Образование как основа полноценного развития личности является главным ресурсом любой страны, одним из гарантов ее национальной безопасности. Между тем, в России этот ресурс во многом исчерпан. Охрана здоровья подрастающего поколения является важнейшей задачей общества и государства. Неблагоприятные изменения в состоянии здоровья детей наносят социальный и экономический ущерб стране, так как выпускники школ являются основным источником пополнения кадров, и состояние их здоровья нередко является причиной ограничения к освоению ряда массовых профессий. Практика современной общеобразовательной школы в последние годы выявляет целый ряд проблем, связанных с увеличением числа детей, испытывающих стойкие трудности в обучении, связанные с ухудшением физического и психического здоровья обучающихся.
Перед отечественной педагогической наукой и системой образования ставится стратегически важная задача - создать необходимые условия для того, чтобы образование не ухудшало здоровье детей, а способствовало его сохранению, укреплению, развитию. Выполнение задач, обозначенных «Концепцией федеральной целевой программы развития образования на 2011-2015 годы», диктует необходимость выработки системной, научно-обоснованной стратегии в отношении сохранения и развития здоровья детей и подростков в образовательных учреждениях Российской Федерации.
В педагогической отечественной науке накоплен значительный научный фонд, который является базой для разработки исследуемой проблемы. Разработаны методологические основы здоровьесберегающего подхода к проектированию содержания образования (В.Ф.Базарный, Т.Б.Дмитриева, В.А.Ермаков, В.Н.Касаткин и др.). Однако решение вышепредставленной проблемы в рамках существующей системы образования осложнено тем, что система, называющаяся «здоровьесберегающей», изначально, по своему определению, ориентирует педагогов лишь на сохранение, сбережение здоровья учащихся, что в принципе отрицает саму идею проектирования педагогической деятельности, а в стратегическом и методологическом отношениях является неверным, так как в школьные годы необходимо укрепление, развитие и совершенствование потенциала здоровья. Имеющиеся литературные данные указывают также на то, что здоровьесберегающая педагогическая система в общеобразовательных школах оказывается малоэффективной (С.Б. Бондарь, В.А. Смирнова, Т.В. Выборнова; Ю.А. Гордеев, И.В. Гордеева; В.Н. Ирхин; И.В. Ирхина; С.Н. Филиппова и др.) и здоровье учеников от класса к классу ухудшается (Н.А. Агаджанян; М.К. Зубрицкий, Г.А. Залезинская; Б.И. Новиков, В.В. Федоткин; И.Н. Полунин, Т.Ю. Щурова, Ю.И. Филимонов), что таит в себе скрытую угрозу национальной безопасности России. Наиболее целесообразно решать вопросы самоопределения со старшеклассниками, поскольку в этом возрасте максимально активизируется их деятельность, касающаяся становления мотивов, связанных с поиском индивидуальности, возникает проблема планирования будущего, профессионального и личностного самоопределения. Мы полагаем, что возможными эффективными средствами формирования навыков самоопределения станут педагогические ситуации совместного со старшеклассниками планирования программы их деятельности, направленной на достижение ими целей государственного образовательного заказа и собственного развития в процессе учения, общения и т.д.
Физкультурно-спортивная деятельность учащихся общеобразовательных учреждений имеет большое значение, поскольку способствует укреплению здоровья, гармоническому физическому развитию организма, формированию навыков здорового стиля жизни, совершенствованию культуры двигательной активности и обеспечивает психофизическую подготовку к самостоятельной жизнедеятельности в социуме [].
Проблемная ситуация, создавшаяся в системе физкультурного образования подрастающего поколения в нашей стране, обусловлена возникшим ныне противоречием между тем, что с одной стороны одним из ведущих принципов государственной образовательной политики становится гуманистическая направленность обучения, определяющая приоритет общечеловеческих ценностей, создание условий для всестороннего развития личности на основе личностно-ориентированного подхода, а с другой - современная педагогическая наука не обеспечивает создание нового научно-теоретического и методического знания, способного обеспечить инновационные преобразования в организации физического воспитания в общеобразовательной школе с учетом современных требований к здоровью и физической подготовленности обучающихся, к уровню их физической и спортивной культуры.
На современном этапе развития школьного образования наблюдается значительный рост педагогических инноваций в сфере физического воспитания школьников. Активно разрабатываются и внедряются в практику ранее редко использованные средства двигательной активности, с помощью которых возможно достижение оптимального уровня физического состояния (В.В. Михайлов, 1986; Е.А. Пирогова, 1989; Г.А. Марескина, 1992; В.Г. Беспутчик, 1996).
Традиционная система физического воспитания в общеобразовательных учреждениях на современном этапе для обеспечения необходимого уровня физической культуры, физического развития и подготовленности школьников нуждается в увеличении их двигательной активности. Решение данной задачи можно осуществить на основе творческого переноса элементов спорта в сферу физического воспитания. Такой творческий перенос впервые (в 1962 г.) предложил д.б.н., профессор В.К. Бальсевич и назвал это новое направление физического воспитания – «спортизацией».
Спортизация физкультурного образования предполагает увеличение объема организованной двигательной активности учащихся. Данная нагрузка становится дополнительным стрессовым фактором для организма школьников на фоне общей интенсификации образовательной деятельности современной общеобразовательной школы. По мнению Р.М. Баевского, Н.И. Шлык, А.П. Берсеневой необходим индивидуальный подход в подборе физических нагрузок для детей школьного возраста с различным типом функционального состояния их организма, так как гипотеза об «абсолютном» положительном воздействии организованной двигательной активности растущего организма требует всестороннего подтверждения.
Полагаем, что и в условиях массовой школы возможно выстраивание определенной педагогической деятельности, где бы и учителя, и ученики проявляли максимальную личную активность по выстраиванию собственной программы образования (как в плане обученности, так и в плане развития). Это предполагает совместное (ученик-учитель-родитель) проектирование деятельности, направленной на саморазвитие ученика, на совместный выбор методов, средств, темпов и пр. по реализации этой деятельности, совместный отбор целей и задач саморазвития и пр.
Все это составляет суть индивидуальных педагогических траекторий, разработка и реализация которых позволит сформировать у учащихся социальные компетенции (самоопределение, ответственный выбор и пр.), необходимые для гармоничной социализации в современном социуме. Практически это возможно осуществить при наличии определенной степени свободы в образовательном учреждении, посредством организации ситуаций выбора, «проживание» которых актуализирует проявление самостоятельности в различных сферах организации его жизнедеятельности (учебных, внеурочных, внешкольных). Принципиальным моментом в данной педагогической ситуации является предоставление обучающимся той степени индивидуальной свободы, за которую они могут нести ответственность в силу возрастных особенностей. Учитывая специфику индивидуальных стилей учения, специфики поведения, индивидуальных особенностей старшеклассников и их образовательных интересов мы выделили воспитательные, учебные и развивающие траектории.
На современном этапе развития российского образования имеется достаточно большой объем теоретических и практических наработок по проектированию индивидуально-ориентированных учебных и воспитательных траекторий. Вопросы разработки и реализации индивидуальных траекторий развития школьников, в частности старшеклассников, остались без внимания, как ученых, так и практиков. В условиях спортизации образовательного пространства средних общеобразовательных учебных заведений возникает острая потребность в проектировании именно развивающих индивидуальных траекторий школьников. Данная потребность вызвана тем, что ключевой задачей спортизации общеобразовательной школы является формирование здоровья учащихся и их гармоническое физическое развитие.
Процесс разработки и реализации здоровьеразвивающих траекторий учащихся предполагает взаимодействие учителя физической культуры, педагога тренера (в условиях школьного спортивного клуба), родителей и старшеклассника по поводу выбора им цели, ценности, содержания, формы поведения, общения и развития, как в самом учреждении, так и в образовательном пространстве социума.
Интерес к индивидуальному здоровью, как со стороны социальных институтов государства, так и отдельных граждан огромен и будет все более возрастать по мере понимания общественным сознанием, что существующая сейчас негативная тенденция в его развитии становится для человека сдерживающим фактором в реализации им своего биологического и социального потенциала.
Имеющиеся литературные данные указывают на то, что учебная нагрузка старшеклассников составляет 10-12 часов в сутки. Это дало основание некоторым авторам считать, что испытываемая сегодня старшеклассниками нагрузка по объему и интенсивности приближается к пределу физиологических возможностей организма и в результате негативно сказывается на таких учебных способностях как устойчивость внимания, умственная работоспособность, общая успеваемость и др.
По степени нервного напряжения учебный труд на старшей ступени общеобразовательной школы сопоставим с видами человеческой деятельности, которым присущ повышенный риск развития заболеваний. Напряженность учебного труда старшеклассников в сочетании с малоэффективной системой физкультурного образования, материальными и бытовыми трудностями еще более усугубляют состояние проблемы и приводят в итоге к тому, что количество здоровых под воздействием процесса обучения в старшей школе сокращается.
Оздоровительная деятельность педагогического сообщества в общеобразовательных школах связана с такими категориями как «здоровьесберегающая», «здоровьесохраняющая», «здоровьеформирующая». Надо подчеркнуть, что первая категория является наиболее устойчивой в современной педагогической литературе. Анализ смыслового содержания категорий, которыми оперирует современная педагогика, показывает, что только две из них - формирование и развитие - могут быть использованы в качестве словообразующей основы для названия инновационных направлений совершенствования оздоровительной деятельности общеобразовательной школы.
Вместе с тем, среди задач, решаемых в ходе педагогического процесса, присутствует и задача по сбережению и (или) сохранению имеющегося на данный момент времени у каждого субъекта потенциала здоровья. Таким образом, решение всех трех задач - развития, формирования и сбережения в целостном педагогическом процессе происходит одновременно. Однако, первичным признаком, определяющим всю стратегию педагогической деятельности в образовательно-развивающем пространстве физической культуры этого периода является развитие, что является, по нашему мнению, достаточным логическим основанием для придания оздоровительной деятельности старшего школьного периода жизни человека названия «здоровьеразвивающая».
Здороверазвиваюшая деятельность старшеклассников должна сопровождаться учителем физической культуры. Структура совместной деятельности учителя и обучающегося по разработке и реализации индивидуальных здоровьеразвивающих траекторий определяется методологической основой педагогического сопровождения старшеклассников, в качестве которой выступает сочетание идей свободы, самоопределения, развития индивидуальности.