Величие немки, полюбившей Россию | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Сариев, Е. С. Величие немки, полюбившей Россию / Е. С. Сариев, А. В. Чернявский. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2012. — № 12 (47). — С. 397-398. — URL: https://moluch.ru/archive/47/5845/ (дата обращения: 19.12.2024).

Екатерина II отмечала в своих трудах: «Русский народ – есть особенный народ в целом свете. Он отличается избирательным умом, великою силою. Бог дал русским особое свойство души и характера… Я горжусь, что я русская».

В данной теме ставится проблемой вопрос. Чем же очаровала всех Екатерина II? Было ли правление Екатерины II действительно «золотым веком», так поразившее воображение современников и потомков? Период её правления считают «золотым веком» Российской империи. В 1767 году Сенат и депутаты Комиссии по составлению проекта Нового уложения поднесли императрице наименование Великой, Премудрой, Матери Отечества, но она отказалась от этих титулов. Екатерине не нужно было «формальное» наследование титулов, присвоенных Петром I.

Полное имя императрицы Екатерины II до ее приезда в Россию и принятия православия было София – Фредерика – Августа Ангальт – Цербстская. Она была немецкой принцессой и происходила из старинных, но небогатых германских родов. В детстве маленькая принцесса услышала от священника предсказание, что она «наденет на голову корону великой империи, в которой в настоящее время правит женщина». Екатерина получила домашнее образование: обучалась немецкому и французскому языкам, танцам, музыке, основам истории, географии, богословия. Уже в детстве проявился ее независимый характер, любознательность, настойчивость. В 1744 году Екатерина с матерью была вызвана в Россию императрицей Елизаветой Петровной, крещена по православному обычаю под именем Екатерины Алексеевны и наречена невестой великого князя Петра Федоровича. Свадьба состоялась 21 августа 1745 года. Екатерина полюбила свою новую Родину, выучила русский язык, знала народные традиции. Она любила носить русские сарафаны и кокошники. Собирала и пела народные песни, даже самую русскую традицию – пить чай с медом у самовара – ввела Екатерина, и собственный день рождения никогда не праздновала – только день ангела по православной традиции.

В течение всей жизни Екатерина стремилась к тому, чтобы слова «Россия» и «русские» произносились соотечественниками с гордостью, а иностранцами – с уважением. И сделала для этого как никто много. Какой она приняла Россию? Вот её слова: «Финансы были истощены. Армия не получала жалованья. Военное ведомство было погружено в долги. Торговля находилась в упадке. Правосудие продавалось с торгу».

И какой стала наша Россия за 34 года ее правления? Первое, что сделано Екатериной II - укрепление державы. Российская империя достигла такого влияния и могущества, что «без её дозволения в Европе ни одна пушка выпалить не смела». Итоги царствования Екатерины поражают даже сегодня. Население страны увеличилось почти вдвое: с 19 до 36 миллионов. Екатерина II – собирательница русских земель: территория государства увеличилась почти на четверть. Она сделала то, чего не смог Петр. Если он прорубил «окно в Европу», то Екатерина настежь распахнула «двери на юг». Именно тогда Черное море, которое с древности называлось Русским, вновь, и теперь уже навсегда, стало приделом государства Российского. Построено – 144 города. Впервые в России хлеба стало вдоволь настолько, что его стали продавать на экспорт. И «второй хлеб» - картофель, прижился в России благодаря заботам императрицы. Россия производила чугуна и железа в два раза больше, чем лидер мировой экономики Англия. В итоге, Государственная казна России пополнилась в четыре раза больше, чем при Петре I. Впервые в России проведена эффективная финансовая реформа и введены бумажные деньги.

С именем Екатерины II возникают ассоциации - «просвещенный абсолютизм», который был главным в ее политике. В начале своего правления Екатерина II хотела править в соответствии с философией Просвещения, привлекая к управлению государства знающих и энергичных людей. Её реформы коснулись практически всех сфер жизни русского общества и государства. Екатерина II в 1785 году подготовила Жалованную грамоту дворянству – юридически оформила все привилегии дворянства. Подготовлены грамоты по купцам, мещанам, «именитым гражданам». Она отменила позорную практику захвата и продажи крестьян в рабство, но утвердить грамоту по крестьянам и отменить крепостное право Екатерина II не решалась, так как боялась дворцового переворота. В итоге, во второй половине XVIII века происходит усиление крепостного права и крестьянская война под предводительством Емельяна Пугачева.

При Екатерине медицина впервые стала делом государственным. В каждом городе были открыты аптека и больница, по всей России по ее указанию принимались меры борьбы с заразными болезнями. Впервые Екатерина II положила начало вакцинации. Одной из первых не только в стране, но и в Европе сделала себе и сыну Павлу прививки от оспы. Не один другой монарх просвещенных европейских государств на это не решился.

Екатерина II положила своими указами начало заботе государства о сиротах, инвалидах и стариках. Впервые создала органы попечения, бесплатные народные училища и сиротские дома. Одна из доминирующих формул екатерининского царствования — завершение, окончание «дела» Петра I. В одной из од русского поэта XVIII века Александра Сумарокова прозвучало, что «Петр дал нам бытие. Екатерина – душу». Эти строки, возможно, можно понять так, что Петр дал людям бытие, что вообще физически существовать для человека того времени значило быть европейцем. Соответственно, если Петр I дал русскому дворянину европейские одежды, облик и манеры, которые позволили ему существовать телесно, то есть, дал бытие, когда русский дворянин стал похож на своего европейского собрата, он начал существовать. То Екатерина завершила эту миссию преображения, потому что в ее царствование россияне научились чувствовать по европейским стандартам. Они получили не только облик, но и душу европейцев. При ней доступ в школы впервые получили беднейшие слои населения. Она поставила знак равенства между обучением и воспитанием. Сама императрица говорила: «Корень всему злу и добру - воспитание». Она была убеждена, что путь к великому будущему России – это укрепление русского языка и культуры: основала академию по изучению русского языка, первую публичную библиотеку и первый публичный театр, знаменитый Эрмитаж. Екатерина строила церкви и соборы, их золотые купола украсили российские города.

Екатерина II активно меняла местную администрацию, судей на энергичных и деятельных. Она управляла огромной империей с умом и пользой. Передовые люди видели в ней идеальное воплощение образа просвещенного монарха. Поэт Петр Вяземский говорил: «Как странна наша участь: русский силился сделать из нас немцев, а немка хотела переделать нас в русских». Ее мировоззрение Андрей Сахаров отметил следующими словами: «Это была великая русская патриотка, создательница российской державности. Она была невероятно честолюбивая женщина. В скромном, маленьком, хрупком теле с голубыми глазами и пушистым нимбом волос таилась колоссальная взрывная сила. Это была главная черта Екатерины Алексеевны». В этом величие российской императрицы Екатерины II, немки по происхождению, полюбившей Россию.


Литература:

  1. Энциклопедия Истории России. www.encyclopaedia-russia.ru

  2. Сумароков А.П. Избранные произведения. Л. Советский писатель, 1957.

  3. Екатерина II и ее окружение. М. Пресса, 1996.

Основные термины (генерируются автоматически): Россия, Европа, русский язык, золотой век, российская империя, русский, русский дворянин.


Задать вопрос