В статье освещена проблема педагогической поддержки в процессе творческой деятельности учащихся, раскрыты особенности педагогической системы, направленной на развитие творческих способностей учащихся. Особо отмечено сотрудничество учителя и учащихся на основе учета интересов склонностей и возможностей учащихся, обозначены цели и задачи педагогического процесса развития творческих способностей школьников.
Наблюдения за природой человека показывают, что у каждого ученика существуют индивидуальные возможности и талант, которые проявляются в процессе учебной деятельности при создании определенных педагогических условий.
Талант – 1. Способности, дарование, сконцентрированные на чем-либо в высокой степени. 2. Личность, обладающая большими способностями и дарованием1.
Способность – (араб – быть, стать могущественным, сильным, властным) – понимается как особенность творческой личности и умственная деятельность2.
В организации творческого педагогического процесса, способствующего раскрытию художественных творческих дарований учащихся, особое значение приобретает педагогическая поддержка творческих и созидательных устремлений учащихся. Эта детельность носит целостный характер и является составной частью учебного процесса. Получая знания, учащиеся изучают, осмысливают и создают. У каждого ученика свой, особый подход к процессу творчества. Учитель же, исходя из потребностей учащихся, должен создать оптимальные условия для их творчества. Одна из главных задач данного процесса состоит в поддержке и помощи учащимся со стороны учителя.
Наши наблюдения свидетельствуют о том, что во многих случаях учителям самим необходима помощь в освоении направленний и способов поддержки творческих проявлений учащихся. Особенно начинающему учителю в такой ситуации следует посоветоваться с родителями об индивидуальных особенностях ребенка с тем, чтобы действовать с ними в одном направлении. Постоянная помощь и советы учителя приведут к созданию педагогической системы поддержки. Разумеется, учитель должен хорошо знать личностные качества и интересы своих учащихся.
Многие ученые-педагоги используют термин “педагогическая поддержка”. Поддержка учащихся, по мнению О.С.Газман, Р.Сафаровой, М.Бердиевой, включает в себя личностно-педагогическую, психологическую, социальную и медицинскую помощь, так как эти виды помощи реализуются в комплексе во всех образовательных учреждениях и в деятельности учителей.
Педагогическая поддрежка направлена в основном на решение проблем учащихся в учебном процессе, которые возникают в процессе их познавательной и творческой деятельности. Чаще всего без помощи учителя учащиеся не могут самостоятельно преодолеть трудности. В этих случаях им просто необходима поддержка учителя, которая представляет собой составную часть педагогического процесса.
Закономерно возникает вопрос: А какова дидактическая функция педагогической поддержки в развитии творческой деятельности учащихся? Термин “педагогическая поддержка” появился в 21 веке как одно из понятий нового педагогического мышления. Педагогическая поддержка является компонентом системы личностно-ориентированного обучения. Педагогическая поддержка понимается также как совместная деятельность учителя и ученика (сотрудничество). Такая деятельность одновременно направлена и на самостоятельность ученика и на оказание ему необходимой помощи.
Педагогическая поддержка, основанная на принципе сотрудничества, позволяет учитывать интересы, цели, возможности учащихся, способствует преодолению трудностей на пути достижения желаемых результатов, развитию навыков самовоспитания, общения, самостоятельного и творческого мышления.
Педагогическая поддержка как проявление культуры обучения и воспитания, обеспечивает внутреннюю свободу и творчество учащихся, помогает выстраивать отношения со взрослыми на принципах демократии и гуманизма. Основное правило педагогической поддержки – создать условия для устранения препятствий в творческой деятельности учащихся с целью расширения их интеллектуальных, духовно-нравственных, эмоционально-чувственных возможностей, способствовать развитию личностных качеств и проявлению самостоятельности в принятии решений. Учитель должен вовремя заметить склонности и интересы учащихся и всячески их стимулировать и развивать.
Педагогическая поддержка учителя требуется постоянно и по многим направлениям: в усвоении ценностей, норм и культуры поведения, выборе своего жизненного пути и способов достижения намеченной цели, осознании реалий внешнего мира и самопознании внутреннего мира, успешном усвоении знаний и овладении учебными умениями и навыками, накоплении опыта творчества и созидания – все эти процессы учитель должен держать в центре своего поля зрения и быть рядом с учениками, оказывая им всемерную помощь.
Проблема педагогической поддержки творческой деятельности учащихся теоретически недостаточно разработана. Если некоторые методики педагогической поддержки учащихся в учебно-воспитательном процессе известны и они будут научно обоснованы, то руководители куружков, классные руководители и учителя-предметники смогут и должны оказывать постоянную поддержку в развитии творческих способностей учащихся.
Педагогическая поддержка нужна учащимся не толко в воспитательном процессе, но и в учебной деятельности, направленной на раскрытие талантов и увлечений школьников. Именно поэтому вопрос о педагогической поддержке одаренных детей приобретает особую актуальность.
По нашему мнению, сущность педагогической поддержки творчества и инициативности учащихся заключается в том, чтобы показать неповторимость их дарования и даже какие-либо неудачи и отрицательные моменты превратить в творчество. Для этого надо научить учащихся анализировать свою творческую деятельность и ее результаты, находить пути устранения отрицательных последствий.
Учащиеся не должны бояться пробовать, экспериментировать и не огорчаться при получении отрицательного результата, а задача учителя помочь детям найти эффективные приемы и способы решения проблем, но делать это тактично и доброжелательно.
Постепенно, шаг за шагом учителя формируют у учащихся навыки самостоятельного анализа своей деятельности, проектирования своих действий, эстетического подхода к продукции творчества.
Педагогическая поддержка творческой деятельности учащихся, являясь одним из методов личностно-ориентированной технологии обучения, создает условия для реализации творческих способностей и возможностей учащихся, определения жизненных целей, решения художественных задач. Благодаря этой поддержке у учащихся развивается свободное, самостоятельное мышление и в то же время закрепляются в сознании нравственно-культурные нормы. В процессе творческой деятельности у учащихся формируется самооценка, определяется свой статус, появляется уверенность в своих возможностях. Чтобы обеспечить эффективность указанного процесса, учителю необходимо выполнить ряд психолого-педагогических задач. В частности:
помочь учащимся осознать значимость результатов творческой деятельности, ее цель, перспективы, свою индивидуальность;
формировать у учащихся аналитическое, критическое, конструктивное отношение к материальному миру, нацелить их на творческие и созидательные процессы;
развивать у учащихся навыки теоретического анализа;
воспитать чувство ответственности за результаты творческой деятельности, эмоциональное отношение к процессу творчества;
привлекать учащихся к разным формам творчества, создавая для этого необходимые условия;
оказывать помощь в устранении отрицательных факторов, препятствующих самостоятельной работе учащихся;
готовить учащихся к применению творческого подхода к решению личных проблем.
Благодаря педагогической поддержке значительно развиваются и углубляются личностные и творческие качества учащихся.
Учащиеся с развитыми творческими способностями во многом отличаются от своих сверстников. Они могут анализировать свои сильные и слабые стороны, сосредоточиться на объекте творчества, выбирать оптмальные варианты и способы выполнения определенной работы.
В содержание педагогической поддержки творческой деятельности учащихся можно ввести следующие элементы:
помощь в создании картин, связанных с жизнью учащихся, пополнении знаний в данном направлении;
выбор творческих заданий и самоусовершенствование;
выражение отношения к реальной действительности с помощью творчества;
воспитание чувства гармонии с окружающим миром;
помощь в формировании мыслей и ценностей, имеющих личностный характер.
Учитель в любой ситуации не должен выступать в роли передатчика информации и знаний. Отношения с учащимися устанавливаются на уровне открытости, доверия и равноправного партнерства, где приветствуется любая инициатива. Прежде всего помощь учителя заключается в организации теоретико-аналитической деятельности по отношению к продукции собственного творчества учащихся и процесса оценивания. Функция учителя в процессе сотрудничества с учащимися определяются также характером творческих заданий, которые могут быть “управляющими” и “ориентирующими”.
В разносторонней деятельности ученика нередко возникают проблемы, которые он может решить только с помощью педагогической поддержки. Это могуть быть вопросы, касающиеся его здоровья, учебы, общения, творческой деятельности, общественной жизни. И в каждой подобной ситуации педагогическая поддержка имеет свои особенности. В творческом процессе поддержка носит не общий, а скорее консультативный характер, на уровне дружеского совета. Следовательно, можно заключить, что основная форма педагогической поддержки, это отношения типа “устоз-шогирд”(мастер-ученик).
Важное условие педагогической поддержки творческой деятельности учащихся – организация специальных занятий, направленных на развитие их творческих особенностей. В этой связи особое внимание в нашем исследовании мы обращали на содержание творческого сотрудничества на разных этапах занятий и соответственно – его особенности. Форма и вид занятия определяли сущность и основные функции педагогической поддержки, например, на творческих уроках, занятиях кружка, в процессе коллективной творческой работы, на психологических тренингах, лабораторных занятиях и др. Следует отметить, что педагогическая поддержка творческой деятельности опирается на педагогические подходы, основанные на принципах гуманизма, которые проявляются в доверии и уважении к учащимся, отношении к ним как к достойным личностям. Гуманный подход в обучении и воспитании означает также установление культуры межличностных отношений, стремление педагога в каждом ученике распознать его индивидуальность, личностный потенциал.
В этом аспекте поддержка созидательной деятельности учащихся должна осуществляться по следующим направлениям:
развитие творческой деятельности учащихся с учетом их психофизических, психологических, интелектуальных свойств и социально-педагогических условий;
поддержка творческих способностей учащихся на основе определения социальной среды и межличностных отношений;
определение механизма поэтапного применения педагогических методов, направленных на развитие творческих способностей учащихся;
обеспечение реальных возможностей для внесения необходимых коррективов в процесс творческого развития учащихся на разных этапах, исходя из складывающихся ситуаций;
реализация целостного системного подхода к процессу развития творческих способностей учащихся;
осуществление открытости, внедрение гуманистических принципов в процесс поддержки творческой деятельности учащихся.
Успех педагогической поддержки во многом зависит от того, какое влияние оказывает учитель на учащихся, что непосредственно связано с его педагогическим опытом и тактом, а также от того, какими личностными качествами обладает педагог. В числе этих качеств – умение создать обстановку доверия и сотрудничества, взаимопонимания и взаимопомощи. А для этого учитель должен обладать новым педагогическим мышлением, высоким уровнем профессиональной культуры, иметь опыт оказания поддержки и помощи в процессе творческой деятельности учащихся.
- Литература:
Козленко В.Н. К вопросу диагностики креативности учащихся//Вопросы психологии познавательной деятельности учащихся средней школы и студентов. -М., 1981. с.116-126.
Личностно ориентированное образование: феномен, концепция, технологии: Монография. – Волгоград: Перемена, 2000. - 87 с.
Маънавият: асосий тушунчалар изоҳли луғати. – Т.: Ғафур Ғулом номидаги нашриёт-матбаа ижодий уйи, 2010. – 760 б.
Ўзбек тилининг изоҳли луғати. 3-жилд. – Т.: “Ўзбекистон миллий энциклопедияси” Давлат илмий нашриёти, 2006.- 704 бет.
1 Ўзбек тилининг изоҳли луғати. 3-жилд. – Т.: “Ўзбекистон миллий энциклопедияси” Давлат илмий нашриёти, 2006.- 649-бет.
2 Маънавият: асосий тушунчалар изоҳли луғати. – Т.: Ғафур Ғулом номидаги нашриёт-матбаа ижодий уйи, 2010. - 240-б.