В статье рассматривается актуальность темы нравственного и патриотического воспитания старших дошкольников — одной из важнейших задач нравственного воспитания, включающая в себя воспитание любви к близким людям, к детскому саду, к родному городу и родной стране. Статья посвящена ознакомлению воспитанников с историей города Старый Оскол и формированию у них патриотических чувств. Описывается педагогический опыт авторов по военно-патриотическому воспитанию, раскрывается содержание работы по данной теме. Основную часть статьи занимает практическая работа по формированию патриотических чувств у детей дошкольного возраста. Данная статья рассчитана на педагогов, родителей детей.
Ключевые слова: Родина, малая родина, патриотизм.
Гражданское общество России преодолевает глубокий духовный кризис, так как в современном обществе частично утеряны ценностные ориентиры. Государство в настоящее время пытается восстановить утраченное в гражданах страны, в том числе и в детях чувство патриотизма и гражданственности. Поэтому, нравственно-патриотическое воспитание детей является одной из основных задач дошкольного образовательного учреждения.
Чувство Родины начинается у ребёнка с отношения к семье, к самым близким людям — к матери, отцу, бабушке, дедушке. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением. Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой малыш, чему он изумляется и что вызывает отклик в его душе…
Нравственно-патриотическое воспитание ребенка — сложный педагогический процесс. В основе его лежит развитие чувств [4, с. 6].
Правильно организованная и систематически проводимая, работа по нравственно-патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста поможет сформировать у дошкольников первые чувства патриотизма: гордости за свою Родину, любовь к родному краю, уважение традиций [3, с.7].
Нет сомнения в том, что уже в детском возрасте в результате систематической, целенаправленной воспитательной работы у ребёнка могут быть сформированы элементы гражданственности и патриотизма.
Конечно, для формирования чувства патриотизма важно давать детям базисные представления о нашей стране, народе, обычаях, истории культуре, начальные знания о Родине. Но при этом, на наш взгляд, еще важнее не забывать, что сами по себе знания являются только пищей ума, а патриотизма «от ума» не бывает, он бывает только «от сердца». Именно поэтому ранний возраст, в силу еще не утраченной открытости души, в силу непосредственности душевных и эмоциональных реакций, наиболее важен для формирования патриотизма.
Поэтому, когда заметно возрос интерес к истории России, как одному из факторов духовно-нравственной консолидации российского общества, изучение истории своей страны, своей малой родины — Белгородчины, позволяет привить детям любовь к Родине, чувство долга, желание видеть ее цветущей и сильной, формирует бережное отношение к истории Отечества, к его культурному наследию. Мы показываем ребенку, что родной город славен своей историей, традициями, памятниками, лучшими людьми [3, c.12]. История малой Родины помогает глубже осознать свою причастность к событиям, происходящим в стране, прививает чувство гордости за свою землю. В своей работе мы убеждаем детей, что любовь к Родине начинается с малого — с любви к матери, с уважения к людям, окружающих тебя, с родного дома, улицы, с умения находить вокруг себя то, что достойно восхищения.
Огромное значение для воспитания у детей интереса и любви к родному краю имеет все его окружение. Постепенно ребенок знакомится с детским садом, родной улицей, городом, а затем уже со своей страной, ее столицей и символами [4, с 7].
5 февраля — день освобождения города Старого Оскола от немецких захватчиков. Каждый год, и это стало традицией в нашем детском саду, мы с воспитанниками совершаем экскурсии по памятным местам Великой Отечественной войны. Вместе с детьми мы, педагоги, приходим на митинг к Братской могиле на улице Ленина. Перед экскурсией проводим подготовительную работу: в ходе бесед, рассматривания иллюстративного материала, тематических часов даем ребятам представления о войне, какой долгой и жестокой она была.
Улица, на которой находится наш детский сад, носит имя Николая Литвинова, одного из 17-и героев, которые вступили в смертельную неравную схватку с огромной колонной фашистов, стремящихся прорваться в город. Почти все они погибли, но память о них хранится в книгах, в названиях улиц, в сердцах благодарных жителей и в сердцах наших маленьких воспитанников. Об этом детям рассказали мы, воспитатели, и работники местного краеведческого музея.
Праздник День Победы закрепляет знания детей о том, как защищали свою Родину русские люди в годы войны, какие памятники напоминают о героях, почему воздвигнут тот или иной памятник, воспитывают чувство уважения к ветеранам Великой Отечественной, желание заботиться о них [1, с.215]. В канун дня освобождения Старого Оскола, Дня защитника Отечества и Дня Победы мы организовываем встречи с ветеранами Великой Отечественной войны. Вместе с детьми готовим им подарки и открытки своими руками. Чем дальше история отодвигает день 9 мая 1945 года, тем величественнее встает над миром немеркнущий подвиг нашего народа. Воспитанники нашего детского сада ещё раз убедились в этом, совершив экскурсию в мае на митинг у Братской могилы. В акции приняли участие ветераны Великой Отечественной войны, участники локальных военных конфликтов, студенты, воспитанники детского сада № 5. Экскурсия подарила ребятам много впечатлений и вселила огромное чувство гордости за наш народ и нашу прекрасную землю.
Накануне праздника Победы неизгладимое впечатление оказывают встречи с ветеранами войны, их ордена, медали, военные фотографии, а также фронтовые письма. Акция «Аллея Славы», приуроченная к празднованию 78-летия Победы в Великой Отечественной войне, была проведена в детском саду. К акции активно присоединились все неравнодушные родители детей, посещающих детский сад, сотрудники, выпускники, воспитанники. Участники движения высадили 17 именных деревьев, увековечив память тех, кто отдал свои жизни за наше будущее. На территории детского сада появились замечательные насаждения, а дети ухаживают за деревьями, посаженными взрослыми.
После экскурсии мы, педагоги, вместе с детьми составляем рассказы о своих впечатлениях от экскурсии; военная тема находит отражение в рисунках, лепке, аппликации. Кроме занятий, встреч и экскурсий, мы проводим дополнительную работу, в которую включаем чтение художественной литературы, заучивание стихотворений и песен военных лет, экскурсии к памятникам и обелискам, рисуем рисунки.
Мы верим, что дошкольный период в жизни детей — важная ступень в закладывании основ патриотизма. Героизм, мужество, стойкость, готовность совершать подвиги — эти черты понятны детям, вызывают желание подражать воинам, быть такими же мужественными и смелыми.
Литература:
- Алёшина Н. В. Ознакомление дошкольников с окружающим и социальной действительностью/ Н. В. Алёшина — М, 2001. -246 с.
- Алёшина Н. В. Патриотическое воспитание дошкольников / Н. В. Алёшина — М., 2004.
- Ветохина А.Я и другие. Нравственно- патриотическое воспитание детей дошкольного возраста Методическое пособие для педагогов / А. Я. Ветохина и другие — СПб: «ООО Издательство «ДЕТСТВО ПРЕСС», 2011.-192 с.
- Маханева М. Д. Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников. Методическое пособие. / М. Д. Маханева — М.: ТЦ Сфера, 2009. — 96 с.