В статье рассмотрены возможности трехэтапных спортивных соревнований в Республике Узбекистан, включающих в себя соревнования среди школьников («Умид ниҳоллари»), среди учащихся лицеев и колледжей («Баркамол авлод») и студентов высших учебных заведений («Универсиада»), способствующих формированию у учащейся молодежи здорового образа жизни и гармоничному развитию личности.
Главной задачей «Трехэтапных спортивных соревнований» является формирование здорового образа жизни у учащейся молодежи. Эти соревнования являются важным компонентом взаимосвязанной системы здорового образа жизни, которая объединяет четыре блока:
Пропаганда укрепления здоровья учащейся молодежи с опорой на религиозное учение Зорарстризма, усвоение исламской культуры и наследия великих предков.
Целенаправленное развитие двигательной культуры и двигательной активности учащихся.
Реализация принципов правильного питания.
Формирование у учащейся молодежи эмоционально – чувственной сферы, умений управлять собой.
Отрицательные эмоции разрушают психику и здоровье учащихся, позитивные же чувства защищают и укрепляют их физический потенциал, создают ресурс здоровья. Исламский образ жизни является примером и основой для узбекского общества,он дает возможность воспитывать у молодежи высокие духовно – нравственные качества личности, формировать устойчивое физическое здоровье. При таком образе жизни продлевается долголетие человека, он способен реализовать свою творческую энергию и получать удовлетворение от жизни. Духовная жизнь каждого молодого человека (или девушки) становится насыщенной, счастливой, обеспечивается здоровое мышление. Укрепление здоровья человека означает предупреждение от бесконечных болезней, преждевременной смерти, устранение препятствий к трудовой деятельности, реализации творческих способностей.
Чтобы внедрить в сознание учащихся необходимость ведения здорового образа жизни, нужно постоянно создавать условия в которых бы молодежь приобретала устойчивый интерес и определенный опыт здоровой жизни. В Республике Узбекистан с этой целью реализуется эффективная система физического воспитания: проводится подготовка грамотных спортивных менеджеров, развивается промышленное производство спортивного инвентаря и снаряжения, расширяется объем спортивных услуг. Ощущается особая необходимость в укреплении материально – технической базы спортивных сооружений. Кроме того, спортивные сооружения должны полностью отвечать санитарно – гигиеническим нормам.
Важное значение приобретает оптимизация физической нагрузки на учащуюся молодежь, развитие их интереса к физической культуре и спорту. Проблемы обновления форм, средств, приемов и методов, постоянного совершенствования физического воспитания ждут своего решения. Критерии оценки здоровья учащихся также должны постоянно обновляться, совершенствоваться и дополняться. Для обеспечения достижений учащейся молодежи в спорте требуется внедрение новых научных подходов, технологий повышения спортивного мастерства.
Трехэтапная система соревнований направлена на активизацию навыков здорового образа жизни молодежи и соответственно – повышение уровня их здоровья, расширение знаний в области физического воспитания, социализацию учащихся с помощью спорта. «Трехэтапные спортивные соревнования» являются важным фактором, оказывающим сильное влияние на утверждение общественного положения учащейся молодежи.
С этой целью необходимо широко пропагандировать сущность «трехэтапных спортивных соревнований» через средства массовой информации, педагогическую общественность, семью, сверстников.
Создание в Республике Узбекистан системы трехэтапных спортивных соревнований и регулярное их проведение способствует не только формированию устойчивых навыков здорового образа жизни, но и духовному, интеллектуальному, физическому развитию учащейся молодежи, трудовому воспитанию, обеспечению личной и национальной безопасности, экономическому развитию страны, укреплению международного авторитета нашего государства. В этой связи в республике разрабатываются социально – педагогические основы внедрения в узбекистанское общество сознания необходимости здорового образа жизни, воспитания молодежи в духе справедливости, правдивости, высокой морали. То есть государство заботится не только о физическом здоровье учащейся молодежи, но и их духовной и социальной устойчивости.
Известно, что личность формируется в образовательной и социальной среде. Человек получает образование, трудится, вступает в общение с окружающими. Достойный вклад в процесс всестороннего развития личности вносят физическое воспитание и спорт.
Что касается нравственной стороны занятий спортом, то физические упражнения, особенно спортивные соревнования, несут на себе большую физическую и духовную нагрузку. Быстро меняющиеся ситуации, противоборство с соперниками, результаты соревнований требуют от каждого участника команды собранности, быстроты реакции, подчинения своих интересов интересам коллектива, соблюдения определенных спортивных правил, уважительного отношения к соперникам (конкурентам) и ряда других качеств. Участник соревнований должен проявлять решительность, мужество, твердость характера, уверенность в своих силах, умение саморегуляции, дисциплинированность и т.д.
Занятия физической культурой и спортом содействуют также и умственному развитию личности, обогащают молодежь разносторонними знаниями. Кроме того учащиеся овладевают жизненным опытом и жизненно необходимыми навыками, особенно по части ухода за своим телом и соблюдения гигиенических требований. В результате занятий спортом развивается способность наблюдать, рассуждать, повышается умственная работоспособность, стабилизируется давление. Физические упражнения повышают настроение и оказывают положительное воздействие на другие виды деятельности.
Наблюдения показывают, что спортивные занятия улучшают работу органов чувств, что проявляется в остроте слуха, зрения, развитии памяти, быстроте реагирования, движениях.
Следует отметить полезность занятий спортом для подготовки учащихся к трудовой деятельности, так как в процессе занятий вырабатывается терпение, настойчивость, стремление преодолевать трудности. Эти качества всегда помогают человеку быстро интегрироваться возможности усвоения норм общественно – полезной деятельности.
При подготовке к спортивным занятиям и их проведении учителя и тренеры должны обратить особое внимание на правильное обращение учащихся со спортивным инвентарем. Это один из элементов воспитания у молодежи трудолюбия и бережного отношения к рабочим инструментам (в данном случае – спортивным снарядам). Для достижения высоких результатов в соревнованиях учащиеся должны преодолевать чувство усталости и мобилизовать свои ресурсы на многократное повторение определенных упражнений. Только такие упорные тренировки помогут достигнуть поставленной цели, постепенно овладеть необходимыми трудовыми и физическими умениями и навыками, преодолеть возникающие проблемы и трудности.
Спортивные занятия развивают у учащейся молодежи чувство прекрасного, гармоничного, а значит физическое воспитание тесно связано с эстетическим воспитанием. Этоединство проявляется в красоте движений, в освоении знаний о красоте и гармонии здорового человеческого тела, а такие виды спорта как спортивная и художественная гимнастика, фигурное катание, акробатика и другие с полным правом можно называть искусством, тем более, что некоторые виды спорта сопровождаются музыкой. У учащихся они пробуждают богатые эстетические представления. Занятия же туризмом, альпинизмом, водным спортом помогают осознать красоту и величие природы, пробудить стремление сохранить её.
Значительная часть молодежи занимаются спортом не только для того, чтобы укрепить здоровье, завоевать авторитет, достичь высоких результатов, но и для того, чтобы получить эстетическое наслаждение, создать что-то красивое или просто почувствовать себя в движении. Физические упражнения выполняют двойную функцию: во-первых, это внешняя сторона-красота и гармония движений, во-вторых, это внутренняя гармония-приведение в систему нравственных качеств, действий, поведенческих норм.
Физическое воспитание и спорт для многих народов – это средство укрепления мира, дружбы и сотрудничества. Благодаря спорту молодежь разных стран устанавливают дружеские связи с представителями разных национальностей. Участвуя в спортивных соревнованиях, проводимых в разных странах, спортсмены, посланцы разных народов знакомятся с культурой, образом жизни, историческими памятниками принимающей страны, вступают в дружеские контакты между собой. Совместное участие в спортивных соревнованиях сближает участников, помогает им понять друг друга. В процессе соревнований устанавливается по-настоящему дружеская атмосфера, проявляющаяся во взаимоподдержке, уважении к сопернику, причем не только между спортсменами, но и зрителями, болельщиками. При этом укрепляются и межнациональные отношения.
Международные встречи пробуждают чувство уважения к спортсменам разных стран, усиливаютинтерес к обычаям и традициям, своеобразному менталитету, устраняют недоверие друг к другу и тем самым расширяют возможности международного сотрудничества. К разряду таких соревнований можно отнести Олимпийские игры, международные шахматные турниры, мировые и азиатские чемпионаты по футболу, международные соревнования по узбекскому курашу, известные под названием «Национальная борьба».
Существующие в современном мире такие негативные явления, как табак курение, алкоголизм, наркомания одними постановлениями и указами устранить невозможно. Для этого необходимо, чтобы молодежь осознала пагубность вредных привычек и строила свою жизнь на духовно – нравственной основе. Не случайно поэтому, что в нашей стране с первых же дней обретения независимости осуществляются меры по ускоренному развитию детского и юношеского спорта: создаются спортивные базы, ведется подготовка высококвалифицированных кадров тренеров и наставников, поэтапно проводятся соревнования «Умид ниҳоллари» («Ростки надежды» - для школьников»), «Баркамолавлод» «Гармонично развитое поколение» (для учащихся лицеев и колледжей) и Универсиада (среди студентов высших учебных заведений). В своей речи на открытии музея «Олимпийских славы» Президент Республики заверил присутствующих: «Огонь Олимпийских игр обязательно загорится в Ташкенте. В прошлом осталось то время, когда узбекские спортсмены были только наблюдателями успехов своих соперников, теперь они прославляют нашу страну».
Развитие спорта в Узбекистане и решение проблем с ним связанных осуществляется в основном методами духовного воспитания: Важное значение в этом процессе занимает воспитание мужественной, целеустремленной молодежи в духе преданности национальным ценностям.
Литература:
Каримов И.А. Олимпия шон-шуҳрати музейининг очилиш маросимидаги нутқи - 1996 йил 1 сентябрь
Каримов И.А. Баркамол авлод орзуси (Тузувчилар: Ш.Қурбонов, Х.Саидов, Р.Ахлиддинов) Шарқ нашриёти – матбаа концерни бош таҳририяти. Т.: 1999. – 181 б.
Ўзбекистон Республикасининг «Кадрлар тайёрлаш миллий дастури». Тошкент, 1997.
Ўзбекистон Республикаси Вазирлар Маҳкамасининг “Ўқувчи ва талаба ёшларни спортга жалб қилишга қаратилган узлуксиз спорт мусобақалари тизимини ташкил этиш тўғрисида”ги 244-сонли қарори – Т: 2003 йил 3 июнь.// www.lex.uz
Ўзбекистон Республикаси Вазирлар Маҳкамасининг “Оммавий спорт тарғиботини янада кучайтириш чора-тадбирлари тўғрисида”ги 484-сонли қарори - 2003 йил 4 ноябрь. // www.lex.uz
Ўзбекистон Республикаси Вазирлар Маҳкамасининг “Ўқувчи ва талаба ёшларни спортга жалб қилишга қаратилган узлуксиз Республика спорт мусобақаларини ўтказиш тўғрисида”ги 181-сонли қарори - 2009 йил 29 июнь. // www.lex.uz