- Система педагогического знания создает в условиях
обучения в педагогическом вузе условия для становления и развития
личности педагога. Профессионально-педагогическая культура как
критерий истинности организации педагогического взаимодействия в
вузе свидетельствует о планомерной, субъектно-деятельностной
подготовке будущего педагога по ФК.
- Под профессионально-педагогической культурой педагога по ФК будем понимать продуктивную реализацию модели педагогического взаимодействия педагога по ФК в осуществлении совокупности видов профессионально-педагогической деятельности и общения, предопределяющих формирование потребностей, качеств, чувств, эмоций, компетенций, ценностей и моделей познания и преобразования объективной действительности, построенных на основе, моделях и принципах гуманистической парадигмы современного образования, предопределяющих качество и результат формирования саморазвития, самореализации и самосовершенствования; самоопределения, адаптации и социализации; самосохранения и взаимодействия, получение своевременных продуктов, фасилитирующих в микро-, мезо-, макро- и мегамасштабах позитивные изменения в человеке и его жизнедеятельности, определяющаяся вектором сложения нескольких культур – культуры самостоятельной работы, общей культуры и профессиональной культуры.
- Под культурой самостоятельной работы педагога по ФК мы будем понимать продукт полисистемного восприятия, отображения, решения и реконструкции проблем и дилемм, задач и условий самостоятельного поиска и решения в реализации модели саморазвития, самосовершенствования, самореализации и педагогического взаимодействия, определяемых продуктами, наглядно отображаемых в микро-, мезо-, макро- и мегамасштабах как критериях сформированности и востребованности продукта деятельности и общения педагога по ФК.
- Иными словами культура самостоятельной работы предопределяет получение определенного продукта деятельности, а профессионально-педагогическая культура – создание условий для его реализации в процессе педагогической и сопряженной с ней деятельностью.
- Итак, профессионально-педагогическая культура формируется у будущего педагога по ФК в нескольких взаимодополняющих друг друга направлениях:
- Под профессионально-педагогической культурой педагога по ФК будем понимать продуктивную реализацию модели педагогического взаимодействия педагога по ФК в осуществлении совокупности видов профессионально-педагогической деятельности и общения, предопределяющих формирование потребностей, качеств, чувств, эмоций, компетенций, ценностей и моделей познания и преобразования объективной действительности, построенных на основе, моделях и принципах гуманистической парадигмы современного образования, предопределяющих качество и результат формирования саморазвития, самореализации и самосовершенствования; самоопределения, адаптации и социализации; самосохранения и взаимодействия, получение своевременных продуктов, фасилитирующих в микро-, мезо-, макро- и мегамасштабах позитивные изменения в человеке и его жизнедеятельности, определяющаяся вектором сложения нескольких культур – культуры самостоятельной работы, общей культуры и профессиональной культуры.
- самоопределение, самопознание и самопрезентация как системы отображения объективного в ресурсах и продуктах антропологической системы,
- саморазвитие, самосовершенствование, самообразование как векторы построения модели познания объективной реальности,
- социализация и адаптация как системы, модели выявления и реализации условий востребованности и приспособленности личности в среде и деятельности, культуре и науке, спорте и искусстве,
- самореализация и взаимодействие как продукты и ресурсы антропологической системы, регулируемой на основах идей гуманизма, синергетики, ноосферной постановки, понимания и решения выявленных задач и проблем, диалектики и пр.
- Самоопределение, самопознание и самопрезентация как
системы отображения объективного в ресурсах и продуктах
антропологической системы раскрывают специфику и возможности
человека и среды в общественно-этических мерах и условиях
верификации истинности развития и преобразования общественных
отношений и средств производства, связанных прямо и косвенно с
человеческим фактором и антропологическим ресурсом; определяет
личностные аспекты формирования потребностей, склонностей,
предпочтений, чувств, мыслей, моделей деятельности и общения.
- Саморазвитие, самосовершенствование, самообразование как векторы построения модели познания объективной реальности раскрывают специфику и возможности человека в продуктивном преобразовании ресурсов антропосистемы, начиная с себя самого и тем конгломератом моделей, которые описывают, предопределяют, фасилитируют, реализуют, трансформируют объективное и субъектное в среде.
- Социализация и адаптация как системы, модели выявления и реализации условий востребованности и приспособленности личности в среде и деятельности, культуре и науке, спорте и искусстве раскрывают специфику и возможности человека в здоровьесберегающей педагогической практике, в гуманно-личностном понимании и преобразовании идей и практик, досуге и популяризации спорта и ФК в структуре микро-, мезо-, макро-, мегагрупповых отношений.
- Самореализация и взаимодействие как продукты и ресурсы антропологической системы, регулируемой на основах идей гуманизма, синергетики, ноосферной постановки, понимания и решения выявленных задач и проблем, диалектики и пр. является итогом всех преобразований и отношений, т.к. внутриличностные качества становятся на определенном этапе их сформированности продуктами и системой преобразования внешнего пространства, определяющего специфические и общекультурные, деловые и коммуникативные, профессиональные и педагогические эталоны и измерения, в контексте коих осуществляется дальнейшее в среде и полисистемной иерархии целей, задач мотивов, ценностей, моделей, результатов и пр.
- Выше перечисленные 4 направления и представляют собой условия и вектора формирования профессионально-педагогической культуры будущего педагога по ФК.
- Самым эффективным средством выявления сформированности профессионально-педагогической культуры является ресурс моделирования и защиты профессионально-педагогического кейса.
- Отразим определения профессионально-педагогического кейса [1]:
- Саморазвитие, самосовершенствование, самообразование как векторы построения модели познания объективной реальности раскрывают специфику и возможности человека в продуктивном преобразовании ресурсов антропосистемы, начиная с себя самого и тем конгломератом моделей, которые описывают, предопределяют, фасилитируют, реализуют, трансформируют объективное и субъектное в среде.
- структурно-логическая модель, фасилитирующая анализ продуктов смысло- и мыслетворчества, раскрывающих специфику педагога как профессионала в различных областях деятельности в мультисреде, характеризующей общество и личность с позиций пространственно-временных и полисубъектных возможностей и ограничений. Мультисреда – это единое биоэнергетическое поле, создаваемое природой и действием объектов и субъектов социального или воспитательно-образовательного пространства в ситуациях, связанных с деятельностью и общением в микро-, мезо-, макро- и мегамасштабах, накладывающих свои гносеологические и методологические векторы на систему преобразования, жизнедеятельности и развития внутреннего (человек, индивид, субъект, личность) и внешнего (объекты и субъекты) генеза;
- ресурс профессионально-антропологического поля педагога, в котором он выделяет и системно отражает свои достижения, возможности, перспективы и иллюстрирует доказательно свою гражданско-профессиональную позицию в решении проблем и дилемм социально-профессионального генеза;
- итог рефлексивной практики педагога, определяющего свои достижения, доказывающего свою правоту в моделировании и апробации разнообразных средствах и методах, принципах и формах педагогического взаимодействия;
- ресурс свободного образовательного или культурно-исторического пространства, в котором наглядно, доступно, качественно представлен автобиографичный или коллективный материал о достижениях, идеях, перспективах в научной, творческой, спортивной, досуговой и прочей деятельности, раскрывающей тонкости профессии, субъектную, гражданскую и личностные позиции педагога в его поле деятельности и общения;
- личностно, социально, профессионально моделируемая и востребованная структура, в которой выделяются разнообразные достижения, планы и пожелания, свидетельствующие о сформированности различных убеждений, позиций, отношений, качеств, чувств, мыслей, компетенций, характерно детализирующих не только профессиональную и досуговую деятельность, но и характер общения в среде как свойства антропологического пространства, являющегося к нам в продуктах мыслетворчества, свидетельствующих о сохранении и преумножении морального и материального в микро-, мезо-, макро- и мегамасштабах;
- средство продуктивной педагогики, фасилитирующее демонстрацию различных достижений, качеств, свойств личности, включенной в профессиональные, социальные и межличностные взаимоотношения в микро-, мезо-, макро- и мегамасштабах, сопутствующее балльно-рейтинговой оценке или разнообразным соревнованиям, характеризующим личность с позиции устойчивости, состоятельности, креативности, гибкости, профессионализма;
- результат кропотливой, опытно-экспериментальной, рефлексивной, профессиональной и досуговой деятельности, отражающей особенности личности в выполнении работ и ее достижения, начиная с определенного этапа учебно-трудового, социально-педагогического взаимодействия, а также перспективность трудовой, социальной и межличностной коммуникации, свидетельствующей о сформированности качеств и компетенций, необходимых для работы с определенными категориями воспитанников или обучающихся, нуждающихся в специальном или другом подходе, который дает свои результаты и иллюстрирует степень свободы и зависимости от принципов социально-педагогического или психолого-педагогического взаимодействия, владением совокупности методов и средств, технологий и форм воспитания, обучения, социализации, взаимодействия.
- Профессионально-педагогический кейс
студента-педагога составляется по итогам социально-педагогического
взаимодействия за период обучения в сузе и вузе.
- Функционально-педагогические особенности профессионально-педагогического кейса – создание и реализация условий для осознанного восприятия и отражения профессионально-педагогических компетенций, обеспечивающих формирование и развитие личности будущего педагога.
- В профессионально-педагогическом кейсе студентам педагогам по физической культуре рекомендуют отразить:
- Функционально-педагогические особенности профессионально-педагогического кейса – создание и реализация условий для осознанного восприятия и отражения профессионально-педагогических компетенций, обеспечивающих формирование и развитие личности будущего педагога.
- свои достижения в различных направлениях научно-методического и социально-педагогического взаимодействия (констатация результатов, например, дипломы, благодарственные письма, медали, грамоты, свидетельства (например, на патенты и изобретения), а также другие всевозможные знаки отличия);
- самоанализ деятельности (рефлексия) за 5 лет обучения и содержания педагогической практики III, IV, V курсов с отражением позитивных и негативных особенностей и пожеланий другим студентам, которым еще предстоит пройти педагогическую практику;
- планы на будущую профессионально-педагогическую деятельность (где планирует студент работать).
- Профессионально-педагогический кейс является одной
из обязательных составляющих содержания заданий педагогической
практики студентов V
курса (специалитет), для бакалавров – две практики на
III,
IV
курсах и итог представляется после IV,
а не после V
курса.
- Профессионально-педагогический кейс студента-педагога, обучающегося в Новокузнецком училище олимпийского резерва представляет собой рефлексию профессионально-педагогической и досуговой деятельности за период обучения в училище олимпийского резерва (I-III курсы).
- Объект профессионально-педагогического кейса – результаты, свидетельства результатов и содержание деятельности субъекта мультисредового пространства, т.е. человека, одновременно являющегося субъектом микросред(ы), мезосред(ы), макросред(ы), мегасред(ы) [1].
- Предмет профессионально-педагогического кейса – изучение и оформление результатов самопознания, саморазвития, самосовершенствования, самореализации, социализации и взаимодействия субъекта деятельности или профессионального обучения, культуры в обществе в микро-, мезо-, макро- и мегамасштабах [1].
- Дальнейшая работа, которая будет нами осуществлена – это сбор всех профессионально-педагогических кейсов студентов будущих педагогов по ФК одного потока, занимающихся по педагогике с использованием технологии системно-педагогического моделирования, предопределяющей получение продукта и его внедрение в деятельность в рамках поставленных масштабов и ресурсов, систем и их отображения, принципов и условий.
- Литература:
- Профессионально-педагогический кейс студента-педагога, обучающегося в Новокузнецком училище олимпийского резерва представляет собой рефлексию профессионально-педагогической и досуговой деятельности за период обучения в училище олимпийского резерва (I-III курсы).
- Горбунова, И. А. Профессионально-педагогический кейс педагога по физической культуре :учебное пособие / И. А. Горбунова, О. А. Козырева. – Кемерово : изд-во КРИПКиПРО, 2012. – 79 с. [+приложение на DVD]. – ISBN 978-5-7148-0378-9.
- Кундозерова, Л. И. Педагогическая практика: программно-педагогическое обеспечение для студентов специальности 033100 – "Физическая культура" (педагогический компонент) : учебное пособие для студентов специальности 033100 – "Физическая культура", квалификации – "педагог по физической культуре" / Л. И. Кундозерова, О. А. Козырева, Л. Ф. Михальцова. – Новокузнецк : КузГПА, 2008. – 65 с. [+приложение на CD]. – ISBN 978–5–85117–395–0.
- Козырева, О. А. Управление образовательными системами : учебное пособие для студентов педагогических вузов / О. А. Козырева. – Новокузнецк : КузГПА, 2010. – 97 с. [+приложение на DVD]. – ISBN 978–5–85117–552–7.