В педагогических исследованиях широкое распространение получил метод моделирования. Моделирование - это метод исследования, предполагающий создание искусственных или естественных систем (моделей), которые имитируют существенные свойства оригинала и позволяют получить о нем новые знания. Модель позволяет охарактеризовать изучаемый процесс наглядно в виде схем, чертежей, словесных характеристик, описаний, делает, его исследование более глубоким. Вопросам моделирования в педагогике посвящены труды С.Н. Брухина, В.И. Михеева и др. [1;2]
В педагогических исследованиях в качестве объекта моделирования может быть использовано любое явление в учебном процессе, выделяемое из множества других для всестороннего изучения. Практическая и познавательная ценность модели в любом педагогическом исследовании, в основном, определяется ее адекватностью изучаемым сторонам объекта, а также тем, насколько правильно учтены на этапах построения модели основные принципы моделирования (наглядность, определенность, объективность), которые во многом определяют возможности и тип модели.
Предметом нашего исследования является технология оценивания выпускной квалификационной работы (ВКР) в вузе на основе квалиметрического подхода.
Модель оценивания выпускной квалификационной работы в вузе, должна быть направлена на уменьшение субъективизма оценки ВКР, повышение её обоснованности, способствовать повышению качества ВКР. Для этого она должна базироваться на методологии квалиметрического оценивания, разработанной в общей квалиметрии [3;4].
Под оцениванием ВКР в настоящей работе мы понимаем деятельность, направленную на формирование оценочных суждений о качестве ВКР, выполненной студентом.
Квалитативность процедуры оценивания означает обеспечение ее качества на этапе проектирования и функционирования, которое достигается системным применением методов педагогической квалиметрии.
Технологизация оценивания предполагает его алгоритмизацию, в виде последовательности действий, гарантирующих получение ожидаемого результата (объективной и обоснованной оценки ВКР) и его воспроизводимость другими персональными составами ГАК [5, с.39].
Рис. 1. Модель квалиметрического оценивания ВКР
На этапе проектирования технологии оценивания определяются значимые параметры оцениваемых объектов, перечень и формулировки которых подвергаются процедуре педагогической экспертизы методом групповых экспертных оценок.
В качестве группы экспертов целесообразно привлечение преподавателей выпускающих кафедр вуза, а также специалистов профессиональной сферы, для которой готовят выпускников.
Для оценивания ВКР необходимо выделить её параметры, подлежащие оцениванию. Процедура отбора оценочных показателей представляет собой упорядоченную совокупность операций по оцениванию качества объекта.
Сформулируем общие условия выбора параметров оценки ВКР:
установление основных параметров оценки качества ВКР и процесса её защиты в соответствии с конкретными целями оценки;
отбор необходимого и достаточного количества параметров методом групповых экспертных оценок;
возможность количественно измерить значение каждого параметра, используя его градации.
В общем случае должны использоваться параметры, которые отражают значимые стороны ВКР и процесса её защиты, и для которых возможна достоверная оценка.
В квалиметрии общепринятым стал термин «оценка», под которым понимается как результат оценки, так и сам процесс оценивания.
Дипломные работы студентов, соответствующие современному уровню образования и науки, являются сложными педагогическими объектами, для полной, системной характеристики которых необходимо применять развернутые системы показателей последних [6]. Выбор параметров оценивания ВКР и процесса ее защиты необходимо осуществлять, руководствуясь требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования (ГОС ВПО) к уровню обученности выпускника, квалификационными требованиями, квалификационными характеристиками, а также требованиями учебно-методических объединений (УМО) и методическими рекомендациями различных вузов к содержанию ВКР и параметрам ее оценивания.
Для оценки ВКР могут быть использованы, с определенными ограничениями, критерии, применяемые для характеристики научных работ.
Так, критерий актуальности указывает на необходимость и своевременность изучения и решения проблемы.
Критерий практической значимости определяется возможностью использования результатов исследования для решения конкретных прикладных задач, наличием новых научно-методических рекомендаций.
Требования государственного образовательного стандарта к уровню профессиональной подготовки выпускника по направлению (специальности) задаются совокупностью профессиональных компетенций (в рамках принятой модели выпускника), которыми он должен обладать для решения профессиональных задач в соответствии с квалификационными требованиями.
Необходимым условием создания технологии квалиметрического оценивания выпускных квалификационных работ (ВКР) является алгоритмизация процесса оценивания с использованием метода групповых экспертных оценка.
Алгоритм квалиметрического оценивания ВКР состоит из следующих этапов:
формирование экспертной группы из преподавателей выпускающей кафедры и работодателей;
разработку проекта системы параметров ВКР и критериев их оценивания;
проведение экспертизы разработанного проекта;
обработку и интерпретацию результатов экспертизы.
Алгоритмизация этапов - необходимое условие разработки квалиметрической технологии анкетирования, т.к. квалиметрические процедуры дают положительный результат только в том случае, когда проводятся по определенному алгоритму.
1. Подготовительный этап
принятие решения о проведении анкетирования и определение целей анкетирования;
формирование рабочей и технической групп;
разработка рабочей группой положения о проведении анкетирования. Составление плана-графика анкетирования.
2. Этап работы рабочей группы
формирование экспертной группы;
разработка анкет;
оценка валидности и надежности анкет;
определение процедуры анкетирования.
3. Этап проведения анкетирования
организация членами рабочей и технической групп проведения анкетного опроса респондентов,
4. Этап работы технической группы
оформление и размножение анкет и вспомогательных материалов (обращений, инструкций);
организация контактов с респондентами;
математико-статистическая обработка результатов анкетного опроса.
5. Заключительный этап
обсуждение и содержательный анализ результатов анкетирования;
принятие решения по результатам анкетирования.
Целью проведения анкетного опроса является выявление рабочей группой системы параметров оценивания ВКР. Любая экспертиза проводится при участии экспертной группы. При формировании экспертной группы для нашего исследования использовались следующие методы: метод самооценки, оценка аргументированности, метод анкетных данных.
В методе самооценки каждому кандидату в эксперты предлагалось заполнить анкеты, содержащие такие показатели информированности, как знание требований государственного образовательного стандарта в части итоговой государственной аттестации выпускника и в части обязательного минимума содержания основной образовательной программы; квалификационной характеристики выпускника данной специальности (направления); требований к уровню подготовки выпускника специальности (направления).
При решении вопроса об оценке компетентности эксперта немаловажное значение имеет выявление, так называемого, источника аргументации, учет того, чем эксперт руководствуется, вынося суждение - оценку по анализируемой проблеме. Сюда можно отнести следующие источники, непосредственно связанные с нашей проблемой: опыт работы е ГАК, опыт руководства дипломными работами, наличие педагогического стажа преподавания в вузе, опыт работы в УМО специальностей (направлений), методических комиссиях и советах вуза, опыт участия в экспертизе (исследовании) по аналогичной проблеме.
Формирование экспертной группы производилось в следующем порядке:
составление списка кандидатов в эксперты;
разработка анкет для отбора экспертов;
заполнение анкет кандидатами в эксперты;
обработка заполненных анкет;
формирование экспертной группы.
Характерной особенностью использования экспертных методов является работа с высококвалифицированными специалистами в области профессиональной педагогики. В связи с этим особое значение приобретает процедура подбора экспертной группы, которая должна удовлетворять условиям репрезентативности, компетентности и согласованности.
Литература:
Брухин С.Н. Моделирование и его использование в теории педагогики. Тула: ТГПУ, 1996.-3 7с.
Михеев В.И. Моделирование и методы теории измерений в педагогике. -М.: Высш. школа, 1987. - 177с.
Ю.Анкифеева Н.В. Квалиметрический инструментарий педагогических исследований // Педагогика.-М.: 1998. - №24. - С.30-35.
Субетто А.И. Квалитология образования. - СПб. - М.:Исслед.центр, 2000. - 220с.
Козьмина М.А., Якимова М.В. Комплексное оценивание готовности выпускника вуза к профессиональной деятельности на основе портфолио // Современные проблемы технического образования: квалиметрия, деонтология: Материалы регион, науч.-практ. конф. - Ижевск: ИжГТУ, 2007. - С.226-232.
Коломиец Б.К. Комплексная оценка качества подготовки выпускников вузов. Методические рекомендации. // “Квалиметрия в образовании: методология, методика, практика”. Материалы XI Симпозиума. - М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2006. —46с.
Методические рекомендации по развернутой оценке и анализу выпускных квалификационных работ студентов вузов/Под ред. Б.К. Коломиец, Н.А. Селезнева.//Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов. - М., 1995. - 41с.