- Коллекторно-щеточный узел тягового электродвигателя (ТЭД) –
один из наиболее ответственных в эксплуатации узлов, от качества
работы которого, в целом, зависит надежность и рентабельность работы
железнодорожного транспорта. В процессе эксплуатации ТЭД
изнашиваются элементы коллекторно-щеточного узла. Определение износа
пары трения является задачей достаточно трудоемкой, требующей
временных и финансовых затрат. Ввиду того, что измерение износа
коллектора ТЭД связано с разборкой электродвигателя, не все
существующие методы измерения износа могут быть применимы. Среди
известные методов, наиболее приемлемыми являются метод
микрометрических измерений, визуально-оптический и шаблонный [1,
с. 63 – 69].
- Для оценки износа коллектора условно выделим две составляющие: механическую и электроэрозионную. На базе лабораторий ОмГУПС для проведения экспериментальных исследований, основываясь на положениях теории подобия и размерностей, создана установка, состоящая из двух машин постоянного тока, включенных по схеме взаимной нагрузки [2].
Рис. 1 – Схема распространения электроэрозионного износа ламели коллектора |
Как известно, последняя секция в пазу коммутирует в наиболее сложных условиях, таким образом, вероятность образования дугового искрения значительно возрастает. Ламели коллектора, подключенные к этим секциям, помимо механического, подвергаются |
- электроэрозионному износу: при прохождении сбегающего края щетки
над коллекторной пластиной, под воздействием искрения поверхностный
слой металла выгорает, образуя раковины, тем самым изменяя
шероховатость контактирующих элементов, способствуя увеличению
интенсивности механического изнашивания (рис. 1).
- В конечном счете, выгорание ламели приводит к образованию кругового огня по коллектору и, как следствие, к отказу ТЭД.
Для оценки составляющих износа коллектора в лабораторных условиях проведены экспериментальные исследования, основываясь на положениях теории планирования эксперимента. При проведении эксперимента регистрировались профилограммы коллектора с помощью прибора контроля профиля коллектора ПКП-4М, разработанного на кафедре «Электрические машины и общая электротехника» ОмГУПС. |
Рис. 2 – Схема расположения датчика прибора ПКП-4М над коллектором электродвигателя |
- Профилограммы коллектора регистрировались по следам щеток и
базовой (нерабочей) поверхности (рис. 2).
- Для оценки механической составляющей износа коллектора, исключим из расчета первую и вторую гармонические составляющие функции профиля коллектора [3]. Полученная профилограмма базового следа приведена на рис. 3.
1 – до испытаний; 2 – после 400 минут испытаний; 3 – после 670 минут испытаний
Рис. 3 – Профилограмма базового следа коллектора в холодном состоянии без учета первой и второй гармонической составляющей:
Для сопоставления полученных данных о высотах коллекторных пластин, с несинхронизированной точкой отсчета, использовался оригинальный программный продукт – ProfilShift, разработанный на кафедре «Электрические машины и общая электротехника» ОмГУПС (рис. 4).
Рис. 4 – Внешний вид программы ProfilShift |
Обозначим множество значений относительных высот ламелей коллектора базового следа в исходном состоянии как множество Ax,0, множество значений выбранного для оценки износа следа – Bx,0; множество значений относительных высот ламелей коллектора базового следа после проведения испытаний как множество Ax,m, множество значений выбранного для оценки износа следа после проведения испытаний – Bx,m (рис. 5, 6). |
-
Для множеств Ax,0 и Bx,0,
а также Ax,m и Bx,m
найдем соответствующую разность, обозначив результат как множества
Сx,0 и Сx,m.
- (1)
- Для полученных множеств Сx,0 и Сx,m также определим абсолютное значение разности:
- . (2)
- Полученное множество Δx,m значений содержит в себе два подмножества: Ex,k – механическую составляющую износа ламелей коллектора, соединенных с последними секциями в пазу и Mx,(x-n) – механическую составляющую износа.
- Выделим пластины, присоединенные к последним секциям обмотки якоря в пазу из общего множества, тогда механическую составляющую износа данных ламелей коллектора определим следующим образом:
- (3)
- где – число ламелей, соответствующие последним секциям в пазу;
- Δd – шаг ламелей, подключенных к последним секциям в пазу;
- x – число ламелей коллектора;
- (1)
Ex,k – значение электроэрозионной составляющей износа k-ой ламели.
Mx,i – значение механической составляющей износа i-ой ламели.
- Применяя приведенный алгоритм (рис. 7) для математической обработки экспериментальных данных, получим значения составляющих износа коллектора (табл. 1, 2).
Таблица 1 – Результаты оценки электроэрозионной составляющей износа коллектора
Время испытаний |
След 1, мкм |
След 2, мкм |
След 3, мкм |
400 минут |
1,37 |
1,39 |
0,87 |
670 минут |
1,61 |
1,83 |
0,98 |
Таблица 2 – Результаты оценки механической составляющей износа коллектора
Время испытаний |
След 1, мкм |
След 2, мкм |
След 3, мкм |
400 минут |
0,89 |
1,29 |
0,59 |
670 минут |
1,55 |
1,35 |
0,64 |
Рис. 7 – Алгоритм определения износа коллектора
На основе предложенного алгоритма в среде Borland C++ Builder разработан программный продукт Wear 1.0 (рис. 8), позволяющий рассчитывать механическую и электроэрозионные составляющие износа коллектора ТЭД по полученным профилограммам до ремонта, после ремонта и после приемо-сдаточных испытаний.
Рис. 8 – Внешний вид программы Wear 1.0. |
Таким образом, методом микрометрических измерений с применением прибора контроля профиля коллектора ПКП-4М, а также при помощи разработанного алгоритма определены механическая и электроэрозионная составляющие износа коллектора ТЭД. Из приведенных результатов следует, что механический износ значительно возрастает с увеличением электроэрозионной составляющей, но при этом преобладающую роль в износе ламелей ТЭД, подключенных к последним секциям |
обмотки якоря в пазу, играет электроэрозионная составляющая износа.
Рис. 9 – Формирование импульса считывания датчика прибора ПКП-4М |
Следует отметить, что ввиду краевых эффектов датчика прибора контроля профиля коллектора, затруднительно зафиксировать величину электроэрозионной составляющей износа коллектора в начальной стадии развития (рис. 9). В предложенной методике оценки износа коллектора особое внимание следует уделить оценке электроэрозионной составляющей. Помимо предложенного метода оценки износа возможно также использование визуально-оптического метода. |
Известно, что электроэрозионному износу в значительной степени подвергаются пластины, присоединенные к последним секциям обмотки якоря в пазу. Следовательно, имея информацию о расположении данных пластин, возможно применение визуально-оптического метода измерения износа. Внешний вид коллектора после 670 минут работы представлен на рис. 10. |
Рис. 10 – Внешний вид коллектора машины постоянного тока после 670 минут работы |
-
Аппроксимируем кривые, ограничивающие фигуры электроэрозионного
износа коллекторной пластины кубическим сплайном вида:
- (5)
- (6)
- где
- (5)
Рис. 11 – Аппроксимация кривой изменения интенсивности электроэрозионного износа коллекторной пластины по следу одной щетки кубическим сплайном |
Достоинством выбранного способа интерполяции является отсутствие существенного отличия значений интерполяционного многочлена от значений интерполируемой функции между узловыми точками [4, с. 84 – 87]. Результаты аппроксимации приведем на рис. 11. |
- Получив функциональную зависимость кривой электроэрозионного
износа коллекторной пластины, найдем площадь поверхности под ней:
- (12)
- Результаты вычислений сведем в табл. 4:
- (12)
Таблица 4 – Результаты вычислений при интенсивности искрения 2 балла
|
Ширина пластины, мм |
Площадь электроэрозионного износа, мм2 |
Площадь зоны контакта, мм2 |
Отношение площадей, % |
След 1 |
3,00 |
14,03 |
34,93 |
40 |
След 2 |
3,00 |
13,89 |
34,0 |
41 |
След 3 |
3,00 |
18,52 |
37,77 |
49 |
- Таким образом, из результатов вычислений видно, что площадь пластины, подвергшейся электроэрозионному износу при уровне искрения 2 балла, составила около 50% от площади контакта щетки с коллекторной пластиной. Для сравнения приведем результаты вычислений при интенсивности искрения в 1 ½ балла и 1 ¼ балла (табл. 5, 6).
Таблица 5 – Результаты вычислений при интенсивности искрения 1 ½ балла
|
Ширина пластины, мм |
Площадь электроэрозионного износа, мм2 |
Площадь зоны контакта, мм2 |
Отношение площадей, % |
След 1 |
3,00 |
11,87 |
34,93 |
34 |
След 2 |
3,00 |
10,2 |
34,0 |
30 |
След 3 |
3,00 |
12,46 |
37,77 |
33 |
Таблица 6 – Результаты вычислений при интенсивности искрения 1 ¼ балла
|
Ширина пластины, мм |
Площадь электроэрозионного износа, мм2 |
Площадь зоны контакта, мм2 |
Отношение площадей, % |
След 1 |
3,00 |
6,46 |
34,93 |
19 |
След 2 |
3,00 |
7,14 |
34,0 |
21 |
След 3 |
3,00 |
8,5 |
37,77 |
25 |
- Таким образом, из результатов вычислений видно, что площадь
пластины, подвергшейся электроэрозионному износу при уровне искрения
1 ½ балла, не превышает 40% от площади контакта щетки с
коллекторной пластиной, при уровне искрения 1 ¼ балла –
не превышает 25% от площади контакта щетки с коллекторной пластиной.
- Таким образом, основываясь на положениях теории подобия и размерностей, в лабораторных условиях создана экспериментальная установка и выполнены исследования процесса изнашивания коллектора модельной машины постоянного тока. По результатам исследований разработан алгоритм оценки механической и электроэрозионной составляющей, а также методика оценки электроэрозионной составляющей износа коллектора ТЭД.
- Литература:
- Таким образом, основываясь на положениях теории подобия и размерностей, в лабораторных условиях создана экспериментальная установка и выполнены исследования процесса изнашивания коллектора модельной машины постоянного тока. По результатам исследований разработан алгоритм оценки механической и электроэрозионной составляющей, а также методика оценки электроэрозионной составляющей износа коллектора ТЭД.
- Куксенова Л. И. Методы испытания на трение и износ: Справ. изд. / Л. И. Куксенова, В. Г. Лаптева, А. Г. Колмаков, Л. М. Рыбакова – М.: «Интермет Инжиниринг», 2001. – 152 с.: ил.
- Харламов В. В. Применение теории подобия при моделировании износа коллекторно-щеточного узла тягового электродвигателя / В. В. Харламов, П. К. Шкодун, А. В. Долгова // Известия Транссиба / Омский гос. ун-т путей сообщения. Омск, 2011. Вып. 4(8). С. 57 – 62.
- Стрельбицкий Э. К. Статистическая обработка профилограмм коллектора машин постоянного тока / Стрельбицкий Э. К., Стукач В. С., Цирулик А. Я. // Известия Томского политехнического института. – 1966. – Т.160. – С. 102 – 105.
- Пирумов У. Г. Численные методы: Учеб. пособие для студ. втузов. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Дрофа, 2003. – 224 с.: ил.