В статье рассмотрен комплексный подход к организации научно-исследовательской работы студентов, предусматривающий организацию систематической работы по повышению исследовательской культуры, приобщения к исследовательскому труду студентов с целью воспитания личности как исследователя и профессионала.
The article discusses the systematic approach to scientific research of studentsthat comprises organizing of systematic work on increase of research culture, involvingstudents into research activity to educate the person as a researcher and professional.
-
Ключевые
слова: успешный
исследователь, научно-исследовательская работа, исследовательская
культура, творческая личность.
- Key words: a successful researcher, research project, research culture, creative person.
Роль научно-исследовательской работы для современного студенчества занимает ведущее место в условиях модернизации высшего образования. Образование обеспечивает саморазвитие, «…если будет выращивать новый взгляд на человека как на самоценное, саморазвивающееся естественное явление, обладающее собственной логикой саморазвития, которую нельзя игнорировать, в нее лишь можно «вписаться, принимая ее такой, какая она есть» [1 , с.108].
В университете под руководством профессорско-преподавательского состава период адаптации студентов к учебно-исследовательской и научной работе возможен при активном участии в разнообразных формах научной работы, проводимых кафедрами.
В настоящее время педагогический институт обладает большим образовательным потенциалом и профессорско-преподавательский состав, способствует реализации образовательных программ, отвечающих современным требованиям и стандартам. Студенты педагогического института целенаправленно занимаются научно-исследовательской работой в диалоге с преподавателем, где ключевую функцию выполняет как медиатор живое слово. «Живое знание» – это личностное отношение к историческому, культурному опыту человечества и построение собственной мысли, своей траектории познания и знания могут быть «глубинными» (Куликова Л.Н.), «осмысленными» ( Зинченко В.П.), «осознанными» (Запесоцкий А.С.)
Научно-исследовательская работа формирует у студентов профессиональный интерес, дух корпоративности, увлеченность темой исследования и создает дух «…совместного творческого поиска» [ там же ].
Целью НИРС является обучение студентов с 1 курса методам самостоятельного ведения научных исследований, организации научно-исследовательской работы, выработки у студентов навыков публичного выступления перед аудиторией, самостоятельного оформления полученных результатов исследований в виде научного доклада, научной статьи.
На кафедре специального (дефектологического) образования педагогического института СВФУ накоплен опыт организации научно-исследовательской работы студентов, включенной в учебный процесс, предусматривающей работу с научной литературой, подготовки рефератов, курсовых, дипломных работ с 3 курса.
Студенты принимали участие в научных конференциях, студенческом круглом столе, посвященном 150-летию опубликования статьи К.Д. Ушинского "Родное слово"; интеллектуальном турнире «Своя игра», в рамках недели студенческой науки ПИ СВФУ.
Студенты кафедры прошли обучение специалистами в информационно-ознакомительном семинаре «Информирование о работе с детьми с тяжелыми нарушениями психофизического развития дошкольного возраста в МЮОУ дополнительного образования детей г. Новосибирска «Детский оздоровительно-образовательный (социально-педагогический) центр А. И. Бороздина» в котором совместно со специалистами центра провели занятия с детьми с ранним детским аутизмом. Семинар Жуковой Е.С. из Санкт-Петербургского НИИ уза, горла, носа, речи по организации и актуальным вопросам речевой реабилитации после кохлеарной имплантации заинтересовал студентов – логопедов.
Это позволило перспективным студентам заниматься научными исследованиями и своевременно сформировать команду будущих успешных исследователей. Студенты кафедры не только принимают участие в научно-практических конференция всероссийского и международного уровня в СНГ и РФ, конкурсах и мероприятиях России, но и занимают призовые места: Соловьева К.Е. – ст. группы ОПЛ-08 - лауреат Всероссийской конференции научной молодежи «ЭРЭЛ-2011 (научный руководитель –Абрамова Н.А - к. п. н., доцент) , Харитонова К.Г. – ст. гр. ОПЛ-08 - победитель заочного тура и обладательница диплома 2 степени VI Всероссийского конкурса молодежи образовательных учреждений и научных организаций на лучшую работу «Моя законотворческая инициатива» (Москва, 2011) (научный руководитель – Иванова Н.Н. - ст. преподаватель).
Комплексный творческий подход к организации научной работы предусматривает систематическую работу по развитию творческих способностей студентов, овладению методикой научного исследования, повышение исследовательской культуры.
Таким образом, студенты – исследователи, обучаются элементам творчества исследовательского труда и имеют первоначальные результаты по исследованию, что определяет воспитание социально и творчески активной личности в области науки.
- Литература:
Запесоцкий А.С. Образование: Философия, культурология, политика. /А.С.Запесоцкий. – М,: Наука, 2003. – 456с.
Куликова Л.Н. Проблемы саморазвития личности.- 2-е изд.-/Л. Н. Куликова. – Благовещенск: Изд-во БГПУ. – 342с.
Степанова В.Е. Проблема рождения живого знания, обеспечивающего саморазвитие личности / В.Е .Степанова / Этнос. Образование. Личность: Сб. материалов Международной конференции образования.- Якутск: Изд-во МО РС (Я),2003.-С.201-203.
Третьяков П.И. Управление образовательными системами /П. И. Третьяков, Т. И. Шамова.- М,: Владос,2001.