ходе интенсивного группового взаимодействия, направленная на совершенствование коммуникативных навыков.

Учитывая проблему психологических барьеров общения, следует отметить, что существуют различные методы и приемы их диагностики. Экспериментальное исследование состояло из трех этапов: стадия решения, период формирования, уровень контроля. [4]

В нашем исследовании участвовало 30 человек 15–16 лет. До начала нашего тренинга мы разделили участников на 2 группы: контрольную (КГ) и экспериментальную (ЭГ), а также было предложено ответить на вопросы трех методик.

На основе критериев и уровней были подобраны методики:

  1. Методика «Субъективная оценка межличностных отношений» (С. В. Духновского).
  2. Метод «Шкала субъективного благополучия» (адаптированная М. В. Соколовой).
  3. Шкала диалогичности межличностных отношений (С. В. Духновского).

На этапе открытия эксперимента мы обнаружили, что средние и низкие уровни развития межличностного общения между сверстниками были общими в экспериментальной и контрольной группах.

На формирующем этапе эксперимента мы обратились к реализации обучения эго-личности для преодоления межличностных коммуникативных барьеров у подростков старшего возраста. Нашим формирующим этапом стало внедрение учебного курса по социальной психологии «Я Личность». 1–2 урока в неделю, планировалось 10 уроков за 6 недель. Цель тренинга «Я-личность» состояла в том, чтобы с помощью групповых упражнений воздействовать на изменения межличностных отношений, субъективного самочувствия и межличностно-интерактивных уровней рейтинга личности с целью преодоления психологических коммуникативных барьеров. [3]

На этапе открытия эксперимента были выявлены психологические барьеры на пути к общению. На контрольной фазе выявляли, какие изменения произошли после психосоциального тренинга, и после интерпретации установили, что выдвинутые гипотезы подтвердились: учебная программа тренинга помогает молодежи развивать навыки, помогающие преодолевать коммуникативные барьеры.

Желание установить контакт с окружающими людьми, даже если они незнакомы. Умение строить диалог. Сюда входит умение слушать собеседника, умение сопереживать чувствам. Умение проявлять эмпатию и выходить из конфликтных ситуаций. Знание общепринятых стандартов и законов, которым необходимо следовать при общении с другими.

Литература:

  1. Бобченко Т. Г. Психологические тренинги. Основы тренинговой работы. Учебное пособие. — М.: Юрайт. 2020. 132 с.
  2. Еромасова А. А. Общая психология. Методы активного обучения. Учебное пособие для вузов. — М.: Юрайт. 2019. 182 с.
  3. Леонтьева В. Л. Психология. Учебное пособие для СПО. — М.: Юрайт. 2019. 152 с.
  4. Немов Р. С. Психология. В 3 книгах. Книга 3. Психодиагностика. Введение в научное психологическое исследование с элементами математической статистики. — М.: Владос. 2016. 640 с.
  5. Самыгин С. И., Кротов Д. В., Столяренко Л. Д. Психология. Учебное пособие. — М.: Феникс. 2020. 280 с.
Основные термины (генерируются автоматически): барьер, активное обучение, интенсивное групповое взаимодействие, общение, отношение, психологическое воздействие, субъективное благополучие.


Похожие статьи

Использование кейс-технологии в формировании духовно-нравственных качеств и безопасного поведения у детей дошкольного возраста (из опыта работы)

Экспериментальная проверка развития иноязычной коммуникативной компетенции через драматизацию у младших школьников

Коррекция своеобразия коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР

Формирование коммуникативной компетентности кадет подросткового возраста в процессе внеучебной деятельности

Психолого-педагогическая модель формирования готовности старшеклассников к преодолению ситуаций конфликтного общения в системе «учитель-ученик»

Тренинг для родителей «Развитие эмоционального интеллекта как способа повышения коммуникативной компетенции в социуме»

Работа по социальной адаптации детей с нарушением слуха в целях социализации и интеграции их в современном обществе на уроках по развитию слухового восприятия и формированию произношения

Формирование осознанного выбора будущей профессии у интернет-зависимых подростков

Исследование уровня креативности старших дошкольников в условиях дошкольного образовательного учреждения как основание для апробации коррекционно-развивающих мероприятий по воспитанию креативного сознания

Тренинг личностного роста у старшеклассников как средство формирования успешного профессионального самоопределения

Похожие статьи

Использование кейс-технологии в формировании духовно-нравственных качеств и безопасного поведения у детей дошкольного возраста (из опыта работы)

Экспериментальная проверка развития иноязычной коммуникативной компетенции через драматизацию у младших школьников

Коррекция своеобразия коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР

Формирование коммуникативной компетентности кадет подросткового возраста в процессе внеучебной деятельности

Психолого-педагогическая модель формирования готовности старшеклассников к преодолению ситуаций конфликтного общения в системе «учитель-ученик»

Тренинг для родителей «Развитие эмоционального интеллекта как способа повышения коммуникативной компетенции в социуме»

Работа по социальной адаптации детей с нарушением слуха в целях социализации и интеграции их в современном обществе на уроках по развитию слухового восприятия и формированию произношения

Формирование осознанного выбора будущей профессии у интернет-зависимых подростков

Исследование уровня креативности старших дошкольников в условиях дошкольного образовательного учреждения как основание для апробации коррекционно-развивающих мероприятий по воспитанию креативного сознания

Тренинг личностного роста у старшеклассников как средство формирования успешного профессионального самоопределения

Задать вопрос