В современном понимании профессиональное самоопределение рассматривается не только как конкретный выбор профессии, но как непрерывный процесс поиска смысла в выбираемой, осваиваемой и выполняемой профессиональной деятельности [2, 3, 4].
При таком понимании профессиональное самоопределение – это процесс чередующихся выборов, каждый из которых рассматривается как важное жизненное событие, определяющее дальнейшие шаги на пути профессионального развития личности.
Неотъемлемой составляющей профессионального самоопределения является информированность школьника о мире профессий и ситуации на рынке труда, о степени соответствия его личностных качеств требованиям, предъявляемым той или иной профессией (профессионально важным качествам), об аспектах профессии (заработная плата, процесс и особенности труда, условия труда, учебные заведения, предоставляющие нужное образование и др.). Эти структурные элементы являются связующим звеном между ценностными ориентирами и готовностью к осуществлению выбора.
Профориентационная работа является естественным продолжением всей педагогической работы с учащимися и в каком-то смысле является ее логическим завершением. Полноценная помощь школьнику в выборе профессии не только помогает ему организовать саму учебную деятельность (когда он осознанно изучает школьные предметы, которые могут ему пригодиться в будущей взрослой, трудовой жизни), но и привносит элементы спокойствия в отношение школьника к своему будущему (когда оптимистичная жизненная и профессиональная перспектива уберегает подростка от соблазнов сегодняшней жизни) [2, 3, 4].
Профориентация предполагает широкий, выходящий за рамки только педагогики и психологии, комплекс мер по оказанию в выборе профессии. Профориентационная работа может осуществляться как на уроке, так и вне его. Практически все учебные предметы могут информировать учащихся о различной профессиональной деятельности. Именно на уроке педагог должен сообщать учащимся определенные знания о профессиях; раскрывать социальные, экономические и психологические стороны профессий; информировать учащихся о путях овладения избранными профессиями; формировать ценностные ориентации, стойкие профессиональные интересы и мотивы выбора профессии. Успех профориентационной работы на уроке во многом зависит от умения учителя связать профориентационный материал с программным, сформировать положительное отношение у старшеклассников к тому или иному виду деятельности, от его знаний и владения методами обучения. Вне урока возможна организация бесед, экскурсий, встреч с представителями той или иной профессии.
Важным звеном в профориентационной работе школы является работа с родителями. Практика показывает, что проблемы профессионального самоопределения старшеклассников нередко являются следствием их личностной незрелости, в основе которого лежат трудности семейного воспитания – непонимание родителей своих задач в отношении взрослеющих детей, склонность родителей к авторитарному давлению и к гиперопеке, что тормозит развитие личности, и главное мешает профессиональному самоопределению. Родители обычно принимают активное участие в определении жизненных и профессиональных планов своих детей. Вместе с тем, вопросы выбора профессии и определения путей образования представляет трудную задачу, как для самих учащихся, так и их родителей.
С целью изучения профессиональных намерений школьников в октябре 2012 года было проведено исследование с использованием метода социологического опроса, который выступил в качестве сбора первичной информации, основанной на вербальном взаимодействии интервьюера и респондента, в форме анкеты.
Объектом исследования выступили учащиеся 11-ых классов общеобразовательных школ г.Новый Уренгой. Всего было опрошено 371 человек.
Результаты анкетирования позволяют установить (рис. 1), что общее количество школьников, определившихся с выбором профессии, составляет 286 человек или 77% от общего числа респондентов. Среди опрошенных больше определившихся с выбором профессии девушки (47%), чем среди юношей (30,2%).
Рис. 1. Соотношение численности девушек и юношей в разрезе выбора профессии
Распределение популярных профессий среди юношей и девушек представлено на рис. 2 и рис. 3.
Самыми популярными профессиями среди юношей, определившихся с выбором профессии, являются: нефтегазовая промышленность (21%), информационные системы, информационные технологии (21%), транспорт (12%), юриспруденция (10%), управление (менеджмент) (7%).
Рис. 2. Распределение популярных профессий среди юношей
Из рис. 3. видно, что самыми популярными профессиями среди девушек, определившихся с выбором профессии, являются: экономика и финансы (23%), управление (менеджмент) (20%), юриспруденция (16%), медицина (13%).
Стоит отметить, что самыми популярными сферами среди школьников обоих полов является юриспруденция, эту сферу выбрали 11% респондентов из общего числа опрашиваемых, а также управление (менеджмент) – 12% соответственно.
Рис. 3. Распределение популярных профессий среди девушек
Следует заметить, что наиболее востребованными специальностями в г.Новый Уренгой на сегодняшний день являются инженеры-сметчики, инженеры-проектировщики, а также техники, стропальщики и педагоги. Это и подтверждается количеством безработных на 15.08.2011 по г.Новый Уренгой, что составляет 325 человек (0,4% от числа экономически-активного населения), из которых 88 человек с высшим профессиональным образованием, по таким направлениям как менеджеры, экономисты, юристы.1 Наиболее востребованными на рынке труда автономного округа являются профессии (специальности): машинисты различных установок, монтажники, электрогазосварщики, водители автомобиля, слесари, электромонтеры, инженеры строительной индустрии и нефтегазового комплекса, каменщики, газорезчики, штукатуры, врачи различной специализации, воспитатели, медицинские работники среднего и младшего звена, учителя, бухгалтеры, уборщики производственных помещений, подсобные рабочие и другие [1, С. 128]. Результаты исследования также показывают, что выбор будущей профессии также обозначен выбором учебного заведения. С этой целью был задан вопрос «Определись ли Вы с учебным заведением?». Исходя из полученных данных, можно сделать вывод, что 57% из общего количества опрошенных точно знают, где в будущем будут получать профессиональные знания и умения. Однако следует заметить, что профессиональный выбор школьников выглядит весьма убедительно по сравнению с выбором учебного заведения. На вопрос «Где Вы планируете получать образование?» были получены следующие ответы: 38% респондентов из числа определившихся с учебным заведением планируют получать образование в г.Новый Уренгой в таких учебных заведениях как Ямальский нефтегазовый институт (филиал) ТюмГНГУ (54%), филиал Тюменского государственного университета (35%), 62% респондентов соответственно из числа определившихся решили на время обучения выехать за пределы города, при этом самыми популярными городами были Тюмень (19%), Санкт-Петербург (15%), Москва (9%), Уфа (7%). Главными причинами выбора учебных заведений стали: желание получить высшее образование (32%), интерес к выбранной профессии (32%), престижность учебного заведения (16%), советы знакомых, родителей (11%), что указывает на желание будущих выпускников школ получить высшее профессиональное образование, при этом интерес к профессии и престижность учебного заведения также играет немаловажную роль.
Среди источников получения информации о возможностях получения образования и трудоустройства первое место занимает интернет 77% ответов от общего числа опрошенных. На втором месте «рассказывают родители» - 19% ответов от общего числа опрошенных выпускников. 17% респондентов соответственно информирует школа, однако телевидение и газеты как источник информации в этих целях рассматриваются крайне редко.
Таким образом, можно сделать вывод, что, несмотря на некоторые положительные результаты опроса, профориентация в современных условиях все еще не достигла своей главной цели – формирования у учащихся профессионального самоопределения, соответствующего индивидуальным особенностям каждой личности и запросам общества в кадрах. Поднятие качества профориентационной работы на должный уровень является первостепенной и главной задачей не только средних общеобразовательных, но и высших профессиональных учреждений, при этом возникает необходимость профориентационной работы и с родителями учащихся.
Литература:
Абдрахманов, М.Ш. Формирование трудового потенциала молодежи северного региона [Текст]. – Салехард: Красный Север, 2011.
Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения [Текст]. – Ростов-на-Дону: Феникс, 1996.
Ожерельева И.Г., Сыромятников И.В. Теоретическое обоснование методологии оценки профессионального самоопределения субъекта деятельности // Инновации в образовании [Текст]. 2005. №1.
Мордовская А.В. Теория и практика жизненного и профессионального самоопределения старшеклассников [Текст]. – М.: Академия, 2000.
1 По данным Государственного Казенного учреждения ЯНАО Центра Занятости населения г.Новый Уренгой