Метод «портфолио» как приоритетная инновационная технология в образовании: преемственность между средней школой и вузом | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Фатеева, И. А. Метод «портфолио» как приоритетная инновационная технология в образовании: преемственность между средней школой и вузом / И. А. Фатеева, Т. Н. Канатникова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2012. — № 12 (47). — С. 526-528. — URL: https://moluch.ru/archive/47/5923/ (дата обращения: 16.11.2024).

Идея создания портфолио или папки учебных достижений учащихся все больше и больше набирает популярность в современной России, но больше всего им пользуются преимущественно в школе или средней ступени образовательного пространства. Большое количество учебных заведений применяет его на практике. Помимо этого бытует мнение, что школа XXI-го века – это «школа портфолио», именно поэтому идея портфолио является одним из основополагающих элементов инновации в образовании.

Однако, не стоит думать, что портфолио изобретение современных ученых-методистов. Еще в 19 веке итальянское слово «Портфолио» обозначало альбом с фотографиями. В эпоху Возрождения архитекторы и художники привозили с собой «портфолио», когда претендовали на место в строительном проекте или Академии художеств. С помощью собранных документов можно было составить впечатление о себе для будущего работодателя.

Идея использования портфолио в сфере образования принадлежит Соединенным Штатам. Она возникла там в 80-х годах и до сих пор широко используется.

Основными целями и задачами создания портфолио в средней школе являются:

  1. повышение самооценки учащегося, создание ситуации «успеха»;

  2. раскрытие личных способностей каждого школьника;

  3. постановка правильных целей и задач, мотивация творческого и индивидуального развития.

  4. развитие положительных нравственных качеств;

  5. развитие умения анализировать и делать выводы в различных ситуациях;

  6. мотивация стремления к самосовершенствованию.

«Портфолио» является достаточно важным проектом в школе, ведь во время его разработки ребенок осмысливает свои первые достижения, осознает свои возможности и формирует собственное отношение к получившимся результатам.

Портфолио школьника – это первый шаг на этапе формирования собственного Я ребенка: анализ побед, разочарований, открытий, переживаний. Это своеобразная «копилка» достижений в разных родах деятельности, возможность повторно пережить положительные эмоции.

Среди особенностей портфолио школьников можно выделить:

  1. портфолио как способ накопления, фиксирования и оценки личных достижений ребенка в определенном временном промежутке;

  2. портфолио как дополнение к традиционным способам контроля знаний и умений;

  3. портфолио как способ учета результатов, полученных ребятами в разных сферах – социальной, учебной, творческой, коммуникативной. Это является одним из элементов практико-ориентированного подхода к образованию.

  4. портфолио как форма представления личной направленности достижений в учебе конкретного ученика, которая отвечает задачам профильного обучения.

  5. применение портфолио позволяет учителю создать для каждого ученика индивидуальную ситуацию «переживания успеха».

Портфолио ребенка рассматривается как личные достижения во всех видах деятельности, собираемые на протяжении всего времени пребывания ученика в школе. Введение портфолио позволяет учителю с самого начала поступления ребенка в учебное заведение собирать и систематизировать информацию о школьнике, фиксировать уникальные особенности ребенка.

Можно выделить несколько отличительных особенностей портфолио школьника и портфолио студента. Прежде всего, портфолио студента более конкретизировано и систематизировано, в нем находится только необходимая информация без лирических отступлений и графических иллюстраций.

Очень часто школьникам для создания индивидуального пакета личных достижений требуется помощь старших, а студент, как полностью сформировавшаяся личность, может проделать эту процедуру самостоятельно.

У школьника портфолио – это собственноручно написанная книга, которую он создавал самостоятельно при помощи учителей и родителей, в ней можно найти его интересы, мечты и желания.

Кроме того, портфолио ученика школы может выражать его собственную оценку происходящей действительности. Психологи считают, что именно оценочно-диагностическое портфолио является основополагающей частью программы развития ребенка.

Для школьника немаловажную роль играет внешнее оформление портфолио. Оно должно заинтересовывать, привлекать: сухой текст в нем желательно «разбавить» тематическими картинками.

Основными сходствами портфолио школьника и портфолио студента являются:

  1. технология создания портфолио лежит в основе образовательной технологии, которая обеспечивает личностно-ориентированный подход в образовании.

  2. положительным моментом в инновационном методе «портфолио» является то, что он направлен непосредственно на взаимное сотрудничество: школьника и учителя, студента и преподавателя, коллег и родителей. Он представляет собой одновременно процесс организации, форму и технологию работы.

  3. этот метод позволяет непрерывно оценивать достижения учащегося, совершенствуя процесс образования.

  4. Очень часто портфолио выглядит как обыкновенная папка с файлами, поэтому в нее очень легко вносить коррективы.

Существует несколько возможных вариантов оформления портфолио:

  1. электронное портфолио. Данный вид оформления является сравнительно новым. Все больше и больше школьников предпочитают выбирать именно его, не говоря уже о студентах. Портфолио в электронном варианте – это прекрасно оформленные документы, украшенные дополнительными эффектами, которое можно брать всюду с собой.

  2. традиционное портфолио в виде папки документов.

Главное условие при создании портфолио – это добровольность. Только сделанная по собственному желанию папка документов пойдет на пользу ученику и студенту. Портфолио не должно иметь формальный характер, в противном случае оно будет только в тягость и преподавателю, и учащемуся. Создатель должен быть лично заинтересован в его оформлении. Даже отбор необходимого материала у школьников и студентов должен происходить самостоятельно. В случае, если студент не считает нужным размещать в папке ту или иную информацию, давить на него не стоит, в противном случае портфолио перестанет быть индивидуальным.

Также стоит четко понимать цель накопления информации, создания непосредственно такого документа как портфолио. Данные могут собирать для выявления результатов деятельности по определенному направлению.

Второй целью является накопление информации за определенный временной промежуток. Проанализировав данные, можно выявить тенденции развития школьника или студента.

Могут составляться и тематические портфолио в зависимости от того, какой результат предполагается достичь. Тематика рубрик, разделов, а также их количество определяется индивидуально для каждого учащегося.

Еще одним условием создания портфолио является удобство хранения: полученный материал необходимо систематизировать таким образом, чтобы при использовании не возникло никаких трудностей. Не стоит забывать о систематическом пополнении информацией, в противном случае портфолио перестанет быть актуальным.

Чтобы правильно подобрать материалы для портфолио, разрешается использовать самые разные критерии. Подобные рекомендации должны на примере способствовать организации учебного процесса школьников и студентов. Примером подобных критериев являются:

  • Несколько самых лучших работ с текущего курса;

  • Произведение из начала, середины и конца курса;

  • Работы, которые показывают достижения учащегося;

  • Несколько работ, ставших поводом для гордости;

  • Произведения, которые, по мнению подростка, достойны того, чтобы их оценили (друзья, гости учебного заведения, родители).

Только после этого учащийся сможет правильно определиться с будущей специальностью и выбрать правильный путь. в жизни.

Так как работы, объединенные в портфолио, очень часто обладают уровнем, годным для предъявления, кроме того, оформление портфолио достаточно эстетически привлекательно и находится в открытом доступе для обзора извне, портфолио годится для демонстрации третьим лицам. Показать собственные достижения можно в определенный день, к примеру, на родительском собрании или на студенческой конференции. Вышеуказанная процедура защиты или предъявления портфолио может являться поводом для демонстрации индивидуального роста достижений школьников и студентов во время работы. Презентацию портфолио можно объединить с более или менее подготовленным отчетом учащегося о процессе собственной работы и учебных усилиях. Также можно презентовать портфолио и во время экзамена, во время чего можно рассказать и о процессе работы, и о её результатах.

Ценность портфолио заключается в том, что с его помощью можно выстроить учебный процесс, позволяющий формировать и развивать когнитивно-личностные особенности, выдвигаемые образовательными стандартами, как необходимые для участия в жизни демократического общества.

Применение портфолио обеспечивает построение планов роста в профессиональном смысле, стимулирует студентов участвовать в конкурсах. Оно полностью отвечает интересам школьников и студентов.

В заключении следует отметить, что российское образование сейчас находится в состоянии серьезных изменений. Подтверждением тому является принятый летом 2012 года Федеральный государственный образовательный стандарт, одной из главных тенденций которого является модернизация образования на основе новых инновационных технологий. А метод портфолио и является одной из таких технологий, направленной на создание преемственности между школой и высшим учебным заведением.


Литература:

  1. Загвоздкин, В.К. Портфель индивидуальных учебных достижений – нечто большее, чем просто альтернативный способ оценки//Школьные технологии. – 2006. - №3. – С.32-36.

  2. Новикова, Т.Г. Портфолио как форма оценивания индивидуальных достижений учащихся//Профильная школа. – 2006. - №2. – С.48-56.

  3. Фатеева, И.А. Метод «Портфолио» в образовании//Инновации в образовании. – 2011. – №1. - С.134-136.

  4. Электронный ресурс// URL: http://sibac.info/index.php/2009-07-01-10-21-16/1603-2012-03-21-17-03-05 (дата обращения 27.11.2012).


Основные термины (генерируются автоматически): портфолио, студент, портфолио студента, достижение, достижение учащегося, накопление информации, противный случай портфолио, учебное заведение, школа, школьник.


Похожие статьи

Анализ понятия «билингвальная коммуникация» в психолого-педагогической литературе и ее роль в европейской системе высшего образования

Подготовка к непрерывному образованию в системе «школа – вуз»

Метод case-study как современная технология профессионально-ориентированного обучения студентов

Непрерывность образования в системе «школа – технический вуз»

Компонент «Ресурсоэффективность» и его место в образовательной парадигме зарубежных и российских ВУЗов

Персонал предприятий многоуровневого маркетинга и аспекты совершенствования системы его обучения

Формирование компетентности в области педагогического менеджмента у будущих педагогов, как педагогическая проблема

Инвестиционный менеджмент как основа системы управления инвестициями на современном предприятии в России

Применение процессного подхода в рамках региональной системы качества в сфере культуры

Работа с родителями как один из аспектов взаимодействия семьи и школы в России: история и современные тенденции

Похожие статьи

Анализ понятия «билингвальная коммуникация» в психолого-педагогической литературе и ее роль в европейской системе высшего образования

Подготовка к непрерывному образованию в системе «школа – вуз»

Метод case-study как современная технология профессионально-ориентированного обучения студентов

Непрерывность образования в системе «школа – технический вуз»

Компонент «Ресурсоэффективность» и его место в образовательной парадигме зарубежных и российских ВУЗов

Персонал предприятий многоуровневого маркетинга и аспекты совершенствования системы его обучения

Формирование компетентности в области педагогического менеджмента у будущих педагогов, как педагогическая проблема

Инвестиционный менеджмент как основа системы управления инвестициями на современном предприятии в России

Применение процессного подхода в рамках региональной системы качества в сфере культуры

Работа с родителями как один из аспектов взаимодействия семьи и школы в России: история и современные тенденции

Задать вопрос