В статье рассматривается социальная адаптация личности и ее общие закономерности, а также характер, содержание. В качестве инструмента, способствующего успешной социальной адаптации рассмотрена вокальная арт-терапия. Научная новизна исследования заключается в разработке модели социальной адаптации личности в условиях вокальной арт-терапии.
Ключевые слова : социальная адаптация, личность, арт-терапия, модель, психология.
Введение. Исследование социальной адаптации личности остается актуальным на протяжении многих десятилетий поскольку успешная адаптация позволяет эффективнее использовать человеческие ресурсы, выстраивать социальные связи, усваивать основы культуры общества, вносить
собственный вклад в социально-экономическое развитие России.
Ученый Р. С. Нивидничий исследовал специфику и сущность, уровни организации и функциональные особенности социальной адаптации в контексте изменений в современном мире. Сформулированные им научные положения в виде предполагаемых результатов при составлении концепции исследования говорят о том, что социальная адаптация имеет достаточно четкую структуру, этапы и функциональную логику [1].
Н. Е. Шустова выдвинула гипотезу о том, что адаптация — это социальный процесс, сущность которого заключается в развитии личности [3].
С точки зрения философского подхода в исследовании социальной адаптации М. В. Ростовцева и З. В. Хохрина в рамках трех основных научных направлений: естественно-научного, психологического, философского предположили и доказали философский смысл адаптации, раскрываемый с точки зрения ее деятельного отношения, которое формируется между личностью и социальной средой и может быть направлено на разрешение возникающих между ними противоречий [2].
Не всегда процесс адаптации личности протекает гладко и не всегда появляется способность к активности, которая разрешает социальные противоречия при сохранении собственной самоидентичности. Проблемы, связанные с приспособлением к условиям профессиональной деятельности или обучения, часто разрушают личность, приводят к фрустрации. Найти способ сопровождения социальной адаптации личности — это задача психологов. Методы психологии позволяют выявить риски дезадаптации, подвести к этапу аккомодации, который заключается в перестройке механизмов умственной деятельности для успешного усвоения информации, а также подойти к конечному этапу — «ассимиляции, т. е. процессу присвоения события и преобразование его в мысленную сферу.
В исследовании предпринята попытка использовать вокальную арт — терапию для успешного прохождения всех этапов социальной адаптации. Вокальная арт-терапия — это вид психологической коррекции и сопровождения социальной адаптации личности любого возраста, основанный на применении для терапии искусства, музыки и вокала. Вокальная арт-терапия проводится с целью воздействия на психоэмоциональное состояние личности.
Изучение научной и научно-практической литературы позволило сформулировать цель исследования — рассмотреть вокальную арт-терапию как средство социальной адаптации личности. В исследовании приняли участие студенты Воронежского института экономики и социального управления.
Для достижения цели была разработана модель социальной адаптации личности в условиях вокальной арт-терапии. В модели социальная среда представлена психологическим, социальным и физиологическим уровнями, которые подробно описаны. Следующая ступень — это создание комфортной безопасной среды вокальной арт-студии. Во время занятий психологом проводятся психологические упражнения, снимающие напряжение.
Рис. 1. Модель социальной адаптации личности в условиях вокальной арт-терапии
Взаимодействие и коммуникативные связи участников вокальной арт-студии являются эффективным стабилизатором эмоций в случае их лабильности. Конечным этапом реализации модели является успешная социальная адаптация.
Мониторинг эффективности модели проводился методом прямого опроса и методом наблюдения. Получены следующие результаты: выявлена специфика протекания адаптационных процессов в вокальной арт-студии, основанная на эмоционально-волевой сфере; проведен анализ адаптационных возможностей студентов в контрольной и экспериментальной группах; доказано, что студенты первокурсники, занимающиеся в вокальный арт — студии легко приспособились к социальным и учебным условиям вуза.
Таким образом, вокальная арт-терапия как средство социальной адаптации является одним из важнейших аспектов психологического воздействия на личность студента, направлена на получение положительного опыта нравственных и эмоциональных переживаний с помощью построения ситуаций успеха и удовлетворения потребности в признании.
Оптимизация социальной адаптации студентов предполагает создание комфортной в психологическом и социальном плане среды, которой является вокальная арт-студия.
Литература:
- Нивидничий Р. С. Социальная адаптация как фактор развития современной общественной системы. Дисс…кандидата философских наук. Ставрополь, 2007, — 146 с.
- Ростовцева М. В., Хохрина З. В. Социальная адаптация: философские основания исследования. Философия и культура, 2017–5, с. 90–95.
- Шустова Н. Е. Социальная адаптация личности: автореф. дис. … канд. социол. наук / Евгеньевна Наталья Шустова. — Саратов, 1999. — 132 с.