Автор статьи рассматривает проблему ценности информации сквозь призму современных коммуникативных теорий. Раскрывает понятия ценности, информации и ценности информации. Определяет признаки аксиологического кризиса и влияния ценности информации на последующее развитие общества.
Ключевые слова: информация, ценность информации, коммуникационный процесс, аксиологический кризис современности.
Человек является центром гуманистического мировоззрения как общественной системы взглядов, убеждений и идеалов. Именно человек образует социальную систему, формирует ядро мировоззрения с точки зрения гуманизма. Человек имеет собственное отношение к обществу и духовным ценностям. Два разные, но обусловлены друг другу подходы – практический и познавательный, лежат в основе его действий. Познавая мир, он познает закономерности окружающей реальности, познает себя. Благодаря практическому подходу человек приспосабливается к переменным и быстротекущим явлениям, изменяя себя и мир вокруг.
Но научное познание осуществляется также и с целью получить социальные блага, удовлетворить социальные проблемы человека. Жизнедеятельность человека имеет определенное содержание, она является проявлением активности личности направленной не только на осмысление жизни, но и на формирование и развитие ее материальных и духовных ценностей. Они являются составляющими общечеловеческой культуры. Механизмом связи между познавательным и практическим подходами становится ценностный, или аксиологический подход. Он становится таким себе мостиком между теоретическим мышлением и практическими действиями.
Удовлетворение социальных потребностей и интересов человека в познании беспрекословно протекают в общении и коммуникации. Общаясь с другими мы познаем что-то новое, обмениваемся информацией, взаимодействуем с другими.
Сегодня трудно представить мир без гигантских объемов информации, общения. Технические возможности обмена информацией интенсифицируют взаимодействие человека и мира. Мы наблюдаем информационный взрыв, в котором сформировались мощные потоки коммуникаций, которые меняют как человека, так и мир.
И если современный человек не успевает воспринимать эти потоки, оперировать изменениями, он теряет саму возможность чувствовать актуальную современность. Высокие скорости коммуникации касаются всех сфер. Транспорт, информация, деловая сфера, межличностная, межкультурная сферы требуют значительного уровня осознания и оперирование потоками.
Человек видит значение фактов, и по ним оценивает свою жизнь, осознает результаты, реализует ценности и меняет отношение к окружающей реальности [8, с. 59].
Поэтому актуальность темы исследования обусловлена необходимостью осмысления и исследования основных вопросов, которые присущи ценностным аспекта информации в пределах современных коммуникативных теорий.
Анализ последних исследований и публикаций. В статье автор исследует наследие отечественных ученых относительно аксиологического аспекта информации в пределах современных коммуникативных теорий. Следует выделить ученых по направлениям, работы которых являются основой для изучения проблем ценностей, информации и коммуникаций, среди них нужно назвать: Аксенову В. И., Деминскую Л. А., Завизену Н. С., Кузнецову Т. В., Курито О. В., Моисееву Н. А., Подолянко Л. А., Ткачеву А. В. и Федорова Ю.В.
Формирование целей статьи (постановка задачи). Целью статьи является комплексное исследование проблемы ценности информации. Среди основных задач следует выделить: определение понятия ценности информации; исследования аксиологии как философского учения; определение характерных признаков коммуникационных процессов; анализ аксиологически-информационного кризиса современности.
Изложение основного материала исследования с полным обоснованием научных результатов, полученных в процессе работы.
Центральным понятием аксиологии является ценность, которая характеризует человеческое измерение общественного сознания и направляет человеческое поведение. Она формирует жизненные и практические ориентиры.
Ценностью является элемент объективной реальности, существующей рядом с мышлением человека и независимо от него. Ценности не возникают за пределами сознания и субъективной познавательной деятельности. Ценность является осознаным качеством. Единственным логичным объяснением сущности ценности есть выражение субъектно-объектного отношения к окружающему миру, которое возникает на основе информации и собственного жизненного опыта представителя языковой общности. Под таким представителем понимают тот или иной социум различных уровней общения.
Классическим является определение: ценность, не как свойство предмета самого по себе, а отношение предмета к мысли, высказаного желания, стремления. И когда объект действительности сопоставляется с мнением относительно своего соответствия, возникают ценностные отношения. Понятие ценности в большинстве своем имеет четкий оценочный оттенок, так как введение таких понятий сопровождается сознательными или бессознательными процессами [6, с. 183-184].
Аксиология определяет понятие «ценности», как определение объектов внешнего мира, интересов и потребностей человека. «Ценность» как понятие связывается с понятиями «значение», «нужности», «интереса», «смысла», «нормы». Имеющиеся системы ценностей указывают на ценностное отношение человека к различным проявлениям жизни частного и общественного. Ценностные системы личного, национального, культурного, семейного, профессионального, общественного, педагогического и других типов существуют в рамках различных систем ценностей [2, с. 44].
Основным для современной аксиологии становится вопрос обоснования ценностей в формате бытия в целом и их узкой связи с реальностью предметной. Ценность объединяет духовное многообразие ума, чувств и человеческой воли. Трудно переоценить роль ценностей в благополучном существовании человека и общества сегодня [8, с. 63]
Ценности являются не только предметами, явлениями и их свойствами, необходимыми людям в определенном обществе, необходимыми отдельной личности. Они являются средствами удовлетворения потребностей, включают идею и побуждения, как норму и идеал. Ценности не одинаково значимы для всех, поскольку каждый человек, который познает окружающий мир, имеет личностное значение. Ценности являются преимуществом смыслов и способов поведения, построенных на их основе.
Итак, основу определения аксиологии составляет понятие «ценности», положительной или отрицательной значимости объектов внешнего мира. Ее определяет степень привлечения интересов и потребностей человека в сферу человеческой жизнедеятельности. Существуют и критерии и способы оценки этой значимости, они выражены в этических нормах идеалах, принципах, установках и целях человека [2, с. 41].
К общественным ценностям относятся положительно значимые явления и свойства, связанные с прогрессом социума. На разных этапах развития человечества появляются переоценка жизни, любви, здоровья, образования, труда, творчества, красоты и т.д. В них гуманистическое начало, которое выдержало серьезную проверку практикой мировой истории.
В рамках нашего исследования необходимо перевести диалог из плоскости понятий аксиологии к теории информации и связать все это с современной реальностью.
Второе десятилетие ХХ века ознаменовалось появлением первых публикаций по этим проблемам. Это положило начало развитию достаточно широкой и неоднородной теории информации. И хотя поток научных работ в данной отрасли растет, отсутствует единое и общепринятое определение информации. Наука о теории информации начинает развиваться лишь с конца 40-х годов.
Средства связи активно развивались, они передавали информацию посредством радио, телефона, телеграфа. Это обусловило интерес к техническим вопросам передачи, к организации информационного оборота, обеспечения эффективности работы. Прогресс в сфере технического обеспечения использовал информацию, выражалась в формировании электронно-вычислительных машин. Тогда же активно развивались различные теории информации, которые исследовали технические проблемы наиболее эффективного обращения информации и ресурсов [3, с. 203].
Сегодня различные исследователи определяют термин «информация» и количественные меры его измерения различными методами. Информация является наиболее актуальным, фундаментальным и дискуссионным понятием в современной науке и практике.
Вопрос о сущности информации является сложным и дискуссионным в науке конца XX в. Информация является общенаучным понятием, и его исследуют с разных сторон в различных науках, естественных, гуманитарных и технических. В каждой науке и отдельным направлениям теории, в рамках одной науки предлагаются различные варианты понимания понятия «информация».
Есть определение информации, в котором отражается специфика отрасли знаний, учитывая особенности профессиональной деятельности, персональный вкус и терминологические особенности предлагается.
Информация - важная категория в таких науках, как философия, социология, психология, экономика, физика и другие. Это объясняется возникновением информации в результате процессов, отражением предметов, явлений и отношений. Когда расширяются возможности передачи, информация начинает использоваться в различных процессах и видах деятельности. Теория информации, развивается в экономических теориях, которые исследуют информацию [3, с. 203].
Человечество определяло сущность информации на протяжении веков, но закрепления этих толкований в научных категориях состоялось тогда, когда люди сознательно поставили перед собой задачу передачи, хранения и переработки информации, когда они научились ею пользоваться на практике.
Коммуникационные процессы держатся в центре внимания исследователей в различных научных отраслей. Cреди таких наук: теории коммуникации, аргументации, массовых коммуникаций, теория международных коммуникаций; деловая коммуникация; теории перфоманса, информации, коммуникативных обменов; психолингвистика, социолингвистика, паралингвистика; кибернетика; культурология, межкультурная коммуникация, философия, право и т.д.. Но самое главное что объединяет все эти вышеперечисленные, концептуально разные науки - это аксиологический базис информации, то без чего коммуникация теряет свой смысл.
Перспективой комуникативистики является аксиология СМИ, которая занимается тиражируемыми ценностными доминантами и масс-медийной информацией как транслятором ценностных смыслов. Исследование этих вопросов производит практические рекомендации по формированию аксиологически сбалансированного медиапространства, влияющего на ценностную ориентацию потребителя [4, с. 44].
Украинское общество состоит из различных региональных, языковых, конфессиональных, этнических, культурных форм. Так сложилось исторически, и достижения социальной стабильности и согласия возможно при установке принципов сосуществования разным ценностным системам [5, с. 87].
Поиски этих принципов только среди добродетелей одной культурной формы угрожают тем, что общество будет построено на локальных (клановых, региональных, конфессиональных, корпоративных и т.д.) основаниях. В свою очередь, это может вызвать углубление общественных противоречий и в дальнейшем привести к расколу общества. Базой для решения проблем, которые появляются как результат сосуществования в современном обществе различных культурных форм, является принцип взаимного дополнения традиционных и универсальных ценностей, причем нормативный приоритет должен предоставляться именно универсальным ценностям.
Традиционно под этим понятием понимают общечеловеческие ценности, присущие всем социальным общностям на протяжении существования человечества. Во-первых, это инварианты или универсалии культуры, является фундаментальным материалом и сочетают социальные образования разных уровней. Во-вторых, универсальные ценности включают также индивидуально личное [5, с. 88].
В работе Федорова Ю. изложен краткий анализ аксиологического кризиса современности и проведено исследование негативного влияния массовой культуры на духовно-нравственное состояние современного социума [9].
При глубоких культурных трансформациях радикально меняется не только духовно-психологический настрой общества, но и содержание внутренней жизни каждого человека. Увеличивается этический релятивизм, растут темпы маргинализации. Формируется мощная индустрия технологий, увеличивается количество экзотических, или даже извращенных потребностей, а сами потребности превращаются в центральный мотив поведения и меняют систему ценностей. Господство потребительских стремлений в жизненной динамике нынешней техногенной цивилизации вызывает опасения у мыслителей [9].
В настоящее время мы ощущаем на себе действие аксиологического кризиса, происходит коренное изменение возрастной системы ценностей, происходит трансформация ценностного сознания, формируются новые ценности. Однако смогут ли они заменить традиционные ценности? Неотвратима смена цивилизационной парадигмы?
Аксиологическая аналитика культуры указывает на то, что нужно учитывать широкий творческий потенциал, который детерминирует жизнь согласно смыслу и определяет деятельность лица с ценностями, обусловливает их синергетическую возможность определять исторический ход культуры и ее соответствие онтологическим порядкам мироздания. Это означает, что историческая судьба человека - в его собственных руках, она тесно связана с ценностными ориентирами, выбирает сама лицо [9].
Кризис ценностей проявляется в гипертрофированном урбанизме: социальная атомизация и усиление чувства психологической деструкции в условиях ослабления родовых и семейных связей, сокращение срока жизни городского населения, формирование феномена общих психических эпидемий [7, с. 12].
Ценности можно выразить в идеях и логически обосновать, учитывая последствия, вытекающие из их содержания, однако их можно определить как определенный образ жизни или как способ бытия человека в мире, как отношение личности к миру.
Отличие ценностного кризиса от любых других кризисов заключается в том, что человек потерял самого себя, потерял свою идентификацию и то, во что верил. Потеря ценностей приводит к жизни без смысла. Вот почему очень важно определить основные ориентиры бытия человека в социальном, мировоззренческом, культурном и научном ценностных измерениях и воздействиях [7, с. 13].
Выводы по данному исследованию и перспективы дальнейших исследований в данном направлении.
Проблемы аксиологии вышли за рамки общефилософских поисков, однако философская аксиология является методологической базой для исследований проблем возникновения, взаимодействия и функционирования ценностей и оценок, их соотношение с интеллектом и другими проявлениями человеческой личности, соотношение концептуально-ценностной структуры сознания с языковым значением, в качестве главного средства отображения ценностных позиций и ценностного опыта в общении, аккумулирования, хранения и оперирования представлениями о ценностях и оценки в сознании. Постулаты аксиологии лежат в основе понимания ценности, как субъективно-объективной системы специфических знаний, которые заложены в сознании. Они реализуются с целью коммуникации, а также являются главным средством выражения человеческой личности с ее индивидуальными взглядами, убеждениями и системой индивидуального мировоззрения, из которого состоит ценностно-языковая картина мира.
В современном демократическом обществе ценностные возможности общедоступной информации, в том числе информации, которую можно использовать в качестве средства для антигуманных или даже террористических действий, является глобальной проблемой. Загрязнение ментальной сферы «виртуальными канцерогенами» вызывает появление своеобразных мутантов. Они берут на себя функцию «свободных радикалов», нарушают границу между действительностью и мнимой реальностью с апокалиптическими сюжетами. Нравственная личность оценивает виртуальную реальность как подконтрольную и безопасную «вещь-для-себя». Однако личность забывает, что в чужих руках (как «вещь-для-другого») это может приобрести иные ценности. В нестабильных условиях, принимая во внимание возможности и способы активизации, очень просто сделать среде несколько инъекций, (С.Курдюмов), чтобы вызвать его спонтанную перестройку.
Последнее время, определяя ценность информации, все большее внимание обращают на потенциал, который актуализируется при использовании этой информацией. Существует научная мнение, что теоретическую ценность информации невозможно определить до и во время опубликования, поскольку при применении ее научная значимость увеличивается. Единственной ценностью новых научных результатов считается их истинность. Иерархия ценностей в науке формируется в ходе усвоения знаний. Исходя из этого, научная ценность определяется не как определенное социально-когнитивное качество, результат научного исследования, а скорее как социально-психологическое свойство, обусловленое соответствующим влиянием на систему знаний.
Ценность информации определяется тем, насколько она может удовлетворить потребности личности, живых систем и биосферы в целом, и способностью информации стабилизировать системы любого вида и разной степени совершенства.
Литература:
Аксьонова В. І. Онтологічні та аксіологічні засади міжкультурної комунікації в умовах формування та розвитку інформаційного суспільства // Соціальні технології. – 2011. - № 51. – С. 340-350.
Демінська Л. О. Аналіз основних положень аксіологічної науки у філософському та педагогічному аспекті // Педагогіка, психологiя та медико-бiологiчнi проблеми фізичного виховання і спорту. - 2011. - №11. - С. 41-44.
Завізєна Н. С. Сутність, генезис і еволюція поняття «інформація» // Збірник наукових праць ЧДТУ. – 2009 – Вип. 22. – С. 202-205.
Кузнєцова Т. В. Аксіологічний підхід до мас-медійної комунікації // Держава та регіони. Серія: Соціальні комунікації. – 2010. - № 2. – С. 39-44.
Куріто О. В. Суперечності аксіологічних орієнтирів глобалізації та культури, шо прагне унікальності // Гілея: науковий вісник. – 2012. – Вип. 59. – С. 87-94.
Моісєєва Н. О. Аксіологічність як лінгво-філософська категорія // Науковий вісник Волинського національного університету імені Лесі Українки. – 2011. - №6 (ч. 1). – С. 183-187.
Подолянко Л. А. Аксіологічні параметри буття людини: контекст науки // Теорія і практика управління соціальними системами. - 2011. - №2. – С. 9-14.
Ткачова О. В. Сучасна аксіологія про міжкультурну комунікацію // Гуманітарний часопис. – 2012. - № 1. – С. 59-63.
Федоров Ю. В. Аксиологический кризис современности как глобальная угроза тотальной массовой культуры // Гілея:науковий вісник. – 2012. – Вип. 61.