Повышение уровня здоровья, трудоспособности и трудовой активности граждан напрямую связано с доступностью и качеством медицинской помощи. В рекомендациях ВОЗ в понятие качества включены, прежде всего, качество выполнения профессиональных функций, сведение до минимума риска при проведении медицинских вмешательств, удовлетворенность пациентов медицинской помощью. Известно, что удовлетворенность пациентов медицинской помощью, а медицинского персонала трудом в значительной степени зависят от социально – психологических факторов, сопровождающих трудовой процесс.
Медицинский коллектив, объединенный едиными целями, ориентированный на успех, творческое развитие, следующий высоким морально – нравственным принципам, работающий в рамках закона, предпочтительней как для пациентов, так и для системы здравоохранения в целом. Л.Ж. Аттаевой выделяются следующие основные характеристики уровня организационной культуры и межличностных отношений в медицинском коллективе:
Доминирующие коллективные ценности организации, обеспечивающие достижение ее основных целей (организация лечебно-диагностического процесса в интересах больного; высокая нравственность персонала, ответственное отношение к обязанностям; индивидуальный подход к развитию работников, забота о личностном, карьерном и профессиональном росте; поощрение коллективных форм работы; постоянное совершенствование и развитие коллектива).
Культура межличностных отношений (доверие, открытость, поддержка, единство ценностей; чувство коллективизма, ощущение единой команды; разделение всеми ценностей и убеждений организации; собственные традиции, обычаи, разработка девизов).
Культура работника (нравственность поведения; нравственность мышления; культура чувств; культура труда).
Культура управления (компетентность руководства; авторитет личности руководителя; механизм предупреждения и разрешения конфликтов; развитие мотивационной среды; поощрение инновационной активности; жесткий контроль процессов и обеспечение свободы действий работников; открытость для критики).
Руководство медицинским коллективом во многом направлено на обеспечение этих показателей. Сущностными признаками профессиональной деятельности управленца являются: объективная обусловленность управленческого процесса; единство мотивационных, эмоционально-волевых, интеллектуальных, физических и практических компонентов в профессиональной деятельности; обусловленность проблемной ситуацией профессионального творчества; использование нестандартных, оригинальных, оптимальных, рациональных приёмов, средств и их сочетание. Направленность, нацеленность, сосредоточенность субъекта профессиональной деятельности на поиск нового способа, приема решений возникающих творческих специальных задач и их реализацию в профессиональной деятельности. Всё это приводит к более положительной эмоциональной окраске как самой профессиональной деятельности управленца и его подчиненных, так и личности управленца, положительной оценке роли управленца в процессе профессиональной деятельности, саморегулрованию своей профессиональной деятельности.
Среди значимых психологических факторов предупреждения негативных проявлений личностно-профессионального становления руководителя реально влияют на продуктивность деятельности личностно-субъектный, социально-средовой, организационно-деятельностный факторы.
Личностно-субъектный фактор включает в себя:
осознанный учет субъектного опыта личности (чувства, установки, мотивы, ожидания), в том числе и негативного, использование приемов интеграции прошлого опыта;
устойчивое и осознанное знание своих индивидуальных личностных особенностей: склонности к интроверсии, реактивности, жесткости, мягкости, авторитарности, уровня самоуважения, «трудоголизма», увлекаемости, интровертированности, идеализированности, фанатичности, гуманности, реакции на стресс, эмпатии, мотивации успеха, самооценки, локус контроля и чувства значимости себя на рабочем месте; профессиональный стаж; возраст и др.;
преодоление неудовлетворенности профессиональным и личностным ростом (самоактуализацией);
осмысление перспектив дальнейшего профессионального развития и обоснование проектирования профессионального развития управленческих кадров;
развитие чувств собственной значимости, сопричастности другим людям, одобрения и уважения коллег; и работа над преодолением зависти к преуспевающим коллегам, разочарованием в профессии и др.
Социально-средовой фактор включает:
осознанное преодоление чувства социальной незащищенности, неуверенности в социально-экономической стабильности и др. негативных переживаний, связанные с социальной несправедливостью и недостатком социальной поддержки;
осознанное знание административных, управленческих и коммуникативных особенностей организации;
качественное знание статусно-ролевых и индивидуальных характеристик специалистов;
учет ролевых конфликтов, ролевой неопределенности, ролевых поведенческих стереотипов, негативных полоролевых установок, несоответствий между полномочиями руководителя и поставленными перед ним задачами;
формирование и повышение социального статуса субъекта управленческой деятельности;
развитие конструктивного характера профессиональных взаимоотношений;
развитие социально-экономической ситуации в профессиональном коллективе, имидж и характер профессии руководителя, профессионально пространственной среды.
Организационно-деятельностный фактор включает:
осознание имеющихся в профессиональной деятельности отклонений, прогнозирование возможных негативных изменений, моделирование изменений деятельности в обновляющихся условиях управленческого труда, устранение стереотипов и штампов, освоение приемов преобразования и самостоятельного корректирования состава деятельности;
учет и организация рабочего времени руководителя;
прогнозирование и планирование содержания управленческой деятельности: выбор и реализация высокопродуктивных форм, методов и содержания управленческой деятельности руководителя, в том числе и самообразования, избегание монотонности в своей деятельности;
формирование высокого качества управления, в том числе распределение и делегирование полномочий подчиненным;
выработка оптимального профессионализма руководителя: эффективного стиля руководства коллективом, высокопродуктивных системы и организации профессионального процесса, оптимального уровня ответственности, напряжения и объема управленческой деятельности;
выработка высокоэффективных способов отдыха и восстановления физических и психических сил.
Основой оптимизации процесса личностно-профессионального становления руководителя являются знание руководителем основных негативных изменений личностно-профессионального становления и своих личностных особенностей профессиональной деятельности, теоретических основ становления профессионализма, особенностей развития самосознания руководителя; применение в профессиональной практике психологических технологий эффективного руководства.
Для осуществления профессионального роста руководителя и оптимизации межличностных отношений в медицинском коллективе эффективнее использовать активные формы и методы работы: деловые игры, социально-психологические тренинги, моделирование профессиональной деятельности и т. п.
Литература:
Аттаева Л.Ж. Организация и управление работой медицинского коллектива в современных условиях / Аттаева Л.Ж. // Социальная и клиническая психиатрия. – М., 2009. - № 1(19). – С. 38 – 43.
Деркач А.А. Акмеология: личностное и профессиональное развитие человека. Сочинение в пяти томах. – М.: РАГС, 1999-2001.
Маркова А.К. Психология профессионализма.- М., 1996с.
Сибурина Т.А. Развитие системы управления персоналом в организациях здравоохранения. М., 2008. С. 160-161.