Реформа пенсионной системы в России продолжается уже 10 лет. Однако еще не выработан такой финансовый механизм ее функционирования, который бы сделал систему стабильной, сбалансированной и эффективной. Пенсии по-прежнему носят уравнительный характер, а дефицит бюджета Пенсионного фонда погашается за счет трансфертов из федерального бюджета.
При этом является невозможной ситуация дальнейшего повышения тарифов страховых взносов с целью увеличения доходной базы бюджета Пенсионного фонда. Учитывая, что налоговая нагрузка на работодателей и так высока, становится целесообразной ситуация уменьшения расходов пенсионной системы.
Значительной статьей расходов системы обязательного пенсионного страхования являются льготные или досрочные пенсии. Федеральным законом «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» закрепляется право на досрочное пенсионное обеспечение для 27 категорий работников, выполняющих следующие виды работ [1]:
работы с вредными условиями труда, подземные работы, работы в горячих цехах;
работы с тяжелыми условиями труда;
работа трактористом-машинистом, машинистом дорожных, строительных и погрузочно-разгрузочных машин (для женщин);
работы с повышенной тяжестью и интенсивностью в текстильной промышленности (для женщин);
работа, связанная с организацией перевозок на ж/д транспорте и метрополитене, а также в качестве водителя грузового автомобиля в технологическом процессе на шахтах и т. п.;
работа в экспедициях, отрядах, партиях, бригадах и на участках на геофизических, геологоразведочных и др. работах;
работа на лесосплаве и лесозаготовках;
работа в плавсоставе на судах речного, морского флота и флота рыбной промышленности;
работа водителем троллейбуса, автобуса, трамвая на регулярных городских пассажирских маршрутах;
работа в летном и инженерно-техническом составе гражданской авиации;
работа спасателем в профессиональных аварийно-спасательных службах и формированиях;
работы с осужденными и другие.
Список круга лиц, имеющих право на льготное пенсионное обеспечение, был определен еще в 1990 г. Система льготных пенсий представляла собой форму компенсации работникам ранней утраты трудоспособности в связи с вредными и опасными условиями труда. Проводимая социальная политика с помощью системы льгот позволяла привлечь работников на производство и стимулировала таким образом развитие приоритетных сфер.
Однако в настоящее время льготное пенсионное обеспечение предоставляется безотносительно вредных условий труда и степени утраты трудоспособности. При этом произошло разрастание масштабов льготного пенсионного обеспечения. Современным пенсионным законодательством предусмотрен широкий круг пенсионных льгот:
снижение возраста, дающего право получения пенсии на общих основаниях;
снижение необходимого страхового стажа;
включение периодов, не связанных с трудовой деятельностью, в страховой стаж;
установление пенсии независимо от возраста и общего страхового стажа при определенной продолжительности некоторых видов профессиональной деятельности (выслуга лет);
повышение размеров пенсии.
Существуют следующие формы компенсации утраты нетрудоспособности:
- а) пенсионное обеспечение по инвалидности вследствие трудового увечья и профессионального заболевания;
б) возмещение работодателями вреда, причиненного работникам увечьем, профессиональным заболеванием либо иным повреждением здоровья, связанными с исполнением ими трудовых обязанностей;
в) пенсионное обеспечение со снижением возраста в связи с особыми, т.е. вредными и опасными, условиями труда или льготное пенсионное обеспечение.
На выплату льготных пенсий из бюджета Пенсионного фонда расходуется более 20% всех средств бюджета [2, с.154]. Сегодня право на досрочные пенсии распространяется более чем на 1,7 тыс. наименований профессий и должностей. Население выходит на пенсию в вполне трудоспособном возрасте и продолжает трудовую деятельность. Тем самым пенсия приобретает характер пособия для лиц, достигших определенного возраста и имеющих необходимый трудовой стаж.
Льготные пенсии выполняют следующие функции [3, с. 17]:
экономическую. При выполнении трудовых функций в определенных неблагоприятных условиях предположительная нетрудоспособность может наступить в более раннем возрасте. Льготная пенсия призвана компенсировать утраченный заработок вследствие такой нетрудоспособности;
здравоохранительную, которой должен отдаваться бесспорный приоритет. Способствуя выводу из определенных сфер производства работников в более раннем возрасте, направлена на сохранение их здоровья;
стимулирующую. Заключается в привлечении рабочей силы к выполнению трудовых функций, сопряженных с неблагоприятными факторами. К таким факторам помимо опасных и вредных условий труда, относятся также определенные климатические условия, к примеру, работа на Крайнем Севере, в местностях, приравненных к Крайнему Северу.
Система льготных пенсий оправдывала себя во время ее внедрения, однако на сегодняшний момент в условиях рыночной экономики она обременяет систему пенсионного обеспечения. Количество льготных пенсионеров постоянно растет. По данным Пенсионного фонда, досрочную пенсию получает 10,7 млн. (32,9%) пенсионеров, из которых половина (4,9 млн.) продолжает работать.
В то же время предприятия, законодательно отнесенные к вредным, опасным или находящиеся в северных регионах, имеют преимущества перед другими в плане привлечения работников. Однако по оценкам экспертов эти преимущества нередко предоставляются необоснованно: около 30% работников, имеющих право на досрочную трудовую пенсию, трудятся в нормальных условиях труда [4]. А работодатели, имея это преимущество, могут не повышать зарплаты и не улучшать условия труда. То есть система льготных пенсий оказывает дестабилизирующее воздействие и на экономику в целом.
Также одной из проблем, касающихся этой системы, является то, что эти работодатели выплачивают общий тариф страховых взносов. Таким образом, для фонда оплаты труда создается дополнительная нагрузка в виде финансирования льготных пенсий, поскольку они выплачиваются из единого бюджета. В этой ситуации необходимо переложить нагрузку по обеспечению досрочного выхода на пенсию сотрудников вредных производств на самих работодателей. Сделать это можно либо увеличив размер страховых взносов за этих работников, либо с помощью профессиональных пенсионных систем (ППС).
На данный момент широко обсуждается необходимость реформирования системы досрочных пенсий. Программой пенсионной реформы предусматривается трансформировать досрочные пенсии, назначаемые в связи с неблагоприятными условиями труда, в отдельную категорию пенсионного обеспечения – профессиональную пенсионную систему.
Деятельность ППС строится на накопительном принципе: сколько в пользу работника сформировано пенсионных накоплений, такова и будет льготная пенсия.
Однако в случае внедрения этих систем предстоит огромная работа по изучению текущей ситуации, сложившейся на предприятиях различных отраслей, по моделированию проектируемых условий и норм деятельности ППС и по реализации положений Программы пенсионной реформы о переходе к обязательным профессиональным системам.
Очевидно, что проводимая пенсионная реформа должна затронуть систему льготных пенсий. Тенденция старения населения вынуждает предпринимать меры по срочной отмене некоторых пенсионных льгот и сокращению расходов бюджета Пенсионного фонда.
Таким образом, возможным решением данной проблемы видится:
1) трансформировать досрочные пенсии, назначаемые в связи с неблагоприятными условиями труда, в профессиональные пенсионные системы;
2) в краткосрочной перспективе увеличить тарифы страховых взносов для работников предприятий, законодательно отнесенных к вредным и опасным;
3) увеличить трудовой стаж, необходимый для получения права досрочного выхода на пенсию;
4) создать комиссии по оценке условий труда на предприятиях, законодательно отнесенных к вредным и опасным, для подтверждения или опровержения данного факта;
5) стимулировать более поздний выход граждан на пенсию посредством увеличения размера будущей пенсии;
6) постепенную отмену льготных пенсий необходимо проводить наряду с повышением уровня заработных плат. Необходимо принять во внимание, что льготные пенсии, являясь обременительной частью расходов для бюджета Пенсионного фонда, для населения страны с низким уровнем жизни становятся финансовым подспорьем на период до наступления нетрудоспособного возраста. Поэтому необходимо компенсировать сокращение пенсионных льгот достойной заработной платой.
Литература:
Федеральный закон «О трудовых пенсиях» № 173-ФЗ от 17.12.2001.
Миронова О.С. Проблемы совершенствования пенсионной системы России// Вестник ПАГС. 2011.
Чеченов А.А., Калов З.А. О применении льгот в системе пенсионного обеспечения населения// Фундаментальные исследования. 2006. №8.
Федотов Д.Ю. Реформа пенсионной системы России: что достигнуто?// Известия Иркутской государственной экономической академии. 2012. №1.