В статье освещены проблемы подготовки будущих учителей в Республике Узбекистан на основе единства их профессионального и личностного развития, изложены требования к процессу воспитания и развития личности будущего педагога, раскрыто значение формирования у студентов готовности к самообразованию и самовоспитанию для будущей профессиональной деятельности.
Изучение проблемы воспитания и развития личности будущего учителя связано с необходимостью анализа её психологических аспектов. Основные вопросы, требующие комплексного исследования, состоят в следующем:
Характеристика индивидуальных и возростных особенностей будущих учителей и их учет в процессе воспитания;
Раскрытие социальной сущности профессии учителя и её психолого-педагогическое обоснование;
Определение структуры и направленности процесса воспитания и развития будущего учителя;
Развитие индивидуальных способностей и личностных качеств будущих учителей, формирование у них навыков самооценки;
Направленность воспитания на развитие склонностей к профессии учителя;
Расширение возможностей восприятия и осмысления профессиональных проблем в будущей деятельности педагога;
Учет индивидуально-типологических особенностей личности будущего учителя;
Опора на деятельностный подход в воспитании и развитии будущего учителя;
Социальная ориентированность будущего учителя на основе практического опыта;
Опора на гуманистические тенденции в воспитании и развитии будущих учителей.
Нами были изучены и проанализированы возрастные особенности студентов во время педагогической практики с позиций психологических подходов, и на этой основе определены ведущие факторы, влияющие на воспитание и развитие будущих учителей.
Во-первых, это мировоззрение, идеалы, убеждения будущего учителя, которые будут отражаться в его дальнейшей деятельности.
Во-вторых, личностные качества будущего учителя – целеустремленность, духовность, общественная активность, идейность, отношение к национальным ценностям и др.
В процессе воспитания и развития будущих учителей принимаются во внимание и такие свойства личности, как богатство эмоционально-чувственной сферы, уровень культуры, интеллектуальная развитость, логическое мышление, стремление к знаниям, интерес к профессиональным знаниям, ценностные ориентации, постоянное стремление к повышению уровня профессионализма, социальная активность, коммуникативная культура, потребность самовоспитания, личного совершенствования.
Воспитание и развитие будущего учителя-одна из важных проблем в психологии. Данная проблема является составной частью общей и возрастной психологии, рассматривающей вопросы, связанные с развитием склонностей, воспитанием характера, формированием поведения личности в конкретных условиях.
Процесс воспитания и развития будущего учителя связан с изменением его личности и поведения, проявлением себя в общественной жизни, с его ценностными ориентациями, поступками и привычками в повседневной жизни – со всем, что относится к психологии личности.
Понятие “личность” в психологии трактуется по-разному. Одно из определений сводится к тому, что личность и ее качества формируются по мере участия индивидуума в общественных отношениях, то есть личность рассматривается как субъект общественных отношений.
Исходя из этого определения, личность занимает особое место в системе реальных жизненных отношений. Личность вступает в определенные отношения и сотрудничество с другими членами общества, в результате чего развиваются личностные качества.
Другая точка зрения, близкая к первой, также определяет личность не только субъект общественных отношений, но и как субъект сознательной деятельности.
Применительно к рассматриваемой нами проблеме данное утверждение означает, что будущий учитель должен осознанно подходить к своей деятельности, иметь определенное представление о материальной стороне профессии, четко представлять свои перспективы, планировать будущую деятельность и постоянно совершенствовать профессионально-личностные качества.
Подготовленный таким образом будущий учитель проявляет себя в профессионально-общественном плане. Он постоянно занимается самообразованием и особенно повышением профессиональных знаний. У таких специалистов можно наблюдать осознанную деятельность, соблюдение этических и правовых норм, высокий уровень педагогического сотрудничества (то есть отношений учитель-ученик), устойчивый интерес к избранной профессии.
Формирование профессионализма у будущих учителей связано с усвоением духовных и культурных ценностей, овладением общепедагогическими знаниями и одновременно с развитием и совершенствованием личностно-профессиональных качеств. Организуя учебный процесс и внеаудиторную работу со студентами следует ориентироваться именно на комплексную подготовку будущих учителей к профессиональной деятельности.
В число обязательных профессиональных навыков будущего учителя входят:
- изучение индивидуальных особенностей учащихся;
- усвоение новых критериев профессиональной этики;
- самовоспитание: развитие в себе необходимых профессионально-личностных качеств.
К последнему требованию можно добавить что будущие учителя должны уметь критически оценивать себя, в будущей профессиональной деятельности постоянно пополнять свои знания и овладевать секретами профессионального мастерства.
Избранная студентами профессия обязывает их быть неравнодушными, чувствовать настроение учащихся и переживать вместе с ними радости и неудачи, быть в курсе интересов и увлечений своих учеников и умело направлять их на путь познания и самосовершенствования.
Будущего учителя необходимо готовить к профориентационной работе с учащимися. Свой интерес к профессии, ее творческие стороны учитель должен раскрыть перед учащимися.
Среди задач по развитию у учащихся интереса к профессии учителя, можно выделить следующие:
а) формирование положительного отношения учащихся к профессии учителя, доведение до их сознания значимости профессии, её гуманного характера;
б) стимулирование у учащихся глубокого овладения знаниями в избранной области;
в) выявление причин, повлиявших на выбор профессии, и определение их роли для профессионального формирования и развития.
В воспитании и развитии будущих учителей большое значение приобретают их личные качества и психические свойства.
Особо следует отметить аналитические способности и способности к обобщению, способ мышления (проблемное, творческое, теоритическое, эмпирическое, образное мышление), умения делать выводы и резюме, особенности эмоционально-чувственной сферы. Специфика педагогического труда связана и с такими качествами личности, как репродуктивные или продуктивные (творческие) способности, общественные или индивидуальные склонности, психическая устойчивость, традиционное мышление, романтическая увлеченность, мечтательность, быстрота реакции, воспитанность и многими другими.
В процессе подготовки будущего учителя необходимо принимать во внимание умения управлять своим поведением и поступками, его отношения с окружающими.
Воспитание и развитие будущего учителя неразрывно связано с реализацией «Я - концепции», то есть формированием у студентов представлений о себе. Для педагога это имеет очень большое значение, потому что в профессиональной деятельности ему придется не раз услышать мнение учеников, их родителей, членов коллектива о себе, и надо, чтобы учитель был во всеоружии, сумел бы отстоять свое достоинство и привести убедительные аргументы.
Профессия учителя предполагает его участие в разных видах деятельности, следовательно, будущие педагоги должны быть к этому готовы. Основные виды деятельности таковы:
- учебно-познавательная деятельность;
- внеучебная, интеллектуально-творческая и общественная деятельность;
- педагогическая деятельность (в процессе практики это может быть учебная и воспитательная деятельность).
Государственная политика в области подготовки кадров и в частности-педагогических кадров направлена на подготовку высокообразованных специалистов, способных выполнить ответственную задачу воспитания всесторонне развитого молодого поколения.
Как было отмечено выше, современный учитель должен постоянно развивать в себе новые способности, готовность оперативно вырабатывать алгоритмы мышления, умения управлять своим психическим состоянием. Другими словами, речь идёт о готовности к постоянному саморазвитию, которое понимается как интегративное личностное образование, существующее в единстве мотивационно-ценностного, эмоционально-волевого и содержательно-операционного компонентов. Рассмотрение психологической сущности саморазвития личности позволяет утверждать, что под самостоятельностью понимается переход от системы внешнего управления к внутреннему контролю. Такое управление требует сведений, информации субъекта о самом себе, а значит личность сталкивается с проблемой изучения специальной научной литературы.
Понятия «личностное» и «профессиональное» развитие тесно смыкаются с точки зрения современных требований к учителю. Переход от представлений о профессии (именно на этом уровне находятся студенты до педагогической практики) к реальной деятельности (период педагогической практики) предполагает формирование конкретных целей и задач, определения путей, средств и методов этой деятельности. Будущий педагог поставлен перед необходимостью особенно активно заниматься самообразованием и саморазвитием, ибо от статуса обучаемого он переходит в статус обучающего.
Перед студентом-практикантом выдвигаются новые по содержанию задачи: он должен проектировать учебный процесс, сочетать различные подходы и технологии обучения, использовать инновационные системы обучения, осуществлять педагогическую рефлексию, то есть решать творческие, проблемные задачи. Всё это предполагает рассмотрение обучения как процесса межличностного взаимодействия и общения в системе «учитель-ученик». Реализация личностного подхода требует и адекватных ему личностных свойств педагога – эмпатийности, увлеченности, толерантности, отношения к ученику как к уникальной личности и др.
К сожалению, в ходе проведенных нами наблюдений установлено, что большая часть студентов педагогических вузов не до конца понимают сущность профессии «учитель - педагог» и затрудняются ответить на вопрос, почему они выбрали именно эту специальность.
Поэтому актуальными проблемами на сегодняшний день остаются: более ранняя ориентация на профессию учителя (на этапе, предшествующем выбору направления среднего специального образовательного учреждения); организация педагогической практики студентов с позиций личностно-ориентированного образования; создание оптимальных условий в педагогических вузах для самообразования и саморазвития будущих педагогов.
- Литература:
Каримов И.А. Юксак салоҳиятли авлодни тарбиялаш – энг муқаддас мақсад / Тошкентдаги Симпозиумлар саройида 2012 йил 17 февраль куни бўлиб ўтган халқаро конференцияда сўзлаган нутқи // Халқ сўзи, 2012 йил 18 февраль.
Ўзбекистон Республикасининг “Таълим тўғрисида”ги Қонуни // Баркамол авлод – Ўзбекистон тараққиётининг пойдевори. – Т.: Шарқ НМК, 1997. – 20-29-б.
Ўзбекистон Республикасининг “Кадрлар тайёрлаш миллий дастури” // Баркамол авлод – Ўзбекистон тараққиётининг пойдевори. – Т.: Шарқ НМК, 1997. – 32-62-б.
Зимняя И.А. Педагогическая психология. – М., 1999. – 197 с.