В статье рассматривается возможность самоактуализации, как копинг-механизма в условиях негативного влияния профессиональной деятельности. Дается описание результатов эмпирического исследования синдрома выгорания и самоактуализации у педагогов в возрасте от 21 до 60 лет.
Ключевые слова: синдром выгорания, самоактуализация, педагоги, возрастной период.
The article reveals the possibility of self-actualization as a coping mechanism in the negative impact of the profession. It describes the results of investigation of burnout and self-actualization in teachers’ in age from 21 to 60 years.
Keywords: burnout, self-actualization, teachers, stage of age.
Синдром выгорания – это состояние, которое является следствием превышения адаптивных возможностей человека, и имеющее в своей структуре эмоциональное истощение, деперсонализацию и редукцию личных достижений.
Различные составляющие педагогической деятельности (когнитивная, эмоциональная, коммуникативная, организационная) способствуют самоактуализации личности в профессии, но при этом не исключают негативного стрессового влияния на педагога в процессе работы. В научной литературе рассматриваются различные причины развития выгорания, среди которых выделяются субъективные (проявления эмоциональной, мотивационной сфер) и объективные (межличностные отношения, психологический климат, социальная поддержка, режим деятельности и др.) детерминанты [1].
Распространенность и последствия воздействия негативных факторов на личность, развитие соматических и психосоматических расстройств независимо от возрастных и половых различий, создают потребность в разработке профилактических программ и тренингов. Рассмотрение в качестве копинг-механизма различных психологических феноменов, например, таких как самоактуализация, дает толчок созданию новых профилактических возможностей.
Самоактуализация – это не только беспрерывный процесс и результат раскрытия способностей личности, но и своеобразная «мотивация роста» (growth motivation), действующая посредством пережитого и полученного личного опыта [2, 3].
Цель исследования – определение изменения степени синдрома выгорания и проявления самоактуализации, а также их взаимосвязи на разных возрастных этапах развития, как возможного копинг-механизма в условиях негативного воздействия работы.
Материал и методы исследования
Эмпирическое исследование проводилось на базе общеобразовательных учреждений г. Минска (Белоруссия). В тестировании приняли участие 60 педагогов в возрасте от 21 до 64 лет. Подбор испытуемых осуществлялся на основе рандомизированного отбора. Все респонденты были распределены на четыре возрастные группы: 1-я группа от 20 до 29 лет (14 чел), 2-я группа от 30 до 39 лет (20 чел), 3-я группа от 40 до 49 лет (17 чел) и 4-я группа от 50 и старше (9 чел).
В исследовании использовались методики: Диагностика профессионального «выгорания» (К. Маслач, С. Джексон, в адаптации Н.Е. Водопьяновой); Самоактуализационный тест (САТ) Э. Шострем (адаптация Л. Гозмана). Обработка данных проводилась в компьютерном пакете статистических программ STATISTICA 6.0. Рассчитывались средние значения и стандартные отклонения, процентное соотношение, данные проверялись на нормальность распределения, рассчитывались коэффициент ранговой корреляции Спирмена и U-критерий Манна-Уитни.
Результаты исследования
По данным исследования показатели выгорания испытуемых с учетом возрастного периода представлены в таблице 1. В зависимости от определенного возрастного этапа имеются изменения показателей структурных компонентов выгорания, а также его степени.
Таблица 1
Показатели выгорания с учетом возрастного периода, Ме (25%-75%)
Группа (возраст) |
Синдромы выгорания |
Степень |
||
Эмоциональное истощение |
Деперсона- |
Редукция |
||
Гр. 1 (20-29) |
23,0 (18,0-28,0) |
10,0 (6,0-16,0) |
32,0 (25,0-35,0) |
67,0 (52,0-71,0) |
Гр. 2 (30-39) |
19,5 (15,5-25,5) |
7,5 (4,0-11,5) |
27,5 (23,5-34,5) |
61,5 (55,0-64,5)* |
Гр. 3 (40-49) |
24,0 (18,0-27,0) |
8,0 (5,0-11,0) |
31,0 (28,0-35,0) |
63,0 (56,0-69,0)** |
Гр. 4 (50 и старше) |
21,0 (23,0-30,0) |
10,0 (8,0-12,0) |
27,0 (23,0-30,0) |
58,0 (55,0-60,0) |
Примечание: * - отличия достоверны U=65,00 при р<0,05 между группами 1 и 2; ** - отличия достоверны U=102,00 при р<0,05 между группами 2 и 3
Сравнительный анализ показывает наличие двух возрастных «пиков», когда испытуемые характеризуются более высокими показателями по исследуемым шкалам методики, отражающим отдельные компоненты состояния выгорания. Это возрастные периоды 20 – 29 лет и 40 – 49 лет. В возрастные периоды 30 – 39 и старше 50-и лет наблюдается некоторое снижение интенсивности проявлений феномена выгорания. Статистическое подтверждение изменений степени выгорания мы видим в двух случаях: снижение показателя к 30-и годам (U=65,00 при р<0,05) и его последующий рост к 40-а годам (U=102,00 при р<0,05). Последующее снижение статистически не подтверждено.
Видно, что синдром выгорания в разной степени выраженности обнаруживается во всех четырех группах испытуемых (рис. 1).
Рис. 1. Средние показатели синдрома выгорания в разные возрастные периоды
Однако, анализируя степень выраженности выгорания в целом, можно сделать вывод, что самый высокий показатель – в возрасте 20 – 29 лет (m=64,43). На втором месте – возрастной период 40 – 49 лет (m=61,82). На третьем – период 30 – 39 лет (m=58,25). Меньше всего эмоциональное выгорание свойственно возрастному периоду после 50-и лет (m=56,33).
Такое изменение выраженности состояния выгорания можно объяснить посредством смены возрастных периодов. Согласно Д. Левинсону развитие индивида можно рассматривать как смену стадий – стабильной и переходной [4, с. 40]. В стабильной фазе развитие индивида характеризуется постепенным достижением поставленных целей. В переходной фазе сами способы самореализации оказываются предметом анализа, а новые возможности – предметом поиска. Так, около 30 лет возникает необходимость пересмотра своих жизненных схем, при этом есть возможность их изменения. Далее в 40-45 лет наступает еще одно переосмысление, итогом которого могут быть отрицательные переживания «за все, что не осуществилось». Тем самым, развитие профессионального выгорания педагогов опосредовано возрастными этапами развития личности.
О самоактуализации можно говорить на каждом возрастном этапе развития человека. Долго накапливаемые упорным трудом количественные изменения приносят одномоментно проявляющееся новое качество, характеризующее себя в практике жизни.
Несмотря на условную иерархичность потребностей, где самоактуализация занимает самое высокое значение и включается в потребностное осознание ее личностью после удовлетворения более «низших» уровней, самоактуализация присутствует во всех возрастных группах респондентов.
Средние показатели самоактуализации с учетом возрастного периода испытуемых представлены в таблице 2.
Таблица 2
Средние показатели самоактуализации с учетом возрастного периода
Группа (возраст) |
Показатели самоактуализации, (%) |
|||||||||||||
Тс |
I |
1. |
2. |
3. |
4. |
5. |
6. |
7. |
8. |
9. |
10. |
11. |
12. |
|
Гр. 1 (20-29) |
48,74 |
51,41 |
58,57 |
53,27 |
55,49 |
46,94 |
62,86 |
48,30 |
47,86 |
60,20 |
53,13 |
43,57 |
44,81 |
45,92 |
Гр. 2 (30-39) |
49,71 |
50,22 |
58,00 |
54,17 |
44,23 |
47,86 |
57,00 |
53,33 |
56,50 |
57,14 |
52,81 |
44,25 |
39,55 |
45,71 |
Гр. 3 (40-49) |
43,25 |
46,99 |
53,24 |
47,30 |
47,51 |
50,84* |
52,94 |
46,22 |
42,35 |
52,10 |
41,54 |
43,53 |
45,45 |
36,55 |
Гр. 4 (50 и старше) |
47,71 |
45,67 |
54,44 |
50,46 |
36,75** |
38,10 |
48,15 |
56,08 |
50,00 |
52,38 |
34,72*** |
41,11 |
38,38 |
42,06 |
Примечание: Тс – компетентности во времени, I – поддержки, 1. SAV – ценностных ориентаций, 2. Ех – гибкости поведения, 3. Fr – сензитивности к себе, 4. S – спонтанности, 5. Sr – самоуважения, 6. Sa – самопринятия, 7. Nc – представления о природе человека, 8. Sy – синергии, 9. А – принятия агрессии, 10. С – контактности, 11. Cog – познавательной потребности, 12. Сr – креативности;
* -отличия достоверны U=42,50 при р<0,05 между группами 3 и 4; ** -отличия достоверны U=31,50 при р<0,05 между группами 1 и 4; *** -отличия достоверны U=20,00 при р<0,05 между группами 1 и 4
В возрастной период 20 – 29 лет больше всего проявлены: 1. SAV – ценностные ориентации (58,57%), т.е. испытуемые в большой степени разделяют ценности, присущие самоактуализирующейся личности; 5. Sr – самоуважение (62,86%): испытуемым характерна способность ценить свои достоинства, положительные свойства характера, уважать себя за них; 8. Sy – синергия (60,20%): испытуемые этой возрастной группы способны к целостному восприятию мира и людей, к пониманию связанности противоположностей (телесное и духовное и др.).
В возрастной период 30 – 39 лет больше всего выражены: 1. SAV – ценностные ориентации (58,00%), т.е. испытуемые в довольно большой степени разделяют ценности, присущие самоактуализирующейся личности; 5. Sr – самоуважение (57,00%): испытуемым характерна способность ценить свои достоинства, положительные свойства характера, уважать себя за них. Высокий балл выявлен по шкале 7. Nc – представлений о природе человека (56,50%), что свидетельствует о склонности испытуемых в возрасте 30 – 39 лет воспринимать природу человека в целом как положительную («люди в массе своей скорее добры») и не считать дихотомии антагонистическими и непреодолимыми. Кроме того, в данный возрастной период высокий балл получила шкала 8. Sy – синергии (57,14%): в этот возрастной период люди способны к целостному восприятию мира и людей, к пониманию связанности противоположностей. Менее всего представлена шкала 11. Сog – познавательной потребности (39,55%), что говорит о невысокой степени выраженности стремления к приобретению знаний.
В возрастной период 40 – 49 лет испытуемым свойственны: 1. SAV – ценностные ориентации (53,24%), которые присущи самоактуализирующейся личности; 5. Sr – самоуважение (52,94%): испытуемые ценят свои достоинства, положительные свойства характера, уважают себя за них; 8. Sy – синергия (52,10%): говорит о способности к целостному восприятию мира и людей, к пониманию связанности противоположностей. Менее всего представлены результаты по шкале 12. Сr – креативности (36,55%), что показывает слабое развитие творческой направленности у педагогов на данном возрастном этапе.
В четвертой группе наблюдается, что в этом возрастном периоде испытуемым в большей степени свойственны показатели по шкалам: 1. SAV – ценностных ориентаций (54,44%), 6. Sa – самопринятия (56,08%): испытуемые принимают себя такими, как есть, вне зависимости от оценки своих достоинств и недостатков; 8. Sy – синергии (52,38%): испытуемые способны к целостному восприятию мира и людей, к пониманию связанности противоположностей. Менее всего баллов набрали следующие шкалы: 9. А – принятия агрессии (34,72%), 3. Fr – сензитивности к себе (36,75%), 4. S – спонтанности (38,10%) и 11. Cog – познавательной потребности (38,38%).
Сравнительный анализ результатов разных возрастных периодов показал следующие достоверные отличия. Так, по шкале 3. Fr – сензитивности к себе максимальное выражение она получила в период 20 – 29 лет (55,49%), после чего на протяжении дальнейшего развития происходит снижение данного качества (отличия достоверны U=31,50 при р<0,05). Следовательно, можно говорить о том, что в возрасте 20 – 29 лет люди лучше всего отдают себе отчет в своих потребностях и чувствах, хорошо ощущают и рефлексируют их. Однако с возрастом данная способность снижается. По шкале 4. S – спонтанности происходит развитие качества до 49-и лет (50,84%), после чего постепенно результаты снижаются (U=42,50 при р<0,05). Педагоги в возрасте 40-49 лет по сравнению с другими периодами характеризуются самым высоким развитием способности спонтанно и непосредственно выражать свои чувства. Шкала 9. А – принятия агрессии максимального развития достигает в возрастной период 20 – 29 (53,13%), снижаясь в дальнейшем (U=20,00 при р<0,05). Молодые педагоги принимают свое раздражение, гнев и агрессивность, как естественное проявление человеческой природы.
Анализируя полученные корреляции во всех группах, наблюдаются достоверные связи между показателями синдрома выгорания и самоактуализацией.
В первой группе установлено, что увеличение самоактуализации по шкале представления о природе человека может уменьшать эмоциональное истощение личности (r=-0,72 при р<0,05). В свою очередь увеличение контактности (r=0,75 при р<0,05), спонтанности (r=0,59 при р<0,05) и принятия агрессии (r=0,56 при р<0,05) могут увеличивать показатель деперсонализации и приводить к некоторой дистанцированности, отстраненности в отношениях с другими лицами. Чем больше самоактуализация по шкале самоуважения, тем больше показатель редукции личных достижений (r=0,71 при р<0,05), что в свою очередь помогает личности увидеть ценность своей деятельности, почувствовать определенную компетентность в том, чем занимаешься и предотвратить негативное самовосприятие и переживание недовольства собой. Степень выгорания может увеличиваться при увеличении самоактуализации по шкале сензитивности к себе (r=0,68 при р<0,05).
В возрастной группе лиц 30-39 лет определяются следующие взаимосвязи. Рост самоактуализации по шкале представления о природе человека приводит к уменьшению показателя редукции личных достижений (r=-0,47 при р<0,05). Тем самым, при возникновении противоречий в представлении о положительной природе человека и несоответствующей этому реальности, происходит обесценивание своих личностных достижений и успехов с последующим ростом выгорания. В свою очередь самоактуализация по шкале разделения ценностных ориентаций уменьшает выраженность развития синдрома выгорания в показателе редукции личных достижений (r=0,46 при р<0,05). При увеличении сензитивности к себе наблюдается рост деперсонализации, что может объясняться большим осознанием своих потребностей и желаний, которые не могут быть удовлетворены в профессиональной сфере по каким-то причинам (r=0,45 при р<0,05). Поэтому происходит формализация выполняемых потребностей, холодность и отстраненность по отношению к коллегам и деятельности.
Увеличение степени выгорания происходит при росте самоуважения (r=0,56 при р<0,05), спонтанности (r=0,46 при р<0,05) и поддержки (r=0,45 при р<0,05). С учетом возраста и возможного присутствия кризисных явлений в периоде 30-39 лет снижение степени выгорания может наблюдаться при самопринятии и развитии гибкости поведения к этому жизненному промежутку времени.
В возрасте 40-49 лет не установлено значимых корреляций между синдромом выгорания и самоактуализацией. Однако после 50 лет при росте эмоционального истощения растет самоактуализация по шкале познавательных потребностей (r=0,77 при р<0,05); показатель снижается при росте ценностных ориентаций (r=-0,80 при р<0,05). Следовательно, уменьшение стремления к новым знаниям и разделение ценностных ориентаций может снижать истощение личности, но приводить к ограничению поступления новой информации и снижению самоактуализации в последующем.
Заключение
Проведенное исследование среди педагогов показывает, что наибольший показатель выгорания определяется в возрасте от 20 до 29 лет, а более низкий после 50-ти лет, с наличием разной динамики в процессе жизнедеятельности человека – уменьшение выгорания к 30-ти годам и увеличение к 40-летнему возрасту.
Самоактуализация в разные возрастные периоды характерна для педагогов в различной направленности и степени проявления. Так по результатам исследования можно утверждать, что самоактуализация в направлениях принятия агрессии, спонтанности, контактности, сензитивности к себе, социальной поддержки, познавательных потребностей увеличивает состояние выгорания в различные возрастные периоды. Однако самоактуализация в направлениях разделения ценностных ориентаций, присущих самоактуализирующейся личности, самопринятии, гибкости поведения, самоуважении, формировании представлений о природе человека уменьшают состояние выгорания. Тем самым, самоактуализация в разные возрастные периоды может являться копинг-механизмом в условии негативного воздействия профессиональных факторов, на основе обнаруженной взаимосвязи.
Таким образом, синдром выгорания - это состояние, которое возникает не только под воздействием субъективных и объективных детерминант, но и опосредуется возрастными этапами развития личности, в которых важно учитывать особую социальную ситуацию развития, возрастные потребности и возможности их удовлетворения. Следовательно, невозможно однозначно утверждать, что синдром выгорания есть результат личностных особенностей или организационно-производственных факторов, тем самым актуальная ситуация развития человека играет не последнее значение, переводя это явление в ранг естественных и закономерных проявлений психической жизни личности. При этом самоактуализация, как психологическое явление может выступать копинг-механизмом в определенные возрастные периоды.
Литература:
Борисова, М. В. Психологические детерминанты психологического выгорания у педагогов: дис. … канд. психол. наук: 19.00.07 / М. В. Борисова. – Ярославль, 2003. – 190 л.
Маслоу, А. Самоактуализация / А. Маслоу // Психология личности; под. ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, А.А. Пузырея. – М. : Изд-во МГУ, 1982. – с. 108-117.
Леонтьев, Д. А. Развитие идеи самоактуализации в работах А. Маслоу / Д. А. Леонтьев // Жур-л «Вопросы психологии». – 1987. - № 3.
Поливанова, К. Н. Психология возрастных кризисов : учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / К.Н. Поливанова. – М. : Издательский центр «Академия», 2000. – 184 с.