Психологические барьеры социального взаимодействия относятся к области исследований социальной психологии трудного общения. В сложных коммуникативных ситуациях партнеры по-разному воспринимают социальные потребности друг друга. Это влияет на достижение основной цели общения. В результате участники общения могут испытывать острые эмоциональные переживания, в том числе непонимание и психологическое напряжение.
Чтобы выделить вопрос исследования, его подразделяют на нарушения, трудности и психологические коммуникативные барьеры. Наличие психологических барьеров субъективно воспринимается как пассивное состояние (в виде нерешительности, беспокойства, застенчивости, страха и т. д.), не имеющее объективной причины. Психологические барьеры могут значительно затормозить межличностные пути, увеличить психологическую дистанцию между партнерами, снизить уровень взаимного доверия и исказить характер взаимодействий и отношений. В данном исследовании под психологическими барьерами мы понимаем психологические состояния, проявляющиеся в виде недостаточной пассивности, препятствующей выполнению определенных действий. Коммуникативные барьеры — это психологические явления, возникающие при взаимодействии между коммуникаторами при общении и препятствующие полноценному общению. Психологические барьеры могут возникнуть в любой момент и все зависит от личности коммуникатора. [5]
Психологические барьеры в общении включают в себя:
– оценку межличностных отношений;
– субъективное благополучие;
– диалогичность отношения.
Для преодоления психологических барьеров предусмотрен социально-психологический тренинг. Это один из методов активного обучения и психологического воздействия, осуществляемого в ходе интенсивного группового взаимодействия, направленного на совершенствование коммуникативных навыков.
Основными психологическими потребностями подростков являются стремление к общению со сверстниками, стремление к самостоятельности и самостоятельности, стремление к признанию окружающими своих прав. Чувство взросления — психологический симптом наступления полового созревания.
По определению Д. Б. Эльконина, «ощущение взрослости — это когда подростки сравнивают себя с другими (взрослыми и сверстниками), находят модели усвоения, строят отношения с другими людьми, вырабатывают собственные. Это новое формирование сознания для перестройки деятельности» [2]
Психосоциальный тренинг — одна из техник активного обучения и психологического воздействия, осуществляемая в ходе интенсивного группового взаимодействия, направленная на совершенствование коммуникативных навыков.
Учитывая проблему психологических барьеров общения, следует отметить, что существуют различные методы и приемы их диагностики. Экспериментальное исследование состояло из трех этапов: стадия решения, период формирования, уровень контроля. [4]
В нашем исследовании участвовало 30 человек 15–16 лет. До начала нашего тренинга мы разделили участников на 2 группы: контрольную (КГ) и экспериментальную (ЭГ), а также было предложено ответить на вопросы трех методик.
На основе критериев и уровней были подобраны методики:
- Методика «Субъективная оценка межличностных отношений» (С. В. Духновского).
- Метод «Шкала субъективного благополучия» (адаптированная М. В. Соколовой).
- Шкала диалогичности межличностных отношений (С. В. Духновского).
На этапе открытия эксперимента мы обнаружили, что средние и низкие уровни развития межличностного общения между сверстниками были общими в экспериментальной и контрольной группах.
На формирующем этапе эксперимента мы обратились к реализации обучения эго-личности для преодоления межличностных коммуникативных барьеров у подростков старшего возраста. Нашим формирующим этапом стало внедрение учебного курса по социальной психологии «Я Личность». 1–2 урока в неделю, планировалось 10 уроков за 6 недель. Цель тренинга «Я-личность» состояла в том, чтобы с помощью групповых упражнений воздействовать на изменения межличностных отношений, субъективного самочувствия и межличностно-интерактивных уровней рейтинга личности с целью преодоления психологических коммуникативных барьеров. [3]
На этапе открытия эксперимента были выявлены психологические барьеры на пути к общению. На контрольной фазе выявляли, какие изменения произошли после психосоциального тренинга, и после интерпретации установили, что выдвинутые гипотезы подтвердились: учебная программа тренинга помогает молодежи развивать навыки, помогающие преодолевать коммуникативные барьеры.
Желание установить контакт с окружающими людьми, даже если они незнакомы. Умение строить диалог. Сюда входит умение слушать собеседника, умение сопереживать чувствам. Умение проявлять эмпатию и выходить из конфликтных ситуаций. Знание общепринятых стандартов и законов, которым необходимо следовать при общении с другими.
Литература:
- Бобченко Т. Г. Психологические тренинги. Основы тренинговой работы. Учебное пособие. — М.: Юрайт. 2020. 132 с.
- Еромасова А. А. Общая психология. Методы активного обучения. Учебное пособие для вузов. — М.: Юрайт. 2019. 182 с.
- Леонтьева В. Л. Психология. Учебное пособие для СПО. — М.: Юрайт. 2019. 152 с.
- Немов Р. С. Психология. В 3 книгах. Книга 3. Психодиагностика. Введение в научное психологическое исследование с элементами математической статистики. — М.: Владос. 2016. 640 с.
- Самыгин С. И., Кротов Д. В., Столяренко Л. Д. Психология. Учебное пособие. — М.: Феникс. 2020. 280 с.