В данной статье рассматривается значение и необходимость формирования экологических знаний у дошкольников. Раскрываются точки зрения разных педагогов к использованию произведений художественной литературы в формировании экологической культуры детей.
Ключевые слова: дошкольник, экологическое воспитание, художественная литература, природа, экологическая культура, экологическое образование.
Проблемы экологического воспитания и образования являются наиболее актуальными на сегодняшний день. В связи с этим экологическое образование подрастающего поколения является приоритетным направлением системы общего образования. Общество нуждается в экологически культурных, образованных гражданах, которые обладают определёнными знаниями и умениями, относятся ответственно и с уважением к окружающему миру. Сенситивным периодом для закладывания фундамента осознанного отношения к окружающему миру является дошкольный возраст. Именно в этот период происходит становление произвольных психических процессов. Под экологическим воспитанием дошкольников С. Н. Николаева понимает ознакомление детей с природой, в основу которого положен экологический подход, при котором основополагающие идеи и понятия экологии [1, с.4].
Многие педагоги уделяли внимание природе как средству воспитания детей: Е. И. Тихеева подчёркивала, что “воспитание ребенка в непосредственной близости с природой — наилучший путь для развития его чувств, сил и способностей” [2, с.27]. Е. Н. Водовозова уделала большое влияние наблюдениям и экспериментам “Пусть ребенок сам вырастит цветок, который потом опишет; сам держит у себя какое-нибудь насекомое или другое животное, чтобы подмечать его свойства” [3, с.45].
Для ознакомления детей с природой используют произведения художественной литературы с природоведческой направленностью. Природоведческая литература — это литературные произведения, в которых раскрывается мир природы во всем его многообразии в разных жанровых формах. Диапазон жанров довольно обширен — это сказки, рассказы, документальные повести, энциклопедии, очерки натуралистов, миниатюры в жанре притчи, зарисовки-пояснения к иллюстрациям.
Для выявления уровня сформированности знаний и представлений о природе у детей старшего дошкольного возраста с помощью художественной литературы было проведено эмпирическое исследование. Цель исследования: исследовать процесс воспитания разумного отношения к природе детей старшего дошкольного возраста через ознакомление с художественной литературой. В исследовании приняли участие 40 детей детского сада № 32 г. Елабуги. Была использована «Диагностика экологических знаний старших дошкольников» О. А. Соломенниковой.
В ходе проведения диагностики было выявлено следующее: к группе дошкольников с высоким уровнем знаний о животных можно отнести 15 % (6 детей) опрошенных детей; со средним уровнем знаний — 30 % (12 детей) опрошенных детей; с низким уровнем знаний — 55 % (22 детей) опрошенных детей.
Лишь 15 % (6 детей) опрошенных детей выполнили все задания без трудностей. Вдвое больше детей выявлено со средним уровнем 30 % (12 детей), что свидетельствует о начальной стадии сформированности экологических знаний.
Низкий уровень свидетельствует о несформированности экологических знаний. Мы отнесли к этому уровню 22 ребёнка (55 %). Они не справились с тестом, ответив всего на 2–4 вопроса.
Итак, в результате констатирующей диагностики мы можем сказать о том, что в экспериментальной группе преобладает низкий уровень экологических знаний. Исходя из результатов эксперимента, мы видим необходимость проведения занятий по повышению уровня экологически целесообразного отношения к природе, с помощью художественной литературы, что мы и проделаем на следующем этапе работы.
На основании теоретического изучения проблемы исследования и с учетом выявленного на этапе первичной диагностики уровня знаний и представлений о природе у детей старшего дошкольного возраста на формирующем этапе была осуществлена разработка тематического планирования. На занятиях мы использовали художественную литературу, так как художественные произведения о природе воздействует на чувства детей. Книги дают знания о природе, о повадках животных, о взаимоотношении людей с животным и растительным миром. Работа с детьми старшей группы построена на произведениях В. Бианки, Е. Чарушина, П.Бажова, М. Пришвина, И. С. Соколова-Микитова, Г.Скрябицкого и др.
На формирующем этапе, нами было проведено 17 занятий направленных на формирование экологических знаний и целесообразного отношения к природе. Родителям была дана консультация: посещать вместе со своими детьми детскую библиотеку, брать художественные книги о природе, журналы и читать их вместе с детьми.
Последний этап нашего исследования — контрольный. Цель данного этапа заключается в оценке эффективности работы, проведенной на формирующем этапе. На контрольном этапе была повторно проведена «Диагностика экологических знаний старших дошкольников» О. А. Соломенниковой.
Сравнение результатов двух этапов исследования позволяет выявить значительную динамику в воспитании экологически целесообразного отношения к природе у экспериментальной группы. Если на констатирующем этапе экологические знания были сформированы у 15 % (6) детей, то на контрольном этапе — у 25 % (10) детей экспериментальной группы. На контрольном этапе у этих детей существенно поднялся уровень знаний по повышению экологически целесообразного отношения к природе. У 45 % (18) детей экспериментальной группы на контрольном этапе был выявлен средний уровень сформированности экологических знаний. На констатирующем этапе дети затруднялись дать на некоторые вопросы положительный ответ, после формирующего эксперимента ответили на вопросы с минимальными ошибками. Число детей с низким уровнем формирования целесообразного отношения к природе сократилась с 55 % (22) до 30 % (12). Они не справились с тестом после занятий на формирующем этапе.
Таким образом, следует учить детей осознанно и бережно относиться к природе и окружающей действительности и в этом нам помогают произведения художественной литературы. Художественные произведения натуралистической направленности помогают познакомить детей с красотой окружающего мира, сочувствовать и сопереживать. Но важно помнить, что решение задач по экологическому воспитанию дошкольников необходимо реализовывать через интеграцию образовательных областей, которые связаны между собой и оказывают влияние на развитие речи, внимания, интеллекта, воображения и памяти. Литературные произведения дополняют, уточняют и закрепляют знания ребенка, открывают мир чувств. Все вместе это формирует у ребенка осознание своей принадлежности к природному миру и необходимости беречь его.
Литература:
- Николаева Методика экологического воспитания дошкольников Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений / Николаева, Н. С. — 2. — Москва: Академия, 2001. — 184 c. — Текст: непосредственный.
- Тихеева, Е. И. Развитие речи детей (раннего и дошкольного возраста) / Е. И. Тихеева. — Москва: Просвещение, 1981. — 144 c. — Текст: непосредственный.
- Водовозова, Е. Н. Водовозова, Елизавета Николаевна (1844–1923). Умственное развитие детей от первого проявления сознания до восьмилетнего возраста: Кн. для воспитателей Е. Водовозовой: При книге прилож.: Чертежи и сб. дет. песен и подвиж. игр с нар. мелодиями — муз. А. И. Рубца / Е. Н. Водовозова. — 2. — Санкт-Петербург: Якова Алексеевича Исаков, 1873. — 272 c. — Текст: непосредственный.
- Терентьева, Л. И. Роль детской литературы в экологическом образовании и воспитании дошкольников / Л. И. Терентьева. — Текст: непосредственный // Современное дошкольное образование. Теория и практика. — 2015. — № 1. — С. 46–55.
- Третьяков, А. Л. Экологическое образование детей старшего дошкольного возраста — актуальная проблема современной педагогической науки / А. Л. Третьяков. — Текст: непосредственный // Проблемы современного образования. — 2019. — № 4. — С. 178–186.
- Соломенникова, О. А. Экологическое воспитание в детском саду / О. А. Соломенникова. — Москва: Мозаика-синтез, 2009. — 80 c. — Текст: непосредственный.
- Николаева Юный эколог. Программа экологического воспитания в детском саду / Николаева, Н. С. — Москва: Мозаика-синтез, 2010. — 82 c. — Текст: непосредственный.