В данной статье рассматриваются понятие «дидактическая игра», обосновывается необходимость использования различных дидактических игр для формирования представлений о домашних животных у детей младшего дошкольного возраста в условии обучения в дошкольном образовательном учреждении. Статья содержит данные опытно-экспериментального исследования.
Ключевые слова: младший дошкольный возраст, дидактическая игра, формирование знаний о домашних животных, игровая деятельность.
Дошкольное детство — первый этап формирования личности человека, его ценностной ориентации в окружающем его мире. В этом возрасте закладывается позитивное отношение к природе, к себе и к окружающим. Изучение природы, начиная с раннего дошкольного возраста, открывает для ребенка дальнейший путь постижения законов мира. Многообразие форм живой природы воздействует на чувства, ум, фантазию и воображение ребенка. Непосредственные наблюдения за природой, беседы с взрослыми, чтение художественных произведений, просмотр познавательных телепередач имеют огромное значение для ребенка в первые семь лет его жизни и являются важным условием накопления разнообразных представлений о животном мире. Главная задача дошкольных учреждений не только знакомить ребят с животным миром, но и учить относиться к ним бережно и внимательно, формировать ответственность.
Знания об окружающем мире, в том числе и живых организмов, человек получает уже в детстве. Для развития дошкольников важно понимание ими разнообразия живой природы: жизненных форм, размеров, строения, условий обитания.
Растения и животные окружают ребенка с самого рождения. Влияя на его чувства и сознание, они являются важным условием накопления представлений, формирования обобщающих понятий и различных систем знаний.
В настоящее время экологическое образование оформилось в самостоятельную область дошкольной педагогики. Новизна его, по мнению Л. В. Моисеевой, проявляется «в изменении подхода к ознакомлению детей с природой от биологического к экологическому, при котором педагогический процесс опирается на основополагающие идеи и понятия экологии, доступные дошкольникам» [2, с. 5]. М. Д. Маханева отмечает, что «экологически воспитанная личность характеризуется сформированным экологическим сознанием, экологически ориентированным поведением и деятельностью в природе, гуманным природоохранным отношением» [1, с. 18].
Для детей младшего дошкольного возраста характерна непосредственность и любознательность, и сейчас они как никогда близки к природе. Именно с этого возраста формируется положительное отношение ко всему живому. Главная задача экологического воспитания в данном возрасте — дать начальное представление об окружающем мире, заложить ориентиры в мире животных и растений. С трехлетнего возраста дети испытывают большой интерес к окружающим предметам и увлечённо «исследуют» их, подвергая различным манипуляциям. Следует понимать, что в этом возрасте дети не могут долго заниматься одним делом, им необходима постоянная смена деятельности.
Как известно, ведущим видом деятельности детей раннего дошкольного возраста является игра. Именно в игре происходит наиболее эффективное развитие и обучение детей. Один из действенных методов активизации познавательной деятельности дошкольников — это дидактическая игра. Дидактические игры — это игры с правилами, специально организованные педагогами с целью воспитания и обучения детей. Они нацелены на достижение определенных педагогических задач обучения, и в то же время они оказывают воспитательное и развивающее воздействие. Огромным плюсом данного метода является то, что под видом игры выполняются трудные для ребенка учебные задания. Дидактические игры позволяют уточнить, повторить, закрепить приобретенные знания. Применение дидактических игр на занятиях по экологическому воспитанию в младшей группе помогает стимулировать деятельность ребенка, развивает познавательную активность, образное мышление, любознательность, память, внимание, наблюдательность, развивает творческое воображение, так как игра делает процесс обучения увлекательным для ребенка.
Большое разнообразие и роль дидактических игр дает основание для их изучения и активного использования в образовании детей дошкольного возраста.
Для подтверждения теории мною было проведено опытно-экспериментальное исследование по проблеме формирования знаний о животных посредством дидактических игр на базе МБДОУ Детский сад № 32 «Садко» г. Елабуга Республики Татарстан.
Для выявления уровня представлений о животных у детей младшего дошкольного возраста я использовала методику «Примерная диагностика педагогического процесса по экологическому образованию в дошкольном образовательном учреждении» (авторы Л. А. Каменева, Л. М. Кондратьева, Е. Ф. Терентьева). Дошкольникам младшей группы были предложены следующие диагностические задания:
1. Беседа по картинкам с изображением животных. Детям нужно было назвать животное, рассказать о месте их обитания, особенностях и повадках;
2. Игра «Покорми животное» с использованием изготовленного дидактического пособия «Кто что ест?». Ребятам было необходимо сопоставить животное и продукт, который к нему относится.
Для исследования я взяла 2 группы (по 10 человек) младшего дошкольного возраста. На начальном этапе дети экспериментальной группы показали следующие результаты: высокий уровень развития представлений о животных составил только лишь 5 часть всех исследуемых — 20 %. Эти ребята смогли правильно ответить на вопросы и отлично справились со вторым заданием. Средний уровень показали — 60 % испытуемых. Дети неплохо справились с заданиями, но в их ответах были незначительные ошибки. Низкий уровень составил 20 %. Ответы ребят на большинство вопросов были неправильные, они не смогли сопоставить картинки с животными. В контрольной группе результаты были следующими: высокий уровень — 30 %, средний — 60 %, низкий — 10 %.
На формирующем этапе эксперимента я составила комплекс дидактических игр направленный на развитие представлений о домашних и диких животных; развитие интереса к перевоплощению и звукоподражанию; формированию бережного отношения к животным. Исходя из возрастных особенностей, а именно наглядно-действенного характера мышления, комплекс дидактических игр содержал в себе словесные игры, игры с предметами и настольно-печатные игры
Дидактические игры проводились как во время занятий, так и в часы свободных игр.
После проведения комплекса дидактических игр я провела повторную диагностику в экспериментальной и контрольной группе.
Результаты диагностики детей контрольной и экспериментальной групп на контрольном этапе показали следующие результаты: в экспериментальной группе высокий уровень развития представлений о животных достиг 50 %, т. е. на 10 % больше, чем в контрольной группе. Средний уровень в экспериментальной группе, составил 40 % детей, что на 10 % меньше соответствующего уровня контрольной группы. Низкий уровень экспериментальной и контрольной группы составляет 10 % детей.
Проанализировав данные диагностики, можно сделать вывод о том, что к концу эксперимента детей с высоким уровнем стало больше на 30 %; низкий уровень уменьшился на 10 %, т. к. дети с него перешли на средний уровень, а со среднего на высокий уровень.
Дети контрольной группы так же продолжали получать определенные знания в области экологического воспитания и, исходя из этого, здесь тоже есть динамика в развитии представлений о животных, но незначительная: на 10 % увеличились показатели высокого уровня, и на 10 % уменьшились на среднем уровне, а показатели низкого уровня не изменились.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что дидактические игры положительно влияют на формирование знаний о животных у детей младшего дошкольного возраста.
Литература:
- Маханева, М. Д. Экологическое развитие детей дошкольного и младшего школьного возраста: метод. пособие для воспитателей ДОУ и педагогов начальной школы / М. Д. Маханева. — М.: АРКТИ, 2011. — с. 187. —
- Моисеева, Л. В. Альтернативные модели экологического образования / Л. В. Моисеева. — Екатеринбург: УрГПУ, 2004. — с. 156. —
- Веракса, Н. Е. От рождения до школы. Инновационная программа дошкольного образования / Н. Е. Веракса, Т. С. Комарова, Э. М. Дорофеева. — 5-е изд. — М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2019. — c. 336. —
- Ткачук, Л. Г. Дидактические игры как средство экологического образования детей дошкольного возраста / Л. Г. Ткачук. — Форум молодых ученых. — 2019. — № 6 (34). — с. 1143–1146.