Развитие предприятий малого и среднего бизнеса в ХМАО должно осуществляться в рамках направления инновационного предпринимательства, что в настоящее время невозможно осуществить без участия и помощи государственных структур, в частности региональной и местной власти. Политика местных и региональных властей ХМАО должна быть направлена на поддержку и стимулирование инновационных предприятий малого и среднего бизнеса в соответствии с целями социально-экономического развития страны.
Ключевые слова: ХМАО, инновации, инвестиции, социально-экономическое развитие, органы власти, стимулирование.
Стратегическое развитие регионов Севера России предполагает активное использование результатов инновационной, технической и научной деятельности. В таких условиях, со стороны государства должны приниматься соответствующие меры относительно инновационного и технологического развития, а также институциональных и структурных особенностей инновационной составляющей развития данных регионов.
Развитие ХМАО в течение последних нескольких десятков лет осуществлялось в соответствии с ресурсно-экспортной моделью, которая заключается в экспорте природных ресурсов. Структура экономики ХМАО предполагает сосредоточенность на начальных этапах технологического процесса потенциала производства. Данный «колониальный» тип технологической структуры экономики регионов Севера России был унаследован от СССР и характеризуется экстенсивным экономическим ростом.
Инновационное развитие экономики ХМАО характеризуется более низкими показателями, чем средние показатели по Российской Федерации. Тем не менее, рост может быть обусловлен более высоким процентным соотношением исследователей и разработчиков с учеными степенями к общему числу рабочих. Удельный вес организаций, которые осуществляют инновационную деятельность, на фоне показателей инновационной продукции, которые более чем в 2 раза ниже средних по стране, в этих регионах практически такой же, как и средний показатель по России.
Анализ технологической структуры экономики ХМАО позволяет сделать выводы относительно ее состояния:
во-первых, промышленность имеет несбалансированную технологическую структуру, в которой параллельно с новыми отраслями функционируют традиционные старые отрасли, соответствующие третьему технологическому укладу;
во-вторых, для структуры экономики характерно сосредоточение потенциалов производства на начальных этапах технологического процесса;
в-третьих, существует объективная необходимость в новых подходах государственного регулирования развития предприятий малого и среднего бизнеса.
Путем использования новых подходов в государственном регулировании развития предприятий малого и среднего бизнеса можно перегруппировать производственные потенциалы в соответствии с завершающими этапами технологического процесса. Использование государственного регулирования позволит перейти на инновационное развитие данных регионов.
С целью предотвращения оттока производственно-научных кадров для обеспечения экономического роста следует использовать подход техноэкополисов. Техноэкополисы представляют собой наукоемкие высокотехнологичные производства и научные центры, сгруппированные в экономические комплексы. Использование подхода техноэкополисов в стратегии развития ХМАО следует осуществлять с учетом специфических требований к научно-образовательным и технологическим элементам структуры, имеющим общую информационную базу с целью эффективного функционирование сети техноэкополисов в ХМАО.
Эффективным инструментом реализации региональной политики в сфере развития малого и среднего бизнеса и осуществления управления в данном секторе экономики выступают региональные долгосрочные целевые программы поддержки малого и среднего бизнеса. Цели, принципы и направления помощи малому и среднему бизнесу, определенные в них, подкрепляются соответствующими материальными, информационными, финансовыми, кадровыми и прочими ресурсами. Программы представляют собой основную форму осуществления государственной политики по отношению к малому и среднему бизнесу и реализуются в рамках конкретных линий помощи, оказываемой различными институтами поддержки малых и средних предприятий. Государственные программы поддержки малого и среднего бизнеса в развитых странах многочисленны и имеют сравнительно узкий характер. В нашей стране преобладает подход, когда на федеральном и региональном уровнях разрабатываются немногочисленные комплексные программы, рассчитанные, как правило, на два-три года.
Важным направлением региональной институциональной политики формирования условий для развития сферы малого и среднего бизнеса ХМАО выступает поддержка муниципальных программ развития малого и среднего предпринимательства, в рамках региональных программ поддержки малого и среднего бизнеса.
Реализация потенциала малого и среднего бизнеса в ХМАО предполагает необходимость анализа и обоснование мер региональной экономической и социальной политики для создания благоприятной институциональной макросреды малого и среднего бизнеса. В этой связи, можно утверждать, что региональная институциональная политика ХМАО в отношении малого и среднего предпринимательства предназначена для обеспечения максимально возможной реализации его позитивных функций в региональной экономике и социальной сфере. Таким образом, региональную политику ХМАО в сфере регулирования малого и среднего предпринимательства следует рассматривать как систему мероприятий, направленных на формирование благоприятной институциональной макросреды.
Цели и институты региональной поддержки ХМАО меняются в соответствии с изменяющейся предпринимательской средой, неизбежной трансформацией малого и среднего бизнеса. В этой связи важно наличие соответствующих институтов институциональной среды малого и среднего бизнеса.
Многообразие условий и факторов, под воздействием которых происходит развитие субъектов малого и среднего бизнеса в ХМАО на современном этапе, определяет острую необходимость в разработке единого системного подхода к оценке и исследованию привлекательности региональной среды, учитывающей все условия и факторы интенсивного развития малого и среднего предпринимательства [2].
Такая комплексная оценка направлена на решение следующих задач: повышение эффективности использования бюджетных ресурсов, формирование оптимальных территориальных, отраслевых и других направлений: развития малого и среднего бизнеса, создание более благоприятного климата для их развития, стратегическое планирование и формирование территориальной политики, совершенствование, механизмов обоснования и привлечениям инвестиций, снижение степени рисков, для инвесторов и кредиторов. Заинтересованность в этой оценке, прежде всего, возникает у органов государственного управления, инвестиционных институтов, объектов инфраструктур развития малого и среднего бизнеса, которые не всегда имеют четкое представление о современной российской действительности.
Рост числа малых и средних предприятий в ХМАО обусловливает необходимость управления региональной средой их развития, изменения в которой происходят вследствие причин социально-экономического характера.
Управление региональной средой развития малого и среднего бизнеса должно строиться с учетом пространственного аспекта воспроизводства и гармонизации интересов и целей субъектов малого и среднего бизнеса с общим развитием региона на основе учета закономерностей функционирования региональных рынков и рыночного пространства, в рамках которого формируются экономические интересы и взаимоотношения.
Предложенный подход позволяет создать инструменты и региональную инфраструктуру управления развитием малого и среднего бизнеса на основе:
программно-целевого метода стратегического планирования (проектирования);
межведомственной интеграции;
выстраивания эффективного взаимодействия крупного, среднего и малого и среднего бизнеса, кластеризации, субконтрактинга, аутсорсинга.
Особое значение здесь приобретает адаптивный организационно-экономический механизм управления развитием малого и среднего бизнеса в ХМАО, направленный на согласование разнонаправленных интересов его основных субъектов (органов регионального и муниципального управления, бизнеса, жителей региона, основу которого составляет, комплексный подход к развитию региона и малого и среднего бизнеса.
Согласно данному подходу основной целью управления развитием малого и среднего бизнеса в ХМАО, является улучшение условий хозяйствования субъектов экономической деятельности в сфере малого и среднего бизнеса, что выражается в построении эффективной региональной модели промышленного производства с опорой на взаимодействие малого, среднего и крупного бизнеса, повышении инвестиционной привлекательности региона, оптимизации финансовых потоков (увеличении поступлений в бюджет, рост доходов различных собственников). Это создает, в конечном счете, благоприятные предпосылки для удовлетворения материальных и социальных потребностей населения региона.
Если провести диагностику результатов управления развитием малого и среднего бизнеса в ХМАО, с этих позиций, то можно сделать заключение не только по их состоянию о проблемах развития, но и о соответствии такого управления комплексному подходу, что позволит дать обобщенную оценку практики управления развитием малого и среднего бизнеса.
На первом этапе алгоритма необходимо выделить систему оценочных признаков развития малого и среднего бизнеса в ХМАО, далее обосновать систему количественных и качественных показателей для описания определенных признаков.
Следующие этапы - выбор методов измерения показателей функционирования малого и среднего бизнеса и выделение критериальных значений изменения показателей развития исследуемой сферы.
Главной задачей в данном аспекте является анализ несоответствий и нарушений в развитии малого и среднего бизнеса с целью выделения отклонений по каждому критерию в отдельности, на основании чего определять перспективы и намечать пути дальнейшего развития. Необходимо определить, способен ли ХМАО обеспечить качественные условия для развития предприятий малого и среднего бизнеса, устойчиво ли развитие социально-экономических показателей, уровень инвестиционной привлекательности предприятий малого и среднего бизнеса, их инновационность и технологичность [1].
В качестве оценочных признаков наряду с имеющимися - экономические критерии устойчивого развития малого и среднего бизнеса, бюджетная эффективность, социальная составляющая устойчивого развития малого и среднего бизнеса - необходимо дополнительно выделить:
инновационная составляющая малого и среднего бизнеса;
уровень информатизационной поддержки;
Необходимо представить более конкретно и оценочный признак - инфраструктура поддержки и развития малого и среднего бизнеса.
В составе оценочного признака - инновационная составляющая малого и среднего бизнеса предлагаем выделить следующие показатели:
доля инновационно-ориентированных малых и средних предприятий в общем количестве субъектов малого и среднего бизнеса;
уровень оплаты труда в инновационно-ориентированных малых предприятиях к уровню оплаты труда в среднем по региону;
инициирование, стимулирование и поддержка научных исследований и опытно-конструкторских разработок, осуществляемых субъектами малого и среднего предпринимательства;
поддержка венчурного финансирования, привлечения «бизнес-ангелов» и иных форм;
организация взаимодействия и сотрудничества субъектов малого и среднего бизнеса и научных учреждений края;
проведение региональных венчурных ярмарок.
В составе оценочного признака - уровень информатизационной поддержки сектора малый и средний бизнес - мы предлагаем выделять следующие показатели:
развитие системы электронной коммерции в сфере малого и среднего предпринимательства;
организация проведения публичных мероприятий по вопросам предпринимательства: семинаров, совещаний, конференций, круглых столов, съездов, конкурсов;
полное и оперативное информирование субъектов малого и среднего предпринимательства, региональной и федеральной общественности о перспективных планах и программах, о практических мерах и шагах, предпринимаемых администрацией регионов в данной сфере;
информационная и коммуникативная поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства. Проведение информационных, информирующих, просветительских и экспертных мероприятий, формирование информационного поля с широким привлечением СМИ или созданием новых СМИ, отвечающих потребностям развития малого и среднего предпринимательства;
содействие гражданам в самозанятости и предпринимательской деятельности;
развитие, поддержка и обслуживание специализированных информационных ресурсов в сети «Интернет»;
В составе оценочного признака - инфраструктура поддержки и развития малого и среднего бизнеса мы предлагаем наряду с используемыми в практике поддержки малого и среднего бизнеса показателями: развитие сети бизнес-инкубаторов, технопарков, промышленных и технологических зон, использовать в процессе оценки функционирования малого и среднего бизнеса показатели:
расширение доступности правового, бухгалтерского, консультационного, инжинирингового и других видов обслуживания субъектов малого и среднего бизнеса в формате аутсорсинга. Разработка стандартов аутсорсинга на базе требований нормативно-правовых актов Российской Федерации;
поддержка субъектов малого и среднего бизнеса в части их обеспечения производственными, складскими, офисными и иными нежилыми помещениями на условиях минимальной доступной рыночной стоимости аренды;
облегчение доступа субъектов малого и среднего бизнеса к объектам технической инфраструктуры (электроснабжение и теплоснабжение, водоснабжение, телекоммуникации и т.п.).
Следует отметить, что существующее содержание оценки развития малого и среднего бизнеса не затрагивает таких принципиально важных моментов, как анализ факторов и условий развития малого и среднего бизнеса в рамках ХМАО; всесторонний анализ имеющихся ресурсов развития; анализ системы поддержки малого и среднего бизнеса как совокупности взаимосвязанных элементов; оценку основных проблем территории и роли малого и среднего бизнеса в их решении.
Реализация обозначенных направлений предполагает совершенствование региональных механизмов и инструментов формирования благоприятной среды развития и поддержки субъектов малого и среднего бизнеса.
Региональная поддержка ХМАО в сфере финансового обеспечения деятельности субъектов малого и среднего бизнеса должна, в первую очередь, способствовать решению таких сложных проблем как [3]:
недостаточный объём стартового капитала у большинства малых и средних предприятий;
нехватка средств на развитие (основные активы и оборотные средства).
Целенаправленная государственная политика, стимулирующая финансовые структуры вкладывать средства в малый и средний бизнес, способствует интенсивному росту данного сектора экономики. Сами банкиры признают существование ограничений, которые не позволяют субъектам малого и среднего предпринимательства получить кредит в банке. Такими ограничениями являются дороговизна кредитов для малого и среднего бизнеса, недостаточность обеспечения, сложность процедуры получения кредита (от времени подачи заявки до момента кредитования проходит от 1 до 3 месяцев).
Государственная политика относительно северных регионов России требует инновационного подхода, благодаря которому можно будет решить возникающие проблемы в развитии малого и среднего бизнеса как императива обеспечения устойчивого развития территории. Таким образом, существует объективная необходимость в формировании стратегии инновационного развития ХМАО, которая будет предусматривать: обеспечение воспроизводства природных ресурсов; реализация в приоритетных направлениях критических технологий; осуществление реструктуризации экономики регионов; активизация в перерабатывающих отраслях промышленности инновационной деятельности; формирование условий привлечения российских иностранных инвестиций в больших объемах; освоение технологических и научно-технических достижений мирового уровня, а также их реализация.
Инновационная активность находится на низком уровне, тем не менее, развитие инновационного малого и среднего бизнеса в ХМАО представляет собой перспективное направление развития экономики.
Литература:
Ивантер В.В., Узяков М.А. Долгосрочный прогноз развития экономики России: инвестиционный вариант // Проблемы теории и практики управления. - 2008. - №3.
Онучак В.Д Оценка эффективности региональных программ развития малого предпринимательства // Проблемы теории и практики управления. - 2011. - №2.
Смирнов В.Д. Социально-экономические условия эффективного развития региона: оценка, интеграционный вектор // Проблемы теории и практики управления - 2009. - №3.