В статье изложены педагогические подходы к формированию у учащихся понятий о профессиях, определена система критериев оценки знаний учащихся о профессиях и их отношения к трудовой деятельности, охарактеризованы уровни сформированности понятий о профессиях у младших школьников.
Ключевые слова: профессиональная ориентация, формирование, отношение к труду, критерии, уровни, показатели, диагностика, активность, учебная и трудовая деятельность.
В педагогической науке достаточно глубоко изучены вопросы, связанные с содержанием профессиональной ориентации учащихся, однако недостаточно раскрыты пути и средства формирования понятий о профессиях. Существуют различные подходы к изучению данной проблемы со стороны отечественных и зарубежных ученых. В этой связи целесообразно рассмотреть проблему формирования понятия о профессиях прежде всего у учащихся начальных классов. Известно, что первичное понятие о профессии и представление «себя в какой-либо профессии» появляется ещё в детские годы. Подготовка к профессии сопровождает весь период развития ребенка.
Первоначальные представления о профессиях складываются у детей через средства массовой информации, общение с членами семьи и окружающими, но при этом совершенно не обращается внимание на специфику и различие профессий. То есть информация о профессиях остается неполной.
Особенно впечатляет детей та информация о профессиях, которую они слышат от специалистов в какой-либо из интересующих детей области. По утверждению Е.А.Климовой, самовосприятие профессии происходит по формуле: «Сходятся вместе один момент и весь жизненный опыт». Уже с раннего возраста у ребенка формируются первые понятия и представления о разных профессиях и отношение к различным формам труда. Одновременно с этим ребенок начинает оценивать труд, исхода из своих потребностей и окружающей социально-экономической обстановки.
Выбор профессии для ребенка связан с большими трудностями, так как он должен хорошо осознавать свои возможности, интересы, способности, свои возможности, интересы, способности, свой характер, ориентироваться в мире профессий, планировать будущую жизнь и пути достижения успеха.
С этой точки зрения образовательные планируя проведение профориентационной работы на основе системного подхода, должны принимать во внимание возрастные особенности учащихся.
Развитие у младших школьников представлений о представлений о профессиях в процессе учебной и трудовой деятельности имеет свои особенности. В результате целенаправленной профориентационной работы со стороны взрослых обогащаются представления учащихся о содержании разных видов труда, формируются навыки учебного труда. Но прежде чем осуществлять формирование понятий о профессиях, учитель должен изучить практическое состояние, то есть наличие у учащихся знаний и понятий о профессиях.
С этой целью используется метод диагностики с применением соответствующих индикаторов.
Критерий-оценка в значении словесного описания наличия у объекта наблюдения знаний, умений, качеств в требуемом объеме.
Показатель-создает возможность установить уровень развития в каком-либо одном направлении.
Уровень-измеритель развития.
По мнению Н.С. Пряжникова, главный критерий включает в себя когнитивный, мотивационно-потребностный и деятельностно практический
критерии.
Когнитивный критерий дает возможность оценивать: овладение понятиями о профессиях, осознание учащимися в определённой степени своих способностей и умений;
Мотивационно-потребностный критерий устанавливает уровень развития интереса к труду, учебе, отношение к труду и профессиям, наличие желания овладеть определенной профессией;
Деятельностно-практический критерий характеризует степень ответственности за учебную деятельность, трудолюбие и активность учащегося.
В каждый критерий входит несколько конкретных показателей. Для измерения уровня сформированности у учащихся начальных классов понятий о профессиях мы использовали специальную методику.
В таблице 1 представлены критерии, показатели и диагностические методы.
Таблица 1
Критерий формирования у учеников понятий о профессиях
Критерии |
Показатели |
Методи диагностики |
Когнитивный |
|
Тестирование |
Мотивационно-потребностный |
|
Наблюдение
Методика незаконченных предложений (фраз) |
Деятельностно-практический |
|
Наблюдение
Анализ результатов трудовой деятельности |
Формирование у учащихся понятий о профессиях непосредственно связано с изучением учебного материала и теми представлениями, которые у них формируются. Приведем ниже описание видов диагностики и характеристику уровней сформированности понятий о прфессиях.
Тестирование (тестовый опрос).
Тест “Что ты знаешь о профессиях?”. Состаит из нескольких вопросов, на каждый из которых даны три варианта ответов. Учащийся выбирает один из трех ответов, который близок его представлениям. Правильный ответ оценивается в 1 балл. Полученный общий балл определяет один из трех уровней когнитивного критерия.
Беседа.
Проводится в индивидуальном порядке. Ученик рассказывает о профессии, которой он интересуется и которую хотел бы выбрать, при этом раскрывает (в меру своих возможностей) её особенности.
Методика незаконченных предложений.
Учащимся предлагается дополнить незавершенные предложения. Содержание предложений связано с трудовой деятельностью учащихся или их интересами к профессиям и труду. Такая работа
Способствует выявлению потребностей к участию в трудовом процессе.
Анализ результатов трудовой деятельности помогает определить уровень владения учащихся трудовыми умениями и навыками, которые они проявляет на уроках труда и при выполнении общественно полезной деятельности. Оцениваются следующие показатели:
качественное выполнение работы;
изготовленная продукция (условно) соответствует образцу (норме, стандарту);
в продукте деятельности есть элементы творчества;
в процессе деятельности проявлено трудолюбие и деловитость.
Наблюдение.
Наблюдения ведутся как на уроках, так и на внеклассных занятиях, в процессе общественно-полезной деятельности. Учитель обращает внимание на активность, самостоятельность учащихся, проявление трудолюбия, творческого подхода к работе, ответственности, умение работать в коллективе.
В процессе исследования нами разработаны четыре уровня сформированности понятий о профессиях у младших школьников: высокой, средней, удовлетворительный, низкий.
Высокий уровень.
У учащихся сформированы понятия о профессиях. В тестах показы знания об основных профессиях, их особенностях, значении для человека. Выражено положительное отношение к труду взрослых и профессии. Высок интерес учащихся к учебной и трудовой деятельности. Учащиеся отразили свое желание овладеть определенной профессией и сумели обосновать свой выбор. Они активно участвуют в трудовой деятельности, проявляют трудовые навыки на уроках.
У них развиты чувство ответственности, активность, желание помочь одноклассникам в трудовом процессе.
Средний уровень.
Учащиеся имеют понятия и представления о профессиях. В тестах обнаружены знания ими профессий, но они затрудняются в определении особенностей профессий. Знают значение профессий для человека. Положительно относятся к труду взрослых и профессиям. Однако интерес к учебной и трудовой деятельности ровный, неглубокий. Задумываются о будущей профессии, но выбор обосновать не могут. Выполняют требования учителя по участию в трудовом процессе. Задания выполняют ответственно, но не проявляют при этом активности и творческого подхода.
Удовлетворительный уровень.
Представления учащихся о трудовой деятельности человека недостаточна полные. Названные в тестах профессии они характеризуют, но не понимают их роли для человека. Учащиеся не проявляются интереса ни к трудовой деятельности взрослых, ни к их профессиям. Участвуют в трудовой деятельности только под надзором учителя.
Низкий уровень.
Учащиеся не имеют никаких представлений о профессиях, в ответах на вопросы тестов ими проявлена несформированность понятий о профессиях.
Таким образом, подготовка учащихся к профессии и оценка знаний на основе формирования у них понятий о профессиях, организация последовательного и непрерывного обучения, учет возрастных и индивидуальных особенностей личности ученика, связь классных и внеклассных занятий позволит достигнуть эффективности в процессе формирования знаний о профессиях.
Литература:
Пряжникова Е.Ю., Пряжников С. Профориентация.- М.: Академия, 2006. 426с
Климов Е.А. Психология профессионального самаопределения: учеб. Пос.для студ.пед.учеб.завед./-М.: Академия, 2004.-304 б.
Прощицкая Е.Н. Выбирайте профессию. – М.: Просвещение, 1991.144с