Синдром выгорания и самоактуализация педагогов на разных возрастных этапах | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Трущенко, М. Н. Синдром выгорания и самоактуализация педагогов на разных возрастных этапах / М. Н. Трущенко, Н. К. Плавник. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2012. — № 12 (47). — С. 432-436. — URL: https://moluch.ru/archive/47/5635/ (дата обращения: 19.12.2024).

В статье рассматривается возможность самоактуализации, как копинг-механизма в условиях негативного влияния профессиональной деятельности. Дается описание результатов эмпирического исследования синдрома выгорания и самоактуализации у педагогов в возрасте от 21 до 60 лет.

Ключевые слова: синдром выгорания, самоактуализация, педагоги, возрастной период.


The article reveals the possibility of self-actualization as a coping mechanism in the negative impact of the profession. It describes the results of investigation of burnout and self-actualization in teachers’ in age from 21 to 60 years.

Keywords: burnout, self-actualization, teachers, stage of age.


Синдром выгорания – это состояние, которое является следствием превышения адаптивных возможностей человека, и имеющее в своей структуре эмоциональное истощение, деперсонализацию и редукцию личных достижений.

Различные составляющие педагогической деятельности (когнитивная, эмоциональная, коммуникативная, организационная) способствуют самоактуализации личности в профессии, но при этом не исключают негативного стрессового влияния на педагога в процессе работы. В научной литературе рассматриваются различные причины развития выгорания, среди которых выделяются субъективные (проявления эмоциональной, мотивационной сфер) и объективные (межличностные отношения, психологический климат, социальная поддержка, режим деятельности и др.) детерминанты [1].

Распространенность и последствия воздействия негативных факторов на личность, развитие соматических и психосоматических расстройств независимо от возрастных и половых различий, создают потребность в разработке профилактических программ и тренингов. Рассмотрение в качестве копинг-механизма различных психологических феноменов, например, таких как самоактуализация, дает толчок созданию новых профилактических возможностей.

Самоактуализация – это не только беспрерывный процесс и результат раскрытия способностей личности, но и своеобразная «мотивация роста» (growth motivation), действующая посредством пережитого и полученного личного опыта [2, 3].

Цель исследования – определение изменения степени синдрома выгорания и проявления самоактуализации, а также их взаимосвязи на разных возрастных этапах развития, как возможного копинг-механизма в условиях негативного воздействия работы.

Материал и методы исследования

Эмпирическое исследование проводилось на базе общеобразовательных учреждений г. Минска (Белоруссия). В тестировании приняли участие 60 педагогов в возрасте от 21 до 64 лет. Подбор испытуемых осуществлялся на основе рандомизированного отбора. Все респонденты были распределены на четыре возрастные группы: 1-я группа от 20 до 29 лет (14 чел), 2-я группа от 30 до 39 лет (20 чел), 3-я группа от 40 до 49 лет (17 чел) и 4-я группа от 50 и старше (9 чел).

В исследовании использовались методики: Диагностика профессионального «выгорания» (К. Маслач, С. Джексон, в адаптации Н.Е. Водопьяновой); Самоактуализационный тест (САТ) Э. Шострем (адаптация Л. Гозмана). Обработка данных проводилась в компьютерном пакете статистических программ STATISTICA 6.0. Рассчитывались средние значения и стандартные отклонения, процентное соотношение, данные проверялись на нормальность распределения, рассчитывались коэффициент ранговой корреляции Спирмена и U-критерий Манна-Уитни.

Результаты исследования

По данным исследования показатели выгорания испытуемых с учетом возрастного периода представлены в таблице 1. В зависимости от определенного возрастного этапа имеются изменения показателей структурных компонентов выгорания, а также его степени.

Таблица 1

Показатели выгорания с учетом возрастного периода, Ме (25%-75%)

Группа (возраст)

Синдромы выгорания

Степень
выгорания

Эмоциональное истощение

Деперсона-
лизация

Редукция
личных достижений

Гр. 1 (20-29)

23,0 (18,0-28,0)

10,0 (6,0-16,0)

32,0 (25,0-35,0)

67,0 (52,0-71,0)

Гр. 2 (30-39)

19,5 (15,5-25,5)

7,5 (4,0-11,5)

27,5 (23,5-34,5)

61,5 (55,0-64,5)*

Гр. 3 (40-49)

24,0 (18,0-27,0)

8,0 (5,0-11,0)

31,0 (28,0-35,0)

63,0 (56,0-69,0)**

Гр. 4 (50 и старше)

21,0 (23,0-30,0)

10,0 (8,0-12,0)

27,0 (23,0-30,0)

58,0 (55,0-60,0)

Примечание: * - отличия достоверны U=65,00 при р<0,05 между группами 1 и 2; ** - отличия достоверны U=102,00 при р<0,05 между группами 2 и 3


Сравнительный анализ показывает наличие двух возрастных «пиков», когда испытуемые характеризуются более высокими показателями по исследуемым шкалам методики, отражающим отдельные компоненты состояния выгорания. Это возрастные периоды 20 – 29 лет и 40 – 49 лет. В возрастные периоды 30 – 39 и старше 50-и лет наблюдается некоторое снижение интенсивности проявлений феномена выгорания. Статистическое подтверждение изменений степени выгорания мы видим в двух случаях: снижение показателя к 30-и годам (U=65,00 при р<0,05) и его последующий рост к 40-а годам (U=102,00 при р<0,05). Последующее снижение статистически не подтверждено.

Видно, что синдром выгорания в разной степени выраженности обнаруживается во всех четырех группах испытуемых (рис. 1).

Рис. 1. Средние показатели синдрома выгорания в разные возрастные периоды


Однако, анализируя степень выраженности выгорания в целом, можно сделать вывод, что самый высокий показатель – в возрасте 20 – 29 лет (m=64,43). На втором месте – возрастной период 40 – 49 лет (m=61,82). На третьем – период 30 – 39 лет (m=58,25). Меньше всего эмоциональное выгорание свойственно возрастному периоду после 50-и лет (m=56,33).

Такое изменение выраженности состояния выгорания можно объяснить посредством смены возрастных периодов. Согласно Д. Левинсону развитие индивида можно рассматривать как смену стадий – стабильной и переходной [4, с. 40]. В стабильной фазе развитие индивида характеризуется постепенным достижением поставленных целей. В переходной фазе сами способы самореализации оказываются предметом анализа, а новые возможности – предметом поиска. Так, около 30 лет возникает необходимость пересмотра своих жизненных схем, при этом есть возможность их изменения. Далее в 40-45 лет наступает еще одно переосмысление, итогом которого могут быть отрицательные переживания «за все, что не осуществилось». Тем самым, развитие профессионального выгорания педагогов опосредовано возрастными этапами развития личности.

О самоактуализации можно говорить на каждом возрастном этапе развития человека. Долго накапливаемые упорным трудом количественные изменения приносят одномоментно проявляющееся новое качество, характеризующее себя в практике жизни.

Несмотря на условную иерархичность потребностей, где самоактуализация занимает самое высокое значение и включается в потребностное осознание ее личностью после удовлетворения более «низших» уровней, самоактуализация присутствует во всех возрастных группах респондентов.

Средние показатели самоактуализации с учетом возрастного периода испытуемых представлены в таблице 2.

Таблица 2

Средние показатели самоактуализации с учетом возрастного периода

Группа (возраст)

Показатели самоактуализации, (%)

Тс

I

1.
SAV

2.
Ех

3.
Fr

4.
S

5.
Sr

6.
Sa

7.
Nc

8.
Sy

9.
А

10.
С

11.
Cog

12.
Сr

Гр. 1 (20-29)

48,74

51,41

58,57

53,27

55,49

46,94

62,86

48,30

47,86

60,20

53,13

43,57

44,81

45,92

Гр. 2 (30-39)

49,71

50,22

58,00

54,17

44,23

47,86

57,00

53,33

56,50

57,14

52,81

44,25

39,55

45,71

Гр. 3 (40-49)

43,25

46,99

53,24

47,30

47,51

50,84*

52,94

46,22

42,35

52,10

41,54

43,53

45,45

36,55

Гр. 4 (50 и старше)

47,71

45,67

54,44

50,46

36,75**

38,10

48,15

56,08

50,00

52,38

34,72***

41,11

38,38

42,06

Примечание: Тс – компетентности во времени, I – поддержки, 1. SAV – ценностных ориентаций, 2. Ех – гибкости поведения, 3. Fr – сензитивности к себе, 4. S – спонтанности, 5. Sr – самоуважения, 6. Sa – самопринятия, 7. Nc – представления о природе человека, 8. Sy – синергии, 9. А – принятия агрессии, 10. С – контактности, 11. Cog – познавательной потребности, 12. Сr – креативности;

* -отличия достоверны U=42,50 при р<0,05 между группами 3 и 4; ** -отличия достоверны U=31,50 при р<0,05 между группами 1 и 4; *** -отличия достоверны U=20,00 при р<0,05 между группами 1 и 4


В возрастной период 20 – 29 лет больше всего проявлены: 1. SAV – ценностные ориентации (58,57%), т.е. испытуемые в большой степени разделяют ценности, присущие самоактуализирующейся личности; 5. Sr – самоуважение (62,86%): испытуемым характерна способность ценить свои достоинства, положительные свойства характера, уважать себя за них; 8. Sy – синергия (60,20%): испытуемые этой возрастной группы способны к целостному восприятию мира и людей, к пониманию связанности противоположностей (телесное и духовное и др.).

В возрастной период 30 – 39 лет больше всего выражены: 1. SAV – ценностные ориентации (58,00%), т.е. испытуемые в довольно большой степени разделяют ценности, присущие самоактуализирующейся личности; 5. Sr – самоуважение (57,00%): испытуемым характерна способность ценить свои достоинства, положительные свойства характера, уважать себя за них. Высокий балл выявлен по шкале 7. Nc – представлений о природе человека (56,50%), что свидетельствует о склонности испытуемых в возрасте 30 – 39 лет воспринимать природу человека в целом как положительную («люди в массе своей скорее добры») и не считать дихотомии антагонистическими и непреодолимыми. Кроме того, в данный возрастной период высокий балл получила шкала 8. Sy – синергии (57,14%): в этот возрастной период люди способны к целостному восприятию мира и людей, к пониманию связанности противоположностей. Менее всего представлена шкала 11. Сog – познавательной потребности (39,55%), что говорит о невысокой степени выраженности стремления к приобретению знаний.

В возрастной период 40 – 49 лет испытуемым свойственны: 1. SAV – ценностные ориентации (53,24%), которые присущи самоактуализирующейся личности; 5. Sr – самоуважение (52,94%): испытуемые ценят свои достоинства, положительные свойства характера, уважают себя за них; 8. Sy – синергия (52,10%): говорит о способности к целостному восприятию мира и людей, к пониманию связанности противоположностей. Менее всего представлены результаты по шкале 12. Сr – креативности (36,55%), что показывает слабое развитие творческой направленности у педагогов на данном возрастном этапе.

В четвертой группе наблюдается, что в этом возрастном периоде испытуемым в большей степени свойственны показатели по шкалам: 1. SAV – ценностных ориентаций (54,44%), 6. Sa – самопринятия (56,08%): испытуемые принимают себя такими, как есть, вне зависимости от оценки своих достоинств и недостатков; 8. Sy – синергии (52,38%): испытуемые способны к целостному восприятию мира и людей, к пониманию связанности противоположностей. Менее всего баллов набрали следующие шкалы: 9. А – принятия агрессии (34,72%), 3. Fr – сензитивности к себе (36,75%), 4. S – спонтанности (38,10%) и 11. Cog – познавательной потребности (38,38%).

Сравнительный анализ результатов разных возрастных периодов показал следующие достоверные отличия. Так, по шкале 3. Fr – сензитивности к себе максимальное выражение она получила в период 20 – 29 лет (55,49%), после чего на протяжении дальнейшего развития происходит снижение данного качества (отличия достоверны U=31,50 при р<0,05). Следовательно, можно говорить о том, что в возрасте 20 – 29 лет люди лучше всего отдают себе отчет в своих потребностях и чувствах, хорошо ощущают и рефлексируют их. Однако с возрастом данная способность снижается. По шкале 4. S – спонтанности происходит развитие качества до 49-и лет (50,84%), после чего постепенно результаты снижаются (U=42,50 при р<0,05). Педагоги в возрасте 40-49 лет по сравнению с другими периодами характеризуются самым высоким развитием способности спонтанно и непосредственно выражать свои чувства. Шкала 9. А – принятия агрессии максимального развития достигает в возрастной период 20 – 29 (53,13%), снижаясь в дальнейшем (U=20,00 при р<0,05). Молодые педагоги принимают свое раздражение, гнев и агрессивность, как естественное проявление человеческой природы.

Анализируя полученные корреляции во всех группах, наблюдаются достоверные связи между показателями синдрома выгорания и самоактуализацией.

В первой группе установлено, что увеличение самоактуализации по шкале представления о природе человека может уменьшать эмоциональное истощение личности (r=-0,72 при р<0,05). В свою очередь увеличение контактности (r=0,75 при р<0,05), спонтанности (r=0,59 при р<0,05) и принятия агрессии (r=0,56 при р<0,05) могут увеличивать показатель деперсонализации и приводить к некоторой дистанцированности, отстраненности в отношениях с другими лицами. Чем больше самоактуализация по шкале самоуважения, тем больше показатель редукции личных достижений (r=0,71 при р<0,05), что в свою очередь помогает личности увидеть ценность своей деятельности, почувствовать определенную компетентность в том, чем занимаешься и предотвратить негативное самовосприятие и переживание недовольства собой. Степень выгорания может увеличиваться при увеличении самоактуализации по шкале сензитивности к себе (r=0,68 при р<0,05).

В возрастной группе лиц 30-39 лет определяются следующие взаимосвязи. Рост самоактуализации по шкале представления о природе человека приводит к уменьшению показателя редукции личных достижений (r=-0,47 при р<0,05). Тем самым, при возникновении противоречий в представлении о положительной природе человека и несоответствующей этому реальности, происходит обесценивание своих личностных достижений и успехов с последующим ростом выгорания. В свою очередь самоактуализация по шкале разделения ценностных ориентаций уменьшает выраженность развития синдрома выгорания в показателе редукции личных достижений (r=0,46 при р<0,05). При увеличении сензитивности к себе наблюдается рост деперсонализации, что может объясняться большим осознанием своих потребностей и желаний, которые не могут быть удовлетворены в профессиональной сфере по каким-то причинам (r=0,45 при р<0,05). Поэтому происходит формализация выполняемых потребностей, холодность и отстраненность по отношению к коллегам и деятельности.

Увеличение степени выгорания происходит при росте самоуважения (r=0,56 при р<0,05), спонтанности (r=0,46 при р<0,05) и поддержки (r=0,45 при р<0,05). С учетом возраста и возможного присутствия кризисных явлений в периоде 30-39 лет снижение степени выгорания может наблюдаться при самопринятии и развитии гибкости поведения к этому жизненному промежутку времени.

В возрасте 40-49 лет не установлено значимых корреляций между синдромом выгорания и самоактуализацией. Однако после 50 лет при росте эмоционального истощения растет самоактуализация по шкале познавательных потребностей (r=0,77 при р<0,05); показатель снижается при росте ценностных ориентаций (r=-0,80 при р<0,05). Следовательно, уменьшение стремления к новым знаниям и разделение ценностных ориентаций может снижать истощение личности, но приводить к ограничению поступления новой информации и снижению самоактуализации в последующем.

Заключение

Проведенное исследование среди педагогов показывает, что наибольший показатель выгорания определяется в возрасте от 20 до 29 лет, а более низкий после 50-ти лет, с наличием разной динамики в процессе жизнедеятельности человека – уменьшение выгорания к 30-ти годам и увеличение к 40-летнему возрасту.

Самоактуализация в разные возрастные периоды характерна для педагогов в различной направленности и степени проявления. Так по результатам исследования можно утверждать, что самоактуализация в направлениях принятия агрессии, спонтанности, контактности, сензитивности к себе, социальной поддержки, познавательных потребностей увеличивает состояние выгорания в различные возрастные периоды. Однако самоактуализация в направлениях разделения ценностных ориентаций, присущих самоактуализирующейся личности, самопринятии, гибкости поведения, самоуважении, формировании представлений о природе человека уменьшают состояние выгорания. Тем самым, самоактуализация в разные возрастные периоды может являться копинг-механизмом в условии негативного воздействия профессиональных факторов, на основе обнаруженной взаимосвязи.

Таким образом, синдром выгорания - это состояние, которое возникает не только под воздействием субъективных и объективных детерминант, но и опосредуется возрастными этапами развития личности, в которых важно учитывать особую социальную ситуацию развития, возрастные потребности и возможности их удовлетворения. Следовательно, невозможно однозначно утверждать, что синдром выгорания есть результат личностных особенностей или организационно-производственных факторов, тем самым актуальная ситуация развития человека играет не последнее значение, переводя это явление в ранг естественных и закономерных проявлений психической жизни личности. При этом самоактуализация, как психологическое явление может выступать копинг-механизмом в определенные возрастные периоды.


Литература:

  1. Борисова, М. В. Психологические детерминанты психологического выгорания у педагогов: дис. … канд. психол. наук: 19.00.07 / М. В. Борисова. – Ярославль, 2003. – 190 л.

  2. Маслоу, А. Самоактуализация / А. Маслоу // Психология личности; под. ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, А.А. Пузырея. – М. : Изд-во МГУ, 1982. – с. 108-117.

  3. Леонтьев, Д. А. Развитие идеи самоактуализации в работах А. Маслоу / Д. А. Леонтьев // Жур-л «Вопросы психологии». – 1987. - № 3.

  4. Поливанова, К. Н. Психология возрастных кризисов : учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / К.Н. Поливанова. – М. : Издательский центр «Академия», 2000. – 184 с.

Основные термины (генерируются автоматически): возрастной период, SAV, синдром выгорания, природа человека, самоактуализация, возраст, группа, понимание связанности противоположностей, принятие агрессии, целостное восприятие мира.


Похожие статьи

Синдром эмоционального выгорания как пример дезадаптации к организационной культуре

В статье проведен обзор исследований, посвященных проблеме эмоционального выгорания в различных типах организационных культур. Освещаются проблемы эмоционального выгорания с точки зрения дезадаптации сотрудников к организационной культуре. Прослежива...

Синдром выгорания у руководителей и его влияние на профессиональную деятельность

В статье рассматриваются проблемы синдрома выгорания, а также описываются различия между профессиональным и эмоциональным выгоранием. В статье приводятся результаты исследования, целью которого является эмпирическое изучение влияния на профессиональн...

Профессиональное выгорание педагога вуза

Статья посвящена исследованию особенностям профессионального выгорания учителей в ВУЗЕ. Она раскрывает особенности самоактуализации, ценностей, смысложизненных ориентаций и аспектов самоотношения педагогов с разными уровнями выраженности аспектов, фа...

Стиль семейного воспитания и особенности развития рефлексивности

В статье выдвигаются идеи об эффективности более централизированного подхода для понимания ведущей роли семьи как фактора психического развития и обоснованности анализа особенностей развития рефлексивности как своеобразного ядра при таком подходе.

Психологические факторы формирования синдрома эмоционального выгорания в профессиональной деятельности психолога

В статье проводится теоретический анализ понятия «синдром эмоционального выгорания», рассматриваются причины его формирования в профессиональной деятельности психологов. Эмпирическое изучение профессионально-важных качеств, отсутствие которых приводи...

Эмоциональное выгорание и особенности проявления данного синдрома у супругов

Статья посвящена описанию синдрома эмоционального выгорания и обоснованию необходимости его изучения. Автором предоставлены результаты исследования по теме с опорой на адаптированную методику В. В. Бойко «Диагностика уровня эмоционального выгорания»....

К проблеме развития стрессоустойчивости студентов психолого-педагогических направлений подготовки

В статье рассматриваются различные подходы к определению понятия «стрессоустойчивость». Указано на необходимость разграничения понятия «стресс» как научного термина с его близким, но не тождественным современным значением, обозначающим любой стрессог...

Психологические проблемы родственников наркозависимых подростков

Данная статья посвящена изучению психологических проблем созависимых родственников наркозависимых подростков. Поднимается проблема взаимосвязи созависимых моделей поведения и личной тревожности у матерей подростков, зависимых от употребления психоакт...

Влияние опыта публичных выступлений на Я-концепцию младших подростков

В статье представлены результаты формирующего эксперимента по установлению влияния опыта публичных выступлений на Я-концепцию младших подростков. С содержательной стороны характеризуется тренинговая программа, направленная на развитие у детей навыков...

Раннее выявление синдрома эмоционального выгорания у среднего медицинского персонала

В статье раскрываются основные определения синдрома эмоционального выгорания, методы его профилактики. Также предоставлены результаты исследования проведенного среди среднего медицинского персонала с целью определения эмоционального выгорания.

Похожие статьи

Синдром эмоционального выгорания как пример дезадаптации к организационной культуре

В статье проведен обзор исследований, посвященных проблеме эмоционального выгорания в различных типах организационных культур. Освещаются проблемы эмоционального выгорания с точки зрения дезадаптации сотрудников к организационной культуре. Прослежива...

Синдром выгорания у руководителей и его влияние на профессиональную деятельность

В статье рассматриваются проблемы синдрома выгорания, а также описываются различия между профессиональным и эмоциональным выгоранием. В статье приводятся результаты исследования, целью которого является эмпирическое изучение влияния на профессиональн...

Профессиональное выгорание педагога вуза

Статья посвящена исследованию особенностям профессионального выгорания учителей в ВУЗЕ. Она раскрывает особенности самоактуализации, ценностей, смысложизненных ориентаций и аспектов самоотношения педагогов с разными уровнями выраженности аспектов, фа...

Стиль семейного воспитания и особенности развития рефлексивности

В статье выдвигаются идеи об эффективности более централизированного подхода для понимания ведущей роли семьи как фактора психического развития и обоснованности анализа особенностей развития рефлексивности как своеобразного ядра при таком подходе.

Психологические факторы формирования синдрома эмоционального выгорания в профессиональной деятельности психолога

В статье проводится теоретический анализ понятия «синдром эмоционального выгорания», рассматриваются причины его формирования в профессиональной деятельности психологов. Эмпирическое изучение профессионально-важных качеств, отсутствие которых приводи...

Эмоциональное выгорание и особенности проявления данного синдрома у супругов

Статья посвящена описанию синдрома эмоционального выгорания и обоснованию необходимости его изучения. Автором предоставлены результаты исследования по теме с опорой на адаптированную методику В. В. Бойко «Диагностика уровня эмоционального выгорания»....

К проблеме развития стрессоустойчивости студентов психолого-педагогических направлений подготовки

В статье рассматриваются различные подходы к определению понятия «стрессоустойчивость». Указано на необходимость разграничения понятия «стресс» как научного термина с его близким, но не тождественным современным значением, обозначающим любой стрессог...

Психологические проблемы родственников наркозависимых подростков

Данная статья посвящена изучению психологических проблем созависимых родственников наркозависимых подростков. Поднимается проблема взаимосвязи созависимых моделей поведения и личной тревожности у матерей подростков, зависимых от употребления психоакт...

Влияние опыта публичных выступлений на Я-концепцию младших подростков

В статье представлены результаты формирующего эксперимента по установлению влияния опыта публичных выступлений на Я-концепцию младших подростков. С содержательной стороны характеризуется тренинговая программа, направленная на развитие у детей навыков...

Раннее выявление синдрома эмоционального выгорания у среднего медицинского персонала

В статье раскрываются основные определения синдрома эмоционального выгорания, методы его профилактики. Также предоставлены результаты исследования проведенного среди среднего медицинского персонала с целью определения эмоционального выгорания.

Задать вопрос