Психологические факторы эффективной деятельности руководителя терапевтического отделения | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 26 октября, печатный экземпляр отправим 30 октября.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Бахтояров, С. Е. Психологические факторы эффективной деятельности руководителя терапевтического отделения / С. Е. Бахтояров. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2012. — № 12 (47). — С. 538-539. — URL: https://moluch.ru/archive/47/5956/ (дата обращения: 17.10.2024).

Повышение уровня здоровья, трудоспособности и трудовой активности граждан напрямую связано с доступностью и качеством медицинской помощи. В рекомендациях ВОЗ в понятие качества включены, прежде всего, качество выполнения профессиональных функций, сведение до минимума риска при проведении медицинских вмешательств, удовлетворенность пациентов медицинской помощью. Известно, что удовлетворенность пациентов медицинской помощью, а медицинского персонала трудом в значительной степени зависят от социально – психологических факторов, сопровождающих трудовой процесс.

Медицинский коллектив, объединенный едиными целями, ориентированный на успех, творческое развитие, следующий высоким морально – нравственным принципам, работающий в рамках закона, предпочтительней как для пациентов, так и для системы здравоохранения в целом. Л.Ж. Аттаевой выделяются следующие основные характеристики уровня организационной культуры и межличностных отношений в медицинском коллективе:

  1. Доминирующие коллективные ценности организации, обеспечивающие достижение ее основных целей (организация лечебно-диагностического процесса в интересах больного; высокая нравственность персонала, ответственное отношение к обязанностям; индивидуальный подход к развитию работников, забота о личностном, карьерном и профессиональном росте; поощрение коллективных форм работы; постоянное совершенствование и развитие коллектива).

  2. Культура межличностных отношений (доверие, открытость, поддержка, единство ценностей; чувство коллективизма, ощущение единой команды; разделение всеми ценностей и убеждений организации; собственные традиции, обычаи, разработка девизов).

  3. Культура работника (нравственность поведения; нравственность мышления; культура чувств; культура труда).

  4. Культура управления (компетентность руководства; авторитет личности руководителя; механизм предупреждения и разрешения конфликтов; развитие мотивационной среды; поощрение инновационной активности; жесткий контроль процессов и обеспечение свободы действий работников; открытость для критики).

Руководство медицинским коллективом во многом направлено на обеспечение этих показателей. Сущностными признаками профессиональной деятельности управленца являются: объективная обусловленность управленческого процесса; единство мотивационных, эмоционально-волевых, интеллектуальных, физических и практических компонентов в профессиональной деятельности; обусловленность проблемной ситуацией профессионального творчества; использование нестандартных, оригинальных, оптимальных, рациональных приёмов, средств и их сочетание. Направленность, нацеленность, сосредоточенность субъекта профессиональной деятельности на поиск нового способа, приема решений возникающих творческих специальных задач и их реализацию в профессиональной деятельности. Всё это приводит к более положительной эмоциональной окраске как самой профессиональной деятельности управленца и его подчиненных, так и личности управленца, положительной оценке роли управленца в процессе профессиональной деятельности, саморегулрованию своей профессиональной деятельности.

Среди значимых психологических факторов предупреждения негативных проявлений личностно-профессионального становления руководителя реально влияют на продуктивность деятельности личностно-субъектный, социально-средовой, организационно-деятельностный факторы.

Личностно-субъектный фактор включает в себя:

  • осознанный учет субъектного опыта личности (чувства, установки, мотивы, ожидания), в том числе и негативного, использование приемов инте­грации прошлого опыта;

  • устойчивое и осознанное знание своих индивидуальных личностных особенностей: склонности к интроверсии, реактивности, жест­кости, мягкости, авторитарности, уровня самоува­жения, «трудоголизма», увлекаемости, интровертированности, идеализированности, фанатичности, гуманности, ре­акции на стресс, эмпатии, мотивации ус­пеха, самооценки, локус контроля и чувства значимости себя на рабочем месте; профессиональный стаж; возраст и др.;

  • преодоление неудовлетворенности профессиональным и личностным ростом (самоак­туализацией);

  • осмысление перспектив дальнейшего профессио­нального развития и обоснование проектирования профессионального развития управленческих кадров;

  • развитие чувств собственной значимости, сопричастности другим людям, одобрения и уважения коллег; и работа над преодолением зависти к преуспевающим коллегам, разочарованием в профессии и др.

Социально-средовой фактор включает:

    • осознанное преодоление чувства социальной незащищенности, неуверенности в социально-экономической стабильности и др. негативных переживаний, связанные с соци­альной несправедливостью и недостатком социальной поддержки;

    • осознанное знание административных, управленческих и коммуникативных особенностей организации;

    • качественное знание статусно-ролевых и индивидуальных характеристик специалистов;

    • учет ролевых конфликтов, ролевой неопределенности, ролевых поведенческих стереотипов, негативных полоролевых установок, несоответствий между полномо­чиями руководителя и поставленными перед ним задачами;

    • формирование и повышение социального статуса субъекта управленческой деятельности;

    • развитие конструктивного характера про­фессиональных взаимоотношений;

    • развитие социально-экономической ситуации в профессиональном коллективе, имидж и характер профессии руководителя, профессио­нально пространственной среды.

Организационно-деятельностный фактор включает:

    • осознание имеющихся в профессиональной деятельности отклоне­ний, прогнозирование возможных негативных изменений, моделирование изменений деятельности в обновляющихся условиях управленческого труда, устранение стереотипов и штампов, освоение приемов преобразования и самостоятель­ного корректирования состава деятельности;

    • учет и организация рабочего времени руководителя;

    • прогнозирование и планирование содержания управленческой деятельности: выбор и реализация высокопродуктивных форм, методов и содержания управленческой деятельности руководителя, в том числе и самообразования, избегание монотонности в своей деятельности;

    • формирование высокого качества управления, в том числе распределение и делегирование полномочий подчиненным;

    • выработка оптимального профессионализма руководителя: эффективного стиля руководства коллективом, высокопродуктивных системы и организации профессионального процесса, оптимального уровня ответственности, напряжения и объема управленческой деятельности;

    • выработка высокоэффективных способов отдыха и восстановления физических и психических сил.

Основой оптимизации процесса личностно-профессионального становления руководителя являются знание руководителем основных негативных изменений личностно-профессионального становления и своих личностных особенностей профессиональной деятельности, теоретических основ становления профессионализма, особенностей развития самосознания руководителя; применение в профессиональной практике психологических технологий эффективного руководства.

Для осуществления профессионального роста руководителя и оптимизации межличностных отношений в медицинском коллективе эффективнее использовать активные формы и методы работы: деловые игры, социально-психологические тренинги, моделирование профессиональной деятельности и т. п.


Литература:

  1. Аттаева Л.Ж. Организация и управление работой медицинского коллектива в современных условиях / Аттаева Л.Ж. // Социальная и клиническая психиатрия. – М., 2009. - № 1(19). – С. 38 – 43.

  2. Деркач А.А. Акмеология: личностное и профессиональное развитие человека. Сочинение в пяти томах. – М.: РАГС, 1999-2001.

  3. Маркова А.К. Психология профессионализма.- М., 1996с.

  4. Сибурина Т.А. Развитие системы управления персоналом в организациях здравоохранения. М., 2008. С. 160-161.

Основные термины (генерируются автоматически): профессиональная деятельность, медицинский коллектив, медицинская помощь, личностно-профессиональное становление руководителя, удовлетворенность пациентов.


Похожие статьи

Психологические условия развития творческих способностей социального работника

Аксиологический аспект процесса подготовки будущего учителя физической культуры

Проблема успеха в деятельности психолога

Психологическое сопровождение личностно-профессионального развития студента вуза

Особенности восприятия основных характеристик работы лечебно-профилактического учреждения с позиции врача и пациента

Педагогические условия формирования спортивной мотивации

Психологические возможности повышения познавательной активности учащихся начальных классов

Социально-психологические функции смехового поведения

Проблемы выбора стратегии взаимодействия преподавателя и студента на этапе адаптации в педагогическом вузе

Технологические аспекты организации самостоятельной работы студентов современного педагогического вуза

Похожие статьи

Психологические условия развития творческих способностей социального работника

Аксиологический аспект процесса подготовки будущего учителя физической культуры

Проблема успеха в деятельности психолога

Психологическое сопровождение личностно-профессионального развития студента вуза

Особенности восприятия основных характеристик работы лечебно-профилактического учреждения с позиции врача и пациента

Педагогические условия формирования спортивной мотивации

Психологические возможности повышения познавательной активности учащихся начальных классов

Социально-психологические функции смехового поведения

Проблемы выбора стратегии взаимодействия преподавателя и студента на этапе адаптации в педагогическом вузе

Технологические аспекты организации самостоятельной работы студентов современного педагогического вуза

Задать вопрос