В данной статье раскрыта роль научно-технического потенциала Российской Федерации в сохранении её конкурентоспособности на мировой арене. Выявлены проблемные точки, а также перспективы развития научно-технического сектора России.
Ключевые слова: научно-технический потенциал, технологии, инновации, экономическая безопасность.
Изменившиеся в начале 2022 года условия хозяйственной деятельности в России в связи с применением против нее санкций усилили актуальность проведения серьезной модернизации национальной экономики, производства и эффективного освоения научных знаний, а также разработки и внедрения в производство современных техники и технологий на этой основе. В настоящее время Россия находится в сильной зависимости от зарубежных поставщиков по большей части оборудования и высокотехнологичных товаров.
Исследование проблем и противоречий научно-технологического развития в регионах РФ показало, что активному вовлечению научно-технического потенциала российских регионов в решение задач технологической независимости препятствует ряд барьеров:
— несоответствие состояния научно-технического потенциала масштабу проблем обеспечения технологической независимости;
— низкая готовность к актуализации и структурная разбалансированность научно-технического потенциала;
— неэффективность системы управления наукой, недофинансирование НИОКР;
— технологическая отсталость и финансовая неустойчивость высокотехнологичного сектора производства;
— затрудненность технологических заимствований и научно-технических обменов с зарубежными партнерами в условиях санкций.
Также следует отметить так называемую проблему «утечки умов». С февраля 2022 года Россию покинули не только иностранные компании, но и десятки тысяч россиян-специалистов различных профессий.
Западные санкции заметно ударили по ИТ-отрасли — прекращаются поставки импортного оборудования и высокотехнологичной продукции, а работать в условиях изоляции поколение молодых и свободных программистов не готово. В связи с этим для большинства российских IT-специалистов отъезд стал единственной возможностью сохранить заработок, работу и, главное, перспективы на будущее. Самые популярные направления — Армения, Грузия, Казахстан, Турция и Израиль.
В отличие от кадрового потенциала объем финансирования науки в России растет ежегодно. Так, внутренние затраты на научные исследования и разработки с 2010 года увеличились более чем в два раза, а среднегодовой прирост объема финансирования составляет 8,5 %. На рисунке 1 представлено распределение регионов России по объему внутренних затрат на научные исследования и разработки. Распределение затрат из расчета на 1000 жителей демонстрирует схожие положения лидирующих субъектов по обоим показателям. На первых строках рейтинга располагаются г. Москва, Нижегородская область, г. Санкт-Петербург, Московская область.
В большинстве регионов зафиксирован рост внутренних затрат на научные исследования и разработки. Исключение составляют Калужская область (убыль финансирования –9,7 % в 2020 году по сравнению с 2010 годом) и Ненецкий автономный округ (–19,6 %).
Рис. 1. Объем и динамика внутренних затрат на научные исследования и разработки на 1000 жителей, 2010–2020 годы
Но здесь следует отметить факт неравномерного распределения научно-технического потенциала между субъектами Российской Федерации. В частности, в 2020 г. на три субъекта (г. Москва, Московская обл., г. Санкт-Петербург) приходилось 54.3 % общей численности персонала, занятого научными исследованиями и разработками, и 58.1 % общих текущих внутренних затрат на научные исследования и разработки. На остальные 82 субъекта страны — 45.7 % персонала и 41.9 % внутренних затрат.
Прогноз Минэкономразвития России до 2030 г. содержит три варианта научно-технологического развития.
- Вариант инерционного импортно-ориентированного технологического развития. В рамках этого варианта расходы в данной сфере стагнируют, и наукоемкость ВВП РФ к 2030 г. возрастает только до 1,3 %.
- Вариант догоняющего развития и локальной технологической конкурентоспособности, соответствующий инновационному сценарию прогноза Минэкономразвития России. В рамках этого варианта доля расходов повышается к 2030 г. до 2,5 % ВВП РФ.
- Вариант лидерства в ведущих научно-технических секторах и фундаментальных исследованиях, который соответствует форсированному сценарию прогноза Минэкономразвития России. Доля расходов увеличивается до 3 % ВВП РФ.
Подводя итог, можно сделать вывод, что научно-технический потенциал является наиболее значимым фактором роста конкурентоспособности экономики любой страны, а также условием обеспечения ее национальной безопасности.
Сегодня наука играет ключевую роль в решении масштабных государственных задач. На протяжении ряда лет в России сохраняется устойчивая тенденция уменьшения общей численности ученых и научно-технического персонала, занятых исследованиями и разработками. Чтобы направить нашу страну на путь инновационного развития, необходимо, в первую очередь, восстанавливать наш научно-технический потенциал путем должного финансирования науки со стороны государства, а так же создавать условия для функционирования венчурного бизнеса, как важного механизма реализации инноваций.
Литература:
- Указ Президента РФ от 01.12.2016 N 642 «О Стратегии научно-технологического развития Российской Федерации»
- «Прогноз долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2030 года» (разработан Минэкономразвития России)
- Индикаторы науки: 2023: статистический сборник / В. В. Власова, Л. М. Гохберг, К. А. Дитковский и др.; Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики». — М.: НИУ ВШЭ, 2023. — 416 с
- Наука. Технологии. Инновации: 2023: краткий стат. сб. М.: НИУ ВШЭ, 2023.