Некоторые аспекты формирования профессионально-педагогической культуры будущего педагога по физической культуре | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Петухова, Н. А. Некоторые аспекты формирования профессионально-педагогической культуры будущего педагога по физической культуре / Н. А. Петухова, Д. А. Ланин, О. А. Козырева, И. А. Горбунова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2012. — № 12 (47). — С. 501-503. — URL: https://moluch.ru/archive/47/5889/ (дата обращения: 16.11.2024).

Система педагогического знания создает в условиях обучения в педагогическом вузе условия для становления и развития личности педагога. Профессионально-педагогическая культура как критерий истинности организации педагогического взаимодействия в вузе свидетельствует о планомерной, субъектно-деятельностной подготовке будущего педагога по ФК.
Под профессионально-педагогической культурой педагога по ФК будем понимать продуктивную реализацию модели педагогического взаимодействия педагога по ФК в осуществлении совокупности видов профессионально-педагогической деятельности и общения, предопределяющих формирование потребностей, качеств, чувств, эмоций, компетенций, ценностей и моделей познания и преобразования объективной действительности, построенных на основе, моделях и принципах гуманистической парадигмы современного образования, предопределяющих качество и результат формирования саморазвития, самореализации и самосовершенствования; самоопределения, адаптации и социализации; самосохранения и взаимодействия, получение своевременных продуктов, фасилитирующих в микро-, мезо-, макро- и мегамасштабах позитивные изменения в человеке и его жизнедеятельности, определяющаяся вектором сложения нескольких культур – культуры самостоятельной работы, общей культуры и профессиональной культуры.
Под культурой самостоятельной работы педагога по ФК мы будем понимать продукт полисистемного восприятия, отображения, решения и реконструкции проблем и дилемм, задач и условий самостоятельного поиска и решения в реализации модели саморазвития, самосовершенствования, самореализации и педагогического взаимодействия, определяемых продуктами, наглядно отображаемых в микро-, мезо-, макро- и мегамасштабах как критериях сформированности и востребованности продукта деятельности и общения педагога по ФК.
Иными словами культура самостоятельной работы предопределяет получение определенного продукта деятельности, а профессионально-педагогическая культура – создание условий для его реализации в процессе педагогической и сопряженной с ней деятельностью.
Итак, профессионально-педагогическая культура формируется у будущего педагога по ФК в нескольких взаимодополняющих друг друга направлениях:
  • самоопределение, самопознание и самопрезентация как системы отображения объективного в ресурсах и продуктах антропологической системы,
  • саморазвитие, самосовершенствование, самообразование как векторы построения модели познания объективной реальности,
  • социализация и адаптация как системы, модели выявления и реализации условий востребованности и приспособленности личности в среде и деятельности, культуре и науке, спорте и искусстве,
  • самореализация и взаимодействие как продукты и ресурсы антропологической системы, регулируемой на основах идей гуманизма, синергетики, ноосферной постановки, понимания и решения выявленных задач и проблем, диалектики и пр.
Самоопределение, самопознание и самопрезентация как системы отображения объективного в ресурсах и продуктах антропологической системы раскрывают специфику и возможности человека и среды в общественно-этических мерах и условиях верификации истинности развития и преобразования общественных отношений и средств производства, связанных прямо и косвенно с человеческим фактором и антропологическим ресурсом; определяет личностные аспекты формирования потребностей, склонностей, предпочтений, чувств, мыслей, моделей деятельности и общения.
Саморазвитие, самосовершенствование, самообразование как векторы построения модели познания объективной реальности раскрывают специфику и возможности человека в продуктивном преобразовании ресурсов антропосистемы, начиная с себя самого и тем конгломератом моделей, которые описывают, предопределяют, фасилитируют, реализуют, трансформируют объективное и субъектное в среде.
Социализация и адаптация как системы, модели выявления и реализации условий востребованности и приспособленности личности в среде и деятельности, культуре и науке, спорте и искусстве раскрывают специфику и возможности человека в здоровьесберегающей педагогической практике, в гуманно-личностном понимании и преобразовании идей и практик, досуге и популяризации спорта и ФК в структуре микро-, мезо-, макро-, мегагрупповых отношений.
Самореализация и взаимодействие как продукты и ресурсы антропологической системы, регулируемой на основах идей гуманизма, синергетики, ноосферной постановки, понимания и решения выявленных задач и проблем, диалектики и пр. является итогом всех преобразований и отношений, т.к. внутриличностные качества становятся на определенном этапе их сформированности продуктами и системой преобразования внешнего пространства, определяющего специфические и общекультурные, деловые и коммуникативные, профессиональные и педагогические эталоны и измерения, в контексте коих осуществляется дальнейшее в среде и полисистемной иерархии целей, задач мотивов, ценностей, моделей, результатов и пр.
Выше перечисленные 4 направления и представляют собой условия и вектора формирования профессионально-педагогической культуры будущего педагога по ФК.
Самым эффективным средством выявления сформированности профессионально-педагогической культуры является ресурс моделирования и защиты профессионально-педагогического кейса.
Отразим определения профессионально-педагогического кейса [1]:
  • структурно-логическая модель, фасилитирующая анализ продуктов смысло- и мыслетворчества, раскрывающих специфику педагога как профессионала в различных областях деятельности в мультисреде, характеризующей общество и личность с позиций пространственно-временных и полисубъектных возможностей и ограничений. Мультисреда – это единое биоэнергетическое поле, создаваемое природой и действием объектов и субъектов социального или воспитательно-образовательного пространства в ситуациях, связанных с деятельностью и общением в микро-, мезо-, макро- и мегамасштабах, накладывающих свои гносеологические и методологические векторы на систему преобразования, жизнедеятельности и развития внутреннего (человек, индивид, субъект, личность) и внешнего (объекты и субъекты) генеза;
  • ресурс профессионально-ант­ро­по­ло­ги­чес­ко­го поля педагога, в котором он выделяет и системно отражает свои достижения, возможности, перспективы и иллюстрирует доказательно свою гражданско-профессиональную позицию в решении проблем и дилемм социально-профессионального генеза;
  • итог рефлексивной практики педагога, определяющего свои достижения, доказывающего свою правоту в моделировании и апробации разнообразных средствах и методах, принципах и формах педагогического взаимодействия;
  • ресурс свободного образовательного или культурно-исторического пространства, в котором наглядно, доступно, качественно представлен автобиографичный или коллективный материал о достижениях, идеях, перспективах в научной, творческой, спортивной, досуговой и прочей деятельности, раскрывающей тонкости профессии, субъектную, гражданскую и личностные позиции педагога в его поле деятельности и общения;
  • личностно, социально, профессионально моделируемая и востребованная структура, в которой выделяются разнообразные достижения, планы и пожелания, свидетельствующие о сформированности различных убеждений, позиций, отношений, качеств, чувств, мыслей, компетенций, характерно детализирующих не только профессиональную и досуговую деятельность, но и характер общения в среде как свойства антропологического пространства, являющегося к нам в продуктах мыслетворчества, свидетельствующих о сохранении и преумножении морального и материального в микро-, мезо-, макро- и мегамасштабах;
  • средство продуктивной педагогики, фасилитирующее демонстрацию различных достижений, качеств, свойств личности, включенной в профессиональные, социальные и межличностные взаимоотношения в микро-, мезо-, макро- и мегамасштабах, сопутствующее балльно-рейтинговой оценке или разнообразным соревнованиям, характеризующим личность с позиции устойчивости, состоятельности, креативности, гибкости, профессионализма;
  • результат кропотливой, опытно-экспериментальной, рефлексивной, профессиональной и досуговой деятельности, отражающей особенности личности в выполнении работ и ее достижения, начиная с определенного этапа учебно-трудового, социально-педа­го­ги­чес­ко­го взаимодействия, а также перспективность трудовой, социальной и межличностной коммуникации, свидетельствующей о сформированности качеств и компетенций, необходимых для работы с определенными категориями воспитанников или обучающихся, нуждающихся в специальном или другом подходе, который дает свои результаты и иллюстрирует степень свободы и зависимости от принципов социально-педагогического или психолого-педагогического взаимодействия, владением совокупности методов и средств, технологий и форм воспитания, обучения, социализации, взаимодействия.
Профессионально-педагогический кейс студента-педагога составляется по итогам социально-педагогического взаимодействия за период обучения в сузе и вузе.
Функционально-педагогические особенности профессионально-педаго­ги­чес­ко­го кейса – создание и реализация условий для осознанного восприятия и отражения профессионально-педагогических компетенций, обеспечивающих формирование и развитие личности будущего педагога.
В профессионально-педагогическом кейсе студентам педагогам по физической культуре рекомендуют отразить:
  • свои достижения в различных направлениях научно-методического и социально-педагогического взаимодействия (констатация результатов, например, дипломы, благодарственные письма, медали, грамоты, свидетельства (например, на патенты и изобретения), а также другие всевозможные знаки отличия);
  • самоанализ деятельности (рефлексия) за 5 лет обучения и содержания педагогической практики III, IV, V курсов с отражением позитивных и негативных особенностей и пожеланий другим студентам, которым еще предстоит пройти педагогическую практику;
  • планы на будущую профессионально-педагогическую деятельность (где планирует студент работать).
Профессионально-педагогический кейс является одной из обязательных составляющих содержания заданий педагогической практики студентов V курса (специалитет), для бакалавров – две практики на III, IV курсах и итог представляется после IV, а не после V курса.
Профессионально-педагогический кейс студента-педагога, обучающегося в Новокузнецком училище олимпийского резерва представляет собой рефлексию профессионально-педагогической и досуговой деятельности за период обучения в училище олимпийского резерва (I-III курсы).
Объект профессионально-педагогического кейса – результаты, свидетельства результатов и содержание деятельности субъекта мультисредового пространства, т.е. человека, одновременно являющегося субъектом микросред(ы), мезосред(ы), макросред(ы), мегасред(ы) [1].
Предмет профессионально-педагогического кейса – изучение и оформление результатов самопознания, саморазвития, самосовершенствования, самореализации, социализации и взаимодействия субъекта деятельности или профессионального обучения, культуры в обществе в микро-, мезо-, макро- и мегамасштабах [1].
Дальнейшая работа, которая будет нами осуществлена – это сбор всех профессионально-педагогических кейсов студентов будущих педагогов по ФК одного потока, занимающихся по педагогике с использованием технологии системно-педагогического моделирования, предопределяющей получение продукта и его внедрение в деятельность в рамках поставленных масштабов и ресурсов, систем и их отображения, принципов и условий.

Литература:
  1. Горбунова, И. А. Профессионально-педагогический кейс педагога по физической культуре :учебное пособие / И. А. Горбунова, О. А. Козырева. – Кемерово : изд-во КРИПКиПРО, 2012. – 79 с. [+приложение на DVD]. – ISBN 978-5-7148-0378-9.
  2. Кундозерова, Л. И. Педагогическая практика: программно-педагогическое обеспечение для студентов специальности 033100 – "Физическая культура" (педагогический компонент) : учебное пособие для студентов специальности 033100 – "Физическая культура", квалификации – "педагог по физической культуре" / Л. И. Кундозерова, О. А. Козырева, Л. Ф. Михальцова. – Новокузнецк : КузГПА, 2008. – 65 с. [+приложение на CD]. – ISBN 978–5–85117–395–0.
  3. Козырева, О. А. Управление образовательными системами : учебное пособие для студентов педагогических вузов / О. А. Козырева. – Новокузнецк : КузГПА, 2010. – 97 с. [+приложение на DVD]. – ISBN 978–5–85117–552–7.

1

Основные термины (генерируются автоматически): профессионально-педагогический кейс, профессионально-педагогическая культура, будущий педагог, возможность человека, I-III, III, олимпийский резерв, педагогическое взаимодействие, период обучения, профессионально-педагогический кейс студента-педагога.


Похожие статьи

Организационно-педагогические условия формирования профессионально-педагогической культуры будущих спортивных педагогов

Аксиологический аспект процесса подготовки будущего учителя физической культуры

Структура и содержание коммуникативной компетентности специалиста Физической культуры и спорта

Научно-методические основы формирования профессиональной культуры у учащихся

О необходимости формирования культуры профессионального здоровья учащихся профессиональных училищ

Значение педагогической практики в подготовке квалифицированных специалистов в сфере физической культуры и спорта

Особенности правового регулирования воспитательной деятельности в замещающей семье

Некоторые аспекты готовности учащихся общеобразовательной школы к профессиональному образованию

Культура речи как основа коммуникативной компетентности учителя физической культуры

Технология духовно-нравственного воспитания преподавателя профессионального образования в процессе обучения

Похожие статьи

Организационно-педагогические условия формирования профессионально-педагогической культуры будущих спортивных педагогов

Аксиологический аспект процесса подготовки будущего учителя физической культуры

Структура и содержание коммуникативной компетентности специалиста Физической культуры и спорта

Научно-методические основы формирования профессиональной культуры у учащихся

О необходимости формирования культуры профессионального здоровья учащихся профессиональных училищ

Значение педагогической практики в подготовке квалифицированных специалистов в сфере физической культуры и спорта

Особенности правового регулирования воспитательной деятельности в замещающей семье

Некоторые аспекты готовности учащихся общеобразовательной школы к профессиональному образованию

Культура речи как основа коммуникативной компетентности учителя физической культуры

Технология духовно-нравственного воспитания преподавателя профессионального образования в процессе обучения

Задать вопрос