Огромную роль играет начальная школа в становлении и развитии социальных компетенций учащихся. Смело можно утверждать, что для ребенка после детского сада, школа выступает единственным обширным и первым источником освоения общественного опыта.
Большую роль, несомненно, в данных процессах занимает роль первого учителя младшего школьника. Для детей до 10 лет первый учитель — это авторитет, источник всех самых основных знаний, умений, навыков, можно сказать, что в своем учителе ребенок видит истинный образец для подражания.
Здесь играет большую роль не только как обучает педагог, но и его манера общения, стиль поведения, критерии оценивания, умение находить общий язык с учащимися и др. Педагог учит ребенка примерять на себя новую роль ученика, которая формирует ряд обязанностей и прав. У младшего школьника появляется ответственность, которой не было в дошкольном возрасте. Прежде всего к ним можно отнести:
— умение готовить домашние задания;
— соблюдение расписания занятий, режима дня;
— навык формирования учебных принадлежностей на каждый день обучения;
— соблюдение определенных норм и правил поведения в учебном заведении, во время занятий;
— соблюдение соответствующего внешнего вида и др. [50, с. 71].
Все это приходит к ученику не сразу, он проходит ряд этапов своего личностного развития, индивид должен созреть для того, чтобы принять данные установки в качестве своих внутренних ориентиров. Начальная школа закладывает в ребенке, те основы, которые впоследствии будут развиваться при обучении в среднем и старшем звене школы.
Это его отношения в семье, отношение к природе, окружающим его людям, процессу выбора профессии, навыкам получения новых знаний, умений на практике, развитию себя в целом.
Первым социумом для ребенка выступает школьный класс. Здесь младший школьник учится подчиняться требованиям большинства, верно отражать свои суждения, взгляды, мнения, правильно и грамотно выражать свою точку зрения, убеждать, рационально обосновывать свои выводы, делать грамотные заключения о воспринимаемых событиях и др.
Экспериментальная работа реализовывалась в период с сентября 2022 года по май 2023 года (12 занятий, один раз в две недели) в экспериментальной группе младших школьников.
На первом занятии (урок «Литературного чтения») мы провели небольшую беседу с учащимися по теме «Пословицы и поговорки русского народа о семье». Цель работы с учениками экспериментальной группы развитие их личностных компетенций в отношении семейных ценностей: уважение к родителям, старшим членам семьи, взаимопомощь, стремление сохранить свои корни, связь с предками. Каждый из учеников рассказал, что в его семье для него представляет особую ценность [1, с. 9].
Также мы работали над становлением социальных компетенций, учащихся на уроках окружающего мира (беседа «Я и мои друзья»), по этой теме нами были проработаны такие качества детей экспериментальной группы как умение ценить своих товарищей, друзей, приходить на помощь к близким в беде, дорожить своими отношениями и работать над их развитием.
Личностные компетенции проработали и на уроках русского языка, школьники экспериментальной группы получили задание раскрыть устное сочинение на тему «Каким я хочу стать?». Здесь дети рассуждали на тему характера человека, его знаний, умений, профессиональных способностей и др. Также на уроках технологии мы подготовили с учениками экспериментальной группы поделку ко Дню пожилого человека (социальные компетенции). Здесь дети изготовили своими руками небольшие сувениры, которые потом мы преподнесли ветеранам труда.
Также мы продолжали работать над становлением личностных качеств детей экспериментальной группы на уроках литературного чтения. Здесь дети выступали со своими произведениями, которые они прочитали во время летних каникул. Младшие школьники обосновывали почему данное произведение им понравилось.
Социальные компетенции детей экспериментальной группы также были проработаны нами в процессе организации совместной трудовой деятельности. Дети участвовали в процессе уборки классного кабинета (протирание пыли, поливка растений, уборка учебных принадлежностей, мытье столов и др.). В процессе совместной работы дети учились планировать предстоящие трудовые действия, оценивать результат, назначать ответственных и др.
Во время внеурочной деятельности нами также была проведена работа над развитием личностных компетенций детей (классный час на тему «Богатства нашего поселка»). Здесь мы проговорили с учащимися о таких значимых для каждого человека ценностях как родной город, село, республика, страна. Дети вспомнили и процитировали слова гимна Республики Татарстан, а также назвали главные государственные символы Российской Федерации.
Также в целях воспитания коммуникативных и личностных качеств детей экспериментальной группы нами была проведена виртуальная экскурсия в музей «Первых музыкальных инструментов». Здесь дети смогли ознакомиться с творчеством таких композиторов классиков как В. А. Моцарт, И. С. Бах и др.
Также нами был организован в группе младших школьников просмотр документального фильма на тему «Как развить в себе творчество, креативность». Цель работы раскрыть свои скрытые личностные компетенции, учить детей видеть специфику красоты окружающего мира, стремиться формировать свои навыки, умения, способности креативной направленности.
Отдельное внимание было уделено усвоению общественных норм поведения мы уделили на занятии «Правила поведения в школе». Здесь мы выслушали мнения детей о том, как следует себя вести во время занятий, общих мероприятий в актовом зале, совместных встречах с другими педагогами и учащимися школы [3, с. 111].
При организации экскурсии в лес «Отдыхаем телом и душой» мы учили детей наслаждаться прекрасным видом, получать эстетическое наслаждение от созерцания прекрасного вокруг себя.
На заключительном занятии «Самоанализ и рефлексия» младшие школьники экспериментальной группы учились делать выводы о проведенной совместной работе.
Таким образом на формирующем этапе эксперимента нами была проведена образовательно-воспитательная работа по развитию социальных и личностных компетенций у детей младшего школьного возраста.
Всего в план вошли 12 занятий, которые реализовывались на основе использования разных форм и направлений педагогической деятельности на уроках литературного чтения («Пословицы и поговорки русского народа о семье», «Мое любимое произведение»), окружающего мира (беседа «Я и мои друзья»), русского языка (устное сочинение «Каким я хочу стать?»), технологии (изготовление поделки «Подарок ветеранам»).
Также на формирующем этапе эксперимента нами была организована совместная трудовая деятельность детей («Уборка классного кабинета»), проведены классные часы на тему «Богатства нашего поселка», «Правила поведения в школе», виртуальная экскурсия в музей «Первые музыкальные инструменты», организован просмотр документального фильма на тему «Как развить в себе творчество, креативность», экскурсия в лес «Отдыхаем телом и душой», самоанализ и рефлексия [2, с. 18].
Литература:
- Кушаков И. И. Формирование коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников / И. И. Кушаков // Психология младшего школьника. — М.: Проспект, 2021. — 150 с.
- Лазукина О. В. Формирование социальных компетенций в младшем школьном возрасте: учеб. пособие / О. В. Лазукина. — Чита: Вологда, 2021. -188 с.
- Лунина, Т. А. Творческая природа психики человека / Т. А. Лунина // Педагогика. — 2021. — № 5. — С. 111–112.
- Мазин, А. В. Социология как наука / А. В. Мазина. — Киров: Фестиваль, 2021. — 239 с.