В статье рассматривается качество подготовки младшего специалиста среднего специального профессионального образования, где критерием выступает профессиональная компетентность младших специалистов, т.е. его готовность к самообразованию на протяжении всей жизни, владеть новыми технологиями и понимать возможности их использования, уметь принимать самостоятельные решения, адаптироваться в социальной и будущей профессиональной сфере, разрешать проблемы и работать в команде, быть готовым к перегрузкам, стрессовым ситуациям и уметь быстро из них выходить.
Ключевые слова: качество, подготовка, младший специалист среднего специального профессионального образования, профессиональная компетентность
Качество подготовки младшего специалиста среднего специального профессионального образования, где критерием выступает профессиональная компетентность, сегодня рассматривается с позиции рекомендаций Государственных образовательных стандартов. Речь идет не только о чисто трудовых, производственных знаниях, умениях и навыках, а о концептуальных требованиях к профессиональной компетентности молодых специалистов - то есть о всестороннем развитии студентов, о поддержании их в процессе учебы, а главное - о формировании стремления сделать свою отрасль передовой.
Сегодня образование Республики Узбекистан оказывается самым масштабным и может быть - единственным социальным институтом, через который осуществляется трансляция и воплощение базовых ценностей и целей развития Республики. Современное образование является сложнейшей формой общественной практики, его место и роль на данном историческом этапе исключительны и уникальны.
Современные требования к подготовке младшего специалиста среднего специального профессионального образования складываются под влиянием ситуации на рынке труда, а также таких процессов, как ускорение темпов развития общества и повсеместной информатизации среды.
В меняющемся мире система образования должна формировать такие новые качества младшего специалиста как инициативность, инновационность, мобильность, гибкость, динамизм и конструктивность. Будущий профессионал должен обладать стремлением к самообразованию на протяжении всей жизни, владеть новыми технологиями и понимать возможности их использования, уметь принимать самостоятельные решения, адаптироваться в социальной и будущей профессиональной сфере, разрешать проблемы и работать в команде, быть готовым к перегрузкам, стрессовым ситуациям и уметь быстро из них выходить.
Чтобы сформировать компетентного младшего специалиста среднего специального профессионального образования во всех потенциально значимых сферах профессионального образования и собственно жизнедеятельности и повысить качество его подготовки, необходимо применять активные методы обучения, инновационные технологии, познавательную, коммуникативную и личностную активность студентов.
Одним из перспективных направлений в плане решения этой задачи является осуществление компетентностного подхода средствами модульных технологий. Компетентностный подход олицетворяет сегодня инновационный процесс в образовании, соответствует принятой в большинстве развитых стран общей концепции образовательного стандарта и прямо связан с переходом на систему компетентностей в конструировании содержания образования и систем контроля его качества.
Повышение качества подготовки студентов является одной из актуальных проблем мировой и отечественной педагогической науки и практики. Компетентностный подход призван решить ряд таких проблем в образовательном процессе, которые до сих пор остаются нерешенными в рамках существующих образовательных технологий. Компетентностный подход является способом достижения нового качественного образования. Он определяет направление изменения образовательного процесса, его приоритеты.
Позиция современных ученых по повышению качества подготовки студентов заключается в следующем. Отличие компетентного младшего специалиста от квалифицированного в том, что первый обладает не только знаниями, умения, навыками определенного уровня, но и способностью и готовностью реализовать их в работе. Компетентность предполагает наличие у студента внутренней мотивации к качественному осуществлению своей профессиональной деятельности, а также профессиональных ценностей и отношение к своей специальности как к ценности. Компетентный специалист должен быть способен выходить за рамки предмета своей профессии, а также должен обладать творческим потенциалом для саморазвития. Компетентного специалиста отличает способность среди множества решений выбирать наиболее оптимальное, аргументировано опровергать ложные решения, подвергать сомнению не эффективные решения, словом обладать критическим мышлением[1; с. 6].
Обладать опытом, способностью действовать в ситуации неопределенности - именно эти качества и дают возможность сформировать у выпускника компетентностный подход, реализуемый на занятии преподавателем. Перспективным компетентностное обучение является еще и потому, что при таком подходе учебная деятельность приобретает исследовательский и практико-ориентированный характер, и сама становится предметом усвоения.
Компетентность предполагает постоянное обновление знания, владение новой информацией для успешного решения профессиональных задач в данное время и в данных условиях, а также повышения качества подготовки выпускника. Иными словами, компетентность - это способность к актуальному выполнению деятельности.
Следует также отметить, что цель профессионального образования состоит не только в том, чтобы научить студента что-то делать, приобрести профессиональную квалификацию, но и в том, чтобы дать ему возможность справляться с различными жизненными и профессиональными ситуациями. При этом компетентность не должна противопоставляться профессиональным квалификациям, но и не должна отождествляться с ними. Одним из ярких примеров этого изменения могут служить промышленные и транспортные предприятия, а также научно-исследовательские и конструкторские организации, работающие в альянсе с этими предприятиями. Подготовка компетентных младших специалистов для этих предприятий и организаций - весьма важная современная задача для среднего специального профессионального образования. Наибольшее количество людей, работающих на данных предприятиях должны обладать профессиональными компетенциями [2; с. 124].
Анализ особенностей содержания преподаваемых предметов специальных дисциплин и возможностей студентов, уровня их развития, позволил выделить в качестве наиболее актуальных следующие компетенции: учебно-познавательная, информационная, коммуникативная, компетенция личностного самосовершенствования и профессиональная. При этом ключевыми компетенциями младшего специалиста среднего специального профессионального образования являются:
развитые интеллектуальные способности, позволяющие эффективно находить информацию для решения профессиональных задач с учетом социально-экономических факторов;
сформированная культура мышления;
умение действовать рационально, использовать компьютерную технику, владеть современными технологиями и отвечать за результаты труда;
владение навыками сотрудничества и коммуникативности, умениями управлять коллективом;
принятие этических, правовых норм, регулирующих отношение к человеку, обществу, природе в соответствии с гражданско-патриотическими ценностями личности;
поддержание здорового образа жизни;
предпринимательская и социальная направленность мышления[2; с. 68].
Качество подготовки младшего специалиста среднего специального профессионального образования, где критерием выступает профессиональная компетентность, сегодня рассматривается с позиции рекомендаций Государственных образовательных стандартов. Речь идет не только о чисто трудовых, производственных знаниях, умениях и навыках, а о концептуальных требованиях к профессиональной компетентности молодых специалистов - то есть о всестороннем развитии студентов, о поддержании их в процессе учебы, а главное - о формировании стремления сделать свою отрасль передовой.
Литература:
Петров А. Профессиональная компетентность: понятийно-терминологические проблемы / А. Петров // Альма Матер. Вестник высшей школы: журнал - 2004. - N10. - С. 6-10
Контроль качества обучения при аттестации: компетентностный подход: учеб. пособие / В.И. Звонников, М.Б. Челышкова. - М.: Университетская книга; Логос, 2009. – 272 с.