Ключевые слова: познавательное развитие, исследовательская деятельность детей, хвойное растение.
Деятельностный подход в познавательно-исследовательской деятельности позволяет развивать интерес к знаниям, к формированию собственной точки зрения, учитывать мнение других, развивать социально-коммуникативные навыки. Конспект поможет разнообразить деятельность детей и расширит их интересы к хвойным растениям, особенно в зимний период.
Цель : знакомство со строением и значением хвойных веточек.
Образовательная область : познавательное развитие.
Интеграция образовательных областей : формирование элементарных математических представлений как часть познавательного развития, речевое развитие, физическое развитие, социально-коммуникативное развитие.
Задачи приоритетной образовательной области: познакомить и закрепить виды хвойных деревьев: ель, пихта, сосна (кедр); познакомить с ароматами хвойных деревьев и маслами из них, особенностями их иголочек, формировать предпосылки бережного отношения к природе.
Задачи образовательных областей в интеграции : закреплять понятия длинный и короткий, геометрические фигуры, знакомить с новыми словами, формировать навык полного ответа на вопрос.
Предполагаемые результаты : поддержание интереса к получению знаний, любознательность, обогащение компонентов сюжетно-ролевых игр, получение и закрепление новых знаний, обогащение речи новыми словами.
Предпосылки универсальных учебных действий : выделение существенных признаков объектов, понимание смысла иллюстраций, выполнение правил и инструкций, использование логических операций, интерес к познавательным задачам, слушание и понимание чужой речи, выражение своих чувств и мыслей, умение удерживать внимание, задачу, узнавать, называть и определять объекты и явления.
Предварительная работа : украшение новогодней красавицы в группе.
Словарная работа : пихта, кедр, сосна, хвоинки.
Современные педагогические технологии : проектная деятельность, исследовательская деятельность, игровая, совмещение образовательных областей.
Оборудование для педагога : веточки кедра или сосны обыкновенной, пихты, ели, масло пихты, кедра.
Оборудование для детей : иллюстрации кедра, пихты, ели и их увеличенных веточек, хвоинки на каждого ребенка.
Рис. 1. Материалы для занятия
Вводная часть
Содержание НОД |
Образовательная область (вид деятельности) |
Образовательные задачи |
Формы работы, методы, приемы |
Целевые ориентиры (характеристики). Предполагаемый результат |
Формирование предпосылок УУД |
Воспитатель (В): Ребята, посмотрите-ка, что это у меня за баночки. И из них такой аромат идет! Давайте понюхаем! Дети (Д): Дети нюхают баночки с разными ароматами. В: Вы узнали, что это такое? Д: Варианты детей. (Доктор мом, лекарство, зеленка даже была). В: Попробуем через загадку угадать. На Новый год ей каждый рад, Хотя колюч её наряд. Ель К нам домой под Новый год Кто-то из лесу придет, Вся пушистая, в иголках, А зовут ту гостью … Елка Д: Варианты детей. В: Угадали. Но почему же ароматы были разные? Д: Варианты детей. В: Давайте будем разбираться. |
Познавательная деятельность, конструирование, коммуникативная, игровая деятельность. |
Заинтересовать получением знаний, привлечь внимание, побудить к совместной деятельности. |
Демонстрация наглядных пособий. |
Привлечь максимум детей к получению знаний. |
Организация сотрудничества, интерес к познанию, формулирование собственного мнения. |
Основная часть
Содержание НОД |
Образовательная область (вид деятельности) |
Образовательные задачи |
Формы работы, методы, приемы |
Целевые ориентиры (характеристики). Предполагаемый результат |
Формирование предпосылок УУД |
1. В: Перед вами в баночках разные виды иголок от елок, рассмотрите их и скажите, чем они отличаются. Д: ответы детей В: Верно, оказывается, елки бывают разные, поэтому и названия у них разные. Самые короткие иголочки — от ели, подлиннее — от пихты. Как мы сравним иголочки? Приложим их рядом. В нашем лесу именно пихта растет. А длинные — это от кедра, или его еще сосна называют. Давайте повторим эти названия. Д: дети повторяют |
Речевое, познавательное развитие. Коммуникативная, речевая познавательно- исследовательская деятельность.. |
Знакомить с видами иголок, с названиями хвойных деревьев, закрепить навык сравнения методом наложения. |
Демонстрация наглядных пособий, наблюдение, групповые практические упражнения, беседа, словесный рассказ, репродуктивный. |
Развивать интерес к знаниям. Разнообразие технологий получения знаний, поддержание интереса к знаниям, закрепление новых знаний. Обогащение речи новыми словами. |
Слушание и понимание чужой речи, выполнение инструкций, использование логических операций, выделение измеряемых параметров, осуществление действий по образцу, интерес к познанию. |
2. ИГРА. В: А теперь поиграем. Я буду говорить название, а вы показывать иголочки растения. Д: дети показывают иголочки после называния воспитателем растений. |
Социально-коммуникативное развитие. Игровая деятельность. |
Закрепление навыка различения, запоминание названий |
Упражнение, дидактическая игра. |
Формировать навык различения длины и названия растения. |
Понимание чужой речи, выполнение инструкций, удержание внимания, использование логических операций, |
3. В: А теперь давайте посмотрим на картинки разных хвойных растений. Какую фигуру напоминают эти деревья? Д: ответы детей В: Действительно, и пихта, и ель похожи на треугольник, а кедр больше похож на обычное, лиственное дерево, и лишь вблизи видно иголочки. Только оно очень-очень высокое. А теперь попробуйте по картинкам веточек угадать к какому дереву они относятся. Дети соотносят целое дерево с веточкой. Да, елку от пихты сложно отличить. |
Речевое, социально- коммуникативное, познавательное. Игровая, коммуникативная, двигательная, познавательно- исследовательская деятельность. |
Знакомить с изображением хвойных растений, особенностями иголок на картинке |
Демонстрация наглядных пособий, наблюдение. |
Разнообразие технологий получения знаний, поддержание интереса к знаниям, закрепление новых знаний. |
Понимание смысла иллюстраций, выделение существенных признаков объекта, использование логических операций, умение удерживать задачу. |
4. В: Разные виды елок называют хвойными деревьями. У них листики превратились в иголочки. Это помогает им защищаться от холода. А еще они всегда зеленые. Иголочки называют хвоинки. Давайте повторим — хвоинки. Д: дети повторяют. |
Речевое, познавательное развитие. Коммуникативная, речевая познавательно- исследовательская деятельность. |
Знакомить с обобщающим понятием «хвойные», с хвоинками. |
Словесный рассказ, репродуктивный. |
Словарная работа, обогащение речи новыми словами, расширение кругозора. |
Понимание чужой речи, удержание внимания, выполнение инструкции. |
5. В: А теперь будем хвоинки-иголочки пальчиками делать Физкультминутка [6]. Перед нами ёлочка (пальцы рук переплетены в замок, но с раскрытыми пальцами-иголками, большие пальцы, подняты вверх — верхушка «ёлочки»). Шишечки, иголочки , («шишечки» — сжатые кулачки, «иголочки» — растопыренные пальцы) Шарики, фонарики , (руки перед собой, согнутые в локтях, крутим кистями с пальцами «чашечкой») Зайчики и свечки , (зайчики — кулачки с поднятыми указательным и средним пальцами и «свечки» — сложенные ладони со сведёнными пальцами) Звёзды, человечки . («звёзды» — сложенные ладошки с растопыренными пальцами; «человечки» — как зайчики, только пальцы вниз). |
Физическое, речевое, социально-коммуникативное, художественно-эстетическое развитие. Двигательная, речевая коммуникативная, игровая деятельность, восприятие художественного слова. |
Знакомить с новой пальчиковой игрой. Принимать условность ситуации. |
Воображаемая игровая ситуация, упражнение, репродуктивная |
Обогащение компонентов сюжетно-ролевых игр. Разнообразие технологий получения знаний. Развитие координации движений. |
Принятие условности ситуации, умение удерживать внимание, узнавать, называть объекты. |
6. В: Сколько радости доставляет нам это дерево на Новый год! Но растет оно очень долго! Представляете, чтобы вырасти вам до пояса, елке надо 5 лет. Она по годам, как вы, а по росту совсем маленькая! Вот как долго ей надо расти. А чтобы до вашего папы дорасти — 10 лет надо! Поэтому придумали дома ставить искусственные ели, не выращенные, не живые деревца, а сделанные людьми. А аромат дома можно маслом сделать, которое мы нюхали. Его из хвоинок делают, не срубая дерево. Хвойные растения лечебные. Если разломить или потереть иголочку-хвоинку, то можно почувствовать хвойный аромат. Давайте согнем хвоинку и понюхаем (дети выполняют). Он убивает микробы, и поэтому может лечить больной нос и горло. Масло хвойных деревьев, которое мы с вами нюхали, продают в аптеке. А еще, как и все деревья, оно дает нам чистый воздух, которым мы дышим. Поэтому давайте будем беречь живые елочки. Ведь они так долго растут! А танцевать и веселиться будем около похожей на настоящую искусственную елочку, или пихту, или кедренок маленький. |
Познавательное развитие. Познавательная деятельность. |
Формировать предпосылки бережного отношения к природе, расширять кругозор. |
Словесный рассказ, демонстрация наглядных пособий (ароматические масла), убеждение. |
Расширение кругозора, формирование бережного отношения к растениям |
Слушает и понимает чужую речь, формирование предпочтения познавательных мотивов над игровыми, подчинять импульсивные желания сознательным целям, удержание внимания |
Заключительная часть
Содержание НОД |
Образовательная область (вид деятельности) |
Образовательные задачи |
Формы работы, методы, приемы |
Целевые ориентиры (характеристики). Предполагаемый результат |
Формирование предпосылок УУД |
В: Как вы сегодня старались на занятии! А чем мы с вами сегодня занимались? Отвечать будем полным ответом: про что я спросила, с тех слов и начинаем: «Мы сегодня занимались…», — и говорим, например, рассматриванием веток или иголок, или делали елку из пальчиков. Что вы запомнили. Будем пробовать отвечать. А что мы сегодня нюхали? А у какого дерева иголочки самые длинные? А самые короткие иголочки? Какие геометрические фигуры напоминают ель и пихта? Какую пользу приносят хвойные деревья? Почему лучше ставить искусственные елки? А теперь вы меня спросите о чем-нибудь. Как я вас спрашивала про цвет елки, про длину иголок. Попробуйте. Д: Ответы и вопросы детей. |
Речевое, социально-коммуникативное развитие. Коммуникативная деятельность. |
Закреплять знания о видах хвойных растений, об их значении, формировать навык полного ответа и умения произвольно строить вопрос. |
Беседа |
Закрепление полученных знаний, формирование навыка составления полных ответов, задавания вопросов. |
Использование логических операций, понимание чужой речи, выделение существенных признаков объектов, выражение своих чувств, умение удерживать задачу и внимание, умение задавать вопросы, формулировать собственное мнение, осуществлять взаимный контроль |
Рис. 2. Последующая лепка хвойных веточек в рамках проекта
Организованная таким образом образовательная деятельность развивает интерес к миру природы, создает условия для экспериментирования, для исследования природы, обращает внимание на вопросы экологии, позволяет совершенствовать восприятие детей путем активного использования всех органов чувств.
По сравнению с предыдущим нашим исследованием [3] наблюдение показывает, что в детских садах стала чаще использоваться исследовательская деятельность детей, создаются кружки, появилось больше материала для исследовательских и опытно-экспериментальных занятий на просторах интернета, в ютуб, меньше страха у педагогов по проведению мероприятий в рамках опытно-экспериментальной деятельности детей с участием каждого ребенка, а не просто наблюдения. Ведь и мама экспериментирует на кухне, когда готовит новое блюдо, и папа — когда чинит мамин фен, и директор — когда запускает новую производственную линию. Да и любой человек всю жизнь открывает для себя что-то новое, расширяя свои горизонты, таким образом формируя активную жизненную позицию и интерес к жизни, строя свою личность.
Литература:
- Меделян Е. В. Биология Приморский край [Текст] / Е. В. Меделян — М: Русское слово, 2018. — 80с.
- Шарыгина Т. А. Беседы о тайге и её обитателях [Текст] / Т. А. Шарыгина — М: ТЦ Сфера, 2018, 96с.
- Ярославцева Е. Н. Организация уголка опытно-экспериментальной деятельности в группе ДОУ [Текст] // Молодой ученый, 2018, № 38 (224), с. 101–105.
- Различаем хвойные деревья по иголкам [Электронный ресурс] // http://дендро.рф/otdyh/proderevya/igolki/
- Силиванов А. Применение пихты сибирской [Электронный ресурс] // https://lesnoy-dar.ru/derevya-i-kustarniki/primenenie-pixty-sibirskoj.html
- Александрова С. В. Пальчиковые игры по теме «Зима, Елочка, Новый год» [Электронный ресурс] // https://nsportal.ru/detskiy-sad/zdorovyy-obraz-zhizni/2019/12/21/palchikovye-igry-po-teme-zima-elochka-novyy-god