Принципы взаимодействия мастера производственного обучения с группой учащихся | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №12 (47) декабрь 2012 г.

Статья просмотрена: 959 раз

Библиографическое описание:

Грибова, Ю. Ю. Принципы взаимодействия мастера производственного обучения с группой учащихся / Ю. Ю. Грибова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2012. — № 12 (47). — С. 459-461. — URL: https://moluch.ru/archive/47/5766/ (дата обращения: 16.11.2024).

Работа с группой - основное в деятельности мастера производственного обучения. Имея в своем распоряжении различные «инструменты» воздействия на гибкую, но податливую структуру подростка, мастер производственного обучения может оказать огромное влияние на развитие личности своего ученика.

У различных учеников свойства личности проявляются неодинаково; у одних они выражены в меру, у других некоторые из этих свойств значительно обострены. Например, могут быть ученики повышенно возбудимые, или излишне тревожны, или очень чувствительны и т.д. Все они относятся к психически здоровым людям, но больше других предрасположены к проявлению некоторых психических травм и отклоняющегося от нормы поведения. В частности, чрезмерная активность и возбудимость ученика может усилить их реакции и побудить к необдуманным, рискованным поступкам. Для того чтобы уроки производственного обучения проходили успешно, мастеру производственного обучения необходимо опираться на знание законов психического развития личности.

Акцентуации характера – это крайние варианты нормы, при которых отдельные черты характера чрезмерно усилены, вследствие чего обнаруживается избирательная уязвимость в отношении определенного рода психогенных воздействий при хорошей и даже повышенной устойчивости к другим. На базе нашего техникума было проведено исследование на выявление «акцентуаций характера личности» (К.Леонгарда–Шмишека) среди девушек подростков (16 лет). В исследовании принимали участие 34 человека (девушки) учащиеся 3 курса по профессии парикмахер.

В исследовании использовалась методика опросник «Акцентуаций характера личности» (К.Леонгарда – Шмишека).

Опросник Шмишека – личностный опросник, который предназначен для диагностики типа акцентуации личности, является реализацией типологического подхода к ее изучению. Опубликован Г. Шмишеком в 1970 г. Методика состоит из 88 вопросов, на которые требуется ответить «да» или «нет». Разработан также сокращенный вариант опросника. С помощью данной методики определяются следующие 10 типов акцентуации личности (по классификации К.Леонгарда):

  1. Демонстративный тип. Характеризуется повышенной способностью к вытеснению.

  2. Педантичный тип. Лица этого типа отличаются повышенной ригидностью, инертностью психических процессов, неспособностью к вытеснению травмирующих переживаний.

  3. Застревающий тип. Характерна чрезмерная стойкость аффекта.

  4. Возбудимый тип. Повышенная импульсивность, ослабление контроля над влечениями и побуждениями.

  5. Гипертимический тип. Повышенный фон настроения в сочетании с оптимизмом и высокой активностью.

  6. Дистимический тип. Сниженный фон настроения, пессимизм, фиксация теневых сторон жизни, заторможенность.

  7. Тревожно-боязливый. Склонность к страхам, робость и пугливость.

  8. Циклотимический тип. Смена гипертимических и дистимических фаз.

  9. Аффективно-экзальтированный. Легкость перехода от состояния восторга к состоянию печали. Восторг и печаль — основные сопутствующие этому типу состояния.

  10. Эмотивный тип. Родственен аффективно-экзальтированному, но проявления не столь бурно. Лица этого типа отличаются особой впечатлительностью и чувствительностью.

Максимальный показатель по каждому типу акцентуации - 24 балла. Признаком акцентуации считается показатель выше 12 баллов. Полученные данные могут быть представлены в виде «профиля личностной акцентуации».

Результаты исследования типа акцентуации характера личности

(К.Леонгарда – Шмишека)

Исследования проводились по 10 параметрам: гипертимность, дистимистичность, циклотимность, эмоциональность, демонстративность, застревание, педантичность, тревожность, возбудимость и экзальтированность. Рассмотрим среднее значение результатов проявления акцентуации характера у подростков в таблице № 1.

Таблица 1

Среднее значение результатов проявления акцентуации характера у подростков


Акцентуации характера


Среднее значение

Демонстративный тип

19

Педантичный тип

5,2

Застревающий тип

13

Возбудимый тип

19

Гипертимический тип

11,8

Дистимический тип

11

Тревожно – боязливый тип

16,5

Циклотимический тип

13

Аффектно – экзальтированный тип

16,7

Эмотивный тип

17


По шкале «демонстративность» среднее значение 19, по шкале педантичность» - 5,2, по шкале «застревание» - 13, по шкале «возбудимость» - 19, по шкале «гипертимность» - 11,8, по шкале «дистимичность» - 11, по шкале «тревожность» - 16,5, по шкале «циклотимность» - 13, по шкале «экзальтированность» - 13,7 и по шкале «эмотивность» 17.

По сколько признаком акцентуации характера является показатель свыше 18 баллов, то мы можем говорить, что по шкале «возбудимость» и «демонстративность» средний балл совпадает с данным показателем, и это свидетельствует о выраженности данной акцентуации.

У девочек акцентуации распределились следующим образом: по шкале «демонстративность» - 19 - 100% (10 человек). По шкале «педантичность» - 3 - 20% (2 человека). По шкале «застревание» - 12 - 40% (4человек). По шкале «гипертимность» - 11 - 50% (5 человек). По шкале «дистимичность» - 12 - 60% (6 человека). По шкале « экзальтированность» - 13 - 50% (5человек), по шкале «эмотивность» - 16,5 - 50% (5 человек), по шкале «тревожность» - 9 у 20% (2 человека), и по шкале «возбудимость» средний балл составил 17 у 70% (7 человек).

Таблица 2


девушки

Демонстративный тип

10 человек (100%)

Педантичный тип

2 человека (20%)

Застревающий тип

4 человека (40%)

Возбудимый тип

7 чел (70%)

Гипертимический тип

5 человек (50%)

Дистимический тип

6 человек (60%)

Аффективно – экзальтированный тип

5 человек (50%)

Эмотивный тип

5 человек (50%)

Тревожно - боязливый

2 человека(20%)

Циклотимический тип

4 человека (40%)


Таким образом, мы установили, что у девушек прослеживается демонстративный и возбудимый тип акцентуации характера. Центральной особенностью демонстративной личности является потребность и постоянное стремление произвести впечатление, привлечь к себе внимание, быть в центре внимания. Это проявляется в тщеславном поведении, часто нарочито демонстративном. Элемент этого поведения является самовосхваление, рассказы о себе или событиях, в которых эта личность занимала центральное место. Значительная доля этих рассказов может быть либо фантазированием, либо существенно приукрашенным изложением событий.

Возбудимый тип. Особенностью возбудимой личности является выраженная импульсивность поведения. Вся их манера общения и поведения в значительной мере зависит не от логики, не от рационального оценивания своих поступков, а обусловлена импульсом, влечением, инстинктом или неконтролирующими побуждениями. В области социального взаимодействия, общения для них характерна крайне низкая терпимость, что может характеризоваться как отсутствие терпимости вообще.

Труд – это тот станок, на котором ткутся самые тонкие человеческие отношения и формируются глубинные личностные качества: инициатива, и находчивость, активная творческая позиция, упорство в достижении цели.

Мастер производственного обучения должен осознавать, что личность видится как некий индивид с независимыми предпочтениями, а поэтому в работе с группой, прежде всего, следует руководиться интересами учащихся. В своей работе мастер, как у любого педагога, очень многое зависит от успехов учеников, продуктивности их работы, успешности овладения ими изучаемой специальности. А как основу профессиональной деятельности мастера составляет работа с группой и отдельно с каждым подростком для этого необходимо опираться на знание законов психического развития личности уметь направить инициативу учащихся в нужном направлении, подтолкнуть их к поиску решения конкретной проблемы, подсказать идею, тем самым не проявлять своей доминирующей роли и предоставить учащимся максимум самостоятельности. Соблюдая такие правила, можно достичь вместе со своими воспитанникам отличных результатов.


Литература:
  1. Божович Л.И. Проблемы формирования личности: Избранные труды./ Под ред. Д.И. Фельдшейна. – М.Московский психолого-социальный институт, Воронеж: НПО «МОДЭК», 2001г.

  2. Божович Л.И. Этапы формирования личности в онтогенезе. – В кн.: Возрастная и педагогическая психология: Тесты. – М.: Изд. МГУ,1992г.

  3. Волков Б.С. Акцентуации характера школьников и учителей, Педагогическое общество России, 2007г.

  4. Гонеев А.Д. и др. Основы коррекционной педагогике: Учеб. Пособие для студ. высш. пед. учеб. Заведений.

  5. Гонеев А.Д., Годовникова Л.Д. Работа учителя с трудными подростками: учебное пособие для студ. высш. пед. учеб. Заведений.

Основные термины (генерируются автоматически): шкала, производственное обучение, возбудимый тип, тип, демонстративный тип, застревающий тип, педантичный тип, эмотивный тип, психическое развитие личности, экзальтированный тип.


Задать вопрос