В статье рассмотрены теоретические основания исследования политической культуры, которая обусловлена масштабными переменами в мире, становлением в условиях независимости стран новых каналов и механизмов формирования властных групп, сменой внутри- и внешнеполитических приоритетов трех стран. Политическая культура же имеет спектр функций: когнитивную, оценочную, эмоциональную, а также политическую социализацию человека.
Ключевые слова: политика, культура, политическая культура, ценности, политическая система.
Политическую культуру можно рассматривать как политическую личность нации. Она охватывает глубоко укоренившиеся, устоявшиеся политические черты, характерные для общества. Политическая культура содержит отношение, ценности и убеждения, которые люди в обществе имеют к политической системе, включая стандартные предположения о том, как работает правительство.
Понятие «политическая культура» появилось благодаря немецкому философу И. Г. Гердеру, который в 1784 г. впервые обозначил его в работе «Идеи к философии истории человечества» [1].
Приступая к анализу структурных и типологических составляющих политической культуры прежде всего необходимо дать определение исследуемому понятию. В философской и политологической науках до сих пор не существует общепризнанной концепции политической культуры из-за многоплановости и сложности феномена, что «связано с различными методами исследования, с выделением конкретной функции, аспектов или составных элементов политической культуры» [2], анализ которых отражает субъективизм исследователя.
Однако среди известных определений политической культуры условно можно выделить два лагеря: широкое и узкое значение. В широком смысле, политическая культура есть часть общей культуры, которая отражает характер политического взаимодействия, «выступает показателем политического опыта, знаний и чувств, шаблонов поведения и действий политических субъектов». Узкое значение ориентируется на политические установки, ориентации, ценности, традиции, идеалы, поведение индивида в политической среде.
Выделившие политическую культуру как категорию политической науки, американские исследователи Г. Алмонд, С. Верба, Л. Пай и др., рассматривали политическую культуру как общественное явление, включающее настроения, ориентации, поведения. Г. Алмонд и С.Верба определяют политическую культуру как специфическую модель ориентаций-установок (когнитивных, эмоциональных, оценочных) по отношению к политической системе и её составляющим элементам, а также осознание роли собственного «Я» в ней [3]. Э. Пай включает в политическую культуру такие элементы как «политическая идеология, национальный характер и дух, национальная политическая психология и фундаментальные ценности народа». Теория Г. Алмонда, С.Вербы и их последователей приобрела классический характер политической теории по изучению политической культуры, поэтому часто исследователи обращаются к данным фундаментальным разработкам.
В. Ф. Пеньков даёт целостное определение политической культуры, отражающее зарубежный опыт. По его мнению, политическая культура в понимании зарубежных авторов «предстаёт как выражение исторических традиций, идеологий и ментальностей, как средство выявления специфики функционирования политиков, их подхода к разрешению проблем реализации различных интересов, а также как фактор, способный формировать направления деятельности политической элиты при урегулировании конфликтов».
С 1980-х гг. XX в. отечественные мыслители приступили к разработке теории политической культуры. Так, В. Л. Варданян понимает политическую культуру как способ исполнения властных целей. Ф. М. Бурлацкий рассматривает политическую культуру как уровень знаний и представлений общества о политике и, связанную с этим, политическую активность.
Наиболее полным определением, на наш взгляд является разработка А. С. Панарина, где политическую культуру можно представить «как символическую систему, охватывающую политические традиции, политические нормы и ценности, политические идеалы и проекты будущего. Иными словами, политическая культура сводит воедино три времени: прошлое, зафиксированное в политических традициях; настоящее, отражаемое в установках и нормах поведения людей, адаптирующихся к современной политической реальности; и будущее, совмещающее вероятное, желаемое и должное» [4].
Перейдём к рассмотрению структуры политической культуры, концептуальной основой которой стала работа А. И. Ракитова. В политологической науке данную теорию развила и усовершенствовала Т. В. Карадже [5].
Согласно классической теории, политическая культура включает исторический политический опыт, политическое сознание и политическое поведение.
В соответствии с заданной концепцией, политическая культура состоит из ядра, защитного пояса с элементами. Ядро политической культуры концентрирует в себе глубинные политических мировоззренческие позиции, которые проявляются в нормах, стандартах, эталонах, правилах политической деятельности. Данная информация усваивается за счёт социального импринтинга характера политических отношений и процессов. Поскольку ядро- конструирующий фундамент политической культуры, оно выполняет главнейшую задачу- сохранение и передача самоидентичности нации.
Для поддержки сохранности базиса ядром в процессе исторического развития возникает защитный пояс с наличием политических традиций, норм, ритуалов, который выступает в качестве фильтрующего механизма входящих социальных импульсов, а также обеспечивает адаптацию к меняющейся социокультурной среде.
Стоит заметить, что ядро как информационная базовая структура также видоизменяемо, однако это происходит значительно дольше по сравнению с защитным поясом.
Немаловажную роль в функционировании политической культуры играет психический склад нации- устойчивая эмоциональная сторона народного характера, проявляющаяся в конкретной реакции на политические события национальной и межнациональной жизни общества, отображающая особую психологическую атмосферу данной политической среды. Одна из психологических остановок, определяющая склад нации, восприимчивость других политических культур -установка «свой-чужой», где «чужой» отождествляется с врагом, и по отношению к нему срабатывает механизм защиты-агрессия.
Ход трансляции информации в политическую культуру объясним с позиции линейной модели коммуникации Г. Д. Лассуэлла, где данный акт раскрывает несколько вопросов: кто говорит, что говорит, по какому каналу, кому и с какой эффективностью [6].
Рассмотрим процесс передачи информации относительно политической культуры. Прежде всего источником являются политические институты, организации, объединения, транслирующие информацию посредством всех видов средств массовой информации, а также социальное окружение, располагающее обыденной реальностью. Форма трансляции определяется конкретными целями и задачами акторов коммуникации, а также спецификой языка, предполагающего определённые клише, стереотипы. При этом воспроизводителю информации необходимо учитывать реальное социокультурное пространство для эффективности внедрения тех или иных политических установок в среду политической культуры. Этот процесс и есть отражение работы «входов» и «выходов» политической культуры: как формируются социально значимые культурные результаты. Представленный процесс опирается на время, соответственно, образуется социокультурная модель с ориентацией на определённое время: на прошлое, будущее и настоящее.
Таким образом, политическая культура — это символическая система восприятия политической реальности, включающая ядро с заданными временными установками, установками «свой-чужой», и защитный пояс с элементами, представленными в виде исторически обусловленных политических норм, ценностей, идеалов.
Литература:
- Гердер, Иоганн Готфрид Идеи к философии истории человечества / Иоганн Готфрид Гердер; пер. А. В. Михайлов. — Москва: Директ-Медиа, 2007. — 1562 с.
- Подвойская Н. Л. Политико-культурный подход как новая исследовательская парадигма в американской политологии второй половины ХХ в. // Каспийский регион: политика, экономика, культура. — 2006. — № 2. — [Электронный ресурс]. — URL: http: //www.elibrary.ru.
- Алмонд Г. А., Верба С. Гражданская культура и стабильность демократии Архивная копия от 31 марта 2014 на Wayback Machine // Полис. Политические исследования. 1992, № 4.
- Панарин А. С. Политология. Учебник. М.,2001.- 448с.
- Карадже Т. В. Политическая культура как система: содержание, структура и принципы функционирования // Вопросы политологии. 2013. № 3. С. 9–20. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=22698896
- Лассуэлл Г. Д. 2005. Психопатология и политика.