Нравственно-патриотическое воспитание детей младшего дошкольного возраста посредством русских народных сказок в условиях Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №22 (469) июнь 2023 г.

Дата публикации: 06.06.2023

Статья просмотрена: 76 раз

Библиографическое описание:

Гиниятова, С. Ю. Нравственно-патриотическое воспитание детей младшего дошкольного возраста посредством русских народных сказок в условиях Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования / С. Ю. Гиниятова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 22 (469). — С. 389-390. — URL: https://moluch.ru/archive/469/103656/ (дата обращения: 18.12.2024).



Проблема нравственно-патриотического воспитания чрезвычайно актуальна во все времена. Многие педагоги, психологи и философы, такие как А. С. Макаренко,

В. А. Сухомлинский, А. Дистерверг и П. Ф. Каптерев рассматривали понятие «нравственности» как совокупность моральных норм и ценностей, способствующих эффективной социализации человека [10].

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (далее ФГОС ДО) — это совокупность требований, своеобразный идеал, который включает в себя 5 образовательных областей, способствующих познавательному, физическому, культурному, речевому и эстетическому развитию ребёнка дошкольного возраста [4].

Понятие «нравственность» является составляющей области социально-коммуникативное развитие и включает в себя:

— усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности;

— становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий;

— сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирование уважительного отношения.

Патриотическое воспитание является элементом нравственности и определяет собой категории, такие как дружба, родина, семья.

Нравственное и патриотическое воспитание реализуется в различных видах детской деятельности, к которым относятся:

— восприятие художественной литературы и фольклора;

— познавательно-исследовательская4

— коммуникативная;

— игровая;

— трудовая;

— двигательная;

— конструктивная;

— изобразительная;

— музыкальная.

Наиболее эффективным видом детской деятельности является русская народная сказка.

Сказка — это рассказ о заведомо невозможном. В ней обязательно есть что-нибудь фантастическое. А обычные на первый взгляд предметы наделены волшебными свойствами [3, c. 5].

Сказка сопровождает человека с самого рождения, способствует знакомству ребёнка с окружающим миром, а также миром литературы и человеческих отношений. Через призму сказки ребёнок может оценить поступки окружающих и самого себя.

Таким образом, современная педагогика располагает обширным и разнообразным инструментарием, позволяющим обеспечивать эффективную реализацию задач нравственно-патриотического воспитания дошкольников.

Это различные формы, методы, приемы работы, организация предметной эвристической среды, специализированная направленность занятий и т. д.

Однако наибольшего результата можно добиться только в комплексном использовании методов и приемов, направленных на формирование нравственности и чувства патриотизма у детей. При этом огромное значение приобретает роль семьи в воспитании нравственности ребенка, ее традиции, устои, ориентация на развитие гражданственности и духовности. Важная задача дошкольного образовательного учреждения при этом состоит в том, чтобы обеспечить семью основным педагогическим инструментарием, сделать ее своей союзницей в реализации основных аспектов нравственно-патриотического воспитания.

Литература:

  1. Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011–2015 годы». [Электронный ресурс] // режим доступа: http://archives.ru/programs/patriot_2015.shtml.
  2. Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников. Электронный ресурс] //режим доступа: http://www.portal-slovo.ru.
  3. От рождения до школы. Основная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой.- Мозаика-синтез,2010. — 304с.
  4. Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» (Зарегистрировано в Минюсте России 14.11.2013 № 30384) // Российская газета. — 2013–25.11 (№ 265).
  5. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. N 996-р г. Москва «Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года.
  6. Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» [Текст] // Российская газета. № 5976 от 31.12.2012.
  7. Аблитарова А. Р., Ястребцова А. О. Воспитание нравственных качеств личности у детей дошкольного возраста посредством основ патриотических чувств // Вопросы дошкольной педагогики. — 2015. — № 2.
  8. Агапова Д. Ю. Патриотическое воспитание дошкольников в условиях дошкольных образовательных организаций / Д. Ю. Агапова // Известия института педагогики и психологии образования. — 2018. — № 4. — С. 130–134.
  9. Акинина Е. И. Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников / Е. И. Акинина,
  10. С. И. Ростовщикова, Ю. А. Акинина // Вестник научных конференций. — 2019. — № 3–3 (43). — С. 13–14.
  11. Анисимова Л. А. Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников средствами народной культуры / Л. А. Анисимова, О. Н. Борисова, Е. Н. Рамзаева // Грани познания. — 2019. — № 4 (63). — С. 4–6.
  12. Батаговская Н. Н. Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников посредством ознакомления с Родиной / Н. Н. Батаговская, Г. В. Беляева, Н. Н. Малявина // Наука и образование: отечественный и зарубежный опыт: сб. трудов XXIV междунар. науч.-практ. конф.(Белгород, 28 октября 2019 г.) — Белгород, 2019. — С. 109–112.
  13. Вагина Т. М. Патриотическое воспитание дошкольников через ознакомление с историей и культурой русского народа / Т. М. Вагина // Вопросы дошкольной педагогики. — 2018. — № 4 (14). — С. 3–10.
  14. Коломийченко, Л. В. Дорогою добра. Концепция и программа социально-коммуникативного развития и социального воспитания дошкольников / Л. В. Коломийченко. — М.: Сфера, 2015. — 160 c.
  15. Кубышкина Н. Д. Патриотическое воспитание дошкольников посредством художественной литературы / Н. Д. Кубышкина, Н. Л. Будякова, Л. И. Скарга // Молодой ученый. — 2018. — № 22 (208). — С. 332–334.
  16. Маханева М. Д. Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников. Методическое пособие. Издательство «Сфера». 2010. — 96с.
  17. Носаева И. А. Проблемы патриотического воспитания детей дошкольного возраста / И. А. Носаева // Вопросы науки и образования. — 2018. — № 6 (18). — С. 141–143.
  18. Савченко, В. И. Авторизованная «Программа нравственно-патриотического и духовного воспитания дошкольников» / В. И. Савченко. — М.: Детство-Пресс, 2013.
  19. Фоменко И. А. Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников в процессе знакомства с родным городом / И. А. Фоменко, М. В. Ракитянская — Научный альманах. — 2018. — № 9–1 (47). — С. 146–150.
  20. Чижова И. И. Патриотическое воспитание дошкольников посредством приобщения к истокам национальной культуры / И. И. Чижова // Перспективные направления дошкольного образования: опыт, проблемы, пути развития: материалы всерос. науч.- практ. конф. (Чебоксары, 06 августа 2018 г.) / гл. ред. М. П. Нечаев. — Чебоксары, 2018. — С. 17–20.
  21. Профессиональный стандарт педагога/концепция и содержание // Вестник образования России.-2013.-№ 15.-С27; Вестник образования.-2013.-№ 8.-С.4.
  22. Якушева Т. А. Воспитание гражданско-патриотических чувств у ребёнка старшего дошкольного возраста. // Дошкольная педагогика 2006, № 6. с.33–37.
  23. Библиографический список литературы по теме ВКР «Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста». — Текст: электронный //: [сайт]. — URL: https://www.mgpu.ru/wp-content/uploads/2020/04/Patrioticheskoe-vospitanie-detej-doshkolnogo-vozrasta.pdf???history=17&pfid=1&sample=11&ref=2 (дата обращения: 03.06.2023).
Основные термины (генерируются автоматически): нравственно-патриотическое воспитание, патриотическое воспитание.


Похожие статьи

Духовно-нравственное воспитание дошкольников средствами музейной педагогики с учетом краеведческого компонента

Нравственно-патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста через дидактическую игру

Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста через ознакомление с историей и культурой родного города

Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста через ознакомление с историей и культурой родного края при взаимодействии с родителями

Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников посредством устного народного творчества

Развитие духовно-нравственных качеств и культуры толерантности у детей среднего дошкольного возраста посредством ознакомления с культурой разных народов России

Проблемы внедрения православного компонента в духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста в общеобразовательных учреждениях

Устное народное творчество как средство формирования духовно-нравственных ценностей у детей дошкольного возраста

Формирование нравственно-патриотического воспитания старших дошкольников посредством основного и дополнительного образования

Организационно-педагогические условия развития нравственной сферы ребенка старшего дошкольного возраста с использованием игровых технологий

Похожие статьи

Духовно-нравственное воспитание дошкольников средствами музейной педагогики с учетом краеведческого компонента

Нравственно-патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста через дидактическую игру

Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста через ознакомление с историей и культурой родного города

Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста через ознакомление с историей и культурой родного края при взаимодействии с родителями

Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников посредством устного народного творчества

Развитие духовно-нравственных качеств и культуры толерантности у детей среднего дошкольного возраста посредством ознакомления с культурой разных народов России

Проблемы внедрения православного компонента в духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста в общеобразовательных учреждениях

Устное народное творчество как средство формирования духовно-нравственных ценностей у детей дошкольного возраста

Формирование нравственно-патриотического воспитания старших дошкольников посредством основного и дополнительного образования

Организационно-педагогические условия развития нравственной сферы ребенка старшего дошкольного возраста с использованием игровых технологий

Задать вопрос