Сущность личностных компетенций детей младшего школьного возраста | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 23 ноября, печатный экземпляр отправим 27 ноября.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №23 (470) июнь 2023 г.

Дата публикации: 05.06.2023

Статья просмотрена: 624 раза

Библиографическое описание:

Гарипова, С. С. Сущность личностных компетенций детей младшего школьного возраста / С. С. Гарипова, Р. Ф. Миннуллина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 23 (470). — С. 520-522. — URL: https://moluch.ru/archive/470/103678/ (дата обращения: 15.11.2024).



Цели современного образования заключаются в обучении детей умению познавать, совместно жить в согласии с окружающими, научиться создавать новое, познавать неизведанное и др. Данные компетенции именуют также глобальными, общими.

Еще десять — пятнадцать лет назад цели обучения в школе состояли в том, чтобы научить учащегося новым знаниям, умениям и навыкам, которые должны быть в наличии у выпускника школы. Сейчас такой подход не совсем актуален, так как обществу требуются не много знающие и много говорящие люди [1, с. 59].

Для создания семьи, для производства и учебных заведений требуются люди, которые готовы войти в жизнь, а также способны решить самого разного характера профессиональные проблемы и жизненные задачи. Сейчас необходимо подготавливать выпускника такого уровня, чтобы при возникновении сложных вопросов он мог заранее продумать разные варианты их решений, рассмотреть способы, рациональные подходы с пояснением принятых решений.

Все это на практике реализуемо через те знания, умения и навыки, которые получены учеником в период обучения. Также здесь существенную роль играют дополнительные качества, для выделения которых применяются слова «компетентности».

Личностные компетенции занимают особо важную позицию в современной системе образования. Современная образовательная система нацелена на создание качественного обучения. В этом отношении компетентностный подход является одним из важных условий совершенствования качества образования.

Как пишут современные ученые, важно привить детям само желание обладать важными компетенциями, которые дают личности умение ориентироваться в социуме, воспитывают навык человека оперативно проявлять реакцию на мгновенные изменения окружающей действительности. Нацеленность обучения на формирование тех или иных компетенций человека показывает, ориентацию педагогического процесса на становление личности обучающегося.

Личностные компетенции не могут быть сформированы в индивиде мгновенно, неожиданно и сами по себе. Как правило для этого требуется время, грамотное воздействие со стороны педагога — наставника, родителей, а также многократное выполнение учащимся определенных видов действий на практике [2, с. 8].

Поэтому особо острым в современной системе обучения стоит вопрос о формировании личностных компетенций в процессе ежедневной образовательной работы. То есть становление данных навыков должно быть вплетено в программу обучения учеников начальной школы.

ФГОС НОО говорит о том, что ученик начальной школы должен обладать следующими умениями и навыками:

— личностные компетенции — умение владеть ситуацией, оперативно принимать решения, готовность развиваться самостоятельно в разных направлениях как полноправный член общества;

— предметные компетенции — знать особенности разных процессов, предметов, явлений, объектов их взаимосвязи и др.;

— метапредметные компетенции, обладание знаниями и навыками в смежных областях, владение коммуникативными умениями.

Все эти компетенции педагог может реализовать в личности через развитие его во время занятий, уроков и во внеурочной работе. Для формирования указанных компетенций, а прежде всего раскрытия личностного потенциала учащегося необходима ресурсная база, содействующая эффективной реализации процесса обучения и воспитания детей:

— профессионализм учителя;

— учебный кабинет;

— документация педагога по реализации программы обучения;

— интерактивные технологии на занятиях;

— владение современными методами обучения детей, инновационные подходы;

— грамотная организация урочной и внеурочной работы с учениками начальной школы;

— профессиональная диагностика развития соответствующих компетенций учащихся, прослеживание их динамики становления.

Важную роль в становлении личностных компетенций ученика начальных классов занимает непосредственно урочная форма работы. Здесь в специально организованных педагогом условиях происходит непосредственный контакт ребенка и учителя, цель данной работы формирование познавательных навыков, знаний, через совершенствование личностных умений учащегося.

На практике реализовать это помогают современные технологии обучения:

— проектные методы;

— поисковые задания;

— проблемные ситуации;

— индивидуальный подход в обучении;

— системный и деятельностный подход в образовании и др.

Личностные компетенции детей младшего школьного возраста могут быть раскрыты через разные формы работы, которые воспитывают самостоятельное мышление человека. При изучении нового материала педагог не должен давать ученику готовых вариантов ответов, здесь всегда должно оставаться место интересу, проявлению знаний, поиску, обсуждениям, так как такие знания остаются в памяти ребенка на долгое время, нежели материал, преподнесённый в готовой форме.

Личностные компетенции ученика также формируются, когда учитель научает школьника при размышлениях связывать между собой знания, которые относятся к разным предметным областям. Важно здесь проявление умения младшего школьника пользоваться разными источниками информации, воспитание интереса к организации поисковой, исследовательской деятельности и др. [3, с. 13].

Также на становление личностных компетенций воздействие оказывает умение ребенка самостоятельно принимать ответственные решения и оценивать их эффективность со стороны. Личностные компетенции ребенка не могут быть взращены если он не обладает навыками обработки мультимедийной, звуковой, графической, иллюстративной, текстовой информации.

Применение цифровых технологий учит ребенка переводить информацию из одной формы в другую, расширяет познавательные способности и дает возможности реализовать на практике индивидуальные формы обучения с ребенком.

Личностные компетенции ученика развиваются также непосредственно при работе на уроках в парах, в малых группах. Объединяясь в такие формы, младшие школьники могут создавать общие проекты, выполнять творческие работы, домашние задания и др.

В этом отношении ребенок не просто должен уметь собирать информацию, но и отбирать из этого массива ту часть, которая ему необходима для работы, переосмысливать ее, дополнять, делать соответствующие выводы. Здесь проявляются такие навыки младшего школьника как умение слушать, читать, наблюдать, писать.

Развивает работа с источниками такие личностные качества ученика как умение анализировать, сравнивать, классифицировать, обобщать, моделировать, выделять причины и др. Личностные компетенции проявляются в том, что ребенок анализирует таблицу, но материал излагает в форме содержательного текста или наоборот рассматривает текст и переводит ее в рисунок, график, схему.

В этом отношении для развития личностных компетенций педагог должен чаще давать детям задания на подготовку сообщений, рефератов, докладов, выступлений, тезисов, сочинений разной формы. Большую роль в формировании личностных компетенций детей младшего школьного возраста занимает умение работать в коллективе. В этом отношении учитель должен содействовать становлению в классе навыков сотрудничества, взаимопомощи, чувства товарищества и коллективизма.

Ученик должен уметь уступать, идти на компромисс, обсуждать, принимать точку зрения других, поддерживать дискуссии, прения при обсуждении важных вопросов. На становление личностных компетенций воздействуют навыки грамотного общения с окружающими.

Хорошо содействуют развитию личностных компетенций такие формы работы с учениками как проведение конкурсов, мини-игр, открытых классных часов, экскурсии, походы, праздничные даты, то есть — это разнообразная форма внеурочной работы педагога с учащимися. В. А. Кирина подчеркивает, что на становление личностных умений существенное воздействие оказывает умение ребенка слушать речь, пересказ материала, устные описания разных объектов, предметов, явлений общества, создание текстов повествовательного, монологического содержания, участие в диалогах с другими, соблюдение речевого этикета и навыки применения полученных знаний в жизни.

Ученик формирует личностные компетенции, когда овладевает ролью учащегося начальной школы, перенимает и исполняет роль члена семьи, друга, все это в будущем поможет ему решать важные жизненные задачи в трех направлениях — гражданин общества, семьянин, специалист определенной сферы. Педагог для этого активно использует в работе элементы поддержания положительного эмоционального микроклимата в классе, подключает учеников к участию в жизни школы, группы, внедряет технологии сбережения, здоровья, подключает родителей к процессу воспитания и обучения детей, создает актив класса и др. [4, с. 19].

Таким образом, нацеленность обучения на формирование тех или иных компетенций человека показывает, ориентацию педагогического процесса на становление личности обучающегося.

Личностные компетенции не могут быть сформированы в индивиде мгновенно, неожиданно и сами по себе. Как правило для этого требуется время, грамотное воздействие со стороны педагога — наставника, родителей, а также многократное выполнение учащимся определенных видов действий на практике.

Поэтому особо острым в современной системе обучения стоит вопрос о формировании личностных компетенций в процессе ежедневной образовательной работы. То есть становление данных навыков должно быть вплетено в программу обучения учеников начальной школы.

Литература:

  1. Гиляков, С. В. Основы педагогики психологии / С. В. Гиляков // Развитие и обучение. — 2020. — № 2. — С. 58–59.
  2. Данилова, Д. А. Исследование уровня развития личностных качеств детей 10 лет / Д. А. Данилова. — М.: Знание, 2019. — 322 с.
  3. Едина, М. Е. Влияние личностных компетенций на процесс обучения школьников / С. Е. Едина. — СПб.: Иволга, 2019. — 123 с.
  4. Жуков, А. М. Формирование у младших школьников социальных и личностных компетенций / А. М. Жуков. — М.: Изд-во Воспитание, 2021. — 199 с.
Основные термины (генерируются автоматически): компетенция, начальная школа, умение, личностная компетенция ученика, навык, ученик, внеурочная работа, грамотное воздействие, ежедневная образовательная работа, младший школьник.


Задать вопрос