Влияние игр с мячом на психофизическое развитие ребенка | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 1 февраля, печатный экземпляр отправим 5 февраля.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №22 (469) июнь 2023 г.

Дата публикации: 03.06.2023

Статья просмотрена: 362 раза

Библиографическое описание:

Вдовина, А. С. Влияние игр с мячом на психофизическое развитие ребенка / А. С. Вдовина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 22 (469). — С. 385-387. — URL: https://moluch.ru/archive/469/103661/ (дата обращения: 18.01.2025).



В данной статье рассматриваются понятие движения, обосновывается необходимость использования мяча в жизни детей дошкольного возраста, для формирования психофизического развития, в условиях обучения в дошкольном образовательном учреждении и в домашних условиях.

Ключевые слова: игры с мячом, физическое воспитание, дошкольный возраст, влияние мяча, мяч.

Дошкольный возраст — важный период в формировании двигательной активности. В этот период формируется человеческая личность, закладываются прочные основы физического, психического, нравственного и духовного здоровья детей, происходит функциональное совершенствование всех органов и систем организма.

«Движение — это жизнь, — писал Аристотель. — Ничто так не истощает и не ослабляет человека, как продолжительное физическое бездействие». Для детей существует множество форм работы по физическому воспитанию. Но среди всех подвижных игр, особое место занимают игры с мячом. В своей статье я попытаюсь показать его большую значимость в психофизическом развитии детей.

Известный немецкий педагог Ф. Фребель, отмечая разностороннее воздействие мяча на психофизическое развитие ребенка, подчеркивает его роль в развитии координации движений, кисти руки, а, следовательно, и в совершенствовании коры головного мозга. Он считал, что почти все, в чем нуждается ребенок для своего разностороннего развития, ему дают действия с мячом.

Ребенок, знакомясь с мячом и его свойствами, выполняя различные упражнения (катание, хватание, удерживание, бросание и др.), получает нагрузку на все группы мышц, у него активизируется весь организм. Даже простое упражнение, как подкидывание мяча вверх вызывает необходимость выпрямления, что хорошо воздействует на его осанку.

Игры с мячом важны и для развития руки ребенка. Движения пальцев и кистей рук имеют особое значение для развития функций мозга ребенка. И чем они разнообразнее, тем больше «двигательных сигналов» поступает в мозг, тем интенсивнее проходит накопление информации, а, следовательно, и интеллектуальное развитие ребенка.

Логопеды в своей практике активно используют игры с мячом, считая его отличным коррекционным инструментом. Так как игры с мячом отвлекают внимание ребенка от речевого дефекта и побуждают к общению, помогают разнообразить виды деятельности при коррекции речи, развивают ориентировку в пространстве, регулируют силу и точность движений. Игры с мячом развивают и нормализуют эмоционально-волевую сферу, что особенно важно для гипердинамичных детей. Все это является необходимыми предпосылками для лучшего функционирования речевых органов и оказывает положительное влияние на выработку у детей правильных речевых навыков.

Опытно-экспериментальная работа проводилась на базе МБДОУ Центр развития ребёнка — детский сад 38 “Золотой ключик” ЕМР РТ города Елабуга с детьми двух подготовительных групп: группы № 7 — контрольной и группы № 5 — экспериментальной, в сентябре 2022 года. В исследовании выносливости приняло участие 32 ребенка: 18 мальчиков и 14 девочек 6–7-летнего возраста.

При изучении физического развития детей нами были получены следующие результаты:

В контрольной группе

Высокий уровень физического развития имеют 3 человека (15 %)

Уровень выше среднего имеют 9 человек (60 %)

Средний уровень физического развития отмечается у 4 человек (35 %)

В экспериментальной группе

Высокий уровень физического развития имеют 4 человека (18 %)

Уровень выше среднего — 5 человек (35 %)

Средний уровень отмечает у 7 человек (47 %)

Таким образом, из теста видно, что группы имеют ориентировочно приближенный уровень физического развития.

Исследование ловкости рук проводилось по методике М. А. Руновой и включало тесты на установление уровня развития ловкости и координации движений:

1) Челночный бег 3*10 метров

2) Отбивание мяча от пола.

3) Подбрасывание и ловля мяча.

По итогам проверки мы получили следующие результаты от двух групп:

Высокий уровень — 6 %

Средний уровень — 50 %

Низкий уровень — 44 %

В целом необходимо заметить, что более 40 % детей, участвовавших в диагностике, имеют средний и низкий уровни сформированности ручной ловкости.

Главной причиной низких показателей является, по нашему мнению, отсутствие целенаправленной работы по развитию ловкости, некоторые дети лишены интереса к физкультурным занятиям.

Следовательно, существует необходимость создания конкретной системы работы по развитию ловкости старших дошкольников, подбор наиболее результативных средств и методов, методическое просвещение педагогов и родителей.

Поэтому мы считаем необходимым с детьми экспериментальной группы организовать дополнительные занятия «Школа мяча» и главным направлением его работы выбрать развитие ручной и телесной ловкости.

Деятельность кружка осуществлялась так, что каждое занятие строилось согласно традиционной структуре: вводная, основная, а также заключительная часть.

В вводной части ребятам предоставлялись различные упражнения для рук и ног с целью разогрева и подготовки для последующей деятельность конкретных групп мышц (в частности, мышц рук и плечевого пояса).

Главный элемент содержала общеразвивающие упражнения с мячом, а вдобавок упражнения, нацеленные на формирование умения работать с мячом: отбивание, ведение мяча, передача друг другу мяча в парах различными методами, броски мяча в корзину и тому подобное.

В заключительной части занятия с ребенком велись игры с мячом различной физической активности: огромный и малой. Любая игра разучивалась вместе с ребенком, закреплялась и улучшалась.

После проведения систематических занятий кружка, направленных на развитие ручной ловкости детей экспериментальной группы, в мае 2023 года нами было проведено повторное тестирование.

В среднем по всем параметрам в экспериментальной группе были получены следующие результаты:

Высокий уровень — 55 %

Средний уровень — 40 %

Низкий уровень — 5 %

Повторная диагностика позволила выявить следующие изменения уровня развития ловкости у детей данной группы:

Высокий уровень увеличился на 40 %

Средний уровень уменьшился на 25 %

Низкий уровень уменьшился на 35 %

В среднем по всем параметрам в контрольной группе были получены следующие результаты:

Высокий уровень — 18 %

Средний уровень — 45 %

Низкий уровень — 37 %

Повторная диагностика в контрольной группе позволяет сделать следующие выводы:

Высокий уровень остался неизменным

Средний уровень увеличился на 10 %

Низкий уровень уменьшился на 10 %

Более результативным способом в оценке формирования психофизических качеств, в том числе выносливости, служит рост показателей за момент подготовки в течение учебного года. Он демонстрирует перемены в физиологической подготовленности детей под воздействием физкультурно-оздоровительных мероприятий и проявляется в разнице между исходными показателями первоначального тестирования (в сентябре) и приобретенными в конце года (в мае).

В ходе работы нами было установлено, то что формирование ручной ловкости у ребенка старшего дошкольного возраста обусловливается типом темперамента. Таким образом, уравновешенные дети продемонстрировали значительную трудоспособность при выполнении беговых упражнений и подвижных игр с мячом. У таких детей высокий прирост в развитии физической ловкости. Ребята свободно возбудимые успешнее и охотнее осуществляли разнообразные упражнения с мячом на скорость, с наслаждением принимали участие эстафетах, у них большие показатели в развитии ручной ловкости.

Таким образом, игры и упражнения с мячом играют огромную роль в психофизическом развитии ребенка. Мяч способствует развитию не только физических, но и психических способностей детей. Поэтому не стоит использовать мяч только как средство для развития физических умений (ловкость, сила, координация и др.).

Литература:

  1. Антонов, Ю.Е., Кузнецова, М.Н., Саулина, Т. Ф. Здоровый дошкольник. Социально-оздоровительная технология 21 века: Пособие для исследователей и педагогических работников. — М.: Аркти, 2000.
  2. Бальсевич В. К., Запорожанов В. А. Физическая активность человека. Киев, 1987.
  3. Буцикина Т. П., Вартапетова Г. М. Развитие общей и мелкой моторики как основа формирования графомоторных навыков у младших школьников.// Логопед. — 2005. № 3.- с.84–94.
  4. Велитченко, В. К. Физкультура для ослабленных детей: методическое пособие. — М.: Терра-Спорт, 2000.
Основные термины (генерируются автоматически): высокий уровень, мяч, ребенок, уровень, игра, физическое развитие, дошкольный возраст, ручная ловкость, экспериментальная группа, контрольная группа.


Похожие статьи

Влияние подвижных игр на гармоничное развитие детей дошкольного возраста

В статье рассматриваются приоритетные направления в физическом и психическом развитии детей дошкольного возраста посредством подвижных игр.

Подвижные игры как средство физического развития детей среднего дошкольного возраста

В статье автор рассматривает проблему физического воспитания и развития детей дошкольного возраста и краткий обзор по источникам, дает общую характеристику подвижным играм, которые способствуют развитию определенного физического качества «бег».

Методика организации занятий по ритмопластике в дошкольном образовательном учреждении

В данной статье раскрывается сущность методики организации занятий по ритмопластике с детьми дошкольного возраста. Более подробно описана структура проведения занятий по ритмопластике и значение данных занятий в физическом и художественно-эстетическо...

Физическое развитие детей дошкольного возраста посредством подвижных игр

Авторы статьи дают определение «физического развития детей», а также определяют его цели, задачи и условия успешного влияния на растущий организм ребенка и его положительное психоэмоциональное состояние, т. е. здоровье. Подвижные игры как основная фо...

Физическое воспитание в семье

В данной статье было рассмотрено понятие физического воспитания, выявлена роль физического воспитания в семье. В процессе написания статьи был приведен широкий спектр форм активного отдыха для всей семьи, и рассмотрено влияние совместного семейного а...

Игровая деятельность в жизни дошкольника

В данной статье рассматривается роль игровой деятельности в развитии детей дошкольного возраста. Проанализирована психолого-педагогическая литература по данному вопросу, представлены различные варианты организации игровой деятельности с дошкольниками...

Влияние подвижной игры на занятиях по физической культуре на развитие ребёнка дошкольного возраста

В статье автор говорит о том, как подвижная игра на занятиях по физической культуре влияет на развитие ребёнка дошкольного возраста, чему учит, какие качества помогает приобрести, укрепить, сформировать и развить, на какие сферы оказывает наибольшее ...

Развитие творчества у детей старшего дошкольного возраста в подвижных играх и физических упражнениях

В настоящей статье организация подвижных игр, физической активности рассматривается как способ развития творчества у детей старшего дошкольного возраста. В работе отмечается, какими возможностями обладают игры и физические упражнения для развития тво...

Методика подготовки юных волейболистов в современных условиях

В статье рассматриваются вопросы, связанные с методикой подготовки юных волейболистов в современных условиях. Автором сделан упор на разностороннюю физическую и техническую подготовку детей на основе овладения элементами волейбола и других видов спор...

Физическая культура в жизни студентов

Данная статья обуславливает необходимость физического воспитания студентов, которое проявляется вследствие регулярных занятий физической культурой. Данная статья предусматривает рассмотрение влияния физической культуры на состояния здоровья студентов...

Похожие статьи

Влияние подвижных игр на гармоничное развитие детей дошкольного возраста

В статье рассматриваются приоритетные направления в физическом и психическом развитии детей дошкольного возраста посредством подвижных игр.

Подвижные игры как средство физического развития детей среднего дошкольного возраста

В статье автор рассматривает проблему физического воспитания и развития детей дошкольного возраста и краткий обзор по источникам, дает общую характеристику подвижным играм, которые способствуют развитию определенного физического качества «бег».

Методика организации занятий по ритмопластике в дошкольном образовательном учреждении

В данной статье раскрывается сущность методики организации занятий по ритмопластике с детьми дошкольного возраста. Более подробно описана структура проведения занятий по ритмопластике и значение данных занятий в физическом и художественно-эстетическо...

Физическое развитие детей дошкольного возраста посредством подвижных игр

Авторы статьи дают определение «физического развития детей», а также определяют его цели, задачи и условия успешного влияния на растущий организм ребенка и его положительное психоэмоциональное состояние, т. е. здоровье. Подвижные игры как основная фо...

Физическое воспитание в семье

В данной статье было рассмотрено понятие физического воспитания, выявлена роль физического воспитания в семье. В процессе написания статьи был приведен широкий спектр форм активного отдыха для всей семьи, и рассмотрено влияние совместного семейного а...

Игровая деятельность в жизни дошкольника

В данной статье рассматривается роль игровой деятельности в развитии детей дошкольного возраста. Проанализирована психолого-педагогическая литература по данному вопросу, представлены различные варианты организации игровой деятельности с дошкольниками...

Влияние подвижной игры на занятиях по физической культуре на развитие ребёнка дошкольного возраста

В статье автор говорит о том, как подвижная игра на занятиях по физической культуре влияет на развитие ребёнка дошкольного возраста, чему учит, какие качества помогает приобрести, укрепить, сформировать и развить, на какие сферы оказывает наибольшее ...

Развитие творчества у детей старшего дошкольного возраста в подвижных играх и физических упражнениях

В настоящей статье организация подвижных игр, физической активности рассматривается как способ развития творчества у детей старшего дошкольного возраста. В работе отмечается, какими возможностями обладают игры и физические упражнения для развития тво...

Методика подготовки юных волейболистов в современных условиях

В статье рассматриваются вопросы, связанные с методикой подготовки юных волейболистов в современных условиях. Автором сделан упор на разностороннюю физическую и техническую подготовку детей на основе овладения элементами волейбола и других видов спор...

Физическая культура в жизни студентов

Данная статья обуславливает необходимость физического воспитания студентов, которое проявляется вследствие регулярных занятий физической культурой. Данная статья предусматривает рассмотрение влияния физической культуры на состояния здоровья студентов...

Задать вопрос