В данной статье рассматриваются понятие движения, обосновывается необходимость использования мяча в жизни детей дошкольного возраста, для формирования психофизического развития, в условиях обучения в дошкольном образовательном учреждении и в домашних условиях.
Ключевые слова: игры с мячом, физическое воспитание, дошкольный возраст, влияние мяча, мяч.
Дошкольный возраст — важный период в формировании двигательной активности. В этот период формируется человеческая личность, закладываются прочные основы физического, психического, нравственного и духовного здоровья детей, происходит функциональное совершенствование всех органов и систем организма.
«Движение — это жизнь, — писал Аристотель. — Ничто так не истощает и не ослабляет человека, как продолжительное физическое бездействие». Для детей существует множество форм работы по физическому воспитанию. Но среди всех подвижных игр, особое место занимают игры с мячом. В своей статье я попытаюсь показать его большую значимость в психофизическом развитии детей.
Известный немецкий педагог Ф. Фребель, отмечая разностороннее воздействие мяча на психофизическое развитие ребенка, подчеркивает его роль в развитии координации движений, кисти руки, а, следовательно, и в совершенствовании коры головного мозга. Он считал, что почти все, в чем нуждается ребенок для своего разностороннего развития, ему дают действия с мячом.
Ребенок, знакомясь с мячом и его свойствами, выполняя различные упражнения (катание, хватание, удерживание, бросание и др.), получает нагрузку на все группы мышц, у него активизируется весь организм. Даже простое упражнение, как подкидывание мяча вверх вызывает необходимость выпрямления, что хорошо воздействует на его осанку.
Игры с мячом важны и для развития руки ребенка. Движения пальцев и кистей рук имеют особое значение для развития функций мозга ребенка. И чем они разнообразнее, тем больше «двигательных сигналов» поступает в мозг, тем интенсивнее проходит накопление информации, а, следовательно, и интеллектуальное развитие ребенка.
Логопеды в своей практике активно используют игры с мячом, считая его отличным коррекционным инструментом. Так как игры с мячом отвлекают внимание ребенка от речевого дефекта и побуждают к общению, помогают разнообразить виды деятельности при коррекции речи, развивают ориентировку в пространстве, регулируют силу и точность движений. Игры с мячом развивают и нормализуют эмоционально-волевую сферу, что особенно важно для гипердинамичных детей. Все это является необходимыми предпосылками для лучшего функционирования речевых органов и оказывает положительное влияние на выработку у детей правильных речевых навыков.
Опытно-экспериментальная работа проводилась на базе МБДОУ Центр развития ребёнка — детский сад 38 “Золотой ключик” ЕМР РТ города Елабуга с детьми двух подготовительных групп: группы № 7 — контрольной и группы № 5 — экспериментальной, в сентябре 2022 года. В исследовании выносливости приняло участие 32 ребенка: 18 мальчиков и 14 девочек 6–7-летнего возраста.
При изучении физического развития детей нами были получены следующие результаты:
В контрольной группе
Высокий уровень физического развития имеют 3 человека (15 %)
Уровень выше среднего имеют 9 человек (60 %)
Средний уровень физического развития отмечается у 4 человек (35 %)
В экспериментальной группе
Высокий уровень физического развития имеют 4 человека (18 %)
Уровень выше среднего — 5 человек (35 %)
Средний уровень отмечает у 7 человек (47 %)
Таким образом, из теста видно, что группы имеют ориентировочно приближенный уровень физического развития.
Исследование ловкости рук проводилось по методике М. А. Руновой и включало тесты на установление уровня развития ловкости и координации движений:
1) Челночный бег 3*10 метров
2) Отбивание мяча от пола.
3) Подбрасывание и ловля мяча.
По итогам проверки мы получили следующие результаты от двух групп:
Высокий уровень — 6 %
Средний уровень — 50 %
Низкий уровень — 44 %
В целом необходимо заметить, что более 40 % детей, участвовавших в диагностике, имеют средний и низкий уровни сформированности ручной ловкости.
Главной причиной низких показателей является, по нашему мнению, отсутствие целенаправленной работы по развитию ловкости, некоторые дети лишены интереса к физкультурным занятиям.
Следовательно, существует необходимость создания конкретной системы работы по развитию ловкости старших дошкольников, подбор наиболее результативных средств и методов, методическое просвещение педагогов и родителей.
Поэтому мы считаем необходимым с детьми экспериментальной группы организовать дополнительные занятия «Школа мяча» и главным направлением его работы выбрать развитие ручной и телесной ловкости.
Деятельность кружка осуществлялась так, что каждое занятие строилось согласно традиционной структуре: вводная, основная, а также заключительная часть.
В вводной части ребятам предоставлялись различные упражнения для рук и ног с целью разогрева и подготовки для последующей деятельность конкретных групп мышц (в частности, мышц рук и плечевого пояса).
Главный элемент содержала общеразвивающие упражнения с мячом, а вдобавок упражнения, нацеленные на формирование умения работать с мячом: отбивание, ведение мяча, передача друг другу мяча в парах различными методами, броски мяча в корзину и тому подобное.
В заключительной части занятия с ребенком велись игры с мячом различной физической активности: огромный и малой. Любая игра разучивалась вместе с ребенком, закреплялась и улучшалась.
После проведения систематических занятий кружка, направленных на развитие ручной ловкости детей экспериментальной группы, в мае 2023 года нами было проведено повторное тестирование.
В среднем по всем параметрам в экспериментальной группе были получены следующие результаты:
Высокий уровень — 55 %
Средний уровень — 40 %
Низкий уровень — 5 %
Повторная диагностика позволила выявить следующие изменения уровня развития ловкости у детей данной группы:
Высокий уровень увеличился на 40 %
Средний уровень уменьшился на 25 %
Низкий уровень уменьшился на 35 %
В среднем по всем параметрам в контрольной группе были получены следующие результаты:
Высокий уровень — 18 %
Средний уровень — 45 %
Низкий уровень — 37 %
Повторная диагностика в контрольной группе позволяет сделать следующие выводы:
Высокий уровень остался неизменным
Средний уровень увеличился на 10 %
Низкий уровень уменьшился на 10 %
Более результативным способом в оценке формирования психофизических качеств, в том числе выносливости, служит рост показателей за момент подготовки в течение учебного года. Он демонстрирует перемены в физиологической подготовленности детей под воздействием физкультурно-оздоровительных мероприятий и проявляется в разнице между исходными показателями первоначального тестирования (в сентябре) и приобретенными в конце года (в мае).
В ходе работы нами было установлено, то что формирование ручной ловкости у ребенка старшего дошкольного возраста обусловливается типом темперамента. Таким образом, уравновешенные дети продемонстрировали значительную трудоспособность при выполнении беговых упражнений и подвижных игр с мячом. У таких детей высокий прирост в развитии физической ловкости. Ребята свободно возбудимые успешнее и охотнее осуществляли разнообразные упражнения с мячом на скорость, с наслаждением принимали участие эстафетах, у них большие показатели в развитии ручной ловкости.
Таким образом, игры и упражнения с мячом играют огромную роль в психофизическом развитии ребенка. Мяч способствует развитию не только физических, но и психических способностей детей. Поэтому не стоит использовать мяч только как средство для развития физических умений (ловкость, сила, координация и др.).
Литература:
- Антонов, Ю.Е., Кузнецова, М.Н., Саулина, Т. Ф. Здоровый дошкольник. Социально-оздоровительная технология 21 века: Пособие для исследователей и педагогических работников. — М.: Аркти, 2000.
- Бальсевич В. К., Запорожанов В. А. Физическая активность человека. Киев, 1987.
- Буцикина Т. П., Вартапетова Г. М. Развитие общей и мелкой моторики как основа формирования графомоторных навыков у младших школьников.// Логопед. — 2005. № 3.- с.84–94.
- Велитченко, В. К. Физкультура для ослабленных детей: методическое пособие. — М.: Терра-Спорт, 2000.