Интеллектуальный ресурс современного студенчества в траектории развития общества | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Иванова, Н. Н. Интеллектуальный ресурс современного студенчества в траектории развития общества / Н. Н. Иванова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2012. — № 12 (47). — С. 474-475. — URL: https://moluch.ru/archive/47/5753/ (дата обращения: 19.12.2024).

В статье рассмотрен комплексный подход к организации научно-исследовательской работы студентов, предусматривающий организацию систематической работы по повышению исследовательской культуры, приобщения к исследовательскому труду студентов с целью воспитания личности как исследователя и профессионала.

The article discusses the systematic approach to scientific research of studentsthat comprises organizing of systematic work on increase of research culture, involvingstudents into research activity to educate the person as a researcher and professional.

Ключевые слова: успешный исследователь, научно-исследовательская работа, исследовательская культура, творческая личность.
Key words: a successful researcher, research project, research culture, creative person.


Роль научно-исследовательской работы для современного студенчества занимает ведущее место в условиях модернизации высшего образования. Образование обеспечивает саморазвитие, «…если будет выращивать новый взгляд на человека как на самоценное, саморазвивающееся естественное явление, обладающее собственной логикой саморазвития, которую нельзя игнорировать, в нее лишь можно «вписаться, принимая ее такой, какая она есть» [1 , с.108].

В университете под руководством профессорско-преподавательского состава период адаптации студентов к учебно-исследовательской и научной работе возможен при активном участии в разнообразных формах научной работы, проводимых кафедрами.

В настоящее время педагогический институт обладает большим образовательным потенциалом и профессорско-преподавательский состав, способствует реализации образовательных программ, отвечающих современным требованиям и стандартам. Студенты педагогического института целенаправленно занимаются научно-исследовательской работой в диалоге с преподавателем, где ключевую функцию выполняет как медиатор живое слово. «Живое знание» – это личностное отношение к историческому, культурному опыту человечества и построение собственной мысли, своей траектории познания и знания могут быть «глубинными» (Куликова Л.Н.), «осмысленными» ( Зинченко В.П.), «осознанными» (Запесоцкий А.С.)

Научно-исследовательская работа формирует у студентов профессиональный интерес, дух корпоративности, увлеченность темой исследования и создает дух «…совместного творческого поиска» [ там же ].

Целью НИРС является обучение студентов с 1 курса методам самостоятельного ведения научных исследований, организации научно-исследовательской работы, выработки у студентов навыков публичного выступления перед аудиторией, самостоятельного оформления полученных результатов исследований в виде научного доклада, научной статьи.

На кафедре специального (дефектологического) образования педагогического института СВФУ накоплен опыт организации научно-исследовательской работы студентов, включенной в учебный процесс, предусматривающей работу с научной литературой, подготовки рефератов, курсовых, дипломных работ с 3 курса.

Студенты принимали участие в научных конференциях, студенческом круглом столе, посвященном 150-летию опубликования статьи К.Д. Ушинского "Родное слово"; интеллектуальном турнире «Своя игра», в рамках недели студенческой науки ПИ СВФУ.

Студенты кафедры прошли обучение специалистами в информационно-ознакомительном семинаре «Информирование о работе с детьми с тяжелыми нарушениями психофизического развития дошкольного возраста в МЮОУ дополнительного образования детей г. Новосибирска «Детский оздоровительно-образовательный (социально-педагогический) центр А. И. Бороздина» в котором совместно со специалистами центра провели занятия с детьми с ранним детским аутизмом. Семинар Жуковой Е.С. из Санкт-Петербургского НИИ уза, горла, носа, речи по организации и актуальным вопросам речевой реабилитации после кохлеарной имплантации заинтересовал студентов – логопедов.

Это позволило перспективным студентам заниматься научными исследованиями и своевременно сформировать команду будущих успешных исследователей. Студенты кафедры не только принимают участие в научно-практических конференция всероссийского и международного уровня в СНГ и РФ, конкурсах и мероприятиях России, но и занимают призовые места: Соловьева К.Е. – ст. группы ОПЛ-08 - лауреат Всероссийской конференции научной молодежи «ЭРЭЛ-2011 (научный руководитель –Абрамова Н.А - к. п. н., доцент) , Харитонова К.Г. – ст. гр. ОПЛ-08 - победитель заочного тура и обладательница диплома 2 степени VI Всероссийского конкурса молодежи образовательных учреждений и научных организаций на лучшую работу «Моя законотворческая инициатива» (Москва, 2011) (научный руководитель – Иванова Н.Н. - ст. преподаватель).

Комплексный творческий подход к организации научной работы предусматривает систематическую работу по развитию творческих способностей студентов, овладению методикой научного исследования, повышение исследовательской культуры.

Таким образом, студенты – исследователи, обучаются элементам творчества исследовательского труда и имеют первоначальные результаты по исследованию, что определяет воспитание социально и творчески активной личности в области науки.


Литература:
  1. Запесоцкий А.С. Образование: Философия, культурология, политика. /А.С.Запесоцкий. – М,: Наука, 2003. – 456с.

  2. Куликова Л.Н. Проблемы саморазвития личности.- 2-е изд.-/Л. Н. Куликова. – Благовещенск: Изд-во БГПУ. – 342с.

  3. Степанова В.Е. Проблема рождения живого знания, обеспечивающего саморазвитие личности / В.Е .Степанова / Этнос. Образование. Личность: Сб. материалов Международной конференции образования.- Якутск: Изд-во МО РС (Я),2003.-С.201-203.

  4. Третьяков П.И. Управление образовательными системами /П. И. Третьяков, Т. И. Шамова.- М,: Владос,2001.

Основные термины (генерируются автоматически): научно-исследовательская работа, исследовательская культура, научная работа, педагогический институт, научно-исследовательская работа студентов, научный руководитель, профессорско-преподавательский состав, систематическая работа, студент, студент кафедры.


Ключевые слова

исследовательская культура, успешный исследователь, научно-исследовательская работа, творческая личность., творческая личность

Похожие статьи

Реализация деятельностного подхода в организации научно-исследовательской деятельности студентов — участников инновационных процессов высшей школы

В статье ставится задача рассмотрения сопровождения одаренности студентов в процессе организации научной и образовательной среды в вузе. Автор уделяет особое внимание творческой одаренности молодежи, а также освещает проблему привлечения студентов к ...

Исследовательская деятельность как эффективная форма построения образовательного пространства для развития личности

В статье рассматривается проблема формирования учащегося-исследователя, способного самостоятельно ставить проблемы и разрешать информационно-познавательные противоречия, участвовать в открытых дискуссиях, отстаивать собственную точку зрения. Вопросы,...

Методическая работа как условие профессионального саморазвития воспитателей

В статье раскрывается значимость методической работы в дошкольных образовательных организациях, которая способствует к профессиональному саморазвитию, за счет мотивов, самоорганизации, интересов, самооценки, рефлексии и т. д. Рассмотрена теоретическа...

Роль научного управления в процессе обучения высококвалифицированных врачей в новом Узбекистане

В этой статье рассматривается проблема повышения уровня знания студентов медицинского профиля, общей культуры профессиональной квалификации и духовно богатой личности. А также рассматриваются аспекты, суть которых заключается в обновлении знаний, изу...

Научно-техническое творчество студентов в парадигме современного среднего образования

В статье автор даёт определение научно-техническому творчеству учащихся, приведён краткий анализ понятия «творчество» с точки зрения философии. Раскрываются основные черты научно-технической деятельности молодёжи, её актуальности в свете изменения со...

Воспитательная работа в учреждениях НПО

В статье рассматриваются вопросы, связанные с постановкой воспитательной работы в учебных заведениях профессионального образования. Воспитательная работа в учреждениях НПО направлена на становление личности. Поддержать и развить Человека в человеке, ...

Актуализация творческого потенциала студентов в образовательном процессе аграрного вуза

В статье рассматривается характеристика творческого потенциала личности как необходимой внутренней структуры будущего современного специалиста. Представлена авторская модель развития творческого потенциала у студентов педагогических специальностей аг...

От учителя-«инноватора» — к инновационному педагогическому коллективу

В статье освещены вопросы организации инновационной деятельности педагогического коллектива, раскрыта сущность инновационных процессов, последовательность введения инноваций. На примере подготовки учителями “мастер-класса” показано, что инновационная...

Развитие творческих способностей студентов в процессе профессиональной подготовки

Статья направлена на развитие личности будущего специалиста с помощью творческой деятельности. Она способствует проявлению у будущего специалиста самодеятельности, самореализации, воплощению его собственных идей, которые направлены на создание нового...

Организация наставничества в школе с молодыми педагогами

Статья посвящена проблеме организации наставничества в ОУ. Организация наставничества в процессе повышения профессиональной компетентности молодого учителя носит поэтапный характер и включает в себя формирование и развитие функциональных и личностных...

Похожие статьи

Реализация деятельностного подхода в организации научно-исследовательской деятельности студентов — участников инновационных процессов высшей школы

В статье ставится задача рассмотрения сопровождения одаренности студентов в процессе организации научной и образовательной среды в вузе. Автор уделяет особое внимание творческой одаренности молодежи, а также освещает проблему привлечения студентов к ...

Исследовательская деятельность как эффективная форма построения образовательного пространства для развития личности

В статье рассматривается проблема формирования учащегося-исследователя, способного самостоятельно ставить проблемы и разрешать информационно-познавательные противоречия, участвовать в открытых дискуссиях, отстаивать собственную точку зрения. Вопросы,...

Методическая работа как условие профессионального саморазвития воспитателей

В статье раскрывается значимость методической работы в дошкольных образовательных организациях, которая способствует к профессиональному саморазвитию, за счет мотивов, самоорганизации, интересов, самооценки, рефлексии и т. д. Рассмотрена теоретическа...

Роль научного управления в процессе обучения высококвалифицированных врачей в новом Узбекистане

В этой статье рассматривается проблема повышения уровня знания студентов медицинского профиля, общей культуры профессиональной квалификации и духовно богатой личности. А также рассматриваются аспекты, суть которых заключается в обновлении знаний, изу...

Научно-техническое творчество студентов в парадигме современного среднего образования

В статье автор даёт определение научно-техническому творчеству учащихся, приведён краткий анализ понятия «творчество» с точки зрения философии. Раскрываются основные черты научно-технической деятельности молодёжи, её актуальности в свете изменения со...

Воспитательная работа в учреждениях НПО

В статье рассматриваются вопросы, связанные с постановкой воспитательной работы в учебных заведениях профессионального образования. Воспитательная работа в учреждениях НПО направлена на становление личности. Поддержать и развить Человека в человеке, ...

Актуализация творческого потенциала студентов в образовательном процессе аграрного вуза

В статье рассматривается характеристика творческого потенциала личности как необходимой внутренней структуры будущего современного специалиста. Представлена авторская модель развития творческого потенциала у студентов педагогических специальностей аг...

От учителя-«инноватора» — к инновационному педагогическому коллективу

В статье освещены вопросы организации инновационной деятельности педагогического коллектива, раскрыта сущность инновационных процессов, последовательность введения инноваций. На примере подготовки учителями “мастер-класса” показано, что инновационная...

Развитие творческих способностей студентов в процессе профессиональной подготовки

Статья направлена на развитие личности будущего специалиста с помощью творческой деятельности. Она способствует проявлению у будущего специалиста самодеятельности, самореализации, воплощению его собственных идей, которые направлены на создание нового...

Организация наставничества в школе с молодыми педагогами

Статья посвящена проблеме организации наставничества в ОУ. Организация наставничества в процессе повышения профессиональной компетентности молодого учителя носит поэтапный характер и включает в себя формирование и развитие функциональных и личностных...

Задать вопрос